Библиографическое описание:

Павлов Д. Н. Художественно-эстетическое воспитание личности посредством проекта «Уроки детской филармонии» // Молодой ученый. — 2012. — №11. — С. 469-471.

Художественно-эстетическое воспитание является частью системы музыкального образования. Оно связано с получением необходимого для каждого культурного человека знаний об истории развития человеческого общества, о различных видах искусств, в частности музыки, – т.е. о художественно-эстетических ценностях. Это воспитание призвано обеспечить развитие максимально творческой личности, стремящейся к самосовершенствованию, саморазвитию, умеющей использовать и ценить духовные и материальные богатства общества, а на основе этого – развивать и продвигать искусство нового времени.

Учитывая значение художественно-эстетического воспитания личности и возможности современной педагогической технологии как – метод проектов, в Колледже Русской культуры им. А.С. Знаменского г. Сургута, мною был разработан и в настоящее время проводится проект «Уроки детской филармонии» для учащихся младших и старших классов музыкально-исполнительских отделений. Этот проект ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, выявление их личной инициативы, и реализуется в форме уроков-концертов, музыкально-литературных вечеров с применением различных методов обучения. Одним из них является метод свободных ассоциаций, свойственный в целом искусствоведению, что даёт возможность проведения параллелей между различными видами искусств, связанных в определённом контексте с музыкой. А также исследовательские методы – «мозговой атаки», «круглого стола» с целью выдвижения гипотез решения поставленных задач, анализа полученных данных, подведения итогов.

Филармония (от греч. phileo и harmonia) в переводе обозначает «люблю гармонию». В Музыкальной энциклопедии (гл. ред. Ю.В. Келдыш) понятие имеет значение организации, в задачу которой входит пропаганда музыкальных произведений и исполнительского мастерства, а также других видов искусства (танец, художественное чтение). Филармония способствует выдвижению и художественному росту молодых исполнителей, организуя концертную работу в специальных стационарных залах [5, с. 806].

Филармонические общества появились в ХIX веке в городах Европы и Америки (Петербург, Москва, Берлин, Лондон, Нью-Йорк и другие), и они пропагандировали главным образом симфоническую музыку. В ХХ веке в странах Европы – филармонии стали государственными организациями, а в 1976 году в России насчитывалось уже 136 филармоний.

Учитывая, что в задачу филармонии входит пропаганда лучших музыкальных произведений русской и зарубежной классики, а также современных композиторов, – в проекте «Уроки детской филармонии» соединяются две важные функции. Во-первых, такая форма проекта дает возможность совсем еще юным музыкантам проявить себя, выступая с исполнением произведений на уроках-концертах. Во-вторых, воспитывает у детей интерес к классической музыке, подготавливая их к большому искусству. «Уроки детской филармонии» зарождают интерес, а затем и духовную потребность в классической музыке, начиная знакомством с яркими музыкальными произведениями, с инструментами симфонического оркестра и их техническими возможностями. Для исполнения произведений разных жанров, кроме юных музыкантов, приглашаются также преподаватели Колледжа русской культуры, и профессиональные музыканты, актеры, художники г. Сургута.

Известно, что одной из главных задач художественно-эстетического воспитания является формирование нравственных позиций обучающегося, его эстетических интересов на основе выявления эстетического начала в каждом музыкальном произведении и осмысление этой музыки. Воздействие же через «Уроки детской филармонии» на духовный мир обучающегося способствует формированию целостного представления о возможных путях и перспективах развития современной музыки и современного искусства.

Известный отечественный музыкальный педагог и композитор – Д.Б. Кабалевский считал, что искусство в воспитании играет особую, ничем не заменимую роль. Эта особенность вытекает прежде всего из того обстоятельства, что любое произведение искусства в самом себе содержит нравственное начало. В искусстве же, в частности в музыке, нравственное содержание – воспевание добра и осуждение зла – является его душой, смыслом его существования, основной силой его воздействия на человека, его преобразующим фактором в жизни общества [3].

