Проектная деятельность имеет достаточно длинную историю внедрения в образование. Эта статья описывает подход по осуществлению проектной деятельности, которая стала широко распространенной в образовании в России в конце 1990-х. Этот подход основан на культурно-исторической теории Л. С. Выготского, а также теории проектной деятельности, предложенной Леонтьевым. Статья показывает эффективность проектной деятельности в работе как с интеллектуально одаренными, так и с обычно развивающимися детьми.
Ключевые слова: одаренные дети, креативное мышление, образовательные потребности одаренных детей, развитие речи и написание, проектная деятельность
Project activity has a long history of implementation in education. This article describes the approach to project activity that became widespread in education in Russia in the late 1990s. This approach is based on the cultural-historical theory of Vygotsky, as well as an understanding of project activity proposed by Leontiev. The article shows the effectiveness of project activity for educational work with both intellectually gifted and normally developing children.
Key words: gifted children, creative thinking, educational needs of gifted children, the development of speech and writing, project activities
Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве культуры, является его способность к проективной деятельности.
Проективная (или проектная) деятельность относится к разряду инновационной, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. Актуальность овладения основами проектирования обусловлена, во-первых, тем, что данная технология имеет широкую область применения на всех уровнях организации системы образования. Во-вторых, владение логикой и технологией социокультурного проектирования позволит более эффективно осуществлять аналитические, организационно-управленческие функции. В-третьих, проектные технологии обеспечивают конкурентоспособность специалиста.
Проектная деятельность содержит:
‒ анализ проблемы;
‒ постановка цели;
‒ выбор средств ее достижения;
‒ поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
‒ оценка полученных результатов и выводов.
Предметная деятельность состоит из трех блоков: предметный, деятельностный и коммуникативный.
Проектная деятельность учащихся является одним из методов развивающего обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
Задачи проектной деятельности:
‒ Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
‒ Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
‒ Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
‒ Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
‒ Формировать позитивное отношение к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).
В последнее время работа с одаренными детьми является приоритетным направлением в образовании. Основным принципом английского языка является коммуникативный, и так как он имеет беспредметный характер, то позволяет развивать еще и интеллектуальные способности учащихся.
Поэтому важным направлением в работе каждого учителя является работа с одаренными детьми.
Благодаря раннему обучению английскому языку выявление одаренных или успешных детей не является сложной задачей. Такие дети любознательны, обладают хорошей памятью, склонны к размышлениям, задают глубокие вопросы и упорны в поиске ответов на них [1, с.35].
Но традиционные уроки и традиционные методы обучения могут не устраивать одаренных детей, так как они не позволяют полностью проявить и реализовать себя. Учащимся становится скучно, монотонность урока утомляет. Следует помнить, что одаренных детей отличает обычно нетерпеливость, стремление к лидерству и завышенные требования к себе и окружающим.
В настоящее время все чаще отдается предпочтение проектным и коммуникативным методикам и уделяется внимание реализации разноуровневого обучения.
Групповая работа позволяет учитывать не только интересы учащихся, но и их способности.
Важную роль играют и индивидуальные консультации, внеклассная работа и проектная деятельность.
На начальном этапе обучения важно мотивировать учащихся к изучению иностранного языка, заинтересовать их. В этом помогает творческая деятельность. Главное, чтобы учащиеся получали удовольствие от занятий. Также целесообразна и проектная методика, в которой важна и разработка главной идеи, и условия достижения цели, и ее реализация. Проект всегда нацелен на результат, который можно осознать, увидеть, применить на практике в реальных условиях. Для этого важно научить детей мыслить самостоятельно: ставить задачи, находить проблемы и решать их; прогнозировать результаты, решения разных вариантов и возможные последствия [2, с.329].
Проектная деятельность действительно помогает учиться мыслить, в чем и заключается суть личностно-ориентированного обучения. Так же она помогает развивать уверенность в себе, коммуникабельность, командный дух, развивает критическое мышление.
Первые проекты мы делаем уже во 2 классе, очень способствуют этой деятельности темы «My favuorite animal», «Transport», «A letter to friend».
На занятиях учащиеся не только рисуют животное, например, но и узнают о правилах оформления проекта (наличии заголовка, автора). Такие проекты выполняются на альбомных листах, но работа может продолжаться в течении всего года, с появлением новых грамматических структур и описание животного может постепенно расширяться, увеличиваться, а на выходе может получиться целая книга.
Начальный этап проектной деятельности показал необходимость оценивания работ, следовательно были разработаны критерии: название, оформление (наличие иллюстраций, аккуратность), соответствие теме, логичность изложения.
С каждым годом проекты усложняются. В 3 классе длительность проекта уже больше, но все так же ограничивается рамками одной изученной темы. Оформление материалов уже происходит при помощи компьютера. Критерии оценивания тоже усложняются.
Приложением к работе является презентация для одного из занятий с одаренными детьми 3 класса, по теме «Транспорт будущего».
В 4 классе проект уже носит долгосрочный характер и отличается не узкой, а объемной тематикой и в качестве результата проекта обычно выступают презентации.
Проектная деятельность развивает у учащихся: ответственность, обязательность, самостоятельность, самоанализ. Очень важную роль играет развитие таких универсальных умений, как поиск информации, конспектирование, аргументирование, умение работать в команде и самостоятельно, а также происходит непроизвольное запоминание лексических единиц и грамматических структур [3, с. 123].
Метод проектной деятельности используется мной в разноуровневых классах, но наиболее полное его применение возможно в классах с более высокой подготовкой, именно поэтому он выбран, как основной метод работы с одаренными детьми.
Станет ли ребенок талантливой личностью, зависит от множества факторов, но перед педагогом стоит важная задача: создать такие условия, что бы каждый учащийся имел возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь уровня максимального развития.
Литература:
- Богоявленская Д. Б., Шадриков В. Д. Рабочая концепция одаренности.- 2-е изд. — 2013.- С.57. — п. 2.2
- Богоявленская Д. Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы. — М.: Молодая гвардия, 2010 — С. 328–348.
- Хеллер К. А. Диагностика и развитие одаренных детей и подростков // Основные современные концепции творчества и одаренности. — М.: Молодая гвардия, 2014. — С. 243–265.