Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков
Авторы: Мжельская Татьяна Владимировна, Спесивцева Вера Александровна, Доронина Анастасия Олеговна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2018
Статья просмотрена: 435 раз
Библиографическое описание:
Мжельская, Т. В. Роль учебной практики в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков / Т. В. Мжельская, В. А. Спесивцева, А. О. Доронина. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 118-122. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13702/ (дата обращения: 16.01.2025).
Среди видов профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, осваивая программу бакалавриата, предусмотренных ФГОС 3+ высшего образования по направлению педагогическое образование, профиль история, является исследовательская. В данном документе также можно выделить несколько компетенций, формирование которых позволит будущему учителю истории проводить самостоятельную научную работу или руководить проектно-исследовательской деятельностью обучающихся [1].
Остановимся на анализе группы компетенций, которые определяют умения и навыки научно-исследовательской деятельности. Так, будущий историк должен быть способен использовать основы философских и социо-гуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1). Он также должен быть способен анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2), обладать способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6). Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими исследовательской деятельности, на которую ориентирована программа бакалавриата. Среди них: готовность использовать систематизированные теоретические и практические знания для постановки и решения исследовательских задач в области образования (ПК-11); способность руководить учебно-исследовательской деятельностью обучающихся (ПК-12) [1].
Хотя ФГОС разных направлений и профилей имеет различные формулировки компетенций, суть одна — формирование навыков исследовательской деятельности, которая имеет дело с несколько иным содержанием образования — под ним понимается не определенный объем предметной информации, а функциональные навыки мышления, развиваемые средствами учебного исследования [2, с. 144].
Приемы формования исследовательских компетенций достаточно разнообразны. Для историков важно умение работать с разнообразными историческими источниками, примеры работы с ними преподаватели показывают практически на каждом занятии, показывают, как происходит историческое исследование. Преподаватели Института истории, гуманитарного и социального образования постоянно проводят собственные научные исследования, систематически публикуют свои труды [3, 4, 5, 6, 7]. Показ результатов своих исследований является одним из способов формирования навыков исследовательской деятельности, что приобретает особую важность при подготовке будущих профессионалов. Все это помогает успешно реализовывать современные образовательные требования, принципа системности и компетентностного подхода [8].
Одним из основных направлений в формировании исследовательских компетенций у студентов-историков, является прохождение ими учебных практик. В данной статье речь пойдет о прохождении археологической практики и близких к ней культурно-просветительской и музейной. Учебный план по направлению педагогическое образование, профиль история предусматривает прохождение на 1 курсе практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (археологическая). В случае, если по медицинским показаниям студент не может выезжать в полевые условия, он проходит практику на базе музея. Ранее планом предусматривалась культурно-просветительская практика и в течение нескольких лет был накоплен определенный опыт ее проведения.
В требованиях к содержанию и организации археологической практики определяются ее цели и задачи. Кроме прочих особо отметим следующие: приобретение практических навыков работы с архивными источниками при проведении исторических исследований и написании исследовательских работ; приобретение навыков практического использования археологических находок в исследовательской деятельности и в преподавании истории в школе; использование археологического материала в исследовательской работе историка и преподавании истории в школе.
Неоценимый вклад в организацию и проведение практики внесен д. и. н., проф. Т. Н. Троицкой. Она руководила ею с 1972 по 1986 годы. Благодаря Татьяне Николаевне были сформированы основные традиции и принципы ее проведения [9].
Полевая археологическая практика появилась в учебных планах педагогических институтов еще в 1965 году. Студенты за период этой практики должны были получить общее представление о методике археологических исследований. В ходе практики они должны были понять, для чего существует общий генплан раскопа, хотя бы один раз взглянуть в нивелир, знать, что такое стратиграфия раскопа и каковы принципы проведения археологических работ. Одним словом, они должны были осознать, что осуществление раскопок требует конкретных специфических знаний и умений, без которых археологические исследования превращаются в обычный грабеж самого памятника [10].
Учитывая значение археологии и археологической практики в учебной программе, можно следующим образом определить ее основные задачи. Во-первых, главная задача археологической практики − углубить знания студентов по археологии, закрепить полученный на лекциях и семинарских занятиях материал, показать все многообразие археологических источников.
Во-вторых, выработать у студентов-практикантов профессиональные навыки и ознакомить с организацией труда в полевых условиях. Обязательным является обучение методике археологических исследований, ведению документации, первичной камеральной обработке материалов, знакомство с основными принципами реставрации и интерпретации полученных данных.
