Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» — искусство, мастерство, умение и «logos» — наука, закон. Дословно «технология» — наука о мастерстве.
Современные технологии в образовании рассматриваются как средство, с помощью которого может быть реализована новая образовательная парадигма. Тенденции развития образовательных технологий напрямую связаны с гуманизацией образования, способствующей самоактуализации и самореализации личности. Термин «образовательные технологии» — более ёмкий, чем «технологии обучения», т. к. он подразумевает ещё и воспитательный аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств обучаемых.
В самом общем виде технология — это продуманная система, «как» и «каким образом» цель воплощается в «конкретный вид продукции или её составную часть. Педагогические технологии — это сложные системы приёмов и методик, объединенных приоритетными общеобразовательными целями, концептуально взаимосвязанными между собой задачами и содержанием, формами и методами организации учебно-воспитательного процесса, где каждая позиция накладывает отпечаток на все другие, что и создает в итоге определенную совокупность условий для развития учащихся. Сегодня в образовании активно внедряются новые образовательные технологии. Под технологиями понимаются такие стратегии образования, которые требуют усвоения не только определенных знаний, но и навыков его получения, что предполагает особую методическую нагруженность образовательного процесса. В современном образовании данный термин используется для таких образовательных практик, которые не вписываются в традиционный образовательный процесс. По существу, данным термином обозначают методологические инновации в образовании, которые получают все большее распространение в образовании. Сущность образовательных технологий выражается в том, что изменяется характер и способ образования. Наряду с развитием умственного потенциала учащихся происходит личностное развитие, т. е. сам процесс образования предполагает иную позицию учителя и ученика в образовании: они выступают как равноправные участники образовательного процесса.
Таким образом, в понятии «технология обучения» следует выделить два слоя: наука или совокупность сведений, необходимых преподавателю для реализации того или иного учебного процесса и сам учебный процесс, его организация, структура и обеспечение. Технология обучения является составляющей образовательной технологии.
Для реализации познавательной и творческой активности студентов в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности студентов за сокращения времени, отведенного на выполнение домашнего задания.
Концепция современного образования, и в частности дисциплины физика, такова, что объём информации, которую необходимо освоить студенту, возрастает с каждым учебным годом. Причём особенности преподавания дисциплины говорят о том, что практически каждый урок несет в себе новый объём информации, которую студент должен освоить (т. е. понять и принять). Времени же, достаточного на осмысление и закрепление, практически не остается, возникает проблема: не имея достаточных навыков обработки получаемой обучающимся информации, студент испытывает колоссальные трудности и теряет интерес как к процессу учения и обучения, так и к самой дисциплине. Поэтому перед преподавателем встает проблема научить студента таким технологиям познавательной деятельности, которые помогли бы осваивать новые знания в любых формах и видах, чтобы он мог быстро, а главное качественно обрабатывать получаемую им информацию. Применять её на практике при решении различных видов задач (и заданий), почувствовать личную ответственность и причастность к процессу обучения, готовить себя к дальнейшей практической работе и продолжению образования. В настоящее время выдвигается задача преобразования традиционной системы обучения в качественно новую систему образования — задача воспитания грамотного, продуктивно мыслящего человека, адаптированного к новым условиям жизни в обществе.
Одну и ту же дисциплину «Физика» для различных профессий я стараюсь излагать по-разному, например, для студентов по профессии «Повар, кондитер» больше времени я уделяю таким разделам как «Основы молекулярной физики», «Основы термодинамики», Это объясняется тем, что такие важные для повара понятия, как кипение, испарение, конденсация, насыщенный и ненасыщенный пар, броуновское движение изучаются в этих разделах. Кроме того, повар, кондитер обязательно должен знать, для чего заземляют электрическую плиту на кухне, об этом я должна более подробно говорить при изучении раздела «Законы постоянного тока». Чтобы быть уверенной, что эти понятия хорошо усвоены студентами, мною разработаны тесты, обобщающие уроки, задачи с содержанием вопросов по профессии.
При изложении темы «Устройство трансформатора» для студентов по профессии «Сварщик» я обязательно говорю об устройстве сварочного трансформатора, с которым они обязательно столкнутся на практических занятиях, при изучении раздела «Электрический ток в различных средах» больше уделяю времени таким темам, как «Электрический ток в газах», «Различные типы самостоятельных и несамостоятельных разрядов и их техническое применение». При разработке экзаменационного материала задачи содержат профессиональную направленность.
Хорошо известно, что курс физики включает в себя разделы, изучение и понимание которых требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать. В первую очередь речь идет о таких разделах, как «Молекулярная физика», некоторые главы «Электродинамики», «Ядерная физика», «Оптика». Строго говоря, в любом разделе курса физики можно найти главы, трудные для понимания. К сожалению, многие студенты не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания явлений, процессов, описанных в данных разделах. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения.
