Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних
Автор: Амосова Оксана Сергеевна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)
Дата публикации: 01.11.2017
Статья просмотрена: 993 раза
Библиографическое описание:
Амосова, О. С. Из истории возникновения педагогических аспектов профилактики отклоняющегося поведения несовершеннолетних / О. С. Амосова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 20-22. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13187/ (дата обращения: 17.12.2024).
В статье анализируются исторические аспекты возникновения превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних на основе концепций личностно-ориентированного подхода, нравственного, физического, трудового воспитания личности. Квинтэссенцией статьи выступает гуманистическая педагогика, лежащая в основе антропоориентированного процесса.
Ключевые слова: отклоняющееся поведение, личностно-ориентированный подход, гуманистическая педагогика, антропоориентированный процесс
В последнее время деструктивность несовершеннолетних достигла гигантских масштабов, что заставляет педагогов разрабатывать новые модели превенции, которые, к сожалению, часто оказываются неэффективными. Мы считаем, что одной из причин такой неэффективности является их оторванность от культурного наследия и российских традиций в решении этой важной проблемы.
Авторы, придерживающиеся педагогических концепций решения проблемы превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних, сосредоточили внимание на теории личностно-ориентированного подхода в воспитании (С. А. Завражнов, Л. К. Фортова и др.).
Наличие гуманистической традиции в воспитании и развитии личности экстраполируется как гуманистическая педагогика. Г. Б. Корнетов утверждает, при всем разнообразии концепций, теорий и технологий гуманистической педагогики, их объединяет любовь к ребенку, признание в нем личности, достойной уважения, независимо от конкретного поведения, помощи в обретении подлинного лица, формирования механизма самозащиты от деформирующего воздействия окружающего мира.
История возникновения и развития педагогики превенции и преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних, уходит корнями в деятельность воспитательных заведений для нравственно уязвимых детей в дореволюционной России и странах Европы. Наиболее полно эта проблема была отражена в педагогической деятельности Иоганна Генриха Песталоцци, который создавал на свои средства приют для детей сирот и беспризорных. Жизнь в приютах была организована по принципу семьи, где детей выхаживали терпением и заботой. Цель воспитания обездоленных детей Песталоцци видел в развитии природных способностей, их совершенствовании. В отличие от Руссо, он не анализирует природу ребенка как романтику, а считает крайне важным помогать этой природе в ее самоактулизации.
Как великую цель человеческой культуры, Песталоцци аргументирует принцип природосообразности. Считая человека венцом эволюции, Песталоцци, тем не менее, далек от идеализации человеческой природы. Он выступает за идею саморазвития сил, заложенных в каждом человеке, и аргументирует постулат о том, что каждой способности человека свойственна тенденция выйти из состояния безжизненности и стать развитой силой. В своей «Лебединой песне» он писал: «Глаз хочет смотреть, ухо — слышать, нога — ходить, рука — хватать. Но также и сердце хочет верить и любить. Ум хочет мыслить». [4, с.337–338].
Ученый был убежден, что устремленность человека к физической и духовной деятельности заложена от рождения, а воспитание должно помочь осуществиться ему, но центром человеческой природы ученый считал нравственность. Сто лет спустя Януш Корчак привел основополагающие идеи своей концепции: «Одна из грубейших ошибок думать, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке… Детей нет, есть люди, но с иным масштабом позиций, иным запасом опыта, иными влечениями, иной игрой чувств». [5.c.4].
Педагогические изыскания Януша Корчака и сегодня современны и злободневны. Как актуален такой тезис: «Добра и зла всегда достаточно, но мы должны переделать жизнь, ее нормы, где добро пассивно, а зло активно; мы должны сделать активными добро и усмирить зло» Чрезвычайно важна мысль ученого о том, что государство и семья должны защищать жизнь и труд своих детей от разболтанной и аморальной группы. Но и здесь он проводил дифференциацию: один непристойно себя ведет, потому что не знает, что делать, а другой — потому что трудно, и уже не хочется жить иначе.
Душевное волнение педагога за своих воспитанников, в том числе и с девиантным поведением, неподдельно. Абстрактная педагогика унижает и школу, и учителя. Корчак писал: «Жизнь воспитателя — это упорная и яростная жизнь, ибо слишком быстрая и легкая победа содержит зачатки поражения». [5. с.7].
