Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения
Автор: Колесникова Юлия Юрьевна
Рубрика: 11. Семейная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 31.01.2018
Статья просмотрена: 871 раз
Библиографическое описание:
Колесникова, Ю. Ю. Воспитание грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения / Ю. Ю. Колесникова. — Текст : непосредственный // Образование: прошлое, настоящее и будущее : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 141-144. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/275/13598/ (дата обращения: 16.11.2024).
Первое знакомство малыша с книгой происходит в семье. Полноценного развития юной личности невозможно без традиции семейного чтения. И важнейшим звеном данной традиции является МАМА, а именно материнское чтение. В младшем школьном возрасте влияние мамы на ребенка огромно. Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы ребенок полюбил книгу, сделать так, чтобы книга для него была и воспитателем, и учителем, и другом. Как сделать, чтобы это учение не превращалось в горькую пытку? Можно ли сформировать в обществе позитивный имидж читающей матери, путем возрождения традиций материнского чтения? Как улучшить на фундаменте материнского чтения качество семейных взаимоотношений? Эти вопросы всегда волновали меня: заставляли искать, пробовать, что-то отвергать, что-то накапливать в своем педагогическом опыте. [2, с.15]
Таким образом, основной целью моей работы является обеспечение права ребенка на читающее детство путем возрождения традиций материнского чтения, формирование в обществе позитивного имиджа читающей матери.
Исходя из поставленной цели, были определены задачи:
– Просвещение молодых мам о ценности приобщения ребенка к книге и чтению с младенческого возраста.
– Улучшить на фундаменте материнского чтения качество семейных взаимоотношений — важнейшего условия повышения качества жизни в целом.
– Создать в общественном сознании привлекательный образ мамы, читающей своему ребёнку.
Работу, которая способствует активизации семейного чтения, веду давно, но сейчас, когда наши дети читают все меньше и меньше, необходимо искать новые методы привлечения школьников к чтению книг. Самый главный из них — наладить работу с каждым ребенком, чтобы с малых лет он получал радость от чтения дома, в школе, от непосредственного общения с мамой.
Сознание остроты проблемы побудило меня на создание проекта «Читающая мама».
Работа по воспитанию грамотного читателя через возрождение традиций материнского чтения была рассчитана на: — партнёрство школы и семьи, — активное участие родителей в воспитательном процессе; — формирование у родителей потребности в самообразовании; — обобщение лучшего опыта по поддержанию семейных традиций.
Подготовительный этап (сентябрь 2016 г)
- Изучила методико-педагогическую литературу по данной теме;
- Составила и разработала перспективное планирование по взаимодействию с мамами и их детьми;
- Провела: анкетирование детей и родителей; теоретическое исследование «Книга и библиотека в жизни семьи»; родительское собрание «Книга и ваш ребенок»; презентацию проекта на методическом объединении классных руководителей.
Практический этап (октябрь 2016— апрель 2017)
Проведен комплекс мероприятий, направленных на всестороннее развитие личности ребенка, формирование круга семейного чтения. Работа этого этапа состояла из блоков, что позволит осуществить системный подход к обозначенной проблеме.
Блок— литературная мастерская «Радостные чтения»
В литературной мастерской: — Учащиеся и их мамы знакомились с творчеством детских писателей. — Обсуждали за круглым столом проблемы нравственности, патриотизма, толерантности, экологии. — Участие в викторинах, конкурсах чтецов, чтениях по ролям. — Прослушивали аудиозаписи художественных произведений в исполнении мастеров слова. — Проводили просмотр художественных и мультипликационных фильмов по произведениям детских писателей. — Также проводили контроль прочитанного материала через анкеты, викторины, конкурсы. — В рамках уроков литературного чтения провели цикл занятий «Литературное слушание». [5, с.7–8]
Блок «Массовые мероприятия»
Проводили конкурсы: — «Мама и я — читающая семья»; — Конкурс «Мамы и дети — знатоки сказок»; — Конкурс «Переплетная мастерская»; — День семейного отдыха «В мире мудрости народной» — праздник знатоков фольклора; — Викторина «По страницам любимых книг»; -Бенефис «Супермама» — «Придумайте сказке другой конец»; — Классный час «Мой род — моя крепость»; — Семейный праздник «Мамина шкатулка с секретом»; — Семейное соревнование «Вместе не страшны и тучи».
Также проводили: 1. Игровой тренинг «Нам весело». 2. Познавательные викторины по прочитанным произведениям. 3. Читательские конференции. 4.Интерактивные викторины по любимым детским журналам. 5. Совместные с родителями просмотры и обсуждения кинофильмов по произведениям детских писателей. 6.Литературные праздники: «Любимый писатель» к юбилеям детских писателей, «Как хорошо уметь читать», «Подрастаю с книжкой я», «Возьмите книгу в круг семьи» [4, с.14–19]
Блок «Родительские собрания»
Задачи: — Пробуждение и развитие у родителей устойчивой потребности в повышении уровня педагогических знаний, информированности в области детской литературы; — показать зависимость воспитания младшего поколения в семье от уровня образованности, степени приобщенности к книге старшего поколения.