Музыка, обладая большой художественной силой, является эффективным средством художественно-эстетического воспитания личности в условиях современного мира. Мы живём в мире технологий – число прорывов в науке растёт прогрессивно. Настолько быстро, что порой сложно за ними успевать. Принципиально меняется и содержание современной академической музыки, поскольку меняется поле информации, круг интересов и принцип мышления у современных композиторов. Спокойная и мелодичная, энергичная и тревожная, музыка отображает волнения души и характер человека. Каждый для себя определяет, какая музыка ему нравится, а что вызывает отрицательные эмоции. В образовательном процессе музыкальные пристрастия могут формироваться с самого начала, а иногда увлечение той или иной музыкой может меняться на протяжении всей жизни. Ведь все зависит не только от личных ощущений обучающихся, но и от окружения, которое мощно воздействует на отношение к музыке или моду на определенные музыкальные стили, тенденции, коллективы.

Основными целями деятельности в рамках проекта «Уроки детской филармонии» являются следующие:

  • показ классических, или создание новых сочинений музыкального искусства для детей, а также видео-показ хореографических и оперных произведений в целях формирования эстетического и художественного вкуса, пробуждения творческих способностей подрастающего поколения;

  • просветительская деятельность, реализующая одновременно духовные потребности зрителей-слушателей;

  • образовательная деятельность, осуществляемая в результате изучения, исполнения учащимися лучших образцов русской и зарубежной музыки, способствующая профессиональной подготовке детей-артистов (музыкантов, вокалистов), и создающая условия для развития творческих способностей обучающихся;

  • создание необходимых условий для роста профессионального мастерства учащихся;

  • укрепление внутренних и внешних творческих связей между музыкантами, посредством обмена творческими идеями на «Уроках детской филармонии».

Музыка является и всегда являлась отражением эпохи. Слова, которые хотели услышать все, сливались с определенным ритмом и отражались в музыке. Примечательно в этом смысле высказывание крупнейшего отечественного композитора ХХ столетия Д.Д. Шостаковича: «Каждое большое музыкальное произведение – это свидетельство дум и чувств не только одного человека, но множества людей. Музыка не только пробуждает дремлющие до времени в человеке чувства, но и дает им выражение. Она позволяет излить то, что назрело в сердце, что давно просилось в мир, но не находило выхода» [14, с. 11]. В некоторых произведениях звучала пропаганда, а в некоторых – протест, одни были наполнены любовью, а другие – печалью и недовольством. И каждый для себя определял, что ему интересно в данный момент. При этом одни мелодии звучали везде, а другие, чтобы послушать, приходилось искать.

Современная академическая музыка, звучащая на уроках «Детской филармонии», знакомит учащихся с разнообразными инновационными композиторскими находками, приёмами отображения окружающей действительности через определённые звуковысотные организации музыкальной ткани, разнообразными фактурными сочетаниями. В ней уже нет запретов и ограничений. Но она имеет свои ответвления и направления, которых придерживаются музыканты и композиторы, слушатели и художественные руководители самых разных творческих коллективов.

В рамках проекта «Уроки детской филармонии» осуществляются следующие виды деятельности:

  • организация и проведение концертной, просветительской деятельности;

  • осуществление образовательной деятельности через знакомство с жанрами и формами музыки, музыкальными инструментами и их возможностями, создателями произведений музыкального и других видов искусств;

  • подготовка концертных мероприятий для показа на сцене или для записи на видео-носители;

  • организация творческих встреч с музыкантами, художниками, актерами;

  • осуществление методического обеспечения творческой деятельности юных музыкантов.

Приобщение к академической музыке на уроках «Детской филармонии» способствует формированию музыкальной и общей грамотности обучающихся, а именно:

  • способности воспринимать музыку как живое, образное искусство, рождённое жизнью и неразрывно с нею связанное;

  • особого «чувства музыки», позволяющего воспринимать её эмоционально, отличая в ней подлинное от деланного;

  • умения на слух определять характер музыки и ощущать внутреннюю связь между характером музыки и характером её исполнения;

  • способности на слух определять автора незнакомой музыки, если она характерна для данного автора.

Таким образом, проект «Уроки детской филармонии» способствуют формированию основных навыков и умений обучающихся:

  • понимания современного языка искусства, как средства коммуникации между людьми;

  • расшифровки и передачи информации через доступные средства выразительности искусства современной музыкальной композиции;

  • перевода информации, заложенной в художественном образе в произведении одного вида искусства (например, литературы) в выражение посредством другого вида искусства, в конкретном случае, музыки;

  • эстетического восприятия явлений окружающего мира и передачи своего восприятия мира через художественный образ в дальнейшей исполнительской и другой творческой деятельности.

В заключении хотелось бы отметить значение «Уроков детской филармонии» как средства художественно-эстетического воспитания личности. В рамках этого проекта осуществляется процесс формирования у учащихся образного мышления, способности воспринимать, чувствовать, любить, оценивать музыкальное искусство, наслаждаться им и создавать художественные ценности в качестве юного композитора, музыканта-исполнителя или грамотного слушателя. «Уроки детской филармонии» являются необходимым дополнением к учебной деятельности, развивающей логическое и творческое мышление будущих музыкантов-профессионалов на основе участия в совместном творческом проекте.


Литература:

  1. Гуляницкая Н.С. Методы науки о музыке: Исследование. – М.: Музыка, 2009. – 256 с.

  2. Кабалевский Д.Б. Избранные статьи о музыке. – М.: Советский композитор, 1963. – 364 с.

  3. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления: Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.

  4. Методология педагогики музыкального образования: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева, Б.М. Целковников; под ред. Э.Б. Абдуллина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 272 с.

  5. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю.В. Келдыш. т. 5. Симон – Хейлер. – М.: Советская энциклопедия, 1981. – 1056 с.

  6. Педагогическая поддержка ребенка в образовании: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин, Е.А. Александрова и др.; под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой; науч. ред. Н.Б. Крылова. – М.: Академия, 2006. – 228 с.

  7. Педагогические технологии: учеб. Пособие для студентов педагогических специальностей / под общ. ред. В.С. Кукушина. – Изд. 4-е. – Ростов н/Д: Издательский центр «Март»; Феникс, 2010. – 333 с.

  8. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. – 1994. – №5. – С. 16 – 21.

  9. Сластенин В.А. Педагогика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. – 3-е изд. – М.: Академия, 2004. – 576 с.

  10. Стравинский И.Ф. Диалоги. – Л.: Музыка, 1971. – 416 с.

  11. Федорович Е.Н., Тихонова Е.В. Основы музыкальной психологии: учеб. пособие / Урал. гос. консерватория им. М.П.Мусоргского. – Екатеринбург, 2007. – 206 с.

  12. Халабузарь П., Попов В., Добровольская Н. Методика музыкального воспитания: учеб. пособие. – М.: Музыка, 1989. – 175 с.

  13. Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

  14. Шостакович Д.Д. Знать и любить музыку. – М.: Молодая гвардия, 1957. – 16 с.

  15. Яфальян А.Ф. Теория и методика музыкального воспитания в начальной школе: учеб. пособие для студентов педагогических вузов. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 380 с.


Основные термины (генерируются автоматически): «Уроки детской филармонии», «Уроки детской филармонии», художественно-эстетического воспитания личности, художественно-эстетического воспитания личности, проект «Уроки детской, проект «Уроки детской, уроках «Детской филармонии», уроках «Детской филармонии», музыкального воспитания, музыкального воспитания, «Уроках детской филармонии», «Уроках детской филармонии», проекте «Уроки детской, проекте «Уроки детской, «Уроков детской филармонии», «Уроков детской филармонии», музыкального образования, музыкального образования, классической музыке, классической музыке.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос