Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 27.10.2017

Статья просмотрена: 129 раз

Библиографическое описание:

Груздев, О. В. Опыт использования информационных технологий в дополнительном образовании на основе авторской программы / О. В. Груздев. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 169-173. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13148/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются основные элементы построения и аспекты использования авторской программы в системе дополнительного образования в свете новизны и педагогической целесообразности с применением информационных технологий. Уделено особое внимание актуальности создания таких самостоятельных программ на современном этапе образования, целям и задачам программы WEB-дизайна в системе ДО, их структурным компонентам. При рассмотрении структуры деятельности студентов в обучении WEB-дизайну по авторской программе, использовалась теория уровней усвоения учебной информации (по В. П. Беспалько), где четыре последовательных уровня соотносятся с формированием и развитием опыта студентов в процессе занятий системы дополнительного образования по программе WEB-дизайна.

Ключевые слова: программирование, WEB-дизайн, проблемное обучение, уровни продуктивной деятельности, Internet-культура

Важнейшей особенностью создания программ дополнительного образования в системе СПО служит их соответствие современным образовательным технологиям, отраженным в основных принципах обучения — индивидуальности, доступности, преемственности, результативности; формах и методах обучения с применением дистанционного и дифференцированного обучения; методах контроля и управления образовательным процессом основанных на анализе результатов деятельности студентов; информационных средствах обучения. Учитывая направленность дополнительной образовательной программы, особенную важность приобретают элементы новизны и педагогической целесообразности на основе новых информационных технологий.

Авторская программа студии WEB-дизайна в рамках дополнительного образования, апробированная студентами системы СПО города Москвы в течении ряда лет, нацелена, прежде всего на развитие абстрактного мышления, творческих способностей наряду с получением конкретных знаний в области web-программирования и сайтостроения, так необходимых для современных образованных молодых людей. Обучение техническим основам Internet технологий в студии web-дизайна, дает студентам полное представление об устройстве системы Internet сайтов, структуре сети Internet, а конкретные навыки web-программирования, включая изучение основ языка JavaScript, изучении HTML и CSS, некоторых систем CMS и более углубленно системы Joomla, позволяют будущим профессионалам стать независимыми web-дизайнерами, и профессионально заниматься созданием и размещением web-страниц в Internet.

Ретроспективный взгляд в недалекое еще прошлое позволяет увидеть, что раньше доступ в Интернет можно было получить только с компьютеров. Потом в Интернет стали выходить с мобильных телефонов. Сейчас к Сети подключились мультимедийные плееры, устройства чтения электронных книг, телевизоры и большое разнообразие сетевых гаджетов. Интернет грозится прийти на самые разные устройства, которые могут быть основаны на различных аппаратных и программных платформах, зачастую сильно отличающихся друг от друга. Одно объединяет все это аппаратно-программное многообразие — соответствие Интернет-стандартам. Иначе устройства в лучшем случае будут отображать Web-страницы неправильно, в худшем — вообще не будут работать. Основой Internet является огромное многообразие сайтов. Зачастую лицом компании, или муниципального учреждения в бескрайнем мире информации является именно грамотно оформленный, красочный и информативный сайт, способный предоставить полную информацию, которая может быть интересна людям, онлайн услуги и сервисы, которые значительно облегчают нашу повседневную жизнь (онлайн переводчики, карты, магазины) и конечно же с помощью сайта можно провести успешную рекламную компанию, рассказать неограниченному количеству людей о своей организации, услугах или любой другой деятельности. Именно поэтому Web-дизайн становится все более успешным образовательным направлением, а интерес к нему с каждым годом растет все больше. Именно по этому, закладывание основ Internet культуры и базовых знаний WEB-дизайна с самых азов, позволит в дальнейшем избежать многих ошибок и укрепить заинтересованность в конечном результате труда на основе профессионального взаимодействия педагога и студентов.

