Некоторые приемы систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки
Автор: Меденкова Галина Викторовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 31.01.2018
Статья просмотрена: 843 раза
Библиографическое описание:
Меденкова, Г. В. Некоторые приемы систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки / Г. В. Меденкова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 102-105. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13722/ (дата обращения: 17.12.2024).
Сегодня простое запоминание фактов не является целью изучения истории в профессиональной образовательной организации. В большей степени требуется использование исторических знаний и представлений для понимания событий прошлого и настоящего времени. Некоторые приемы по систематизации исторического материала позволят помочь студентам в решении этого вопроса.
Ключевые слова: студенты колледжа, общеобразовательная подготовка, исторические представления, приемы систематизации исторического материала.
История — один из основных предметов общеобразовательной подготовки студентов колледжа. Вчерашние школьники понимают, что через изучение истории у них формируется дух патриотизма, чувство гордости за свое Отечество.
Переживая любовь к Родине, радуясь ее победам, испытывая тревогу за сложные периоды прошлого, приближаясь к образцам порядочности, исходившим от исторических личностей, они с удовольствием погружаются в этот мир, богатый примерами для подражания.
И, единственное, что вызывает беспокойство обучающихся, — это объемы изучаемого материала и небезграничные возможности их памяти.
Преподаватель может помочь студентам в решении этой проблемы, используя некоторые, предлагаемые в данной статье, приемы по систематизации исторического материала, тем более, что сегодня простое запоминание фактов и не является целью изучения истории в профессиональной образовательной организации. В большей степени требуется использование исторических знаний и представлений для понимания событий прошлого и настоящего времени.
Ученые выделяют несколько видов исторических представлений. Одно из них — представление об историческом времени, то есть о длительности и последовательности исторических событий и явлений, об отдаленности их друг от друга и от сегодняшнего дня.
Создание представлений об историческом времени помогает увидеть развитие общества, смену общественно-экономических формаций.
Как показывает опыт, студенты-первокурсники имеют слабое представление об общественно-экономических формациях: путаются в названиях, не представляют их временные рамки, не соотносят с событиями ни России, ни в зарубежных странах.
А от этого представления зависит понимание (не запоминание!) ими различных процессов, явлений и фактов, анализ деятельности исторических личностей, причины отставания или развития государств и многое другое.
Поэтому начинать изучение истории в колледже (в цикле общеобразовательной подготовки) желательно с обращения к Ленте времени.
Лента времени — не новый дидактический прием. Впервые школьники знакомятся с Лентой времени еще в начальных классах. Изучая ту или иную учебную тему, они отмечает на этой Ленте основные факты, события, которые произошли в каждый период времени.
Студенту-первокурснику Лента времени нужна как наиболее быстрый способ формирования представления о порядке и последовательности прохождении цивилизацией общественно-экономических формаций, а также для проведения сравнительного анализа развития России и зарубежных стран.
Организовать работу с Лентой времени целесообразно на основе использования мелового рисунка на классной доске и одновременной работы обучающихся в тетрадях. Можно задействовать и компьютерные программы, если позволяют технические возможности.
Первый этап работы с Лентой времени хорошо виден на рисунке 1.
В верхней части рисунка представлена информация по России; в нижней — по зарубежным странам. Цифры обозначают века. Кружочки с крестиками — периоды сравнительного анализа:
‒ Промежуток в 400 лет между пятым и девятым веками показывает, почему на Руси не было рабовладельческого строя; почему у нас сразу возник феодальный строй; как это повлияло на классовый состав общества; почему образовавшееся в 9 веке Русское государство оказалось практически в международной изоляции; на каком уровне развития по сравнению с зарубежными странами находилась Русь; почему так велико значение крещения Руси в 10 веке князем Владимиром Красное Солнышко.
‒ Промежуток в 250 лет между 13 и 15 веками позволяет зафиксировать трудный период в истории нашей страны — нашествие Золотой Орды и связанное с этим понятие «феодальной раздробленности»; многолетнюю выплату дани, опустошавшей экономику страны; высвечивает проблему объединения княжеств в единое государство.
‒ Промежуток в 200 лет между 17 и 19 веками — это время, когда Россия пыталась «открыть окно в Европу» и догнать ее в развитии, но существовавший длительное время феодальный строй мешал это сделать; это несколько попыток отменить крепостное право; это возникновение общественных движений в пользу изменения формы правления и многое другое.
Рис. 1. Лента времени
Последующие этапы работы с Лентой времени предполагают возвращение к уже имеющимся записям и проведение постоянного сравнительного анализа.
Так, например, при изучении революций 1917 года обращение к Ленте времени позволяет студентам определить:
‒ какой общественный строй был в это время в других странах;
‒ от какого к какому общественному строю может произойти переход в России;
‒ каков характер революции;
‒ какие классы преобладали в структуре общества;
‒ какие у них были проблемы;
‒ каковы их требования и т. д.
Кроме представления об историческом времени обучающимся необходимо и представление о фактах прошлого, под которыми понимается информация по материальной, духовной и другим направлениям развития общества. Эти направления можно условно разделить на четыре сферы развития гражданского общества: политическую, экономическую, социальную и духовную (рисунок 2).
Рис.2
Организация регулярной работы с четырьмя сферами гражданского общества позволяет проследить развитие общества и его взаимосвязь с властью (государством). Предварительно со студентами должна быть проведена работа над понятиями, составляющими основу государства и каждой их четырех сфер, так как именно понятия дадут представление о конкретной сфере.
Государство: органы власти (уровни, ветви) и учреждения, призванные помогать органам власти осуществлять руководство гражданским обществом (полиция, армия, суды и проч.)
Политическая сфера: форма правления, форма режима, форма государственного устройства, партийная система, общественные организации.
Экономическая сфера: общественный строй, виды собственности, характер экономики, развитие индустрии, аграрного сектора, услуг.
Духовная сфера: религия, культура.
Социальная сфера: семья как основная ячейка общества, образование, медицина, досуг.
Так как в Концептуальных основах историко-культурного стандарта особое место уделяется культурно-антропологическому подходу к изучению истории, то логично осуществить привязку развития общества по четырем сферам к конкретному историческому деятелю и его роли в развитии гражданского общества и государства на определенном этапе.
В этом случае студентам предлагается на основе имеющейся информации воссоздатьпортрет исторического деятеля по следующим параметрам:
‒ Общие сведения о политическом деятеле.
‒ Деятельность в политической сфере.
‒ Деятельность в экономической сфере.
‒ Деятельность в духовной сфере.
‒ Деятельность в социальной сфере.
‒ Роль в истории России.
Одновременная работа с Лентой времени, сферами гражданского общества. осуществление привязки развития общества к конкретному историческому деятелю, определение его роли в развитии гражданского общества и государства на определенном этапе на основе всестороннего анализа в различных измерениях дают высокий эффект усвоения (не запоминания!) материала.
Таким образом, использование преподавателем профессиональной образовательной организации некоторых приемов систематизации исторических знаний студентов колледжа в цикле общеобразовательной подготовки позволяет развить у обучающихся историческое мышление и использовать исторические знания и представления для понимания событий прошлого и настоящего времени.
Литература:
- Вагин А. А. Методика обучения истории в школе М.: Просвещение, 1972. — 354 с.
- Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Теория и методика преподавания истории/ Учебник для ВУЗов. — М.: Владос, 2003. — 384 с.
- Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1971. — 239 с.
- Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках: Учебное пособие. — Арена Москва, 1994. — С. 224.
- Короткова, М.В., Студеникин, М. Т. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях / М.В Короткова, М. Т. Студеникин. — М.: ВЛАДОС, 1999.
- Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе М.: Владос, 2000. — 240 с.
- Тихомирова В. С. Воспитание патриотизма на уроках истории [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://nsportal.ru
Ключевые слова
студенты колледжа, общеобразовательная подготовка, исторические представления, приемы систематизации исторического материалаПохожие статьи
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача
Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...
О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории
Задачей каждого учителя можно считать интересную подачу материала, для того, чтобы приобщить детей к исторической науке. Метод экскурсии позволяет педагогам — практикам проделать очный или заочный путь к познанию нового, незнакомого для школьников. Н...
Дидактические материалы как инструмент развития познавательного интереса к предмету в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
В статье авторы демонстрируют опыт применения дидактических материалов, которые позволяют с первого занятия включить обучающихся в изучение материалов с возможностью перехода от алгоритмического к творческому уровню освоения.
Электронная форма методического пособия как средство формирования опыта творческой деятельности студента
Для формирования творческой личности студента в настоящее время необходимо использовать весь доступный арсенал знаний, накопленный многими годами учеными-педагогами. Одним из таких знаний является использование проблемной формы обучение. Педагог став...
Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка
Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.
Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии
Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...
Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение
Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...
Похожие статьи
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Понимание исторического источника учащимися как педагогическая задача
Учебная работа с историческими источниками рассматривается как педагогическая задача в контексте системно-деятельностного подхода в обучении. Раскрыты подходы философов, психологов и педагогов к пониманию текста, связь понимания, смысла, объяснения и...
О подготовке к проведению уроков-экскурсий в обучении истории
Задачей каждого учителя можно считать интересную подачу материала, для того, чтобы приобщить детей к исторической науке. Метод экскурсии позволяет педагогам — практикам проделать очный или заочный путь к познанию нового, незнакомого для школьников. Н...
Дидактические материалы как инструмент развития познавательного интереса к предмету в рамках реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы
В статье авторы демонстрируют опыт применения дидактических материалов, которые позволяют с первого занятия включить обучающихся в изучение материалов с возможностью перехода от алгоритмического к творческому уровню освоения.
Электронная форма методического пособия как средство формирования опыта творческой деятельности студента
Для формирования творческой личности студента в настоящее время необходимо использовать весь доступный арсенал знаний, накопленный многими годами учеными-педагогами. Одним из таких знаний является использование проблемной формы обучение. Педагог став...
Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков
Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...
Проектная деятельность на уроке биологии: проблемы и возможности
В статье раскрыты материалы исследования, связанные с организацией проектной деятельности учащихся при изучении школьного курса биологии основной школы.
Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка
Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.
Особенности преподавания английского языка и литературы в средних школах Англии
Статья раскрывает общие характеристики обучения родному языку и литературе английских школьников в средней школе. Проводится анализ роли родного языка в изучении культуры. В современных условиях развития общества, когда активно происходят процессы гл...
Повышение естественнонаучной грамотности учащихся через концептуальное обучение
Исследование направлено на повышение научных навыков студентов с использованием метода концептуального обучения. Практическое исследование состоит из серии уроков, включающих обзор литературы, метод концептуального обучения. Результаты исследования в...