Использование современных педагогических технологий для успешного развития навыков словообразования у обучающихся на уроках немецкого языка
Автор: Шальнев Николай Анатольевич
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Дата публикации: 04.02.2021
Статья просмотрена: 99 раз
Библиографическое описание:
Шальнев, Н. А. Использование современных педагогических технологий для успешного развития навыков словообразования у обучающихся на уроках немецкого языка / Н. А. Шальнев. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, февраль 2021 г.). — Казань : Молодой ученый, 2021. — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/387/16383/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одна из важных проблем , которая возникает сегодня перед учителем иностранного языка— расширить потенциальный словарь обучающихся с помощью освоения и активного использования словообразовательных средств изучаемого иностранного языка.
Необходимо всегда помнить о том, что «словообразование относится к структуре языка; изучение общего строя языка неразрывно связано с изучением законов словообразования, его способов и средств» [3, c. 5].
В «Примерных программах по иностранным языкам» для реализации стандартов второго поколения сказано, что «для реализации языковой компетенции обучающихся, а также для расширения их потенциального словарного запаса необходимо чётко усвоить механизмы словообразования изучаемого иностранного языка» [4, с. 45].
Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, свое творчество. Задача учителя — активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам.
Современные педагогические технологии такие, как использование новых информационно-коммуникативных технологий, проблемное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, проектная деятельность помогают реализовать личностно-ориентированный, дифференцированный подходы в обучении, способствуют повышению качества образовательного процесса.
Личностно-ориентированный подход развивает у учащихся не только память, но и самостоятельность мышления. При разработке системы учебных заданий на уроке необходимо учитывать не только сложность содержания этих заданий, но и различные приёмы их выполнения, которые задаю непосредственно (в виде правил, алгоритмов действий) или путём организации самостоятельного поиска при изучении той или иной темы. Например, использовать приём соотнесения слова с картинкой, изображающей этот предмет, что позволяет учащимся самостоятельно находить это соответствие и запоминать новые слова.
Дифференцированный подход позволяет педагогу увидеть и оценить индивидуальность ребенка, а также создать разнообразные условия обучения для различных классов, групп с учётом социально-психологических особенностей обучающихся.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу и основываясь на собственных наблюдениях, я пришёл к выводу, что существует множество подходов, но главный принцип в обучении словообразовании немецкого языка — это структурно-смысловой принцип изучения. Именно это положение является ключевым моментом методики развития словообразовательных навыков учащихся, которую я использую на своих уроках иностранного языка, начиная с пятого класса.
Чтобы процесс запоминания лексико-грамматического материала был более полезным и лёгким, я использую в обучении словообразовании следующие образовательные технологии :
– информационно-коммуникационные технологии;
– технологии проблемного обучения;
– обучение в сотрудничестве.
- Информационно-коммуникационные технологии
Информационно-коммуникационные технологии обучения — это совокупность знаний о способах и средствах организации обучения в условиях применения современной техники, а также сам процесс коммуникативного обучения в условиях ее применения. Техническими средствами обучения являются компьютеры, аудио- и видеотехника.
Информационно-коммуникационные технологии характеризуются высокой коммуникативной возможностью и активным включением учащихся в учебную деятельность, активизируют потенциал знаний, умений и навыков говорения и аудирования, эффективно развивают навыки коммуникативной компетенции у школьников.
В учебном процессе для достижения больших результатов я использую следующие средства информационно-коммуникационных технологий:
a) мультимедийные презентации, интерактивные плакаты, иллюстрации;
b) мультимедийные учебные пособия;
c) образовательные Интернет-ресурсы.
Информационно-коммуникационные технологии я использую для разминки, для ввода нового материала, для отработки учебного материала, для контроля, для индивидуализации обучения, для самостоятельной работы учащихся, для рефлексии.
В процессе работы я пришёл к выводу, что использование информационно-коммуникационных технологий на уроках иностранного языка помогает привлекать пассивных слушателей, делать уроки более наглядными и зрелищными, приучать учащихся к самостоятельной работе, обеспечивать моментальную обратную связь, повышать интенсивность учебного процесса, активизировать познавательную активность учащихся, а, следовательно, желание изучать предмет.
- Технология проблемного обучения
Перед современным обществом встала задача найти такую технологию обучения детей, которая помогла бы исходить из того, что ученики стали не только объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, но и быть активными субъектами его, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.
Целью применения технологии проблемного обучения является: научить учащихся идти путем самостоятельных находок и открытий.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи :
- Создать условия для приобретения учащимися средств познания и исследования.
- Повысить познавательную активность в процессе овладения знаниями.
Поскольку методика проблемного обучения тесно связана с активной мыслительной деятельностью, то и ее процесс можно представить в виде соответствующих этапов организации:
- Школьник знакомится с проблемной ситуацией.
- Он анализирует ее и выявляет проблему, которая требует решения.
- Далее следует непосредственно сам процесс решения проблемы.
- Ученик делает выводы, проверяя, правильно ли он решил поставленную перед ним задачу.
Для включения учащихся в активную деятельность я использую приемы создания проблемной ситуации на уроке открытия нового знания и его последующего закрепления, а также в начале урока при обозначении новой темы.
- Обучение в сотрудничестве
Основная идея этой технологии — создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Помогая другим, учимся сами. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного.
Преимуществатакой технологии заключаются в следующем:
– у школьников развивается чувство взаимопомощи, товарищества;
– обучающиеся учатся общаться между собой, с учителем, овладевают коммуникативными умениями;
– развиваются навыки мыслительной деятельности, включается работа памяти.
Основные принципы обучения в сотрудничестве:
А) Группы учащихся формируются учителем до урока с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должны быть девочки и мальчики, разные по силам; состав группы можно периодически менять;
Б) Группе дается одно задание, но при его выполнении предусматривается распределение ролей между членами группы;
В) Оценивается работа всей группы.
- Игровые технологии
Игра на уроках иностранного языка занимает особо место, особенно в начальной школе, где ведущим видом деятельности является игровой. На уроках немецкого языка для закрепления механизмов словообразования я использую такие игры, как домино с разными морфемами, «мяч летит», «глухой телефон», «игра в переводчика», «самое длинное слово». Игра позволяет снять усталость и утомляемость как обучающихся, так и учителя, оживить урок, создать смену деятельности на занятии.
- Проектная деятельность
Полученные на уроках знания и умения мои обучающиеся закрепляют на практике в виде мини-проектов:
– написание рождественской и новогодней открытки на немецком языке;
– составление устных и письменных поздравлений по случаю Дня Рождения друга/ одноклассника/ близкого родственника;
– презентация словообразовательного гнезда, сформированного на основе работы с немецко-русским словарём.
Изучив психолого-педагогическую и методическую литературу по теме «Современные образовательные технологии в развитии языковой компетенции обучающихся на уроках иностранного языка» и применяя данные средства обучения, можно с уверенностью сказать, что данные технологии помогают оптимизировать процесс обучения, активизируют мыслительную деятельность, учат учащихся быть активными участниками процесса обучения.
В процессе анализа своей работы удалось найти механизм расширения потенциального словаря учащихся через использование разнообразных современных образовательных технологий.
Литература:
- Бим И. Л., Садомова Л. В., Крылова Ж. Я. Немецкий язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.
- Бим И. Л., Садомова Л. В. Немецкий язык. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2013.
- Степанова М. Д. Словообразование современного немецкого языка. М., изд-во литературы на иностранных языках, 1953.
- ФГОС второго поколения. Примерные программы по учебным предметам. Иностранные языки. М., «Просвещение», 2014.
- Яцковская Г. В. Немецкий язык. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2009.
Похожие статьи
Использование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия
Статья знакомит с современными технологиями по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.
Похожие статьи
Использование современных практических технологий по преодолению фонетико-фонематических нарушений в процессе коррекционного воздействия
Статья знакомит с современными технологиями по формированию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста.