Проявления застенчивости у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками
Автор: Туганбаева Бактыгуль Болатовна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 27.04.2018
Статья просмотрена: 1203 раза
Библиографическое описание:
Туганбаева, Б. Б. Проявления застенчивости у старших дошкольников в процессе общения со сверстниками / Б. Б. Туганбаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 96-98. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14177/ (дата обращения: 03.12.2024).
В работе освещены проблемные моменты общения со сверстниками, имеющиеся у застенчивых детей старшего дошкольного возраста, проанализированы причины их возникновения и возможные последствия.
Ключевые слова: дошкольный возраст, застенчивость, общение
С точки зрения психолого-педагогической науки, застенчивость представляет собой нарушение эмоционально-волевой сферы ребенка и имеет различные степени тяжести, которые в свою очередь во многом определяют особенности ее проявления в старшем дошкольном возрасте. Детская застенчивость в сфере общения может проявляться в различной степени — от легкого смущения при общении с незнакомыми людьми до полного избегания любых коммуникативных актов и появления глубоких неврозов. У разных детей формы проявления застенчивости различаются в зависимости от причин, вызвавших застенчивость и реакции окружающих на ее проявление [1].
В целом весь опыт общения ребенка данного возраста можно подразделить на две части: опыт общения со взрослыми и опыт общения со сверстниками [2]. Исходя из цели данной работы, ниже нами будут рассмотрены проявления застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста применительно к его сфере общения со сверстниками, которая необходима ребенку, чтобы научиться жить в коллективе. Например, Б. Спок [3] утверждает, что умение взрослого человека находить общий язык с людьми на работе, в семье, с незнакомцами в повседневной жизни, зависит от того, как хорошо он умел в детстве ладить с другими детьми. При данном подходе, сверстник выступает для ребенка как потенциальный субъект, удовлетворяющий его специфическую коммуникативную потребность, одаренный способностью к ответному активному действию того же класса, что и исходящее от ребенка.
В исследованиях Л. Н. Галигузовой было установлено, что застенчивость в дошкольный период сильнее всего проявлялась у детей на пятом году жизни. т. е. старший дошкольный возраст при таком подходе представляет собой сензитивный (чувствительный) возраст для развития и формирования застенчивости у детей [4].
В литературе по гендерной психологии отмечается, что в большей мере застенчивости подвержены девочки, но к специалистам с этой проблемой чаще обращаются родители мальчиков, так как традиционно считается, что стеснительность характерна для девочек и является для них положительной чертой характера. В то же время считается, что в поведении мальчиков застенчивость неуместна. Тем не менее, как показывает педагогическая практика, застенчивость может доставлять немало проблем в развитии межличностных отношений со сверстниками, как мальчикам, так и девочкам старшего дошкольного возраста.
Близкое общение детей друг с другом предполагает полное доверие, но застенчивые дети в большинстве своем недоверчиво относятся к окружающим их сверстникам и везде ищут скрытый мотив в поведении ровесников. Так самый безобидный, на первый взгляд, вопрос может вызвать у них чувство, что в их личную жизнь грубо вторгаются и стремятся раскрыть все их тайны, что в свою очередь побуждает застенчивых детей создавать целый ряд защитных барьеров, чтобы защитить свою внутреннюю жизнь. Застенчивые дети старшего дошкольного возраста иногда отличаются неоднозначным и противоречивым поведением. С одной стороны, они хотят общения с другими детьми и посылают им сигналы, призывающие к сближению, с другой — они боятся общения, и поэтому отталкивают от себя сверстников. Чаще всего это случается подсознательно, из-за того, что застенчивые дети настолько сильно боятся потерпеть неудачу, что стараются полностью избегать ситуаций, которые могут обернуться поражением, в том числе и ситуаций общения со сверстниками [5].
В целом в психолого-педагогической литературе проявления застенчивости традиционно подразделяют на внешние (поведенческие), внутренние (психоэмоциональные) и физиологические. Обозначим основные внешние проявления застенчивости, т. е., поведенческие признаки наличия застенчивости у ребенка старшего дошкольного возраста: ребенок неохотно вступает в контакт с посторонними людьми; при общении ребенок избегает смотреть в глаза; ребенок стесняется начать и поддержать беседу; ребенок не задает вопросов, на заданные вопросы отвечает с видимой неохотой, тихим голосом.
Таким образом, можно констатировать, что застенчивый ребенок не может свободно излагать свою точку зрения, ему трудно выразить и проявить себя как собеседника в процессе общения. Подобное поведение застенчивых детей в процессе межличностного общения препятствует общему процессу социализации и адаптации в обществе, так как создается своеобразный замкнутый круг: чем больше ребенок стесняется, тем меньше у него общения с окружающими его сверстниками, а чем меньше у него навыков межличностного общения, тем больше его застенчивость.
К физиологическим проявлениям застенчивости у детей старшего дошкольного возраста можно отнести: учащенный пульс и сердцебиение, потоотделение, покраснение кожных покровов [6]. Так как период старшего дошкольного возраста является очень важным этапом в развитии навыков общения у ребенка в непосредственном взаимодействии со сверстниками, то именно в этот период происходит явная дифференциация детей по их положению в группе. Одни дети при этом становятся более предпочитаемыми для большинства сверстников, другие же не пользуются особой популярностью и, либо отвергаются коллективом, либо остаются незамеченными. Как правило, застенчивых детей с уверенностью можно отнести ко второй группе детей, а известно, что первый опыт складывающихся взаимоотношений ребенка со сверстниками становится тем фундаментом, на котором строится дальнейшее развитие личности и который во многом определяет особенности самосознания ребенка, его отношение к окружающему миру, поведение, самочувствие среди людей.
Кроме того, можно выделить следующие особенности проявления застенчивости в игровой деятельности у старших дошкольников:
– ребенок играет один, без взаимодействия со сверстниками, либо играет только с одним и тем же партнером;
– во время ролевых ребенок игр сидит в стороне и наблюдает за другими детьми;
– попытки участия ребенка в играх со сверстниками заканчиваются неудачей;
– ребенок отвергает любые игры с новой тематикой;
– ребенок предпочитает «разговоры» с игрушкой общению со сверстниками;
– ребенок избегает «ведущих» ролей в совместных сюжетно-ролевых играх, довольствуется «второстепенными»;
– ребенок не обменивается игрушками с другими детьми и часто подражает игровой модели поведения других детей;
– ребенок может намеренно мешать другим детям играть (ломает постройки, прячет или разбрасывает игрушки и т. п.).
Наиболее острые проявления застенчивости в старшем дошкольном возрасте можно наблюдать во время проведения детских утренников или других воспитательных мероприятий. Застенчивый ребенок может быть хорошо подготовлен, но из-за стеснительности выученное стихотворение рассказать как скороговорку, тихим голосом или шепотом, иногда совсем отказывается, и сам при этом очень расстраивается, в то время как во время проведения коллективных детских публичных выступлений таких проблем, как правило, не возникает. Совместно с другими детьми застенчивый ребенок может и станцевать, и спеть. Таким образом, смущение вызывает привлечение общественного внимания к своей персоне.
Иногда проявления застенчивости у детей выражается в нарочито раскрепощенном, иногда даже развязном стиле поведения приобщении с другими людьми. Так, застенчивый ребенок может при незнакомых людях «ломаться», «кривляться», невпопад хихикать, коверкать слова, т. е. вести себя подобным неадекватным образом.
