Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики
Автор: Украинцева Раиса Михайловна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
Дата публикации: 20.08.2018
Статья просмотрена: 43 раза
Библиографическое описание:
Украинцева, Р. М. Информационные технологии как фактор развития познавательной деятельности учащихся на уроках физики / Р. М. Украинцева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 50-54. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/307/14468/ (дата обращения: 16.12.2024).
Традиционные педагогические технологии имеют свои положительные стороны. Однозначным плюсом можно назвать четкую организацию учебного процесса, системный характер обучения, воздействие личности взрослого (учителя) на ребенка (учащегося) в процессе обучения. Безусловно, огромное значение имеют наглядные пособия, таблицы, технические средства обучения.
Традиционные технологии испытаны годами и дают возможность решать множество задач, которые были поставлены обществом конца 19 — середины 20 века. Это так называемое индустриальное общество. Оно нуждалось в огромном количестве квалифицированных рабочих и инженеров, владеющих современными на тот момент технологиями. [1]
В настоящее время приоритеты общества кардинально изменились. Возникло понятие постиндустриального общества или, как принято называет его в современных масс-медиа, информационное общество. Оно в гораздо большей степени заинтересовано в самостоятельных, активных, способных к адаптации гражданах, способных самостоятельно искать информацию и решать возникшие проблемы. [2]
В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий.
Информационные технологии как средство активизации познавательной деятельности итворческого потенциала учащихся.
Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры на всех этапах учебного процесса: во время лекций, практических и лабораторных занятий, при самоподготовке и для контроля и самоконтроля степени усвоения учебного материала. Использование компьютеров позволяет моделировать различные процессы и явления, натурная демонстрация которых в лабораторных условиях технически либо очень сложна, либо просто невозможна. [3]
Физика — наука экспериментальная, её изучение невозможно без демонстрационного эксперимента. В современном кабинете физики должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения демонстрационных экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором (демонстрационным экраном). Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета для получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.
В настоящее время уже имеется значительный список всевозможных обучающих программ и сайтов. [4]
Первое приложение, которое можно вспомнить в данном контексте это «Фотографии Вселенной» (Snapshots of the Universe) — увлекательное приложение, созданное при участии самого знаменитым физика современности Стивена Хокинга. Приложение состоит из восьми экспериментов, которые дают пользователям возможность получить представление о принципах, управляющих нашей Вселенной. Пользователи могут отправлять ракеты в открытый космос, собирать собственные звёздные системы и изучать чёрные дыры. Чтобы лучше понять эксперименты, можно зайти в раздел объяснения результатов и посмотреть видео.
Рис. 1. Стивен Хокинг.
Рис. 2. Внешний вид приложения «Фотографии Вселенной».
Следующее приложение «Video Physics» — оно позволяет анализировать движение физических тел на основе видео. Всё что нужно — это загрузить видео с движущимся объектом. После этого приложение построит траекторию движения объекта и вычислит скорость. Video Physics может высчитать скорость движения автомобиля, футбольного мяча — чего угодно, главное условие — изменение положение объекта в пространстве.
Третье приложение «Схема» (iCircuit) — простой в использовании симулятор, который позволяет всем любителям физики поэкспериментировать с электрическими цепями. Составить цепь самостоятельно, либо рассчитать уже составленную.
Если говорить об уроках астрономии, то целесообразно использовать для наглядности программу Stellarium [5]. Это свободный виртуальный планетарий. Stellarium использует специальные технологии, чтобы создавать реалистичное небо в режиме реального времени. Со Stellarium возможно увидеть то, что можно видеть средним и даже крупным телескопом. Кроме того, можно наблюдать за солнечными затмениями и движением комет.
Рис. 3. Внешний вид приложения Stellarium
Иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Свою важную роль здесь играет и психологический фактор: современному ребенку гораздо легче воспринимать новую информацию именно в форме игры.
В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой проектов, или же просто презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса.
Бесспорно, что в современной школе компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения.
Таким образом, современные информационные технологии могут существенно повысить эффективность процесса обучения, решить стоящие перед современным образовательным учреждением задачи воспитания всесторонне развитой, творческой и свободной личности.
Литература:
- Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации.
- Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. — М.: Наука.
- Информационно-коммуникационные технологии в образовании А. И. Яковлев.
- 13 игр и приложений для изучения физики. https://newtonew.com/app/13-igr-i-prilozhenij-dlja-izuchenija-fiziki
- Stellarium. http://stellarium.org/ru/