Одним из главных отличий обучения по программе студии WEB-дизайна от базового образования по информатике является то, что обладание соответствующей компетенций не сводится к способности простого воспроизведения имеющихся знаний и не ограничивается умением применять шаблонные решения. В ходе обучения закладывается сознание того, что фактически любая реальная задача, решаемая будущим программистом, требует нестандартного мышления и нестандартных подходов в учебной деятельности и достижении поставленных целей. Согласно вышеизложенному целями программы WEB-дизайна в системе ДО, в данном случае, служат следующие компоненты:

– Развитие творческих информационных способностей.

– Подготовка студентов к проектированию собственных web-проектов и дальнейшему их развитию.

– Развитие способностей и навыков в web-программировании.

– Обучение навыкам использования средств и стилей в зависимости от нужд web-проекта.

– Получение конкретных знаний студентами по HTML, CSS, языку JavaScript, и CMS Joomla.

В свою очередь, основные задачи авторской программы студии WEB-дизайна служат установке повышения доступности, качества и эффективности информационного образования в рамках системы ДО. Дополнительные информационные знания помогают студентам в овладении профессиональными компетенциями и позволяют использовать приобретенные знания в учебной и практической деятельности. Поскольку задачами студии служат способы поэтапного достижения цели, они определяют тактику педагогических действий и делятся на образовательные, определяющие круг компетенций и представлений и отвечающие на вопрос, что узнают и в каких элементах информационных знаний разберутся студенты; развивающие — связанные с развитием творческих возможностей и способностей; воспитательные — отвечающие на вопрос какие ценностные ориентиры, элементы культуры и нравственные задатки будут сформированы у студентов по мере прохождения курса обучения и овладения программными знаниями и умениями. На основе изложенного были сформулированы следующие задачи:

Образовательные:

– Углубление и расширение знаний по web-программированию, изучение истории развития web-технологий и версий HTML, CSS.

– Знакомство обучающихся с концепциями оформления сайта.

– Обучение приемам управления и администрирования готового web-сайта.

– Обучение приемам создания JavaScript модулей, встраиваемых в разрабатываемый сайт.

Развивающие:

– Развитие абстрактного и конкретизированного мышления необходимого при web-программировании.

– Развитие творческих навыков графического web-дизайна.

Воспитательные:

– Развитие интереса к проектированию и созданию сайтов, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения доводить начатое дело до конца.

– Умение работать в команде и разбираться в информационном коде.

– Раскрытие индивидуального стиля в web-дизайне.

В структуре занятий можно отметить включение следующих элементов:

1) обсуждение домашних и самостоятельных творческих работ; 2) теоретическую часть (изучение приемов программирования, структур и языков JаvaScript, HTML, CSS, CMS Joomla 1.5); 3) практическое задание и поэлементное выполнение его (применение на практике приемов по созданию html страниц, верстке текста, созданию таблиц, форм, сценариев, графическому дизайну и программированию).

Изучение всех учебных элементов программы реализуется в соответствии с индивидуальными способностями студентов. Занятия включают в себя теоретический и практический курсы. Теоретический курс содержит следующие функциональные компоненты:

– Изучение структуры Internet, серверов и сайтов;

– Изучение языка программирования JavaScript и языков разметки HTML, CSS, а также систем управления сайтами;

Практический курс базируется на знаниях, полученных в ходе изучения теоретического курса программы и направлен на отработку:

– развития навыков программирования и создания web-сценариев;

– изучение приемов оформления сайтов;

– создание собственных html страниц;

– проектирование структуры сайта, создание стилей css в отдельных модулях;

– получение навыков и знаний по продвижению сайта.

При этом ожидаемыми результатами программы и способами представления итогов служат знания и умения, полученные в ходе данного информационного курса — это: знание основ сетевого представления данных и инструментов создания и редактирования web-сайтов; умение выполнять графический дизайн сайтов; умение выбирать необходимые стили оформления сайтов; создание on-line сервисы при помощи JavaScript; написание html страницы, размещение графической информации; умение работать с CMS joomla. Важным компонентом представления итогов является отбор студенческих работ по заданным и свободным темам и на основе полученных результатов участие в выставках и конкурсах информационного творчества, городских и региональных программах.

При формировании всех элементов информационной авторской программы особое внимание было уделено диагностике и результативности прохождения программы, поскольку важное место в ней занимает управление учебными действиями студентов и методическое обеспечение процесса усвоения знаний. По способу использования усвоенной информации различают два вида деятельности: репродуктивную и продуктивную. Общим принципом выделения этих видов деятельности будет служить способ использования исходной информации для решения поставленных задач. При репродуктивной деятельности алгоритмы и правила только воспроизводятся в различных сочетаниях информационных блоках — от буквальной репродукции до некоторого свободного воспроизведения и применения в типовых ситуациях. В процессе продуктивной деятельности идет создание новой информации, отличной от содержащейся в учебном пособии, но при этом она всегда опирается на предшествующий опыт. Каждую операцию как репродуктивной, так и продуктивной деятельности студенты в ходе продвижения программных пунктов, выполняют как элементы процесса решения конкретных поставленных задач.

При рассмотрении структуры деятельности студентов в обучении WEB-дизайну по авторской программе, использовалась теория уровней усвоения учебной информации. Четыре последовательных уровня отображают развитие опыта студентов в процессе занятий системы дополнительного образования:

1 уровень (ученический) — самый простой уровень репродуктивной деятельности. На этом уровне все компоненты задачи (цель, ситуация и действия по решению) известны. От студента требуется дать только заключение о соответствии всех компонентов в структуре задачи — это деятельность по узнаванию. Систематическое использование самого простого уровня репродуктивной деятельности способствует формированию и отработке действий по усвоению языков программирования, терминологическому восприятию вначале на рефлекторном, а затем на осознанном уровне.

2 уровень (алгоритмический или репродуктивный без помощи преподавателя) — более сложный уровень репродуктивной деятельности. В задачах этого уровня имеется только цель и ситуация. Студенты лишь применяют ранее усвоенные действия по ее решению. Выполняя ее, студенты самостоятельно воспроизводят и применяют ранее усвоенные способы действия — это деятельность по ранее изученной методике, правилу или алгоритму. Это тестовые задания на опознание, различение, классификацию с эталоном ответа, тесты на сопоставление, с пропуском определения, значения и т. д.

3 уровень (эвристический или продуктивный) — первый уровень продуктивной деятельности. В задаче этого уровня дана лишь цель, ни действия, ни условия, необходимые для достижения поставленной цели, не заданы. От студентов требуется уточнить, домыслить ситуацию и выбрать, какие из ранее усвоенных действий могут подойти для решения нетиповой задачи. В процессе самостоятельной переработки известной информации студент добывает субъективно новую (т. е. только для него) информацию. Деятельность этого уровня выполняется не по готовому алгоритму или правилу, а по правилу, которое само создается в процессе выполняемого действия.

4 уровень (творческий или профессиональный) — самый сложный уровень продуктивной деятельности, для которого характерно отсутствие задач как таковых. Студенты в процессе практических занятий сами ставят цель, детализируют ее и осуществляют поиск возможных ситуаций (условий) и действий, ведущих к достижению выбранных целей.

В завершении изучения крупных блоков материала, разделов или в конце учебных семестров проводится педагогический контроль полученных студентами знаний, умений и навыков, он осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней. Целью текущего контроля — является проверка степени качества усвоения изучаемого материала, определение необходимости введения изменений в содержание и методы обучения. В процессе текущего контроля оценивается самостоятельная работа студентов над изучаемым материалом: полнота выполнения заданий, уровень усвоения учебных материалов по отдельным разделам курса, работа с дополнительной литературой, умения и навыки индивидуальных и групповых заданий, овладение практическими навыками.

Форма промежуточного контроля — устная или письменная.

– Фронтальная и индивидуальная беседа.

– Выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности.

– Решение ситуационных творческих задач, направленное на проверку умений использования приобретенных знаний на практике.

– Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках информационного характера на уровне колледжа и города.

Итоговый контроль проводится по завершении курса программы, оннаправлен на проверку полученных результатов обучения по курсу «Web-дизайн», выявление степени овладения студентами системными информационными знаниями, умениями и приобретенными навыками. Итоговый контроль — это контроль интегрирующий, он позволяет охватить все разделы изученной программы и судить об общих достижениях студентов. При подготовке к нему происходит более углубленное обобщение и систематизация усвоенной информации, что позволяет знания и умения поднять на новый уровень. При систематизации и обобщении знаний и умений студентов, проявляется в значительной мере и развивающий эффект обучения, поскольку на этом этапе особенно интенсивно формируются интеллектуальные умения и навыки. Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческой студии и включает следующие этапы:

– создание html страниц, использование всех тегов для оформления текста;

– создание html таблиц, форматирование, стили;

– вставка в html страницу графического материала, видео;

– создание стиля CSS с использованием контейнеров, классов, селекторов;

– использование различных параметров текстовой информации, тени, шрифты списки;

– использование параметров отображений модулей, рамок, таблиц;

– работа с простейшим массивом JavaScript;

– создание функций, глобальных и локальных переменных;

– использование условных операторов и циклов;

– работа с объектами и ссылками, вызов ранее написанных функций;

– администрирование сайта на cms joomla, создание статей, архивов, пользователей, установка плагинов и их настройка, наполнение сайта, создание меню;

– окончательный web-проект, содержащий все изученные элементы, на cms joomla.

При создании программы обязательно рассматриваются условия ее реализации, важнейшими из которых послужили:

  1. Методические условия,предполагающие интенсивное применение методов индивидуально-групповой работы, ориентированных обучающихся в студии web-дизайна с разным темпом восприятия и скоростью выполнения технических и творческих заданий.
  2. Дидактические условия, предусматривающие разработку по каждому технологическому этапу создания сайта специальных заданий, дифференцирующих творческую деятельность по степени её сложности и доступности для обучающихся с различным уровнем практической готовности к решению технических задач.
  3. Материально-технические условиядолжнысоответствовать санитарно-гигиеническим нормам. Для кабинета, в котором систематически проводятся занятия, необходимо специальное оборудование.

Таким образом, созданная программа курса «Web-дизайн» может быть представлена в виде определенной последовательности учебно-познавательных действий с образованием алгоритма функционирования. Четкая структурированность и последовательность учебных элементов поддерживается повторяемостью алгоритмов функционирования и стимулирует мотивацию по овладению научно-методическим содержанием учебных блоков. При этом управление учебно-познавательной деятельностью необходимая составная часть процесса обучения в системе дополнительного образования. По окончании курса «Web-дизайн» обучающиеся овладевают основными принципами оформления сайтов, способами проектирования web-страниц, языком сценариев JavaScript, умеют грамотно спроектировать и реализовать web-сайт, выбрать необходимые стили с соблюдением правил оформления web-программирования. Студенты овладевают поддержкой существующих сайтов, умеют ориентироваться в панелях управления различных систем на которых построены web-проекты. Кроме того, прогнозируемым результатом по овладению программным материалом является не только некий суммарный показатель усвоенных знаний и умений заключенных в дидактических единицах, но и выход студийцев на III — IV уровни обученности; участие в выставках, смотрах и конкурсах различных уровней. Приобретенный профессиональный навык, создает возможности для самостоятельной работы над задуманными web-проектами и ведение индивидуальной профессиональной деятельности по созданию и продвижению web-сайтов.

Литература:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика 1989.
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М.: Издательство института профессионального образования Министерства образования России, 1995.
  3. С. Г. Горнаков Осваиваем популярные системы управления сайтом. — М.: ДМК 2009
  4. Дэн Седерхольм CSS ручной работы. — Питер 2011.
  5. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. — М.: Педагогика. — 1986.
  6. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена 1994.
  7. Кастро Э. HTML и CSS для создания web-страниц. — НТ Пресс 2006
  8. Квинт Игорь HTML, XHTML и CSS. — Питер 2010
  9. Талызина Н. Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся М. — 1983.
Основные термины (генерируются автоматически): CSS, HTML, CMS, дополнительное образование, продуктивная деятельность, уровень, знание, репродуктивная деятельность, студент, умение.

Ключевые слова

программирование, проблемное обучение, web-дизайн, уровни продуктивной деятельности, Internet-культура

Похожие статьи

Организация продуктивной деятельности младших школьников...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза. уровень, тест, III, эвристическая деятельность, коэффициент усвоения, овладение деятельностью, репродуктивная деятельность, качество усвоения, деятельность, продуктивное действие.

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Дополнительное образование в данном случае не является исключением.

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Это может быть, например, лабораторная работа по инструкции или проект по образцу, доступном для студента в ходе выполнения деятельности [4]. II уровень (аII) — репродуктивное действие (знания — копия)...

Модульная объектно-ориентированная среда обучения...

Преподаватель — не столько носитель знаний, а скорее «проводник»

Принцип 3: мы многому учимся, наблюдая за деятельностью других.

Казахстан, MOODLE, дистанционное обучение, учебный процесс, LMS, CMS, информационная культура, курс, система управления, студент.

Формирование общекультурных компетенций в содержании...

Компетенциями субъекта (ребенка) будут знания, умения, навыки и способы творческой деятельности по освоению его эмоциональных

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, социокультурное развитие учащихся.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

В последнее время деятельность педагога техникума по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности

- Задания обеспечивают усвоение знаний, на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

Творческой деятельностью называется продуктивная способность воображения.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Причин позволяющих считать этот метод продуктивным в системе образования несколько

Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

– система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков...

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Появляется дополнительное стимулирование деятельности обучаемых, связанное с привносимым этим вариантом системы

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством.

Похожие статьи

Организация продуктивной деятельности младших школьников...

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза. уровень, тест, III, эвристическая деятельность, коэффициент усвоения, овладение деятельностью, репродуктивная деятельность, качество усвоения, деятельность, продуктивное действие.

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере...

Дополнительное образование в данном случае не является исключением.

Оценка этапов определения уровня сформированности компетенций учащихся творческого

Умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества.

Методика объективной оценки деятельности студента педвуза

Это может быть, например, лабораторная работа по инструкции или проект по образцу, доступном для студента в ходе выполнения деятельности [4]. II уровень (аII) — репродуктивное действие (знания — копия)...

Модульная объектно-ориентированная среда обучения...

Преподаватель — не столько носитель знаний, а скорее «проводник»

Принцип 3: мы многому учимся, наблюдая за деятельностью других.

Казахстан, MOODLE, дистанционное обучение, учебный процесс, LMS, CMS, информационная культура, курс, система управления, студент.

Формирование общекультурных компетенций в содержании...

Компетенциями субъекта (ребенка) будут знания, умения, навыки и способы творческой деятельности по освоению его эмоциональных

Ключевые слова: дополнительное образование детей, внеурочная деятельность, социокультурное развитие учащихся.

Развитие творческой активности студентов в условиях...

В последнее время деятельность педагога техникума по формированию новых знаний и умений немыслима без средств организации познавательной деятельности

- Задания обеспечивают усвоение знаний, на репродуктивном, конструктивном и творческом уровне.

Развитие творческого мышления в системе дополнительного...

Творческой деятельностью называется продуктивная способность воображения.

Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших...

Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор...

Причин позволяющих считать этот метод продуктивным в системе образования несколько

Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе.

– система зачетов в дополнение к системе оценки знаний, умений, навыков...

Моделирование процесса дистанционного обучения студентов

Появляется дополнительное стимулирование деятельности обучаемых, связанное с привносимым этим вариантом системы

Дистанционное образование – это возможность получения знаний "на расстоянии", когда преподаватель и студент разделены пространством.