Осознание того, что к дезадаптированным категориям детей и подростков надо относиться по-особому, появилось в нашем государстве в период формирования государственности (XV в.). До этого момента идея превенции преступных деяний со стороны данной категории носила синкретичный характер и проявлялась в общей деятельности по оказанию помощи маргинальным группам несовершеннолетних, заботу о которых брал на себя любой член общества, занимающийся благотворительностью. Во II в. в Новгороде Ярославом Мудрым было учреждено училище для мальчиков сирот. Во времена Ивана IV социальная политика в отношении обездоленных детей проводилась церковным патриаршим приказом, который осуществлял патронат немногочисленных сиротских домов. Однако, данная деятельность не была закреплена законодательно, что приводило к ее неэффективности и не могло, в конечном счете, оказать каких-либо действенных мер на воспитание несовершеннолетних.
Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1646–1676) законодательно учредило приказы общественного призрения, которые должны были надзирать за нищими, бездомными детьми. В 1682 г. при царе Федоре Алексеевиче был создан проект школ для бездомных по европейскому образцу, в которых должны были обучать наукам и ремеслам. Подобные школы планировалось открыть во всех больших городах России. Данный проект ставил перед собой не только задачи воспитания и обучения сирот и брошенных детей, но и должен был уберечь таких детей от преступного пути. К сожалению, проект не был реализован (помешала смерть Федора Алексеевича), но государственная регламентация социальной помощи беспризорным детям стала более реальной.
В начале XVIII в. происходит усиление вмешательства государства в дело призрения. В 1706 г. был создан первый воспитательный дом при монастыре близ Новгорода для детей сирот, который впоследствии стал примером для планомерной государственной деятельности в области призрения, которую развернул Петр Великий. В 1712 г. Петр издает указ об организации по всем российским губерниям специальных «гошпиталей» для всех увечных, престарелых и детей сирот. Данный указ был призван не только призреть детей, но и уберечь их от преступной карьеры. В период правления Петра в разные годы было принято много указов, касающихся «зазорных» детей, детей-сирот и малолетних преступников.
В екатерининскую эпоху происходит усиление превентивных мер в государственной социальной политике по отношению к бездомным, беспризорным детям, детям сиротам, малолетним преступникам. Из этой категории государство пыталось создать практически новое сословие людей — людей воспитанных, готовых «служить отечеству». Это новое сословие должно было стать связующим звеном между дворянством и крестьянством, дать толчок развитию науки, экономики, культуры и просвещения. Результатами внедрения в жизнь доктрины государственного монополизма в область сиротского детства стала недолговечность существования сиротских домов и огромная смертность их питомцев, достигавшая более 75 %. Исправить существующее положение Екатерина II попыталась, внеся существенные коррективы в вопросы социальной политики в отношении сирот. Были использованы просветительские идеи Ж. Ж. Руссо, согласно которым в Европе господствовали две основные модели призрения: государственная и семейная. Поскольку первая модель была признана неэффективной для России, обратились ко второй модели. 7 ноября 1775 г. был издан указ «Учреждения для управления губерний», согласно которому сирот приписывалось отдавать «добродетельным людям» для их содержания и воспитания. Таким образом, сохраняя основную часть полномочий по призрению сирот, государство передавало часть из них частным лицам, или попросту семьям. К концу правления Екатерины данная смешанная государственно-семейная модель призрения дала более эффективные результаты.
Император Николай I проводил более жесткую социальную политику в отношении «обездоленных» детей, выразившуюся в принятии ряда указов и законов, направленных на дифференциацию и сословно-ограничительный характер призрения всех категорий дезадаптированных детей.
В России до XIX в. редкое исправительное заведение или приют принимал только правонарушителей. В них поступали дети из неблагополучных семей, педагогически и социально запущенные, направленные в эти учреждения с целью восстановления нормальных связей и отношений ребенка с окружающим миром, а в конечном итоге — на превенцию противоправного поведения.
Л. И. Беляева констатирует, что дети, совершившие преступление, отбывали наказание на общих с взрослыми основаниях. Их помещали в работные дома, отдавали на военную службу, ссылали в отдаленные губернии, Сибирь, на каторгу, сажали в тюрьмы. [1, с.21]. Из тюрьмы дети выходили еще более деформированными и в нравственном и в физическом отношении.
В соответствии с законом 1866 г. исправительные заведения предназначались только для детей, совершивших преступления. Заведения назывались в законе «богоугодными и общеполезными». Главная цель исправительных заведений — вывести несовершеннолетних из тюрем и арестных домов. Но, как утверждает Ф. Т. Савенко, назначение исправительных заведений стало более широким и состояло в том, чтобы сделать участь несовершеннолетних обоего пола более перспективной, подготовить их к полезной работе в обществе, воспитать тех, кто мог стать преступником. Другими словами, перед исправительными заведениями ставилась цель — предупреждение преступлений несовершеннолетних.
Нам представляется, что в контексте данной работы необходимо проанализировать деятельность К. Н. Вентцеля, считавшего, что человек по своей природе способен «умножать самого себя посредством общения, мыслей и чувств». [2 с.4]. Педагог акцентирует внимание на природосообразности воспитания, трактуемые им как педагогически целесообразную жизнедеятельность взрослых и детей в общении с ее нравственно-ответственными отношениями, направленными на развитие в ребенке ярко выраженной индивидуальности.
Злободневными можно рассматривать рассуждения Вентцеля о физическом труде, как факторе превенции девиантности. Мы разделяем точку зрения ученого в том, что разносторонний, систематический и осмысленный труд соответствует и активной деятельной природе ребенка, и природе самого педагогического процесса в свободной школе. Мы убеждены, что основополагающий процесс профилактики девиантного поведения несовершеннолетних должен проходить через динамику гуманистических тенденций, в частности, в рамках концепции П. Ф. Каптерева, представляющую гуманистические начала воспитания как саморазвивающую систему.
Гуманистическая педагогика известных отечественных ученых, лежащая в основе антропоориентированного процесса, может быть использована в разработке проектов и программ в таких образовательных организациях, как Центры психолого-педагогических ориентаций и коррекций детей, превенции и нивелирования их отклоняющегося поведения. Мы убеждены, что такой подход можно взять на вооружение российским ученым XXI века.
Если в 80-е гг. XX в. наблюдалась тенденция дальнейшего обострения интереса к исследованиям, посвященным трудным детям (М. А. Алемаскин, В. Ж. Баженов, А. Е. Личко, И. П. Башкатов и др.), то в настоящее время наметилась тенденция реализации личностно-ориентированного и системного подхода в профилактике и преодолении отклоняющегося поведения несовершеннолетних (Б. И. Алмазов, С. А. Беличева, А. В. Мудрик, Т. Д. Молодцова, Л. К. Фортова и др.). Превенция отклоняющегося поведения несовершеннолетних обогатилась теоретическими исследованиями, показывающими диффузию в отечественной теории воспитания и перевоспитания гуманистических концепций развития личности, духовное наследие России, бурное развитие междисциплинарного знания, объединяющим началом которого становится человек.
Нам представляется, что в настоящее время подросткам из группы риска по девиантному поведению надо оказать не только психолого-педагогическую, но и медико-социальную поддержку, поскольку врач должен исключить наличие функциональной патологии у данной возрастной группы (неврозы, акцентуация характера, психопатия и т. д. [3. с.34]. Профилактические основы преодоления отклоняющегося поведения несовершеннолетних должны быть рассмотрены на уровне психолого-педагогических закономерностей и принципов. Сегодня нельзя ограничиваться переработкой отдельных коррекционно-реабилитационных и психолого-педагогических методик превенции отклоняющегося поведения подростков, а необходимо опираться на целостные воспитательные модели и системы, связанные с превенцией безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Литература:
- Беляева, Л. И. Становление и развитие исправительных заведений для несовершеннолетних правонарушителей в России / Л. И. Беляева. — М., 1995. — 123 с.
- Вентцель, К. Н. Этика и педагогика творческой личности: Проблемы нравственности и воспитания в свете теории свободного гармоничного развития жизни и сознания / К. Н. Вентцель. — М.: Кузнецкий мост: Книгоизд-во К. И. Тихомирова, 1911. — 274 с.
- Змановская, Е. В. Девиантология: психология отклоняющегося поведения / Е. В. Змановская.- М., 2008. — 348 с.
- Песталлоци, И. Г. Лебединая песня / И. Г. Песталлоци. Хрест. по истории заруб педагогики. — М., 1971. — 254 с.
- Януш, Корчак. Как любить детей /Корчак Януш. — Хабаровск, 1988. — 167 с.