Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Формирование культуры здорового питания» | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Воспитание и развитие

Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.

Дата публикации: 06.01.2018

Статья просмотрена: 3730 раз

Библиографическое описание:

Попова, Д. В. Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Формирование культуры здорового питания» / Д. В. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2980/ (дата обращения: 24.11.2024).



Культура здорового питания детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.

Много знаний получают дети в дошкольном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Адаптация детей в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Однако культура питания дошкольников резко снизилась.

Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», — часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку «топлива», а уж когда и как оно будет доставлено — это имеет второстепенное значение.

А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья.

В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие.

Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует формированию культуры здорового питания дошкольников.

Задачи планирования:

Разработать системы выявления уровня «культуры здорового питания» дошкольников и целенаправленное отслеживание его;

Создать условия для обеспечения «культуры здорового питания» детей и формирование здорового образа жизни;

Просвещать родителей в вопросах «Культуры здорового питания».

Ожидаемые результаты

Ребенок здоровый физически, психологически, нравственно адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни.

Участники программы

– дети;

– воспитатели;

– родители

Принципы здорового питания их свойства ивлияние на здоровье человека

Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей, фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов из названных групп неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.

Мясо, рыба, птица, яйца, молоко, кефир, творог и сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних факторов.

Молоко и молочные продукты — источник белка, один из основных источников легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани — витамина В12 (рибофловина).

Кефир, йогурт, ряженка и др. кисломолочные продукты способствуют нормальному пищеварению и угнетают рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике.

В питании дошкольников необходимо применять разнообразные овощи, фрукты и плодоовощные соки. Плоды и овощи, особенно свежие — важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофловоноидов (витамин Р), бета-каротина.

Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе нашего детского сада вывешиваются ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.

Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.

Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении — задача, как воспитателя, так и родителей.

Культурно-гигиенические навыки приема пищи — это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.

Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.

Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.

Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.

Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.

Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.

Для формирования культуры гигиены и правильного питания мы используем стишки-прибаутки:

Ешь внимательно, опрятно,

Не спеша и аккуратно!

В рот еду не забивай,

И кусочки не роняй!

Мыс тобою за столом

Себя правильно ведём,

Потому что мы с тобой

Не болтаем за едой.

За столом щенок Антошка

Рыбу ел столовой ложкой,

Вилкой суп пытался кушать -

Не хотел советов слушать.

И хотя вовсю старался,

Так голодным и остался.

Ну куда это годится!

Всем пора бы научиться

Кушать вилкой, кушать ложкой,

А не делать, как Антошка.

За столом сидела Белка,

Перед ней была тарелка,

В ней из хлеба, масла, сала

Белка дом сооружала.

Так, друзья, не поступают

И с едою не играют.

За столом едят, друзья,

Баловаться здесь нельзя!

А поели — вы свободны,

И играйте как угодно.

Водица, водица,

Умой наши лица

Умой наши щечки,

Умой наши губки,

Умой наши зубки,

Умой наши ручки!

Мышка плохо лапки мыла:

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась -

И на лапках грязь осталась.

Полотенце — в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот -

Может заболеть живот.

Так что, дети, постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

Основные направления деятельности

Наименование темы

Задачи:

Содержание:

Первая неделя

«Микробы — наши друзья»

Объяснить детям понятие «микробы», убеждать детей соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не кушать чужой ложкой и из чужой тарелки, не брать откусанные продукты.

  1. Беседы «Микробы», «Чтобы нам не болеть»; «Как устроен наш организм»
  2. Загадки о предметах гигиены;
  3. Чтение художественных произведений С.Михалкова «Мимоза», «Грипп», стихотворение Ю.Тувима «Письмо детям»;
  4. Викторина «Правила основ здорового образа жизни»;
  5. Занятие «Бережём своё здоровье или правила доктора Неболйко»;
  6. Рисование на тему: «Вот как выглядит микроб»
  7. 7. Д/и: «Что лишнее?»

Вторая неделя

«Витамины — наши друзья»

Познакомить с основными принципами правильного питания: максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, познакомить с понятием «правильное питание», что такое витамины.

  1. Беседы на тему: «Витамины и здоровье», «Витаминная семья», «Чтобы нам не болеть»;
  2. Загадки о витаминах;
  3. Аппликация «Витаминная корзина»;
  4. Лепка «Мой любимый витамин»;
  5. Рисование: «Витамины — наши друзья»;
  6. Д/и «Полезно-неполезно»;
  7. П/и «Собери витамины»;
  8. Занятие: «О правильном питании и пользе витаминов».

Третья неделя

«Полезные и не полезные продукты»

Формировать у детей представления о полезных и неполезных продуктах. Объяснить, что неполезные продукты плохо влияют на организм человека, а в некоторых случаях и убивают его. А также познакомить с правильной сервировкой стола.

  1. Беседы: «Что полезно для человека?», «О здоровой пищи», «Правильная сервировка стола», «Что мы знаем о посуде?»;
  2. Чтение художественной литературы Г.Заяцева «Приятного аппетита», «Полезные продукты», Ю.Тувима «Овощи».
  3. Загадки об овощах и фруктах;
  4. Экскурсия на кухню;
  5. Д/и: «Выбери и разложи полезные продукты»; «Разложи овощи и фрукты по витаминам», лото «Овощи и фрукты»
  6. Занятие: «А у нас сегодня гости»

Четвёртая неделя

«Этикет»

Познакомить детей с понятием «гигиена питания», учить соблюдать основные принципы питания: не пить из чужой чашки, не брать чужой хлеб и прочее, воспитывать интерес у детей к охране своего здоровья, культуре питания. Познакомить с основными правилами этикета: правильно сидеть за столом, выпрямить спину, есть с закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами, пользоваться салфеткой по необходимости.

  1. Беседы: «Как правильно сидеть за столом», «Что такое этикет», «Соблюдай режим дня»;
  2. Загадки о столовых приборах;
  3. Чтение художественной литературы К.Чуковского «Федорино горе», чтение стихов о посуде;
  4. Д/и: «Что лишнее?
  5. Мп/и: «Съедобное-несъедобное»;
  6. Фотовыставка «Как мы обедаем в саду»;
  7. Занятие: «Азбука культурного поведения».

Литература:

  1. Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
  2. Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопр. психол.–1996,№ 6.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, ребенок, продукт, витамин, правильное питание, стол, возрастная особенность ребенка, здоровое питание, столовый этикет, художественная литература.
Задать вопрос