Условия развития социального интеллекта
Авторы: Югова Марианна Рафаильевна, Лихаузова Евгения Владимировна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 18.09.2017
Статья просмотрена: 431 раз
Библиографическое описание:
Югова, М. Р. Условия развития социального интеллекта / М. Р. Югова, Е. В. Лихаузова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 33-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/12930/ (дата обращения: 16.12.2024).
Семья в современном обществе рассматривается как институт первичной социализации ребенка.
К нам в реабилитационный центр поступают дети, лишенные родительского попечения.
Важнейшая функция семьи — воспитание подрастающего поколения.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — потребности в социальном контакте, базового доверия к миру (Э. Эриксон) и привязанности (Дж. Боулби, М. Эйнсворт). Поэтому у наших детей отсутствует доверие к миру, они замкнуты и недоверчивы. Очень трудно установить первый контакт и научить ребенка доверять.
Впервые проблема стилей родительского воспитания была исследована А. Адлером. Выбираемый стиль отношения к ребенку зависит от жизненного стиля личности родителя, т. е. от значения, которое человек придает миру и самому себе, его целей, направленности его устремлений и тех подходов, которые он использует при решении жизненных проблем. Таким образом, особенности семейного воспитания, в частности стиль семейного воспитания, оказывают существенное влияние на становление личности в целом и социального интеллекта в частности В обучении и воспитании детей всех возрастов большое значение имеет учет их индивидуальных особенностей. Каждая личность обладает своими особенностями мышления, проявления чувств, интересами и способностями, идеалами, чертами характера и т. д. В связи с этим стоит проблема индивидуального подхода как важнейшего педагогического принципа в обучении и воспитании.
А. И Крупнова: индивидуальные особенности могут быть описаны через проявление различных свойств: любознательность, инициативность, трудолюбие отражающие активность, общительность коллективизм, ответственность, целенаправленность, организованность, настойчивость, характеризующие саморегуляцию. Согласно автору, в основе каждого свойства личности лежит конкретное стремление быть общительным, ответственным, настойчивым и т. д. Стремление имеет свою силу, оно по-разному осознается и осмысливается человеком (когнитивная сторона). Оно переживается и регулируется субъектом (эмоциональный и регуляторный аспекты) и имеет промежуточный и конечный результат. Данный подход позволяет учитывать природу различных компонентов свойств личности:
с одной стороны — динамических, эмоциональных и регуляторных характеристик, а с другой — мотивационных, когнитивных и рефлексивно-оценочных.
Первая группа признаков в большей мере обусловлена природными предпосылками, зависит от черт темперамента и свойств нервной системы.
Задача воспитания заключается в разрушении отрицательных сторон личности, в поддержке и формировании положительных сторон. Особенности, порожденные преимущественно биологическими факторами, более устойчивы и трудноизменяемы. Примером такой наследственно обусловленной особенности являются свойства нервной системы человека, которые составляют природную основу темперамента. От темперамента зависит динамика психической жизни человека, его общая активность и эмоциональность. Учитывая особенности темперамента, необходимо всячески развивать сильные его стороны и обеспечивать усиленный контроль над возможными его отрицательными проявлениями.
Вторая группа в большей степени зависит от социального окружения, среды, условий деятельности, более подвижна и изменчива. Любознательность — внутренняя заинтересованность в получении новой информации с целью удовлетворения познавательной потребности. Это генетически ранняя форма познавательной активности, характерная преимущественно для дошкольного возраста. Основное условие, обеспечивающее этот уровень познавательной активности: насыщенная информационная среда, а также возможность практической деятельности в ней.
Ребёнок не просто усваивает социальный опыт, но и преобразовывает его в собственные ценности, установки, ориентации. Это та обратная связь, когда результатом является не просто прибавка к уже существующему социальному опыту, а и его воспроизводство, т. е. продвижение его на новую ступень.
Наша роль воспитателя помочь ребенку узнать и освоить окружающий мир. Вся деятельность в группе у нас протекает в форме игры. Очень трудно научить ребенка устанавливать контакты друг с другом. Очень помогают нам сюжетно- ролевые игры и пальчиковые игры. Здесь в игре ребенок приобретает опыт социального поведения и начинает узнавать окружающий мир. Одни дети сразу начинают усваивать нормы социального поведения, другие с трудом вступают в контакт с друг другом. На протяжении нахождения ребенка в реабилитационном центре идет кропотливая работа всех специалистов. Я стала использовать книги. Сейчас стали переиздаваться произведения. Приведу примеры: например книги Владимира Головина; Галины Лебедевой; Ирины Пивоваровой. Сначала знакомимся с произведениями; потом учим отрывки; разыгрываем сценки; рисуем любимых персонажей. Детям нравится эта деятельность, они легко входят в контакт дуг с другом; дружелюбнее стали общаться. Интересно работать с детьми над выражением эмоции. С интересом дети смотрят на себя в видеозаписи, замечают ошибки. Потом отправляем записи на различные конкурсы. Дети радуются, когда занимают призовые места. В планах привести все в систему и написать рабочую программу.
Мышь нашла на полке корку.
И тащила корку в норку -
Не могла того понять,
Что мешает людям спать.
Дядя Вася стукнул в стенку,
Он хотел спугнуть злодейку,
Но она во тьме опять
Стала коркою шуршать.
