Значение творчества Мурада Кажлаева в эстетическом воспитании учащихся школ | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

III международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, март 2018)

Дата публикации: 27.02.2018

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Муртузалиева П. Ш. Значение творчества Мурада Кажлаева в эстетическом воспитании учащихся школ [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 21-24. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/276/13854/ (дата обращения: 15.12.2018).



Сегодня обществом все более отчетливо осознается необходимость внедрения духовных, культурных ценностей в социально-образовательную и личностную практику, при этом осуществляя воспитательную функцию в процессе становления и развития личности. Важным фактором духовного, эмоционального, художественного развития учащихся сегодня является их эстетическое воспитание, которое можно определить как формирование определенного эстетического отношения человека к действительности.

Особое значение сегодня приобретает приобщение учащихся к творческому наследию гениальных поэтов и писателей, как древних времен, так и современных, в частности к творчеству М. Кажлаева. Эстетическое воспитание учащихся с использованием творческого наследия М. Кажлаева находится в непосредственной связи с возвышением духовного и культурного потенциала общества. Яркий художественный, литературно-поэтический, музыкально-эстетический язык произведений М. Кажлаева воспитывает в подрастающем поколении уважение к традициям, способствует эстетическому воспитанию школьников, активному изучению и познанию художественной культуры народа.

При этом важно отметить, что творческое наследие М. Кажлаева представляет для эстетического воспитания учащихся широкие возможности, ибо музыкальное творчество М. Кажлаева высоко эстетично и нравственно выдержано в плане выражения общечеловеческих ценностей и представляет большой простор для развития личности и эстетического воспитания школьников.

Актуальнейшей проблемой в условиях духовного возрождения общества является значительное повышение национальной художественной культуры населения, улучшение нравственно-эстетического воспитания учащейся молодежи. При этом особое значение приобретает активизация человеческого фактора во всех сферах социальной и духовной жизни, формирование у подрастающего поколения основ художественной культуры как своего народа, так и всего мира.

Все произведения М. Кажлаеваи все его музыкальное творчество, несмотря на то, что он немало написал музыки специально для детей, имеют большую педагогическую ценность для школьников. Его произведения обладают большой образовательной ценностью и служат ценным материалом для эстетического воспитания и всестороннего развития детей.

По своей тематике произведения М. Кажлаева также помогают учителю сформировать нравственно-эстетические качества школьников, воспитывать в учащихся умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым.

Сказано, что искусство не исчерпывается зрительским восторгом, а взывает к совести, состраданию, призывает задуматься над собственными поступками, учит ценить уникальность человеческой личности — в этом его нравственное назначение. Ведь искусство — это, прежде всего, воспитание чувств, уважения к духовным ценностям.

Эстетическое чувство — это не только чувство наслаждения, которое испытывает человек при восприятии прекрасного, оно «проявляется в ассоциативных представлениях, активизирующих духовную жизнь человека и побуждающих его к деятельности по законам красоты».

Психолого-педагогические и социологические исследования, проведенные учеными в последнее время, позволяют сделать некоторые выводы об эстетической воспитанности учащихся. Современный школьник может видеть и достаточно глубоко переживать прекрасное в природе, искусстве, учении, труде. Его волнуют образы и события, в которых проявляется героическое, возвышенное, он откликается на комическое, смешное. В старших классах эмоциональная активность, эмоциональное восприятие эстетического заметно снижается, уступая место интеллектуальному освоению эстетического.

В эстетическом становлении учащихся разных возрастных групп мальчиков и девочек имеются свои особенности. Общая тенденция их поступательного эстетического развития сопряжена с большими трудностями и противоречиями. К ним относятся противоречия между стремлением детей к красоте и недостатками эстетической воспитанности, специальной подготовки к восприятию осмыслению эстетических явлений жизни, искусства и творчества.

По этой причине, опора на общепризнанную мировую классику и на музыкальное творчество М. Кажлаева сделает уроки изобразительного искусства высокоэффективными, а процесс эстетического воспитания учащихся — плодотворным.

Центральное место в формировании мировоззрения школьников в процессе воспитания нравственно-эстетических чувств занимает специфический анализ художественного образа, развитие идейно-эмоционального, эстетического отношения к творческим произведениям М.Кажлаева.

По своей тематике и содержательностью произведения М. Кажлаева близки и доступны школьникам. Они помогают учителю формировать нравственные, эстетические качества школьников.

М. Кажлаев написал немало музыкальных произведений, но каждое из них эстетично, высокохудожественно, поднимает частные и глобальные нравственно-эстетические проблемы и по-своему раскрывают грани его незаурядного таланта. В них во всех один М. Кажлаев, но в каждой музыке он повторим, он другой, иной, не знакомый нам ранее, открывает нам все новые и новые грани души.

Всем известно, что Дагестан — земля, которая всегда была щедра талантами, мудрыми, сильными, гостеприимными людьми.

Но М. Кажлаев в этом созвездии занимает особое место. Масштаб его творчества без сомнения сопоставим масштабам его личности, что не так часто совпадает с реальностью.

Разноплановость и масштабность творчества М. Кажлаева были явно подчинены единой идее служения высоким идеалам человечества через лучшие традиции гуманизма, патриотизма дагестанского народа и народов других стран мира. Его произведения любимы каждым поколением. Они всегда актуальны и гармоничны с национальной культурой. Умение видеть общечеловеческое в национальной музыкальной культуре, а национальную музыкальную культуру — в общечеловеческих достояниях является всеобъемлющей идеей в музыкальных произведениях великого композитора. Важнейшие национальные задачи в творческих произведениях М. Кажлаева — воспитание любви к родине, музыкальной культуре искусства, уважение к традициям, чувствам своего народа и народов других стран.

Все творчество М. Кажлаева пронизано добротой. Прекрасно понимающий традиции музыкальной культуры, национальную психологию он создал настолько яркие и многогранные музыкальные художественные образы, которые учат молодежь красоте, богатству родного края. Произведения М. Кажлаева помогают современной молодежи разобраться во многих жизненных ситуациях: мыслить, искать, делать выводы, оценивать свои поступки.

Мурад Кажлаев по праву считается выдающимся композитором современности, ярким представителем прославленной плеяды мастеров отечественной культуры. Творчество и профессиональная деятельность Кажлаева стали одним из самых высоких достижений дагестанской культуры XX века, предметом национальной гордости всех народов республики. Будучи одним из основоположников профессионального музыкального искусства республики, Мурад Кажлаев создал великолепные произведения, прославившие Россию и Дагестан в мировом культурном пространстве.

Мурад Кажлаев является автором свыше 350 произведений. Музыкальные альбомы с его произведениями были выпущены в России, Германии, США и Италии.

«Музыка Кажлаева — праздничное, яркое, полнокровное искусство — сочетает в себе почти все существующие музыкальные жанры от симфонии до песни. Своеобразие и свежесть его музыкальных образов обусловлены дагестанской народно-национальной основой, центральной линией его творчества. Воображение М. Кажлаева легко переносится от эпических страниц истории Страны гор к ритмам африканского или латиноамериканского фольклора. Его фантазия мгновенно воспламеняется в соприкосновении с культурой разных народов и под впечатлением от поездок в дальние и ближние страны Востока и Запада. Словно полиглот, он непринужденно высказывается на различных музыкальных наречиях, сохраняя, впрочем, свою характерную кажлаевскую интонацию и чуть заметный дагестанский акцент» (М. Якубов).

М. Кажлаев сумел органически соединить народность с развитым симфоническим мышлением, воедино слить национальное и интернациональное. Универсализм композитора дал ему возможность создавать произведения и на темы других народов Советского Союза. Примером служит его сюита «Путешествие по стране», где в каждой из 14 пьес звучат мелодии, овеянные встречами с музыкой союзных республик. Способность Кажлаева перевоплощать увиденное в музыку позволила ему создать ряд произведений, в которых автор разрабатывает темы многих стран.

Благодаря высокому таланту и большому трудолюбию М. Кажлаев стал всемирно известным композитором, музыкантом. Диск с музыкой народного артиста СССР, дагестанского композитора Мурада Кажлаева выпустили в Лондоне.

В своей статье-предисловии диска английский музыковед Атешорга рассказывает о творческом пути автора, о его большом вкладе в музыкальную сокровищницу мира, а также о блестящей исполнительнице Чисато Кусуноки.

В своем интервью сама Чисато Кусуноки пишет: «Я счастлива, что судьба занесла меня в мир прекрасной музыки Мурада Кажлаева. Через ее волшебные звуки мир еще больше узнает о великом мастере музыки Кажлаеве и о его стране под названием Дагестан».

Вступив в пенсионный возраст, композитор не отправился на отдых. Последнее десятилетие ХХ столетия оказалось для него не менее насыщенным событиями, чем любое из предыдущих. Никогда прежде педагогическая деятельность не занимала в жизни Мурада Магомедовича такого важного места: на вершине пути мастер испытывает естественную потребность поделиться своими знаниями и опытом с молодежью. Он выдвигает идею создания Школы юных дарований в Дагестане.

Открытие школы искусств для одаренных детей в Дагестане неразрывно связано с именем композитора и дирижера, народного артиста СССР Мурада Кажлаева, своевременно осознавшего необходимость создания такой специальной музыкальной школы, основное предназначение которой обучение музыкально одаренных детей. Учебные планы школы Кажлаева представляют собой авторские образовательные программы повышенного уровня сложности, которые способствуют раннему профессиональному самоопределению и развитию одаренных музыкантов.

Задачей учителя изобразительного искусства является воспитание человека с развитым нравственно-эстетическим вкусом, который выполняет свое извечное призвание, т. е. сеет на земле красивое, доброе и вечное.

Таким образом, значение творчества М. Кажлаева в эстетическом воспитании школьников огромно и необходимо, и очень важно умело и эффективно использовать его педагогический потенциал в образовательно-воспитательной деятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): Дагестан, произведение, музыкальное творчество, эстетическое воспитание школьников, эстетическое воспитание учащихся, творческое наследие, народный артист СССР, национальная музыкальная культура, эстетическое воспитание, изобразительное искусство.

Похожие статьи

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

Художественное творчество, эстетическое воспитание, подросток, базовая культура, творческая деятельность, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, формирование, Эстетическое отношение...

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках... | Молодой ученый

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, эстетическое воспитание школьников, ребенок, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства.

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

эстетическое воспитание, народное искусство, народное декоративно-прикладное искусство, творческий потенциал студентов, подрастающее поколение, эстетическое сознание, эстетическая образованность.

Роль национально-художественной культуры в эстетическом...

Эстетическое воспитание учащихся с использованием культурного наследия народа находится в непосредственной связи с возвышением духовно-нравственного и культурного потенциала общества [3].

Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития...

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок, музыка, эстетическое воспитание дошкольников, музыкальное искусство, дошкольный возраст, виртуальная реальность, высокое искусство...

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством...

музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкальное образование, музыкальный дидактизм, Россия, музыкальная деятельность, музыкальное творчество, музыкальный эстетизм, начальная...

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

В процессе всестороннего развития личности искусству принадлежит ответственейшая роль. Хотя основой всестороннего развития личности является сама жизнь, в которой главную роль играет целеустремлённый творческий труд...

Эстетическое воспитание школьников | Статья в журнале...

Художественное творчество, эстетическое воспитание, подросток, базовая культура, творческая деятельность, эстетический вкус, эстетическое воспитание школьников, формирование, Эстетическое отношение...

Специфика развития идеи эстетического воспитания детей...

эстетическое воспитание, искусство, эстетический вкус, эстетическое восприятие, ребенок, средство искусства, художественное воспитание, художественно-эстетическое воспитание, дошкольный возраст, красота.

Эстетическое воспитание учащихся на уроках... | Молодой ученый

эстетическое воспитание, изобразительное искусство, эстетическое воспитание школьников, ребенок, окружающий мир, урок музыки, музыкальное искусство, начальная школа, творческое отношение...

Музыка как средство эстетического воспитания детей...

Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников...

музыкально-эстетическое воспитание широкого круга подростков, приобщение их к сокровищнице музыкального искусства.

Эстетическое воспитание студентов посредством народного...

эстетическое воспитание, народное искусство, народное декоративно-прикладное искусство, творческий потенциал студентов, подрастающее поколение, эстетическое сознание, эстетическая образованность.

Роль национально-художественной культуры в эстетическом...

Эстетическое воспитание учащихся с использованием культурного наследия народа находится в непосредственной связи с возвышением духовно-нравственного и культурного потенциала общества [3].

Тенденции музыкально-эстетического воспитания и развития...

музыкальное произведение, эстетическое воспитание, ребенок, музыка, эстетическое воспитание дошкольников, музыкальное искусство, дошкольный возраст, виртуальная реальность, высокое искусство...

Художественно-эстетическое воспитание личности посредством...

музыкально-эстетическое воспитание, музыкальное искусство, музыкальное образование, музыкальный дидактизм, Россия, музыкальная деятельность, музыкальное творчество, музыкальный эстетизм, начальная...

Задать вопрос