- Темы родительских собраний: — Что такое материнское чтение? — Что мешает и что содействует чтению детей: «Важные советы». — Чтение — праздник души. — Что и как читать детям. [3, с.71–73]
- Психологическая подготовка родителей к творческому сотрудничеству со своими детьми «Как стать читающей мамой».
- Круглый стол с родителями учащихся по обмену опытом «Как помочь своему ребенку полюбить читать книги».
- Индивидуальные беседы с родителями по вопросам семейного чтения.
- Экскурсии и знакомство родителей с работой школьной библиотеки, правилами ее работы.
- Совместная конференция с привлечением сотрудников детской библиотеки сельского поселения по проблемам семейного чтения.
Блок «Рекомендательная библиография» Цель: -развитие и углубление читательских интересов, формирование новых запросов читателей, определение круга чтения.
Как дети, так и родители нуждаются в помощи при отборе книг для чтения. Рекомендательная библиография поможет родителям направить внимание ребенка на то, что заведомо должно его заинтересовать, привлечь к чтению, ориентировать на творческое, обдумывающее восприятие произведений, на формирование позитивных эмоций ребенка, в соответствии с возрастными особенностями учащихся.
Проводили: 1. Издание книжных памяток, закладок, дайджестов, буклетов для родителей по вопросам материнского чтения. 2. Подбор книг и оформление выставок с использованием различных форм. 3. Составление рекомендательных списков литературы для учащихся и их родителей. 4. Оказание помощи родителям в определении круга детского чтения, направленного на формирование позитивных эмоций ребенка, привития привычки самостоятельного чтения в будущем. 5. Проведение библиографических бесед, содержащих информацию о литературе для детей и методические рекомендации для родителей.
Итогово-диагностический (заключительный) этап (май 2017)
Работа этого этапа также состояла из блоков, что позволило использование диагностических методик — наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, а также использование системного подхода к обозначенной проблеме.
Блок «Анкетирование, тестирование, диагностика» Цель: привлечение диагностических методик, наблюдение за родителями и детьми во время совместных массовых мероприятий, во время посещений библиотеки.
Провели: Исследования для родителей, библиотекарей, учителей: — «Ваш ребенок в зеркале чтения»; — «Материнское чтение в семье»; — Блиц — опросы учащихся, анкетирование родителей для выявления мотивов руководства чтением детей; — Тестирование родителей и учащихся.
Блок «Рекламная деятельность» Провели: — Подготовка выступлений на педсовете по представлению проекта, по итогам проделанной работы. — Трансляция опыта в реализации проекта на районном конкурсе «Передовой педагогический опыт». — Публикации в СМИ по вопросам материнского чтения. — Размещение материалов проекта на сайте школы.
За время реализации проекта:
- Увеличилось число родителей, читающих своим детям вслух.
- Чтение художественной литературы теперь почти в каждой семье занимает одно из первых мест в досуге.
- Увеличилось количество посещений и выданных книг в школьной библиотеке.
- Повысился уровень мотивации материнского чтения.
- У учащихся возрос интерес к чтению художественной литературы советских и зарубежных детских писателей, к чтению книг о родном крае кубанских писателей.
- У учащихся повысился уровень развития памяти, фантазии, речи, воссоздающего и творческого воображения.
Проведенная работа оказала положительное влияние на развитие семейных традиций, в которых участвуют дети и их мамы. Реализуемая нами форма взаимодействия школы и семьи — проект «Читающая мама» — оказалась наиболее эффективной для формирования у школьников навыков социально-нравственного поведения, развития нравственных качеств. Проект позволил создать благоприятные условия на фоне эмоционально-насыщенного общения и позитивного взаимодействия между детьми, родителями и педагогами, что способствовало активизации интереса семей учащихся к возрождению семейных обычаев и традиций, развитию социально-нравственных качеств у школьников (доброта, взаимопомощь, сорадование, сопереживание, уважение, любовь к ближнему…), объединению коллектива родителей в решении воспитательно-образовательных задач.
Литература:
- Данилова Н. Русская нация и русская литература в эпоху Петра. URL: http://www.pereplet.ru/text/danilova18apr02.html (дата обращения: 03.04.2014).
- Короткова Л. Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности [Текст] / Л. Д. Короткова // Начальная школа. -2007. — № 11. — С.15–17.
- Кушнир А. М. Как приобщить детей к чтению [Текст] /А. М. Кушнир // Начальная школа. — 2007. — № 5. — С.71–73.
- Локалова Н. П. Почему дети не любят читать и как сформировать у них интерес к чтению [Текст] / Н. П. Локалова // Начальная школа. — 2007. — № 12. — С.14–19.
- Лутошкина И. Как увлечь ребенка книгой // Домашнее воспитание, 2004, № 1, с.7–8
- Соловьева Ю. И.. Традиции семейного чтения как фактор духовного развития ребенка. Вестник: Педагогика. Психология, 2005, с.66–74