А под боком дяди Васи
Спал котище серой масти.
— Ну-ка, Васька, что ты спишь?
Излови хоть эту мышь!
Кот проснулся, потянулся
И — калачиком свернулся,
На мышей ему чихать:
Не ему мешают спать.
А кому они мешают,
Тот пускай их сам поймает!
Дядя Вася, злой как бес,
Тихо-тихо с печки слез
И, прислушиваясь к звуку,
Протянул на полку руку,
Наугад рукою — цоп!
И добычу об пол — хлоп!
Есть! Охота удалася.
И уснул наш дядя Вася.
Утром мышку поднял кот,
Заурчал на весь народ:
— Урр... Мое!
Не тронь — не дам!
Сам нашёл и справлюсь сам!
— Ешь! Твоё! Я сам поймал,-
Человек коту сказал...
Вот какое иногда
Разделение труда!
—Я нес домой кулек конфет
А тут навстречу мне сосед.
Снял берет:
— О, привет.
Что несешь?
— Кулек конфет.
— Как — конфет?
— Так — конфет.
— А компот?
— Компота нет.
— Нет компота и не надо...
А они из шоколада?
— Да, они из шоколада.
— Хорошо, я очень рад
Обожаю шоколад
Дай конфету.
— На конфету.
— А вон ту, а ту, а эту...
Красота! вкуснота!
А вот эта, а вон та...
Больше нет?
— Больше нет
— Ну, привет.
— Ну привет.
Кто первый?
— Кто кого обидел первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Кто кого ударил первый?
— Он меня!
— Нет, он меня!
— Вы же раньше так дружили!
— Я дружил!
— И я дружил!
— Что же вы не поделили?
— Я забыл!
— И я забыл!
— Почему ты плачешь, киска?
— У меня пустая миска!
Съела я кусочек сала,
И теперь мне грустно стало.
— Почему же стало грустно?
— Потому, что было вкусно!
Кот сутра поел сосиски,
Через час опять у миски:
— Мяу-мяу! — слышу снова,
— Мне б чего-нибудь мясного!
— Ты же лопнешь, милый кот!
— Мяу, дайте антрекот,
И тефтельку, и сардельку,
Можно даже канарейку…
Или нет, пускай поёт!
У меня болит живот.
— Отвезу тебя к врачу.
Снова:
— Мяу! Есть хочу!
— Может сядешь на диету?
А в ответ:
— Хочу котлету!
В небе тучи, облака…
У кота растут бока.
На диван не может влезть,
Но мяучит снова:
— Есть!
Целый день он просит кушать,
Надоело это слушать.
Булки, каши и котлеты,
И печенье, и конфеты –
Только это на уме.
Кот готовится к зиме!
— Кот Василий, где ты был?
— Я мышей ловить ходил...
— Почему же ты в сметане?
— Потому что был в чулане...
— Долго ль был там?
— Полчаса...
— Ну и что там?
— Колбаса...
— А откуда же сметана?
Отвечай-ка без обмана,
Расскажи нам поскорей,
Как ты там ловил мышей.
— Там сидел я возле кваса...
Нюхал жареное мясо,
Только глянул на творог -
Вижу — мышка на порог!
Я — за мышкой по чулану
И наткнулся на сметану,
Зацепился за мешок,
Опрокинулся горшок,
На меня упало
Сало...
— Где же мышка?
— Убежала...
— Кто там бродит вогороде?
— Это я, козел Мефодий.
— По каким таким делам?
— Помогаю сторожам.
Я капусту охраняю,
Каждый лист оберегаю...
— Почему ж капусту вдруг,
А не редьку
И не лук?
Как же так, скажи, Мефодий?!
Ты забыл о них, выходит!
— Ничего я не забыл,
Но на все не хватит сил.
Лук стеречь я не умею,
А от редьки я худею.
А капуста — хороша,
И нужны ей сторожа,
Потому что самый вкусный,
Очень вкусный -
Лист капустный!
Литература:
- Андреева Г. М. Социальная психология. М., Аспект пресс, 1996
- Бендас, Т. В. Гендерная психология. Изд-во Питер. С Петербург 2006.
- Кон, И. Мужчина в меняющемся мире. Изд. «Время». М 2009
- КуницинаВ.Н., КазариноваН.В., Погольша В. М. «межличностное общение» учебник для ВУЗов С.Петербург изд. «Питер» 2002
- Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования /Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина.М., 2004. С. 29–39.
- Майерс, Д. Социальная психология. Интенсивный курс.3-изд.,изд-во «Олма Пресс» С.Петербург- Москва 2002.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. СПб., ГП «Иматон», 1996.
- Немов Р. С. Психология. В 3-х книгах. М., Просвещение, 1995.
- Социальная психология личности. Ответст. Ред. Бобнева М. И. и Шорохова Е. В. М., «Наука», 1979.
- Петрова, Р. Г. Гендорология и феминология. Учебное пособие. Изд-во «Дашков и Ко» 4 изд., М 2008
- Тихомиров О. К. Психология мышления. М.: Изд. МГУ, 1984.
- Ушаков Д. В. Социальный интеллект как вид интеллекта // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Ушакова, Д. В. Люсина. М., 2004.
- Южанинова А. Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: «Проблемы оценивания в психологии». Саратов, издательство Саратовского университета, 1984.