Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы
Автор: Никитюк Татьяна Юрьевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 22.08.2018
Статья просмотрена: 998 раз
Библиографическое описание:
Никитюк, Т. Ю. Стратегии и педагогические приёмы обучения английскому языку одарённых детей в условиях современной школы / Т. Ю. Никитюк. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 31-39. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14471/ (дата обращения: 17.12.2024).
Современное образование в условиях его совершенствования сталкивается с проблемой, решение которой выходит на одну из наиболее востребованных позиций, — проблемой выявления, поддержки и организации работы одарённых детей.
Английский язык занимает особое положение среди учебных предметов, так как является не только предметом, но и средством познания, поскольку в большей степени способствует реализации межпредметных связей.
Одарённостью обладают дети с выдающимися способностями, демонстрирующие высокие результаты или имеющие внутренние предпосылки для их достижения в одной или нескольких сферах деятельности: интеллектуальной, академической, творческой, общения и лидерства, художественной, спортивной.
В зарубежной педагогике определили мифы, связанные с одарёнными детьми. Первый из них раскрывает ошибочное восприятие одарённости ребёнка во всех сферах деятельности, его обязательной успешности в каждой из учебных и внешкольных областей. Второй миф свидетельствует о возможности одарённого ребёнка обходиться без помощи и поддержки учителя и наставника, потому что такой ребёнок может и должен якобы обучаться самостоятельно.
В условиях нашего образования мы часто сталкиваемся с подобными педагогическими ляпами в организации работы с детьми, отличающимися одарённостью, что приводит к перегруженности ребёнка, эмоциональным срывам, усложнению социализации.
Психолог и педагог Е. П. Ильин сожалеет, что «во многих школах упор делается на приобретении знаний, а не на их оригинальном использовании, из-за чего мышление детей делается более косным или ограниченным банальными связями, приводящими к правильным ответам. Когда талантливым ученикам недостает проблем, они иногда утрачивают стремление выделяться». [2, с. 22]
Естественно, как и все дети, одарённый ребёнок имеет свои сильные и слабые стороны. Даже если он успешен в нескольких сферах деятельности, не следует оставлять его без поддержки и помощи учителя, важна роль дифференцированного, индивидуального, личностно-ориентированного подхода для раскрытия и реализации личностного потенциала.
В условиях обычного обучения одарённому ребёнку становится скучно, кропотливые ежедневные занятия вызывают быстрое угасание интереса. Английский язык принадлежит к предметам, требующим постоянной, кропотливой работы. Если не предлагать одарённому ребёнку задания повышенной сложности, проблемные и креативные, то такой ребёнок может быть потерян как ученик. Следовательно, учителю необходимо индивидуализировать подход к таким детям, чтобы мотивация учения строилась на творческом стремлении к новым открытиям. Поэтому важным становится разработать программы, отличные от традиционных, которые могут помочь раскрытию потенциала ребёнка.
Одарённые дети легко усваивают новый материал, активны, отличаются креативным подходом, стремлением к самостоятельному исследованию.
Среди стратегий обучения одарённых детей учёные выделяют следующие формы:
– Ускорение,
– Обогащение и углубление,
– Проблематизация.
Ускорение считается лучшей стратегией при обучении иностранным языкам. Оно связано с изменением скорости обучения, но не его содержанием. Одарённые дети быстро схватывают материал, запоминают, применяют на практике. Таким образом усвоение учебной программы проходит быстрее. Среди организационных форм ускорения выделяют раннее поступление в школу, ускорение в обычном классе, профильные классы, радикальное ускорение и т. д.
Однако оптимально сочетать стратегии ускорения и обогащения. Последняя «включает в себя два направления: расширение кругозора и углубление самопознания». [1, с. 4]
Обогащение обучения английскому языку достигается путём применения известных методов:
– Исследовательского,
– Частично-поискового,
– Проблемного,
– Проектного.
Необходимо помнить, что одарённый ребёнок — часто индивидуалист, который предпочитает трудиться в одиночку, но для успешной социализации важно применение индивидуальных, парных, групповых форм работы. Креативность может воспитываться в «классах, где одаренные дети общаются со сверстниками той же направленности ума, выбирают темы для расширенных проектов, идут на интеллектуальный риск и обдумывают идеи не спеша, не подгоняемые необходимостью поскорее перейти к новому заданию». [2, с. 22]
Педагоги из Словакии, отмечая важность создания системы работы и шаблонов действия, понятных одарённому ребёнку, раскрывают положительное значение методики FIRST, вбуквах названия которой скрыты принципы преподавания:
F- Fun (Учи, чтобы было весело и интересно)
I- Individualism (Учитывай индивидуальные возможности)
R-Rules (Следуй установленным правилам поведения)
S- Simplicity (Все инструкции должны быть простыми и понятными для решения)
T- Time management (Работай во временном режиме)
Первый принцип характеризует не только содержание образования, но и Фому организации общения учителя и ученика. Обязательными становятся положительные отзывы о работе школьника (например, «Great!», «Good for you!»), школьные поощрения (например, стать помощником учителя во время урока, получить похвальную запись в дневник).
Важность работы по индивидуальному плану подчёркивает второй принцип.
Примером реализации третьего принципа в кабинете английского языка может служить «светофор общения», раскрывающий правила, регулирующие громкость общения на уроке.
Рис. 1. [9, с. 86]
Четвёртый принцип требует внимательного прочтения инструкций к заданиям и не потерпит невнимательности, которой иногда подвержены ребята с исключительными способностями.
Последний из принципов методики позволяет помочь одарённому ребёнку работать во времени и вовремя переключаться с одного вида деятельности на другой. В условиях реализации ФГОС дети сами ставят цели и задачи деятельности. Наглядное их изображение активизирует и дисциплинирует креативных учащихся.
Рис. 2. [9, с. 86]
Описанная методика успешно применяется и в условиях нашей школы.
Американские педагоги предложили метод для работы одарённого ребёнка не вне основного класса, а в сотрудничестве с ним. Этот стратегический метод назвали методом именных карт (The Name Card Method).Суть его в использовании учителем карточек с именами всех обучающихся класса при организации опроса и построении работы в парах. Учитель предупреждает об игнорировании им поднятия руки, вздохов и других привлекающих внимание педагога элементов поведения желающего ответить. Именные карточки позволяют учителю распределить партнеров в пары для выполнения задания, дискуссии в течение определённого периода, по истечении которого партнёры меняются. Одарённый ребёнок поставлен в условия необходимости взаимодействия с партнёром, обсуждения, поиска решения проблемы. За определённый период времени пара должна прийти к общему решению, а случайный выбор именной карты даёт возможность высказаться, в то время как другие пары только слушают. Учитель обязательно заинтересованно слушает, при возникновении десятисекундной паузы направляет, добиваясь ответа именно этого ученика, но не перебивает и не просит помощи класса. Педагог положительно реагирует на выступление, благодарит за ответ (Thank you. Ok. и т. д.). Именные карты дают возможность высказаться ещё нескольким парам, и только потом желающим дополнить (не повторить сказанное раньше!) учащимся. Этот метод важен для преодоления застенчивости, которой часто подвержены одарённые дети.
Стратегия проблематизации — самостоятельный поиск решения проблемы — необходима для организации работы с одарёнными детьми. Утоление информационного голода посредством самостоятельного изучения материала создаёт основу глубоких знаний одарённого ребёнка.
Реализуя в совокупности стратегии обучения одарённых детей английскому языку, учитель применяет коммуникативный и проектный методы (предпочтительнее, так как создают условия для самореализации креативных способностей), методы интенсивного, деятельностного и дистанционного обучения.
На уроках английского языка для одарённых детей целесообразно использовать творческие задания, среди которых следует отметить ролевые игры, проектно-исследовательскую деятельность, дискуссии, чтение художественной литературы, реферирование текста, написание сочинений, работу с видеоматериалами, составление чайнворда, кроссворда, ребуса, работу с аутентичными текстами песен.
Одним из эффективных методов активизации способностей одарённого ребёнка считаем Mindmapping (Составление ментальной карты), который позволяет активизировать работу мышления и понять сложную структуру взаимоотношений, понятий. Ментальные карты помогают визуализировать, связать, структурировать, классифицировать понятия и их взаимоотношения. Ментальные карты дают возможность использования не только слов, но и символов, рисунков и т. д. — тех средств, которые приведут к оптимальному пониманию и запоминанию информации. Британский психолог Тони Бьюзен формулирует 7 шагов создания ментальной карты (7 stepstomakingamindmap):
- “CENTRE — Начните в центре чистой страницы, т. к. центр даёт свободу мышлению двигаться в разных направлениях для естественного и свободного самовыражения.
- IMAGEor PICTURE — Используйте наглядный образ или рисунок для центральной идеи, т. к. образ стоит тысячи слов и поможет работать вашему воображению. Центральный образ интереснее, помогает сосредоточиться и дарит Мозгу наслаждение!
- COLOURS — Пользуйтесь разными цветами, т. к. цвета также приятны мозгу, как и образы.
- CONNECT— Соединитеваши главные ветви с центральным образом, продолжите соединять ветви второго и третьего уровня, т. к. ваш мозг работает ассоциативно.
- CURVED — ветви делайте кривыми, т. к. прямые линии всегда скучны.
- ONEKEYWORDPERLINE — Используйте только одно ключевое слово в строке, т. к. единичные слова придают интеллект-карте больше мощи и универсальности.
- IMAGES— Наглядные образы используйтевезде, т. к. они также стоят тысячи слов. [5]
Рис. 3. Ментальная карта, созданная учеником 6 класса
Интеллектуальному развитию одарённых детей, систематическому расширению их кругозора способствует учёт специфики английского языка как средства интеграции с другими учебными предметами: русским языком и литературой, биологией и экологией, географией и историей, физикой, химией, математикой и др.. В связи с этим уместно использование учебного материала на английском языке из других областей знаний, в том числе из зарубежных источников. Не стоит недооценивать интегрированные курсы или циклы интегрированных уроков, позволяющих реализовать коммуникативные и социокультурные возможности.
Одним из средств развития способностей к иностранным языкам является участие в олимпиадах, конкурсах, фестивалях и других формах внеурочной деятельности. В настоящий момент одарённые дети могут участвовать в очных, заочных, дистанционных мероприятиях: Всероссийская олимпиада школьников, международный конкурс-игра «Лев» (Центр «Снейл»), международная олимпиада SkyEng, всероссийский SmartTest, конкурсы ведущих издательств «Макмиллан», «Релод» и т. д. Виды заданий разнообразны и интересны, поддерживают положительную мотивацию к дальнейшему изучению английского языка у одарённых детей, тем самым позволяют раскрыть их лингвистические таланты.
Своеобразной формой оценивания талантов становится портфолио, в котором собрана информация о исходных характеристиках детей, их развитии и достижениях. Дети под руководством учителя активно участвуют в формировании своего портфолио, анализируют свои показатели в развитии основных языковых компетенций, учатся принимать решения. Информация, которая находится под пристальным вниманием одарённого ребёнка, учителя, родителя, «должна помочь самопониманию учащихся». [3, с. 42]
Одарённый ребёнок в классе — это ценный дар и огромная ответственность, он потребует от учителя мобилизации всех его педагогических и человеческих качеств, чёткой организации работы и креативного подхода к ситуации.
Одарённый ребёнок ждёт особого педагогического подхода, постоянного активного поиска, только в этом случае этот творческий интеллектуал, часто застенчивый и ярко выраженный индивидуалист, сможет успешно раскрыть свой потенциал к изучению иностранных языков.
Литература:
- Делягина Л. К. Методика преподавания английского языка одаренным детям в концепции ускоренного бакалавриата. — Н. Новгород: Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского, НИУ, 2014. — 23 с.
- Ильин Е. П. Психология творчества, креативности, одаренности. — СПб.: Питер, 2009. — 434 с.
- Щебланова Е. И. Неуспешные одаренные школьники. — М.; Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2008–212 с.
- BUZAN, T. (2012). The Ultimate book of mind maps. Unlock your creativity, boost your memory, change your life. Epub edition, HarperCollins Publishers Inc.
- BUZAN, T. (2011). Tony Buzan website. http://www.tonybuzan.com/about/mind-mapping/ (дата обращения: 18.08.2018.).
- Gifted and talented children in (and out) of the classroom 1. A report for the Council of Curriculum, Examinations and Assessment (CCEA) 1, Feb 28th 2006. — 152 р.
- GIFTED EDUCATION. A RESOURCE GUIDE for TEACHERS. 2006/2007. — British Columbia; Ministry of Education, 2007. — 54 p.
- Pokrivčakova, S. et al. (2015). Teaching Foreign Languages to Learners with Special Educational Needs: e-textbook for foreign language teachers. Nitra: Constantine the Philosopher University. 128 p.
- Susan Winebrenner. Teaching Gifted Kids in the Regular Classroom. — MN: Free Spirit Publishers, 2014. — 334 p.
Похожие статьи
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.
К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей
Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного со...
Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?
В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...
Похожие статьи
Современные технологии в работе с одарёнными детьми
В статье рассматриваются вопросы поиска, выявления и поддержки интеллектуально одаренных школьников, формирования творческого потенциала обучающихся и использование инновационных технологий.
К вопросу об индивидуализации в дополнительном образовании детей
Статья посвящена проблемам развития дополнительного образования детей в период активного внедрения федеральных государственных стандартов в общеобразовательной школе. Раскрываются вопросы миссии дополнительного образования, обновления программного со...
Как работать учителям с одаренными детьми в начальной школе?
В статье рассмотрены основные подходы к организации учебно-воспитательной работы с одаренными детьми в начальной школе. Представлены основные составляющие данного процесса, включающие формулировку цели педагогического воздействия, его принципы, а так...