Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 27.10.2017

Статья просмотрена: 41 раз

Библиографическое описание:

Груздев О. В. Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 169-173. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13148/ (дата обращения: 25.06.2018).



В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание актуальности создания таких самостоятельных программ на современном этапе образования, целям и задачам программы WEB-дизайна в системе ДО, их структурным компонентам. При рассмотрении структуры деятельности студентов в обучении WEB-дизайну по авторской программе, использовалась теория уровней усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), где четыре последовательных уровня соотносятся с формированием и развитием опыта студентов в процессе занятий системы дополнительного образования по программе WEB-дизайна.

Ключевые слова: программирование, WEB-дизайн, проблемное обучение, уровни продуктивной деятельности, Internet-культура

Важнейшей особенностью создания программ дополнительного образования в системе СПО служит их соответствие современным образовательным технологиям, отраженным в основных принципах обучения — индивидуальности, доступности, преемственности, результативности; формах и методах обучения с применением дистанционного и дифференцированного обучения; методах контроля и управления образовательным процессом основанных на анализе результатов деятельности студентов; информационных средствах обучения. Учитывая направленность дополнительной образовательной программы, особенную важность приобретают элементы новизны и педагогической целесообразности на основе новых информационных технологий.

Авторская программа студии WEB-дизайна в рамках дополнительного образования, апробированная студентами системы СПО города Москвы в течении ряда лет, нацелена, прежде всего на развитие абстрактного мышления, творческих способностей наряду с получением конкретных знаний в области web-программирования и сайтостроения, так необходимых для современных образованных молодых людей. Обучение техническим основам Internet технологий в студии web-дизайна, дает студентам полное представление об устройстве системы Internet сайтов, структуре сети Internet, а конкретные навыки web-программирования, включая изучение основ языка JavaScript, изучении HTML и CSS, некоторых систем CMS и более углубленно системы Joomla, позволяют будущим профессионалам стать независимыми web-дизайнерами, и профессионально заниматься созданием и размещением web-страниц в Internet.

Ретроспективный взгляд в недалекое еще прошлое позволяет увидеть, что раньше доступ в Интернет можно было получить только с компьютеров. Потом в Интернет стали выходить с мобильных телефонов. Сейчас к Сети подключились мультимедийные плееры, устройства чтения электронных книг, телевизоры и большое разнообразие сетевых гаджетов. Интернет грозится прийти на самые разные устройства, которые могут быть основаны на различных аппаратных и программных платформах, зачастую сильно отличающихся друг от друга. Одно объединяет все это аппаратно-программное многообразие — соответствие Интернет-стандартам. Иначе устройства в лучшем случае будут отображать Web-страницы неправильно, в худшем — вообще не будут работать. Основой Internet является огромное многообразие сайтов. Зачастую лицом компании, или муниципального учреждения в бескрайнем мире информации является именно грамотно оформленный, красочный и информативный сайт, способный предоставить полную информацию, которая может быть интересна людям, онлайн услуги и сервисы, которые значительно облегчают нашу повседневную жизнь (онлайн переводчики, карты, магазины) и конечно же с помощью сайта можно провести успешную рекламную компанию, рассказать неограниченному количеству людей о своей организации, услугах или любой другой деятельности. Именно поэтому Web-дизайн становится все более успешным образовательным направлением, а интерес к нему с каждым годом растет все больше. Именно по этому, закладывание основ Internet культуры и базовых знаний WEB-дизайна с самых азов, позволит в дальнейшем избежать многих ошибок и укрепить заинтересованность в конечном результате труда на основе профессионального взаимодействия педагога и студентов.

Одним из главных отличий обучения по программе студии WEB-дизайна от базового образования по информатике является то, что обладание соответствующей компетенций не сводится к способности простого воспроизведения имеющихся знаний и не ограничивается умением применять шаблонные решения. В ходе обучения закладывается сознание того, что фактически любая реальная задача, решаемая будущим программистом, требует нестандартного мышления и нестандартных подходов в учебной деятельности и достижении поставленных целей. Согласно вышеизложенному целями программы WEB-дизайна в системе ДО, в данном случае, служат следующие компоненты:

– Развитие творческих информационных способностей.

– Подготовка студентов к проектированию собственных web-проектов и дальнейшему их развитию.

– Развитие способностей и навыков в web-программировании.

– Обучение навыкам использования средств и стилей в зависимости от нужд web-проекта.

– Получение конкретных знаний студентами по HTML, CSS, языку JavaScript, и CMS Joomla.