Таким образом, опираясь на собственный педагогический опыт и на проведенный анализ различных психолого-педагогических источников, можно выделить следующие особенности, отличающие поведение застенчивых детей: борьба двух амбивалентных тенденций «приближения» и «удаления», чаще всего проявляющаяся при встрече с незнакомыми взрослыми людьми и сверстниками; избирательность в контактах со сверстниками — предпочтение общения с близкими и хорошо знакомыми и отказ или затруднения в общении с посторонними людьми; страх любых публичных выступлений, даже если это всего-навсего необходимость отвечать на вопросы знакомого воспитателя на занятиях.
Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что неуверенность застенчивого ребенка в своей ценности для других сверстников блокирует складывающуюся у него потребностно-мотивационную сферу, не позволяя ему в полной мере удовлетворять имеющиеся потребности в совместной деятельности и в полноценном межличностном общении. То есть, от того, как сложатся взаимоотношения ребенка в первой в его жизни группе сверстников (в группе детского сада), во многом зависит дальнейший путь его личностного и социального развития.
Литература:
- Катаева Л. И. Работа психолога с застенчивыми детьми.-М.: Детство-Пресс, 2005.
- Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Просвещение, 1986.
- Спок Б. Ребенок. Уход и воспитание от 3-х до 11-ти лет / пер. с англ. — Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 2001. — 352 с.
- Галигузова Л. Н. Застенчивый ребёнок// Дошкольное воспитание. — 2000 — № 4.- С. 116–121.
- Развитие общения у дошкольников //Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. — М.,1964.
- Богачкина Н. А., Сиренко Р. Н., Как преодолеть детскую застенчивость: Академия развития, 2007–224 с.
Похожие статьи
Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста
В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.
Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС
Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...
Похожие статьи
Особенности общения со сверстниками детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями
В статье рассматривается значение общения детей дошкольного возраста, этапы развития общения со сверстниками в онтогенезе, особенности общения со сверстниками при общем недоразвитии речи.
Развитие социальных отношений у детей дошкольного возраста
В статье рассматривается специфика развития социальных отношений у старших дошкольников. Автор указывает на особенности этих детей в общении со сверстниками и взрослыми. Представлены основные направления и содержание воспитательно-образовательной раб...
Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста
В данной статье рассматривается проблема детской тревожности, ее характерные особенности. Описываются причины и следствия тревожности у детей старшего дошкольного возраста. Анализируются гендерные характеристики тревожного поведения. Раскрываются асп...
Проблема развития мнемических способностей дошкольников в условиях ДОУ
В данной статье рассматривается актуальность развития мнемических способностей детей дошкольного возраста в условиях ДОУ. Освещены возрастные особенности детей дошкольного возраста. Отмечается важность использования мнемических приемов для развития п...
Психолого-педагогическая коррекция гиперактивности в младшем школьном возрасте
В статье рассматриваются проблема коррекции гиперактивности у детей младшего школьного возраста, формирование у них произвольности и навыков самоконтроля. Предлагаются психолого-педагогические приемы, направленные на построение эффективного взаимодей...
Связь родительского стиля воспитания и тревожности детей младшего школьного возраста
В статье раскрыта проблема связи родительского стиля воспитания с тревожностью школьников младшего возраста. Рассмотрены и проанализированы стили родительского воспитания, а также раскрыто понятие тревожности. Выявлено, что родительский стиль воспита...
Тревожность у детей среднего школьного возраста
В рамках настоящей статьи изучено понятие школьной тревожности и основные причины, влияющие на ее развитие. Также рассмотрены основные причины проявления повышенной тревожности у детей среднего школьного возраста.
Формирование социальной активности у детей 6–7-летнего возраста в образовательном пространстве дошкольного учреждения
Данная статья посвящена исследованию развития социальной активности у детей 6–7 лет. В работе раскрыты особенности социальной активности, выявленные при помощи метода диагностики у экспериментальной группы детей 6–7 лет.
К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.
Особенности межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС
Статья посвящена актуальной на современном этапе развития системы инклюзивного образования проблеме межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с РАС. Потребность в изучении особенностей межличностных отношений в гру...