Как известно, в основе всех наук лежит опыт. В области наук естественнонаучного цикла в последнее время появился новый источник опыта — компьютер. Использования информационных технологий на уроке — это урок, который становится более современным (с точки зрения использования технических средств), есть возможность приблизить урок к мировосприятию современного подростка. Это помощь преподавателю в проверке знаний, умений и навыков; в организации закрепления полученных на уроке знаний; в экономии времени; в возможности эмоционально и образно подать материал. На уроках стараюсь использовать презентации, которые позволяют повысить интерес к изучению дисциплины. Это даёт возможность преподавателю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Существуют разнообразные формы работы с использованием ИКТ на уроках физики, например, такие как: использование индивидуальных проектов студентов по выбранной теме, их можно использовать при объяснении сложных для понимания студентами тем. Такое построение работы для студентов — это возможность не только получить хорошую оценку за индивидуальный проект, но и возможность на данном этапе понять, что он владеет этой темой и знает по ней больше других, не быть наблюдателем, а активным участником по изучению данной темы.
В формировании многих качеств большую роль играет такая дисциплина, как математика, на мой взгляд — это самая логичная дисциплина.
В новых стандартах образования говорится о том, что “одной из целей математического образования является овладение студентами системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности”.
Какие же практические знания должна давать математика? Совершенно очевидно, что математика не в состоянии обеспечить студента отдельными знаниями на всю жизнь: как оформить кредит, как вычислить налоговые отчисления, выбрать телефонный тариф, рассчитать коммунальные платежи, но она должна и обязана вооружить его методами познания, сформировать познавательную самостоятельность. Поэтому на уроках математики студенты учатся рассуждать, доказывать, находить рациональные пути выполнения заданий, делать соответствующие выводы, одним словом — думать. В основе всех перечисленных действий и процессов лежит мышление студентов, которое понимается как форма мыслительной деятельности, основанная на глубоком осмыслении, анализе, синтезе, ассоциативном сравнении, обобщении и системном конструировании знаний об окружающем мире, направленная на решение поставленных проблем и достижении истины. Поэтому в современных условиях, в образовательной деятельности важны ориентация на развитие познавательной активности, самостоятельности учащихся, формирование умений проблемно-поисковой, исследовательской деятельности. Решить эту проблему старыми традиционными методами невозможно.
Дисциплина «Математика» так же очень важна в профессии «Повар, кондитер» для
‒ Калькуляция блюда, рассчитать до грамма рецепт. Привычный метод «на глазок» в подобных случаях не действует: все позиции задокументированы и заверены. Это необходимо для ведения финансовой части точки общепита. Учет потери веса продуктов в процессе обработки.
‒ Учет потери веса продуктов в процессе обработки.
‒ Подсчет продуктов и порций, необходимых для банкета, в зависимости от того, какое количество гостей планируется. Данное число должно включать в себя все риски и погрешности, дабы посередине мероприятия не возникло неприятных сюрпризов.
‒ Вывод пропорций, основанный на сиюминутных потребностях заведения. Исходит из таких показателей, как количество посадочных мест, предполагаемая интенсивность посещаемости плюс небольшой форс-мажор. Все это направлено на то, чтобы избежать или минимизировать порчу продуктов, закупаемых ежедневно.
Для профессии «Сварщик» профессионально значимыми являются, в первую очередь, знания и навыки расчетного характера, умение выполнять действия с числами разного знака, оперировать обыкновенными и десятичными дробями, в том числе приближенными, умение оперировать процентами, что требует к тому же уверенного владения навыками работы на калькуляторе. В техническом обиходе активно используются такие математические понятия, как соотношение величин, пропорции, прямая и обратная пропорциональные зависимости, степень числа, решаются уравнения.
Китайская мудрость гласит: «Я слышу — я забываю, я вижу — я запоминаю, я делаю — я усваиваю». Моя задача как преподавателя — организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на занятии студентами были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять студентами, развивать их познавательную активность.
Применение новых информационных технологий в обучении позволяет рассматривать студента, как центральную фигуру образовательного процесса и ведет к изменению стиля взаимоотношений между его субъектами. При этом преподаватель перестает быть основным источником информации и занимает позицию человека, организующего самостоятельную деятельность студентов и управляющего ею. Его основная роль состоит теперь в постановке целей обучения, организации условий, необходимых для успешного решения образовательных задач. Организация обучения на основе технологического подхода позволяет не только удовлетворять образовательные запросы каждого студента в соответствии с его индивидуальными способностями, но и создавать условия для самореализации, саморазвития, самовыражения. Новые информационные технологии, мультимедийные продукты — это шаг к повышению качества обучения студентов и в конечном итоге к воспитанию новой личности — ответственной, знающей, способной решать новые задачи, как по дисциплине, так и жизненные.