В-третьих, постановка научной задачи перед практикантами, заинтересованными в изучении археологических памятников, позволяет выработать профессиональные навыки, которые способствуют становлению их как самостоятельных исследователей. Это важный этап в формировании научных интересов. Студенты начинают заниматься научной работой, выступая на студенческих научных конференциях различного уровня, работая над темами курсовых и дипломных сочинений, публикуя статьи по материалам археологических экспедиций.
Много лет назад сложились традиции тесного сотрудничества НГПУ с Институтом археологии и этнографии СО РАН. Особо следует подчеркнуть роль доктора исторических наук В. И. Соболева, который впервые организовал проведение учебно-производственной практики НГПУ совместно с ИАиЭ СО РАН. Благодаря этой инициативе в 70-х−80-х гг. XX века студенты НГПУ принимали участие в раскопках всех наиболее значительных памятников Барабы, например, таких комплексов как Туруновка, Преображенка, Сопка и др. В последние годы сложились традиции тесного сотрудничества с Институтом археологии и этнографии СО РАН. В результате практика НГПУ вливается в академические экспедиции, сформированные ИАиЭ СО РАН. В экспедициях студенты видят уникальные примеры служения науки, что важно для формирования будущего профессионала.
В последние годы студенты-практиканты включаются в состав академических экспедиций, сформированных Институтом археологии и этнографии СО РАН. С 2006 г. большая часть из них работает в Западносибирском и Барабинском отрядах Североазиатской комплексной экспедиции (руководитель − академик В. И. Молодин). Преимущества такой организации практики проявляются в нескольких аспектах:
– работы проводятся с применением передовых методик полевых исследований, используется новейшее оборудование (с некоторыми разработками студенты знакомятся на стадии тестирования);
– результаты проектов научно-образовательного характера оперативно внедряются в учебный процесс педагогического университета;
– в экспедициях практиканты работают с учёными мирового уровня, иностранными специалистами, имеют возможность ознакомиться с разными направлениями археологической науки [11].
Студенты, проявляющие интерес к археологии во время обучения в вузе, пишут рефераты, курсовые и дипломные работы, посещают спецкурсы и спецсеминары, готовят доклады и выступают на конференциях разного уровня — от вузовской до международной. Как правило, итогами подобной деятельности являются публикации материалов конференции или статьи в различных сборниках. Личная заинтересованность студентов в подобной деятельности определяется и полученными результатами. У них есть возможность участвовать в конференциях разного уровня, публиковать тезисы выступлений. В случае удачного выступления можно получить диплом лауреата. Сбор данных в портфолио увеличивает шансы для поступления на следующий уровень образования — в магистратуру.
Как правило, эти студенты являются членами археологического клуба. Эта организация начиналась в форме научного студенческого кружка в 1956−1957 годах. Его организатором и идейным вдохновителем была Татьяна Николаевна Троицкая. В кружок, а сейчас в клуб, приходят студенты после практики: и те, кто заинтересовался археологией как наукой, и те, кого привлекает романтика полевой жизни. Накопленные студентами в процессе работы научные материалы на последнем курсе являются основой для написания выпускной квалификационной работы. Многие студенты к окончанию вуза имеют несколько публикаций [11, c. 12–19].
В последние годы сложилась традиция, когда исследования студентов проходят в двух разных направлениях: как в традициях классических исследовательских работ по археологии, так и в рамках междисциплинарного подхода, когда археологические материалы привлекаются только в качестве аргументов для интерпретации фольклорных источников. Выполнение подобных работ способствует формированию определенных научно-исследовательских компетенций будущих историков.
В том и другом случае студенты занимаются исследованием оригинальных исторических источников. В музее изучаются архивные материалы, в археологической экспедиции — вещественные свидетельства прошлого. После прохождения музейной практики студенты должны в обязательном порядке написать исследовательскую работу. Она является необходимым условием получения зачета.
В процессе подготовки докладов студенты получают навыки исследования приобретенных в экспедициях материалов, применения специфических археологических методов. В дальнейшем те, кто более глубоко занимается археологическими изысканиями, получают возможность участвовать в региональных, всероссийских, международных конференциях. Одним из основных направлений после экспедиционной деятельности является индивидуальная работа со студентами — обучение основам научной деятельности. Одним из основных результатов исследовательский работы студентов является представление ее результатов. Они выступают с докладами на конференциях разных уровней. Первый опыт они получают в процессе участия в полевых конференциях, на которых обобщается и доводится до студентов весь полученный научный материал. Проведение подобного мероприятия необходимо, так как при длительных стационарных работах на одних и тех же памятниках за один полевой сезон в разное время работает несколько групп практикантов. Как следствие, без подобного мероприятия ни одна из групп не будет иметь представления о результатах работы экспедиции в полном объеме.
Как правило, те же студенты публикуют результаты своих исследований либо в виде тезисов, либо в виде статей в различных сборниках.
Те студенты, кто не может по состоянию здоровья жить и работать в полевых условиях экспедиции, проходят практику в многопрофильном музее НГПУ или на других базах.
Студенты, проходившие культурно-просветительскую практику в многопрофильном музее НГПУ, занимались изучением различных материалов, которые стали основой сборника очерков, рассказывающих о преподавателях и сотрудниках, работавших в разные годы в НГПИ−НГПУ.
Необходимость проведения подобной работы обусловлена определенными условиями функционирования музея НГПУ. Многопрофильный музей НГПУ состоит из трёх залов: истории вуза, археологии и этнографии. В течение многих лет в музее проходила работа по сбору и накоплению материала (записи воспоминаний, сбор экспонатов). Работа проводилась по разным направлениям: встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, тружениками тыла, бывшими и действующими преподавателями и сотрудниками вуза, работа с документами из архива университета. Сотрудники музея, работая с документами из личных дел архива НГПУ, постоянно выявляют новые данные и сведения, редактируют материалы, представленные на выставочных стендах. Постоянно выявляются «белые пятна», расхождения и нестыковки в полученных данных и датах. Таким образом, постоянно идет восстановление полной истории института-университета. В связи с этим при организации музейной (для специалистов), а затем культурно-просветительской (бакалавров) практик, студенты ИИГСО работают с личными делами преподавателей из архива НГПУ. Отрабатывают книги приказов по институту, книги ППС (профессорско-преподавательского состава), уточняют номера приказов, даты и восстанавливают последовательность и хронологию, кто и когда возглавлял факультет или кафедру.
По документам (автобиографии, приказы, характеристики) из личных дел они составляют в строгой хронологии биографические очерки преподавателей, которые в разное время были деканами факультетов или заведующими кафедрами, что позволяет составить более полно историю факультета, кафедры, института-университета.
Студенты во время практики получают навыки научно-исследовательской работы, обрабатывая документы, хранящиеся в фондах музея и архиве педагогического университета. Сами очерки в будущем могут стать источниками для написания разных работ: докладов, курсовых, ВКР, статей [12].
Таким образом, учебные практики обладают значительным потенциалом по формированию исследовательских компетенций у студентов-историков. Одной из основных задач, решаемых в процесс проведения археологической, музейной и культурно-просветительской практик, является формирование исследовательских компетенций у студентов-историков.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 4 декабря 2015 г. N 1426 [электронный ресурс] // Консультант плюс URL: http://nvsu.ru/svedenfiles/standarts/24–44.03.01.pdf (дата обращения 25.01.2017).
- Ширяева Н. А. Специфика реализации исследовательской деятельности в организации образовательного процесса // Сибирский педагогический журнал. — 2012. — № 7. — С. 144–148.
- Спесивцева В. А. Семинары, олимпиады и конференции как пути формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков // Молодой ученый. — 2017. — № 16. — С. 501–503.
- Спесивцева В. А. Формирование исследовательской компетенции у бакалавров-историков в ходе семинарских занятий // Молодой ученый. — 2017. — № 20. — С. 467–469.
- Спесивцева В. А. Предпосылки формирования исследовательской компетенции у бакалавров-историков при изучении курса «Источниковедение» // Молодой ученый. — 2017. — № 34. — С. 118–120.
- Мжельская Т. В., Спесивцева В. А. Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 138–140.
- Мжельская Т. В., Спесивцева В. А., Доронина А. О. Дискуссия как форма формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков [Текст] // Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). — Казань: Бук, 2018. — С. 88–91.
- Умбрашко К. Б. Гуманитарное образование в школе и вузе:традиции и инновации // Вестник педагогических инноваций. 2014. № 3 (35). С. 14–19.
- Троицкая Т. Н. Полевая археологическая практика и научный кружок в подготовке будущего учителя к краеведческой работе. — Новосибирск, 1980. — 12 с.
- Троицкая Т. Н. Полевая археологическая практика // Археологическая и музейная практики в образовательном процессе ИИГСО: сборник студенческих исследовательских работ. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. — С. 7–11.
- Дураков И. А., Мжельская Т. В. Археологическая практика НГПУ: прошлое, настоящее, перспективы будущего (к сорокалетнему юбилею проведения археологической практики в НГПУ) // Археологическая и музейная практики в образовательном процессе ИИГСО: сборник студенческих исследовательских работ. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. — С. 12–19.
- Михайловская Н. В., Мжельская Т. В. Поисково-исследовательская деятельность студентов как фактор решения основных задач музейной практики // Археологическая и музейная практики в образовательном процессе ИИГСО: сборник студенческих исследовательских работ. — Новосибирск: Изд. НГПУ, 2013. — С. 55–58.