О новой форме организации дистанционного предметного обучения детей с ОВЗ в основной школе: из практики реализации
Авторы: Данько Юлия Вячеславна, Зубачева Ирина Олеговна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)
Дата публикации: 23.02.2018
Статья просмотрена: 147 раз
Библиографическое описание:
Данько, Ю. В. О новой форме организации дистанционного предметного обучения детей с ОВЗ в основной школе: из практики реализации / Ю. В. Данько, И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13849/ (дата обращения: 16.11.2024).
Организация обучения в современной школе требует комплексного подхода к использованию технических, методических и информационных средств обеспечения учебных занятий. [5, с. 8]
В Концепции модернизации российского образования одной из поставленых задач является разработка информационных технологий дистанционного обучения.
Большую роль в решении поставленных задач играет активное применение информационно-коммуникативных технологий (далее ИКТ) в учебном процессе. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации; повышают мотивацию учеников к обучению; позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений; качественно изменяют контроль деятельности учащихся; дают возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определяют этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и позволяют исправить ее. [4]
Информационная среда на уроках способствует эффективному решению педагогических проблем:
‒ развитие коммуникационных компетенций;
‒ сближение обучения в школе с повседневной жизнью общества;
‒ обогащение учебного материала;
‒ овладение учащимися информационной компетентностью. [1, с. 29]
Обучение детей-инвалидов в Центре дистанционного образования детей-инвалидов при ГБОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей-интернат» реализуется по основным образовательным программам (ООП) и адаптированным основным общеобразовательным программам (АООП). АООП для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) учитывают особенности психофизического развития детей, их индивидуальные возможности, обеспечивают коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию. Согласно медицинским показаниям на уроках обучающиеся работают как в письменной (рукописный или печатный текст), так только и в устной форме.
Обучение осуществляется с помощью образовательной технологии «Белгородская дистанционная образовательная оболочка». Также используются различные электронные образовательные ресурсы («Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов», сетевой ресурс «LearnibgApps.org»), которые позволяют проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне, обеспечивают наглядность, привлекают большое количество дидактического материала, повышают мотивацию к обучению.
В последнее время среди учителей получает активное распространение облачная интернет-технология «Google-Disk», позволяющая в полной мере организовать совместную работу учителя с обучающимся на различных этапах уроков (ознакомление с теоретическими материалами, различные виды работы с текстом, выполнение практических заданий на этапах обобщения и закрепления). Кроме того, данная интернет-технология помогает учителю в создании условно-графической наглядности, прежде всего, схематической и символической, к которым относятся таблицы, схемы, кластеры, фишбоун, опорные конспекты и др. Применение наглядности позволяет преобразовывать объёмный материал в более доступный для восприятия и создает необходимые предпосылки для самостоятельной деятельности обучающихся. Использование таблиц и схем в образовательном процессе помогает выделять самые существенные признаки изучаемого объекта.
Рассмотрим наиболее распространенные формы и методы, применяемые учителями посредством использования облачной интернет-технологии «Googl-Disk»:
— на уроках русского языка илитературы:
Задание № 1 (ООП). Образуйте имена существительные с суффиксом -ость- от прилагательных смелый, храбрый, правдивый.
Таблица 1
смелый |
храбрый |
правдивый |
|
-ость- |
Задание № 2 (АОП, умственная отсталость). Исключите (подчеркните) «лишнее» слово в ряду однокоренных слов.
Проход, проезд, переезд, выезд, заезд, поездка.
Задание № 3 (ООП). Замените словосочетание «прил. + сущ». словосочетанием «сущ. + сущ.». Сделайте вывод: словами какой части речи, кроме имени прилагательного, может быть выражено определение?
Стальная труба — труба (какая? из чего?) из стали
малиновое варенье –
Задание № 4 (ООП). Придумайте начало сложного предложения, употребив союзы и, когда, чтобы:
[Ветер усилился]..., и гроза перешла в ураган.
[Мы уже вышли из дому]..., когда гроза перешла в ураган.
[Не хотелось бы]..., чтобы гроза перешла в ураган.
Задание № 5 (ООП). Сжатое изложение. Подготовьте текст к сжатию: выделите ключевые слова.
Родина... Я живу счувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда. Может быть, мне это нужно, думаю я, чтобы постоянно ощущать в себе житейский «запас прочности»: всегда есть куда вернуться, если станет невмоготу. Одно дело жить ибороться, когда есть куда вернуться, другое дело, когда отступать некуда. Я думаю, что русского человека во многом выручает сознание — есть ещё куда отступать, есть где отдышаться, собраться сдухом. (Отрывок из статьи В. М. Шукшина «Слово о малой родине»)
‒ Тема текста (о чем? текст).
‒ Основная мысль текста (для чего написан текст?).
‒ Микротемы текста (основная тема каждого абзаца). Запишите микротемы текста.
‒ Напишите сжатое изложение.
‒ — на уроках истории иобществознания:
Задание № 1. Составьте кластер по теме «Права граждан» (Обществознание, 7 класс). (Рис. 1).
Рис. 1. Права граждан
Описание работы: в центре овала или прямоугольника указано ключевое понятие «Права человека», в фигурах второго уровня размещаются составляющие понятия (гражданские, экономические, политические, социальные, культурные права).
Задача: подобрать из предложенных вариантов то, что включают в себя сами эти составляющие (право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, на честь и достоинство; участие граждан в выборах президента, деятельность политических партий; право на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям, свободу творчества и др.; право быть собственником, наследовать имущество, право на труд; права, на образование, на жилище, медицинское обслуживание и др.)». Такие задания вызывают у обучающихся живой интерес и уверенность в успехе своей работы, даже если подобное задание будет выражено в форме ассоциативного ряда.
Задание № 2. Составьте сравнительную таблицу по теме «Основные политические партии начала XX века в Российской империи» (Обществознание, 9 класса). (Рис. 2).
Описание работы: сравните социалистические, либеральные и монархические партии по ряду вопросов (политические лидеры, интересы каких социальных групп выражали, главные политические цели, основные требования, главные методы деятельности).
Рис. 2. Основные политические партии начала XX века в Российской империи
Итак, являясь одновременнои «электронной доской», и «рабочей тетрадью», облачная интернет-технология «Google-Disk» в режиме реального времени дает учителю и обучающемуся возможность совместного редактирования документов (текстов, рисунков, презентаций, таблиц, кластеров, графиков, схем), комментирования, рецензирования и самооценки работы, допуск к документам определенной группы участников.
Таким образом, применение информационной среды способствует достижению нового качества образования, активизирует применение нетрадиционных методик обучения, облегчает процесс запоминания материала и активизирует формирование ярких представлений. Информационная среда также оптимизирует труд учителя, позволяя упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков.
Литература:
- Белиловская М. Е. Информационные технологии в образовании // Информатика ПС. — 1999. — № 47. — С. 29.
- Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. — М., 1971.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. — М.: Просвещение, 2011.
- Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения: (Педагогическая наука — реформе школы). — М.: Педагогика, 1988.
- Рузанова Н. С., Лежнев И. Г., Насадкина О. Ю., Шлыкова С. А. IT-инновации в образовании: Материалы Всерос. Научно-практ. конф. (27–30 июня 2005 года) / ПетрГУ. — Петрозаводск, 2005.