В свою очередь, основные задачи авторской программы студии WEB-дизайна служат установке повышения доступности, качества и эффективности информационного образования в рамках системы ДО. Дополнительные информационные знания помогают студентам в овладении профессиональными компетенциями и позволяют использовать приобретенные знания в учебной и практической деятельности. Поскольку задачами студии служат способы поэтапного достижения цели, они определяют тактику педагогических действий и делятся на образовательные, определяющие круг компетенций и представлений и отвечающие на вопрос, что узнают и в каких элементах информационных знаний разберутся студенты; развивающие — связанные с развитием творческих возможностей и способностей; воспитательные — отвечающие на вопрос какие ценностные ориентиры, элементы культуры и нравственные задатки будут сформированы у студентов по мере прохождения курса обучения и овладения программными знаниями и умениями. На основе изложенного были сформулированы следующие задачи:

Образовательные:

– Углубление и расширение знаний по web-программированию, изучение истории развития web-технологий и версий HTML, CSS.

– Знакомство обучающихся с концепциями оформления сайта.

– Обучение приемам управления и администрирования готового web-сайта.

– Обучение приемам создания JavaScript модулей, встраиваемых в разрабатываемый сайт.

Развивающие:

– Развитие абстрактного и конкретизированного мышления необходимого при web-программировании.

– Развитие творческих навыков графического web-дизайна.

Воспитательные:

– Развитие интереса к проектированию и созданию сайтов, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

– Умение работать в команде и разбираться в информационном коде.

– Раскрытие индивидуального стиля в web-дизайне.

В структуре занятий можно отметить включение следующих элементов:

1) обсуждение домашних и самостоятельных творческих работ; 2) теоретическую часть (изучение приемов программирования, структур и языков JаvaScript, HTML, CSS, CMS Joomla 1.5); 3) практическое задание и поэлементное выполнение его (применение на практике приемов по созданию html страниц, верстке текста, созданию таблиц, форм, сценариев, графическому дизайну и программированию).

Изучение всех учебных элементов программы реализуется в соответствии с индивидуальными способностями студентов. Занятия включают в себя теоретический и практический курсы. Теоретический курс содержит следующие функциональные компоненты:

– Изучение структуры Internet, серверов и сайтов;

– Изучение языка программирования JavaScript и языков разметки HTML, CSS, а также систем управления сайтами;

Практический курс базируется на знаниях, полученных в ходе изучения теоретического курса программы и направлен на отработку:

– развития навыков программирования и создания web-сценариев;

– изучение приемов оформления сайтов;

– создание собственных html страниц;

– проектирование структуры сайта, создание стилей css в отдельных модулях;

– получение навыков и знаний по продвижению сайта.

При этом ожидаемыми результатами программы и способами представления итогов служат знания и умения, полученные в ходе данного информационного курса — это: знание основ сетевого представления данных и инструментов создания и редактирования web-сайтов; умение выполнять графический дизайн сайтов; умение выбирать необходимые стили оформления сайтов; создание on-line сервисы при помощи JavaScript; написание html страницы, размещение графической информации; умение работать с CMS joomla. Важным компонентом представления итогов является отбор студенческих работ по заданным и свободным темам и на основе полученных результатов участие в выставках и конкурсах информационного творчества, городских и региональных программах.

При формировании всех элементов информационной авторской программы особое внимание было уделено диагностике и результативности прохождения программы, поскольку важное место в ней занимает управление учебными действиями студентов и методическое обеспечение процесса усвоения знаний. По способу использования усвоенной информации различают два вида деятельности: репродуктивную и продуктивную. Общим принципом выделения этих видов деятельности будет служить способ использования исходной информации для решения поставленных задач. При репродуктивной деятельности алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях информационных блоках — от буквальной репродукции до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях. В процессе продуктивной деятельности идет создание новой информации, отличной от содержащейся в учебном пособии, но при этом она всегда опирается на предшествующий опыт. Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности студенты в ходе продвижения программных пунктов, выполняют как элементы процесса решения конкретных поставленных задач.

При рассмотрении структуры деятельности студентов в обучении WEB-дизайну по авторской программе, использовалась теория уровней усвоения учебной информации. Четыре последовательных уровня отображают развитие опыта студентов в процессе занятий системы дополнительного образования:

1 уровень (ученический) — самый простой уровень репродуктивной деятельности. На этом уровне все компоненты задачи (цель, ситуация и действия по решению) известны. От студента требуется дать только заключение о соответствии всех компонентов в структуре задачи — это деятельность по узнаванию. Систематическое использование самого простого уровня репродуктивной деятельности способствует формированию и отработке действий по усвоению языков программирования, терминологическому восприятию вначале на рефлекторном, а затем на осознанном уровне.

2 уровень (алгоритмический или репродуктивный без помощи преподавателя) — более сложный уровень репродуктивной деятельности. В задачах этого уровня имеется только цель и ситуация. Студенты лишь применяют ранее усвоенные действия по ее решению. Выполняя ее, студенты самостоятельно воспроизводят и применяют ранее усвоенные способы действия — это деятельность по ранее изученной методике, правилу или алгоритму. Это тестовые задания на опознание, различение, классификацию с эталоном ответа, тесты на сопоставление, с пропуском определения, значения и т. д.

