«Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации
Автор: Кутузова Наталия Владимировна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 27.04.2018
Статья просмотрена: 4349 раз
Библиографическое описание:
Кутузова, Н. В. «Клиповое мышление» как массовое поверхностное восприятие информации / Н. В. Кутузова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14175/ (дата обращения: 23.11.2024).
Мышление современного обучаемого отличается образностью, и, как упоминается в ряде публикаций, «клиповостью». «Клиповое» мышление — это преобладание большого объема информации отрывистого характера.
Ключевые слова: термин «клиповое мышление», массовость, короткие отрывки информации, плюсы и минусы клипового мышления, чтение и анализ, «продолжительное» мышление.
До начала 2000-х годов на обучение в Санкт-Петербургский учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям направлялись люди более зрелого возраста. Последнее время ситуация поменялась. Очень часто на обучение стали направлять достаточно молодых слушателей. И поэтому, анализируя их поведение, возник вопрос об ином уровне восприятия информации. Слушатели с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала преподавателя. Такой вид мышления является защитной реакцией организма на переизбыток информации. Таким образом, пришлось изменить подачу информации, основываясь на тех положительных моментах, которыми обладают слушатели с клиповым мышлением.
Сейчас все больше в различных источниках появляется новый термин «клиповое мышление». Данный термин является тем типом мышления, при котором «человек воспринимает окружающий мир, как набор фрагментарных, разрозненных, мало связанных между собой образов. Человек, обладающий клиповым мышлением, может эффективно работать только с короткими отрывками информации и ему трудно воспринимать большие и сложные объемы» [3]. Данным видом мышления в современном мире обладают многие как взрослые, так и дети. Такой вид мышления относительно молодое понятие и возникло оно не спонтанно. На фоне массового появления телевидения, музыкальных клипов, телевизионных ситкомов, которые часто не имеют между сюжетами логической связи логической связи. Появление мобильной связи, интернета также оказало свое влияние на развитие данного типа мышления. Мышление становится осколочным, фрагментарным. Клиповое сознание заставляет человека воспринимать жизнь не целостно, а как последовательность различных, не связанных друг с другом событий.
Мы видим, что слушатели сегодняшнего времени, в отличие от поколений 80-х или 90-х, с трудом воспринимают информацию с бумажных носителей, не способны длительно фиксировать внимание на устном изложении материала, поскольку формируемое интернет-сетью и иными масс-медиа «клиповое» мышление требует образов, зрелищных, желательно готовых к восприятию деталей, без логического их упорядочивания. Это мышление — защитная реакция организма на переизбыток информации.
Появление такого типа мышления, как клиповое мышление — это ответ на возросшее количество информации.
Данный тип мышления, как и все психические процессы, имеет как достоинства, так и недостатки. Правда психологи утверждают, что недостатков больше, и они таким образом усугубляют восприятие мира. Задача педагогов направить минусы в сторону плюсов.
Таким образом, плюсы клипового мышления — это:
– быстрота реакции;
– способность решать несколько задач одновременно;
– защита мозга от перегрузки информацией;
– желание охватить как можно больше информации.
Помимо плюсов, такой тип мышления обладает и рядом минусов. В чем же состоят эти минусы?
– снижена способность к анализу информации;
– снижена способность к концентрации внимания;
– снижена эффективность обучения и усвоения знаний;
– усилена подверженность чужому влиянию и манипуляциям;
– снижено чувство сопереживания;
– приводит к упрощению в решении задач и принятии решений.
Какой же выход можно найти из сложившейся ситуации и повернуть ситуацию в сторону преподавателя? А выход только один — минусы развернуть на сторону плюсов. Так, тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким.
Также способствуют развитию аналитического мышления содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. (в нашем случае семинары, круглые столы)
Одно из главных требований в процессе обучения слушателей в Санкт-Петербургском учебно-методическом центре по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям — способность выстраивать цепочку из последовательности действий от существующего положения до поставленной цели. А создание таких цепочек подразумевает наличие «продолжительного» мышления.
Из всего перечисленного выше становится понятно, что феномен клипового мышления имеет больше недостатков, чем достоинств. Исследования показывают, что, несмотря на развитие виртуального общения и дружбы в соцсетях, представители современного молодого поколения становятся все более одинокими в реальной жизни. Недостаток живого общения порождает замкнутость, чувство одиночества и неудовлетворенности. Прежде всего, нужно больше читать и анализировать прочитанное. Причем читать нужно не короткие рассказы, а объемные произведения с глубоким смыслом, призывающим к размышлению. Кроме того, существует немало художественных и познавательных фильмов, просмотр которых заставляет задуматься.
Тренировка памяти способствует развитию способности усваивать большие объемы информации. Развитие воображения делает мышление более гибким. Существуют разнообразные психологические методики тренировки памяти, внимания, воображения, логического, понятийного, образного мышления для детей и взрослых. Специальные тесты на определение разных типов мышления помогут оценить результаты тренировок.
Отказу от клипового сознания также способствуют содержательные беседы, в ходе которых люди учатся доносить свои мысли до собеседника, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения.
Следует помнить, что клиповое мышление может приносить пользу в определенных ситуациях, требующих быстрого реагирования или частого переключения внимания, но оно не должно становиться преобладающим типом мышления в повседневной жизни.
Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни на что наши педагоги и делают упор в своей работе.
Человек с клиповым мышлением воспринимает лишь обрывочную информацию, которую он не способен сопоставить с другой. Неудивительно, что людям проще воспринимать короткую информацию или даже просто набор картинок, чем вчитываться в длинные тексты, воспринимать контекст или синтезировать информацию из обрывков.
Таким образом, обучение приходится перестраивать с учетом изменяющихся условий окружающей среды, опираясь на положительные стороны клипового мышления. Люди привыкают общаться короткими сообщениями. В ходе подготовки к занятиям преподаватель теперь опирается не на текстовый материал слайдов, а на схематичное отображение ключевых моментов. Так же преподаватели используют в своих презентациях гиперссылки, что развивает быстроту реакции. Поэтому слушатели, обладающие клиповым мышлением, умеют быстро реагировать на внешние стимулы и изменения и оперативно подстраиваться под них.
В программах обучения по гражданской обороне и чрезвычайных ситуациях заложены такие виды занятий как семинары и круглые столы, что развивает способность решать несколько задач одновременно, вести дискуссии, приводить аргументы и отстаивать свою точку зрения. Такое мышление формирует у слушателей многозадачность — способность делать несколько дел сразу.
Решение задач одновременно, возможность вступить в дискуссию порождает желание охватить как можно больше информации. Клиповое мышления заставляет слушателей выискивать и поглощать все новую и новую информацию, что весьма полезно для интеллектуального развития. Сниженная способность к анализу, концентрации внимания, низкого усвоения знаний, быстрой утомляемости от большого объема информации резко снижается после посещения лекций и практических занятий, благодаря опыту преподавателей и их желанием заинтересовать слушателей.
Клиповое мышление — это приобретенного качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни. Задача наших преподавателей, благодаря их профессионализму, научить слушателей анализировать, выделять главное в большом объеме информации, находить нужное для каждого конкретного слушателя.
Литература:
- Лурия А. Р. Лекции по общей психологии. — СПб.: Питер, 2012. — 320 с.
- Психология и педагогика «Завтра экзамен». — СПб.: Питер, 2009. — 272 с.
- Почему в современном мире начинает преобладать клиповое мышление // New Goal.ru. URL: http://newgoal.ru/klipovoe-myshlenie/ (дата обращения: 18.04.2018).
Ключевые слова
термин «клиповое мышление», массовость, короткие отрывки информации, плюсы и минусы клипового мышления, чтение и анализ, «продолжительное» мышлениеПохожие статьи
Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»
В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.
«Массовый человек» как составной элемент «Общества спектакля» Ги Дебора
Целью статьи является рассмотрение феномена «массового человека» в контексте критической теории Ги Дебора — «обществе спектакля». По мнению философа, такое общество особенно отличается утратой непосредственности существования, когда вся реальность со...
Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»
В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.
Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия
Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...
Участники дискурса с ключевым концептом «Контроль» (Control) в современном экологическом медийном дискурсе
Представленное исследование культурно важного концепта «Контроль» (Control) раскрывает его новое когнитивное развитие в современном британском экологическом медийном дискурсе. Концепт, представленный в этом типе дискурса, раскрывает субъекты и объект...
Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного ...
Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе
Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».
Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка
В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...
Перевод – многомерное явление
Перевод – многомерное явление, обеспечивающих преодоление не только языковых, но и культурных барьеров. Перевод-это вид коммуникативной деятельности, на котором сопоставляются не только языковые формы, но также языковое видение мира и ситуации диалог...
Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде
В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуко...
Похожие статьи
Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»
В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.
«Массовый человек» как составной элемент «Общества спектакля» Ги Дебора
Целью статьи является рассмотрение феномена «массового человека» в контексте критической теории Ги Дебора — «обществе спектакля». По мнению философа, такое общество особенно отличается утратой непосредственности существования, когда вся реальность со...
Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»
В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.
Потенциал медиатекста в пространстве урока и внеурочного занятия
Автор статьи обращается к потенциалу медиатекста — художественного фильма, документального фильма, фотографии, рисунка, мультипликационного фильма. Несомненными достоинствами медиатекстов являются их аутентичность, информативная и смысловая насыщенно...
Участники дискурса с ключевым концептом «Контроль» (Control) в современном экологическом медийном дискурсе
Представленное исследование культурно важного концепта «Контроль» (Control) раскрывает его новое когнитивное развитие в современном британском экологическом медийном дискурсе. Концепт, представленный в этом типе дискурса, раскрывает субъекты и объект...
Развитие навыков исторического мышления на основе исторических концептов
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, рассмотрены вопросы связанные с трудностями использования формационного и цивилизационного ...
Феномен креолизации текста в сетевом дискурсе
Статья посвящена изучению феномена креолизации в языковом пространстве Интернет-коммуникации. Отдельное внимание уделяется проблеме разграничения понятий «поликодовый текст» и «креализованный текст».
Применение технологии «корзина идей» в 8-х классах на уроках русского языка
В данной статье рассматривается работа над одним из приемов критического мышления — корзина идей. Особенностью статьи является то, что автор постарался показать практическое применение данного приема в условиях национальной школы. Безусловно, процесс...
Перевод – многомерное явление
Перевод – многомерное явление, обеспечивающих преодоление не только языковых, но и культурных барьеров. Перевод-это вид коммуникативной деятельности, на котором сопоставляются не только языковые формы, но также языковое видение мира и ситуации диалог...
Влияние самоотношения на активность личности в интернет-среде
В статье рассматривается влияние самоотношения на то, как проявляется активность личность в интернет-пространстве. Рассматривается зависимость общения и деятельности пользователей в сети от таких особенностей как закрытость, самоуверенность, саморуко...