Использование презентаций Power Point на уроках немецкого языка | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 12. Технические средства обучения

Опубликовано в

VIII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Москва, ноябрь 2017)

Дата публикации: 12.10.2017

Статья просмотрена: 483 раза

Библиографическое описание:

Мызина, Н. Н. Использование презентаций Power Point на уроках немецкого языка / Н. Н. Мызина. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2017 г.). — Москва : Буки-Веди, 2017. — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/272/13084/ (дата обращения: 22.12.2024).



В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. Информационно коммуникативные технологии становятся наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы. И можно уверенно сказать, что сейчас не вызывает сомнения тот факт, что сегодня без широкого использования информационно компьютерных технологий построить учебный процесс очень сложно. Главная цель, которую мы ставим перед собой, применяя информационные технологии в обучении немецкому языку — это показать, как технологии могут быть эффективно использованы для повышения качества обучения немецкому языку школьников. [1, с.27]. Особенно сейчас, когда немецкий язык постепенно вытесняется английским языком в школах нашего региона. Поэтому сейчас назрела необходимость развития интереса к изучению немецкого языка у учащихся, когда им нужно сделать выбор на изучение иностранного языка. Проблема повышения мотивации учащихся к изучению своего предмета рано или поздно встает перед каждым учителем. Мы замечаем, что при изучении всех иностранных языков от класса к классу происходит к сожалению ее снижение. Нужно найти выход для решения данной проблемы, чтобы и в старших классах учащиеся с интересом изучали немецкий язык. Одним из средств может выступить использование на уроках презентации Power Point. Над этим вопросом работаю я уже более 12 лет и уже накоплен некоторый опыт.

Анализ экспериментальных исследований в этой области свидетельствует о том, что мы нуждаемся в таком материале, который учитывал бы все особенности, встающие на этом этапе. Американские ученые Кэрол А, Джефри Н.Голуб рассматривают программу Power Point как инструмент, который может стимулировать и настоящий ключ к увеличению достижений учащихся. [5, с.4]

В этом я убедилась на собственном опыте, когда увидела первые работы своих учеников. Презентация вызвала огромный интерес. А самое главное, все увидели с каким вдохновением и энтузиазмом прошла защита проекта.

Использование презентаций на уроке немецкого языка позволяет практически применять полученные знания для выполнения своих проектов. Ведь дополнительная информация Интернета позволяет при работе над презентацией для самостоятельной и исследовательской работы. [3, с. 103]

Я считаю, что с помощью мультимедийных презентаций проектов в большей степени достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобное для него время, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала.

Кроме того, презентации могут быть использованы в качестве наглядности, то есть мы заменим устаревшие плакаты и картины. А самым на мой взгляд важным и продуктивным применением презентаций является выполнение индивидуальных и групповых проектов на заданные темы по программе немецкого языка. [4, с. 102]

Результаты свидетельствуют, что программа Power Point помогает внедрять новые методы обучения и создаёт творческие условия для развития самостоятельной работы, умение делать обобщения, выводы, развивает и совершенствует навыки работы. Программа Power Point и её продукт (презентация) обладают рядом свойств, которые отличают их от традиционных средств представления наглядности. К ним относятся: интерактивность. мультимедийность, комплексность представления информации, дискретность, программная совместимость, доступность технического инструментария.

Кроме этого мультимедийные презентации используются учителем при введении и закреплении лексического, грамматического, страноведческого материала, в качестве опор для обучения монологическому и диалогическому высказыванию. Их применение ведет к лучшему усвоению материала из-за возможности использования анимации, изменения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, добавление фотографий, схем, таблиц.

Широкое применение Microsoft Power Point на уроках породило стремление самих учащихся к созданию их. Это является эффективным способом обучения. Раньше давала домашнее задание в виде рефератов или сообщений по страноведческой тематике. Значительно более интересно для ребят создание электронной презентации.

Работая над созданием презентации, в соответствии с выбранной темой, учащиеся отбирают явления, события, факты, которые наиболее им интересны. Выявляются наиболее актуальные проблемы при обсуждении, представляющие взаимный интерес.

Обучающиеся при этом осваивают работу с компьютером, учатся выбирать главное, концентрировать свою мысль. Доклады и рефераты, которые сдавали учащиеся, как правило, не звучали на уроке из-за отсутствия времени. Презентации же можно или включить в урок (в объяснение учителя), представить в виде визуального ряда при проверке домашнего задания, что займет мало времени и даже из опыта можно сказать, что учащиеся с удовольствием на перемене или после уроков просмотрят новые презентации. Зная, что работа учащихся будет востребована, они более серьезно относятся к такому домашнему заданию. Более того, это помогает создавать для каждого ученика ситуацию успеха, т. е. таких учебных действий, в которых обучаемый чувствует себя победителем. Часто ученик, уровень обученности которого по немецкому языку не очень высок, благодаря созданной презентации может прожить ситуацию заслуженного успеха.

Знакомство с культурой страны изучаемого языка является одной из главных задач обучения иностранному языку. Обязательный минимум содержания образования в число целей обучения иностранному языку на базовом уровне включает воспитание у школьников “положительного отношения к иностранному языку, культуре народа, говорящего на этом языке”. Благодаря Интернету получен доступ к иллюстративному материалу, которого прежде явно не доставало.

Интернет представляет собой самый большой, постоянно обновляемый и пополняемый информационный ресурс в мире. Он способствует повышению познавательной активности и мотивации учения, формирует навыки исследовательской работы и умений работать с информацией.

Используя готовую презентацию «Весна», «Зима», «Лето», «Осень», как наглядность, растет активность и интерес к изучению иностранного языка. Об этом констатируют результаты проведенных занятий в летнем языковом лагере по теме «Времена года», где занимались учащиеся начальных классов. Итогом работы было проведено внеклассное мероприятие по теме «Времена года», где также были использованы презентации и организованны различные игры

Организуя занятия в летнем языковом лагере по теме «Времена года» большую помощь в работе оказали готовые и вновь созданные презентации. В форме презентаций использовались отдельные слайды как наглядность и комментарии грамматического материала. Наблюдалось, как изменилась активность и повысилась мотивация, а также интерес к изучению немецкого языка. Качество знаний учащихся в следующем учебном году повысилась с 77 % до 100 %.

При прохождении темы «Зима» (5 класс) обучающиеся готовили по группам презентацию о зиме. Они с удовольствием собирали материал по данной теме, сканировали открытки, подбирали лексику, музыку. И в результате на обобщающем уроке по теме многие могли свободно сказать 12–15 предложений об этом времени года и любимых занятиях. Причем не только о зиме и забавах в России, но и в Германии.

Одним из эффективных методов работы с презентациями тестовые задания создает сам учитель. Это помогает быстро, с большой экономией времени на уроке проверить уровень навыков говорения по различным темам.

В цикле уроков в 6 классе по теме «Каникулы и их проведение в различное время года» были использованы разнообразные презентации для активизации лексики по теме, когда на различных слайдах учащиеся выполняли разнообразные упражнения. В другой презентации использовались слайды для повторения грамматического материала Perfekt, Präteritum, а также слайды, как наглядность любимых занятий во время каникул. В итоге работы по теме был проведен итоговый контроль говорения по теме, а также тестирование по контролю лексики и грамматических навыков, что показывает неплохой результат.

Поэтому мне хотелось познакомить с некоторыми исследовательскими проектами, выполненными в форме презентаций.

Как известно, что любая исследовательская работа предполагает принцип добровольности и личной заинтересованности. Интересными для учащихся могут стать темы, связанные с историей родного края и его культуры. Именно поэтому, мои ученики часто выбирают свои исследовательские проекты, связанные с историей своего родного села и города. Приведу несколько примеров.

Исследовательский проект-презентация о В. Ф. Раевском, целью которого был вопрос «Почему спустя столетия его помнят потомки и живет память о нём?». Учебной задачей работы проследить жизненный путь. Чтобы получить ответ на этот вопрос, обучающиеся собрали интересный материал о В. Ф. Раевском, его семье, его детстве и учёбе в кадетском корпусе, об участии в войне 1812года, о его знакомстве с А. С. Пушкиным и М. Орловым в Кишинёве и о создании там тайного общества «Союз благоденствия». Еще был собран материал о В. Ф. Раевском, как о патриоте. Итогом работы ученики представили презентацию.

В исследовательской работе по теме «Пасха» проанализированы и исследованы вопросы проведения праздника в Германии и России, выявлены различия и сходство проведения праздника, а также сделаны выводы.

В исследовательском проекте «Святое Белогорье» о Спассо-Преображенском соборе в городе Губкине ученики собрали интересный материал об истории собора, об иконах верхнего и нижнего храмов, о воскресной школе и о проведении православных праздников в храме.

При выполнении таких проектов иностранный язык выполняет свою основную функцию — становится средством познания и общения, а не целью обучения.

Проектно-исследовательская деятельность особенно эффективна в старшей школе, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас для сбора подходящей информации и презентации проекта. Именно старшеклассники более самостоятельны, информация на иностранном языке не вызывает у них сильных затруднений и проекты выполняются практически без участия учителя.

А все это благодаря использованию программы Power Point, которая помогает выполнять проекты в форме презентаций, которые становятся популярнее с каждым годом.

Результаты свидетельствуют, что программа Power Point помогает внедрять новые методы обучения и создаёт творческие условия для развития самостоятельной работы, умение делать обобщения, выводы, развивает и совершенствует навыки работы.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Никитенко З. Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Москва, Издательство «Айрис Пресс», 2004. 27с.
  2. Калугина В. Н. Применение Power Point на уроках немецкого языка. Материалы XIV международной конференции новых технологий в образовании, 2005. 4 с.
  3. Нестерова Н. В. Информационные технологии в обучении английскому языку. ж. «И.Я.в школе». № 8 2005. 102 с.
  4. Подопригорова Л. А. Использование интернета в обучении иностранным языкам. ж. «И.Я. в школе». № 5 2003. 25с.
  5. Пушкарёва Е. В. Эффективность использования презентаций Power Point в преподавании. Сайт http://pedsovet.org/forum/lfiversion/index.php/t57.html.
Основные термины (генерируются автоматически): немецкий язык, иностранный язык, презентация, исследовательская работа, домашнее задание, итог работы, учащийся, форма презентаций, грамматический материал, интересный материал.