Современные образовательные технологии на уроках физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №38 (380) сентябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.09.2021

Статья просмотрена: 117 раз

Библиографическое описание:

Провоторов, Д. А. Современные образовательные технологии на уроках физики / Д. А. Провоторов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 38 (380). — С. 51-52. — URL: https://moluch.ru/archive/380/84099/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье раскрывается современные образовательные технологии, применяемые на уроках физики и особенности их использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: учитель, учащийся, проблемное обучение, информационно — коммуникационные, здоровьесберегающие технологии.

В последнее время отмечается ярко выраженная тенденция по снижению познавательного интереса учащихся старших классов к предметам естественного цикла, в частности, к физике. Проведенное анкетирование среди учащихся 9–11 классов показало, что снижение интереса к уроку физики связано с тем, что многие школьники (60 %) считают, что знания, получаемые, на уроках физики не понадобятся им в будущем, (55 %) учащихся отмечают сложность изучаемого предмета. Поэтому сегодня учителю особенно важно формировать у учащихся познавательный интерес к процессу обучения, умение усваивать и применять полученную информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни. В процессе реализации курса физики учителю важно заинтересовать новым предметом, а значит, образовательный процесс должен строиться доступно, интересно и увлекательно для учащихся [1].

Использование на уроках физики современных образовательных технологий позволяет достичь педагогу хороших результатов и рационально организовать процесс обучения. В частности, такие образовательные технологии как проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии, интерактивное обучение, здоровьесберегающие технологии позволяют активизировать познавательную активность и улучшить понимание нового материала учащимися.

Проблемное обучение в образовательном процессе выступает как одна из важнейших педагогических технологий, которое способствует появлению мотивационного компонента учебно-познавательной компетенции учащихся на уроках физики. Эта технология способствует развитию творчества, повышению качества знаний по предмету и открывает перед учителем большие практические возможности. Сущность метода проблемного обучения состоит в том, что учитель конструирует исследовательскую задачу, а ученик пытается найти способ ее решения. При решении проблемного задания педагог намеренно провоцирует создание противоречивых ситуаций, тем самым порождая у учащихся стремление разобраться и устранить их. Проблемное обучение формирует познавательный интерес и активизирует мыслительную деятельность учащихся. В процессе объяснения нового материала применяются проблемные ситуации несоответствия и неожиданности. Технологию проблемного обучения использую в основном на уроках по изучению нового материала и первичного закрепления, на — комбинированных уроках, и блоковых проблемных занятиях — тренингах. При использовании элементов проблемного обучения на уроке отпадает необходимость неосмысленного запоминания большого объема учебного материала, уменьшается время на подготовку домашнего задания, так как основная часть учебного материала учащиеся усваивают непосредственно на уроке [2].

Применение информационно-коммуникационных технологий на уроках физики способны обеспечить индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам учащихся, развивают самостоятельность и творчество. Компьютерные средства обучения называют интерактивными, так как они обладают способностью «откликаться» на действия ученика и учителя, «вступать» с ними в диалог, что и составляет главную особенность методик компьютерного обучения. Использование информационных технологий повышают эффективность обучения и информативность урока, а также придают уроку выразительность динамизм. С помощью информационных технологий на уроке можно показывать графики, формулы фрагменты видеофильмов, работу технических устройств и экспериментальных установок, явления и эксперименты, которые недоступны непосредственному наблюдению, например, ядерные превращения, эволюцию звезд [3].

Здоровье детей является общей проблемой педагогов, медиков и родительского сообщества. Решение этой проблемы зависит от внедрения в процесс обучения здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими образовательными технологиями понимают технологии, которые направлены на сохранение здоровья учащихся. Учитель физики при организации учебной деятельности должен уделять большое внимание таким факторам, как соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения: наличие оптимального светового и теплового режима в кабинете, условий безопасности, соответствующих СанПиН мебели, оборудования, оптимальной окраски стен, организация проветривания до и после занятий и на переменах, проведение влажной уборки кабинета.

Физкультурные минутки и паузы во время уроков физики являются необходимым кратковременным отдыхом, который снимает усталость, нормализует физическое состояние учащихся. Физкультминутки способствуют повышению активности и внимания детей на последующем этапе урока. Чаще всего на уроке используются физкультминутки для глаз, и для рук [4].

Таким образом, использование на уроках физики современных образовательных технологий оказывает положительное влияние на процесс обучения, повышается уровень восприятия и усвоения учащимися учебного материала, появляется мотивация и увлеченность учебным процессом, формируется умение усваивать и применять полученную информацию не только на уроках, но и в повседневной жизни.

Литература

  1. Аршавский И. А. Конструирование современного урока. — М.: Просвещение, 1985.-231 с.
  2. Веприцкая Ю. Е. Лекции на занятиях творческой лаборатории.- Волгоград: Учитель, 2010.-123 с.
  3. Гордеев В. И., Александрович Ю. С. Методы исследования развития ребенка: качество жизни (QOL) — новый инструмент оценки развития детей. — СПб.: Речь, 2001.-125 с.
  4. Глозман Ж. М. Игры — обучения, тренинг, досуг.. — СПб.: Питер, 2006. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблемное обучение, урок физики, процесс обучения, образовательный процесс, познавательный интерес, урок, учащийся, учебный материал, QOL, повседневная жизнь.


Ключевые слова

учащийся, здоровьесберегающие технологии, учитель, проблемное обучение, информационно — коммуникационные

Похожие статьи

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Похожие статьи

Применение новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы

Статья посвящена изучению возможностей эффективного применения новых технологий на уроках английского языка в старших классах общеобразовательной школы с учетом характерных особенностей данного метода обучения и возрастных особенностей обучаемых.

Дидактические аспекты применения информационных технологий в процессе обучения математике

В статье рассматриваются проблемы, связанные с грамотным применением информационных компьютерных технологий в образовательном процессе. А также роль информационных технологий во всех сферах жизнедеятельности человека.

Здоровьесберегающие технологии в структуре профессиональной подготовки будущего учителя начальных классов

В статье рассматриваются основные вопросы, связанные с применением здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях.

Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе

Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...

Использование ИКТ на уроках технологии как инновационный метод обучения

В статье рассматривается значение использования информационно-коммуникационных технологий в педагогическом процессе. В частности, описываются возможности ИКТ как средства повышения эффективности школьного образования в процессе преподавания технологи...

Использование дистанционных технологий в образовательной деятельности дошкольной организации

В статье автором рассмотрено использование современных информационных и дистанционных технологий, которые составляют основу организации работы современной дошкольной образовательной организации, открывают новые возможности взаимодействия педагогов до...

Информационно-коммуникационные технологии: понятие и роль в обучении биологии

В данной статье описываются возможности использования информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения биологии.

Использование информационных технологий при обучении младших школьников математике

В статье рассмотрены методические аспекты использования информационных технологий при обучении младших школьников математике. Выявлены основные направления и особенности внедрения информационных технологий в процесс обучения начальной школы.

Использование учителем-логопедом инновационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ

В статье освещены вопросы использования учителем-логопедом инновационных технологий в работе с дошкольниками с ОВЗ.

Роль дистанционного обучения в методике преподавания русского языка как иностранного

В статье идёт речь о роли, задачах, направлениях дистанционного обучения, применение новых коммуникационных технологий в сфере обучения и методика преподавания русского языка как иностранного.

Задать вопрос