3 уровень (эвристический или продуктивный) — первый уровень продуктивной деятельности. В задаче этого уровня дана лишь цель, ни действия, ни условия, необходимые для достижения поставленной цели, не заданы. От студентов требуется уточнить, домыслить ситуацию и выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения нетиповой задачи. В процессе самостоятельной переработки известной информации студент добывает субъективно новую (т. е. только для него) информацию. Деятельность этого уровня выполняется не по готовому алгоритму или правилу, а по правилу, которое само создается в процессе выполняемого действия.

4 уровень (творческий или профессиональный) — самый сложный уровень продуктивной деятельности, для которого характерно отсутствие задач как таковых. Студенты в процессе практических занятий сами ставят цель, детализируют ее и осуществляют поиск возможных ситуаций (условий) и действий, ведущих к достижению выбранных целей.

В завершении изучения крупных блоков материала, разделов или в конце учебных семестров проводится педагогический контроль полученных студентами знаний, умений и навыков, он осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. Целью текущего контроля — является проверка степени качества усвоения изучаемого материала, определение необходимости введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа студентов над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов по отдельным разделам курса, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых заданий, овладение практическими навыками.

Форма промежуточного контроля — устная или письменная.

– Фронтальная и индивидуальная беседа.

– Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

– Решение ситуационных творческих задач, направленное на проверку умений использования приобретенных знаний на практике.

– Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках информационного характера на уровне колледжа и города.

Итоговый контроль проводится по завершении курса программы, оннаправлен на проверку полученных результатов обучения по курсу «Web-дизайн», выявление степени овладения студентами системными информационными знаниями, умениями и приобретенными навыками. Итоговый контроль — это контроль интегрирующий, он позволяет охватить все разделы изученной программы и судить об общих достижениях студентов. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенной информации, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений студентов, проявляется в значительной мере и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческой студии и включает следующие этапы:

– создание html страниц, использование всех тегов для оформления текста;

– создание html таблиц, форматирование, стили;

– вставка в html страницу графического материала, видео;

– создание стиля CSS с использованием контейнеров, классов, селекторов;

– использование различных параметров текстовой информации, тени, шрифты списки;

– использование параметров отображений модулей, рамок, таблиц;

– работа с простейшим массивом JavaScript;

– создание функций, глобальных и локальных переменных;

– использование условных операторов и циклов;

– работа с объектами и ссылками, вызов ранее написанных функций;

– администрирование сайта на cms joomla, создание статей, архивов, пользователей, установка плагинов и их настройка, наполнение сайта, создание меню;

– окончательный web-проект, содержащий все изученные элементы, на cms joomla.

При создании программы обязательно рассматриваются условия ее реализации, важнейшими из которых послужили:

  1. Методические условия,предполагающие интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных обучающихся в студии web-дизайна с разным темпом восприятия и скоростью выполнения технических и творческих заданий.
  2. Дидактические условия, предусматривающие разработку по каждому технологическому этапу создания сайта специальных заданий, дифференцирующих творческую деятельность по степени её сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической готовности к решению технических задач.
  3. Материально-технические условиядолжнысоответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование.

Таким образом, созданная программа курса «Web-дизайн» может быть представлена в виде определенной последовательности учебно-познавательных действий с образованием алгоритма функционирования. Четкая структурированность и последовательность учебных элементов поддерживается повторяемостью алгоритмов функционирования и стимулирует мотивацию по овладению научно-методическим содержанием учебных блоков. При этом управление учебно-познавательной деятельностью необходимая составная часть процесса обучения в системе дополнительного образования. По окончании курса «Web-дизайн» обучающиеся овладевают основными принципами оформления сайтов, способами проектирования web-страниц, языком сценариев JavaScript, умеют грамотно спроектировать и реализовать web-сайт, выбрать необходимые стили с соблюдением правил оформления web-программирования. Студенты овладевают поддержкой существующих сайтов, умеют ориентироваться в панелях управления различных систем на которых построены web-проекты. Кроме того, прогнозируемым результатом по овладению программным материалом является не только некий суммарный показатель усвоенных знаний и умений заключенных в дидактических единицах, но и выход студийцев на III — IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Приобретенный профессиональный навык, создает возможности для самостоятельной работы над задуманными web-проектами и ведение индивидуальной профессиональной деятельности по созданию и продвижению web-сайтов.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика 1989.
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
  3. С. Г. Горнаков Осваиваем популярные системы управления сайтом. — М.: ДМК 2009
  4. Дэн Седерхольм CSS ручной работы. — Питер 2011.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика. — 1986.
  6. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена 1994.
  7. Кастро Э. HTML и CSS для создания web-страниц. — НТ Пресс 2006
  8. Квинт Игорь HTML, XHTML и CSS. — Питер 2010
  9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся М. — 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): CSS, HTML, CMS, дополнительное образование, продуктивная деятельность, уровень, знание, репродуктивная деятельность, студент, умение.

Ключевые слова

программирование, проблемное обучение, web-дизайн, уровни продуктивной деятельности, Internet-культура

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос