Ошибки учащихся при усвоении грамматики и причины их появления (на материале изучения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кошенкова, Н. В. Ошибки учащихся при усвоении грамматики и причины их появления (на материале изучения сложносочинённых и сложноподчинённых предложений) / Н. В. Кошенкова, Н. А. Рачителева, Н. Ф. Саутина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14193/ (дата обращения: 03.12.2024).



Большое значение в преподавании грамматической теории имеет проблема осознанного усвоения учащимися синтаксических понятий, определений и правил. Чтобы успешнее разрешить эту проблему, необходимо выяснить, какие ошибки делают учащиеся при изучении и усвоении теоретического материала.

Цель данной статьи — представить анализ ошибок, допускаемых школьниками при усвоении синтаксиса сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

Опираясь на опыт работы в школе, учащиеся, даже сравнительно хорошо владеющие литературной речью, допускают в устной и в письменной речи немалое количество в построении сложных предложений. Причина этого явления — незнание правил синтаксиса или неумение их применять. Для успешного усвоения теоретического материала в изучении синтаксиса одним из средств совершенствования речи учащихся вообще и способов устранения ошибок при построении сложносочинённых и сложноподчинённых предложений является осознанное восприятие учащимися грамматической теории.

В процессе нашей работы мы учитывали следующие ошибки учащихся при усвоении теоретического материала по синтаксису сложносочинённых и сложноподчинённых предложений.

  1. Ошибки в формулировании определений и правил (устные ответы учащихся).
  2. Ошибки при практическом применении этих правил (грамматический разбор).

В свою очередь ошибки в формулировании определений и правил классифицируются следующим образом:

  1. Неточности в разграничении членов предложения и частей речи при устном анализе сложных предложений (например, «Придаточным определительным называется такое предложение, которое служит для определения подлежащего (вместо — существительного) в главном предложении и отвечает на вопросы: какая? какой? какое?)
  2. Неполнота формулировки, а именно использование в формулировке одного какого-либо признака понятия (например, в формулировке используется только один вопрос: «Придаточными определительными называются такие, которые отвечают на вопрос какой?» или использованы только смысловые действия: «Придаточным цели называется такое предложение, которое указывает на цель действия») и т. д.
  3. Неумение подтвердить ответ примером или приведение ошибочного примера («Придаточным следствия называется такое придаточное, которое говорит о следствии, вытекающем из главного предложения». Пример: Дом стоял на косогоре так, что окна выходили недалеко от земли).

При грамматическом разборе выявлены следующие ошибки:

  1. Смешение разных видов предложений.

a) смешение простых и сложных предложений:

Кругом росла трава, и было тихо (ответ ученика:«Предложение простое»);

b) неумение отличить в предложении сочинение или подчинение:

Сверкнула молния, и вслед за тем раздался удар грома (предложение названо сложноподчинённым);

c) неумение находить отличия главного предложения от придаточного: Кто весел, тот смеётся (предложение кто весел определено как главное);

d) смешение разных видов придаточных предложений (самый распространённый тип ошибок):

Вдруг рванул ветер с такой силой, что едва не выхватил у Егорушки узелок и рогожу (придаточное предложение названо изъяснительным);

  1. Ошибочное определение границ главного и придаточного предложений:

Он носил тёмные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и, когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх (только выделенная часть названа главным предложением).

  1. Неумение правильно поставить вопрос:

Если будешь систематически работать над языком, скоро станешь вполне грамотно писать. (Задан вопрос: почему?)

Анализ ошибок в работах учащихся позволил выявить следующие причины их возникновения: 1) сложность изучаемого материала, 2) особенности восприятия учащимися и 3) недочёты в методике преподавания.

Рассмотрим более подробно каждую из причин.

Большое количество ошибок обусловлено трудностью изучаемого материала. Так, ошибки, заключающиеся в смешении связи подчинения и сочинения, разных видов придаточных, простых и сложных предложений свидетельствуют о внешнем сходстве некоторых грамматических явлений. Это сходство принимается учениками как тождество и порождает случаи грамматического смешения.

Остановимся на грамматических смешениях, которые возможны при изучении учащимися сложносочинённых предложений. Довольно часто сложносочинённые предложения смешиваются с простыми предложениями, которые имеют однородные члены. Причина такого смешения — сходство выражаемых отношений и связей между сложносочинёнными предложениями и простыми предложениями с однородными членами.

Например, предложение: К полудню стало жарко, и было невыносимо душно часто определяется как простое с однородными сказуемыми. Трудность увеличивается ещё и тем, что простые предложения в составе сложносочинённого являются односоставными.

Или, наоборот, простое предложение принимается за сложное: Мы стали искать для ночлега горную трещину и вдруг увидели огонь (предложение названо сложносочинённым). Причиной ошибки в данном примере является наличие в предложении слов со сходными формами (в именительном и сходном с ним винительном падеже), которые принимаются учащимися за подлежащее (мы и огонь).

Особые трудности возникают при определении разных видов придаточных в сложноподчинённом предложении. Ошибки во многих случаях зависят от союзов-омонимов, присоединяющих к главным предложениям придаточные разных видов: Здесь столько блеску, что глаза разбегаются (придаточное степени названо изъяснительным).

Смешение видов придаточных происходит также оттого, что учащиеся с трудом усваивают новые для них отношения (уступки, условия, следствия).Кроме того, вызывает определённые сложности сама постановка вопросов к большинству видов причинно-следственных придаточных.

Трудностью материала могут быть обусловлены ошибки, заключающиеся в неправильном определении границ главного и придаточного предложений, особенно, когда придаточное находится в центре сложноподчинённого предложения и разрывает главное предложение. Например, в предложении: Везде, куда отважные заходят моряки, им снятся наши гавани, родные маяки — придаточным названо выделенное предложение)

Теперь обратимся к особенностям восприятия учащимися теоретического материала. Рассмотрим некоторые причины типичных ошибок. Выделив в понятии только один какой-либо признак, учащиеся руководствуются им постоянно при определении этого понятия. Например, при определении вида придаточного многие учащиеся используют только постановку вопроса от главного к придаточному. В других случаях таким закрепившимся признаком в сознании учащихся может быть союз, которым присоединяется придаточное к главному; например, союз как связан для них с придаточным образа действия, поэтому предложение С чувством горечи и удивления следил Павел, как ломается, казалось, так крепко сколоченная дружба так и разбирается.

Неосознанностью понятия в совокупности всех его признаков объясняется неумение учащихся мотивировать свой анализ того или иного предложения. Неумение мотивировать свой ответ, в свою очередь, объясняется тем, что в сознании учеников смешались признаки разных понятий. Прежде всего это связано с заучиванием теоретического материала, не осознав его. Механическое заучивание теоретического материала является и причиной неумения учащихся подтвердить свой теоретический ответ соответствующими примерами.

От особенностей восприятия учащихся зависит появление не только перечисленных ошибок, но и многих других: неточности при изложении материала, смешение видов придаточных. Надо отметить, сто причин этих очень много, поскольку речь идёт об особенностях индивидуального восприятия учащихся, но основные из них: формальное усвоение материала, неумение осознать понятие как совокупность всех его признаков.

Полноценное усвоение материала учениками зависит от третьего фактора — методике преподавания сложносочинённых и сложноподчинённых предложений. Отметим некоторые недостатки в методике преподавания грамматики в целом.

  1. Недостаточная и не всегда систематическая работа по осознанию учащимися понятий.
  2. Не уделяется должного внимания умению учащихся мотивировать свой ответ.
  3. Недостаточно используется приём сопоставления, хотя синтаксис сложных предложений представляет большие возможности для реализации этого приёма.
  4. Не всегда учитель обращает внимание на трудность грамматического материала. Не учитывается подробное изложение некоторых разделов материала, особенности этого материала не всегда отражаются на характере упражнений для закрепления.
  5. Недостаточная работа проводится на уроке с учебником при объяснении нового материала.

Мы рассмотрели основные типы ошибок, допускаемых учащимися при усвоении синтаксиса сложного предложения, и указали некоторые причины появления этих ошибок.

Основные термины (генерируются автоматически): предложение, теоретический материал, главное предложение, ошибка, учащийся, придаточное предложение, грамматическая теория, грамматический разбор, какой-либо признак, сложноподчиненное предложение.

Похожие статьи

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Основная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков С — Ш. Закрепление их в слогах, словах и фразах»

Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи на базе стихотворения К. И. Чуковского «Путаница»

В статье приводятся результаты исследования мышления дошкольников среднего возраста, а также методические приемы обучения детей построению логических конструкций и абстрактных понятий.

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение

Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов»)

Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература)

К вопросу о возможности перевода: философские и лингвистические аспекты проблемы переводимости (на материале романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» / «A Clockwork Orange» и его переводов на русский язык)

Похожие статьи

Дополнительные средства коммуникативной организации текста при переводе с русского язык на английский (на примере романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»)

Основная образовательная деятельность по звуковой культуре речи в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи «Дифференциация звуков С — Ш. Закрепление их в слогах, словах и фразах»

Развитие мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи на базе стихотворения К. И. Чуковского «Путаница»

В статье приводятся результаты исследования мышления дошкольников среднего возраста, а также методические приемы обучения детей построению логических конструкций и абстрактных понятий.

Использование наглядных и словесно-дидактических игр в работе над словообразованием у дошкольников с общим недоразвитием речи

Диагностические задания на выявление знания детьми основных цветов и форм, умения их классифицировать в соответствии с заданными признаками и задания на цвето- и форморазличение

Рабочие листы как способ организации урока литературы (на примере изучения романа «Обломов»)

Особенности сформированности пространственных представлений и понимания сложных логико-грамматических структур языка у дошкольников с дизартрией и общим недоразвитием речи

Теоретические основы использования инновационных технологий в образовательном процессе

В данной статье рассматриваются сложность и эффективные стороны использования инновационной технологии при преподавании русского языка, в частности изучения глаголов движения с приставками на нефилологических направлениях высшего учебного заведения и...

Моделирование как способ формирования у школьников ключевых компетенций и целостного представления о картине мира (на материале предметов русский язык и литература)

К вопросу о возможности перевода: философские и лингвистические аспекты проблемы переводимости (на материале романа Энтони Берджесса «Заводной апельсин» / «A Clockwork Orange» и его переводов на русский язык)