В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.
Ключевые слова: учитель, учащийся, проблемное обучение, информационно — коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.
В последнее время отмечается ярко выраженная тенденция по снижению познавательного интереса учащихся старших классов к предметам естественного цикла, в частности, к физике. Проведенное анкетирование среди учащихся 9–11 классов показало, что снижение интереса к уроку физики связано с тем, что многие школьники (60 %) считают, что знания, получаемые, на уроках физики не понадобятся им в будущем, (55 %) учащихся отмечают сложность изучаемого предмета. Поэтому сегодня учителю особенно важно формировать у учащихся познавательный интерес к процессу обучения, умение усваивать и применять полученную информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни. В процессе реализации курса физики учителю важно заинтересовать новым предметом, а значит, образовательный процесс должен строиться доступно, интересно и увлекательно для учащихся [1].
Использование на уроках физики современных образовательных технологий позволяет достичь педагогу хороших результатов и рационально организовать процесс обучения. В частности, такие образовательные технологии как проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии позволяют активизировать познавательную активность и улучшить понимание нового материала учащимися.
Проблемное обучение в образовательном процессе выступает как одна из важнейших педагогических технологий, которое способствует появлению мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология способствует развитию творчества, повышению качества знаний по предмету и открывает перед учителем большие практические возможности. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что учитель конструирует исследовательскую задачу, а ученик пытается найти способ ее решения. При решении проблемного задания педагог намеренно провоцирует создание противоречивых ситуаций, тем самым порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их. Проблемное обучение формирует познавательный интерес и активизирует мыслительную деятельность учащихся. В процессе объяснения нового материала применяются проблемные ситуации несоответствия и неожиданности. Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках по изучению нового материала и первичного закрепления, на — комбинированных уроках, и блоковых проблемных занятиях — тренингах. При использовании элементов проблемного обучения на уроке отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала, уменьшается время на подготовку домашнего задания, так как основная часть учебного материала учащиеся усваивают непосредственно на уроке [2].
Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам учащихся, развивают самостоятельность и творчество. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Использование информационных технологий повышают эффективность обучения и информативность урока, а также придают уроку выразительность динамизм. С помощью информационных технологий на уроке можно показывать графики, формулы фрагменты видеофильмов, работу технических устройств и экспериментальных установок, явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, ядерные превращения, эволюцию звезд [3].
Здоровье детей является общей проблемой педагогов, медиков и родительского сообщества. Решение этой проблемы зависит от внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают технологии, которые направлены на сохранение здоровья учащихся. Учитель физики при организации учебной деятельности должен уделять большое внимание таким факторам, как соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения: наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПиН мебели, оборудования, оптимальной окраски стен, организация проветривания до и после занятий и на переменах, проведение влажной уборки кабинета.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков физики являются необходимым кратковременным отдыхом, который снимает усталость, нормализует физическое состояние учащихся. Физкультминутки способствуют повышению активности и внимания детей на последующем этапе урока. Чаще всего на уроке используются физкультминутки для глаз, и для рук [4].
Таким образом, использование на уроках физики современных образовательных технологий оказывает положительное влияние на процесс обучения, повышается уровень восприятия и усвоения учащимися учебного материала, появляется мотивация и увлеченность учебным процессом, формируется умение усваивать и применять полученную информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни.
Литература
- Аршавский И. А. Конструирование современного урока. — М.: Просвещение, 1985.-231 с.
- Веприцкая Ю. Е. Лекции на занятиях творческой лаборатории.- Волгоград: Учитель, 2010.-123 с.
- Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) — новый инструмент оценки развития детей. — СПб.: Речь, 2001.-125 с.
- Глозман Ж. М. Игры — обучения, тренинг, досуг.. — СПб.: Питер, 2006. — 80 с.