Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Формирование культуры здорового питания»
Автор: Попова Диана Викторовна
Рубрика: Воспитание и развитие
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 06.01.2018
Статья просмотрена: 3730 раз
Библиографическое описание:
Попова, Д. В. Тематическое планирование в подготовительной группе на тему «Формирование культуры здорового питания» / Д. В. Попова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 1 (11). — С. 16-19. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/77/2980/ (дата обращения: 24.11.2024).
Культура здорового питания детей является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации.
Много знаний получают дети в дошкольном возрасте, но, к сожалению, редко их учат следовать правилам культуры питания. Адаптация детей в коллективе, процесс обучения, умственные и физические нагрузки повышают потребности организма в основных пищевых веществах и энергии. Однако культура питания дошкольников резко снизилась.
Когда речь идёт о питании, редко используется слово «культура». Жаль! «Живём не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить», — часто цитируем мы, и формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом», на котором организм должен работать. Главное, организовать поставку «топлива», а уж когда и как оно будет доставлено — это имеет второстепенное значение.
А какого человека можно считать культурным в плане питания? Не претендуя на строгую научность определения, скажем, что это тот, кто способен организовать своё питание в соответствии с потребностями организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья.
В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов: регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность, удовольствие.
Опыт показывает, что создание благоприятной образовательной среды способствует не только прочным знаниям, но и одновременно способствует формированию культуры здорового питания дошкольников.
Задачи планирования:
Разработать системы выявления уровня «культуры здорового питания» дошкольников и целенаправленное отслеживание его;
Создать условия для обеспечения «культуры здорового питания» детей и формирование здорового образа жизни;
Просвещать родителей в вопросах «Культуры здорового питания».
Ожидаемые результаты
Ребенок здоровый физически, психологически, нравственно адекватно оценивающий своё место и предназначение в жизни.
Участники программы
– дети;
– воспитатели;
– родители
Принципы здорового питания их свойства ивлияние на здоровье человека
Основным принципом правильного питания дошкольников должно служить максимальное разнообразие пищевых рационов. Только при включении в повседневные рационы всех основных групп продуктов — мяса, рыбы, молока и молочных продуктов, яиц, пищевых жиров, овощей, фруктов, сахара и кондитерских изделий, хлеба, круп и др. можно обеспечить малышей всеми необходимыми им пищевыми веществами. Исключение из рациона тех или иных продуктов из названных групп неизбежно приводит к нарушениям в состоянии здоровья детей.
Мясо, рыба, птица, яйца, молоко, кефир, творог и сыр являются источником высококачественных животных белков, способствующих повышению устойчивости детей к действию инфекций и др. неблагоприятных внешних факторов.
Молоко и молочные продукты — источник белка, один из основных источников легкоусвояемого кальция, необходимого для образования костной ткани — витамина В12 (рибофловина).
Кефир, йогурт, ряженка и др. кисломолочные продукты способствуют нормальному пищеварению и угнетают рост болезнетворных микроорганизмов в тонком кишечнике.
В питании дошкольников необходимо применять разнообразные овощи, фрукты и плодоовощные соки. Плоды и овощи, особенно свежие — важнейший источник аскорбиновой кислоты, биофловоноидов (витамин Р), бета-каротина.
Большинство дошкольников посещают детский сад, где получают четыре раза в день необходимое по возрасту питание. Поэтому домашний рацион должен дополнять, а не заменять рацион детского сада. С этой целью в каждой группе нашего детского сада вывешиваются ежедневное меню, чтобы родители могли с ним ознакомиться. Поэтому дома важно дать малышу дома именно те продукты и блюда, которые он недополучил днем.
Завтрак до детского сада лучше исключить, иначе ребенок будет плохо завтракать в группе. В крайнем случае можно напоить его кефиром или дать яблоко. В выходные и праздничные дни лучше придерживаться меню детского сада.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач — формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в застольном общении — задача, как воспитателя, так и родителей.
Культурно-гигиенические навыки приема пищи — это раздел программы воспитания и обучения детей, в котором сформулированы задачи, с учетом возрастных особенностей ребенка. С раннего возраста необходимо выработать у ребенка правильное отношение к еде, разным блюдам, умение пользоваться столовыми приборами и салфетками.
Гигиенические навыки приемы пищи. Воспитатель учит детей мыть руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, (не откидываться на спинку стула, не расставлять локти и не ставить их на стол), во время еды не спешить, не отвлекаться и не играть столовыми приборами, не набивать рот и разговаривать при этом и т. д.
Психологические аспекты организации питания детей требуют внимания к качеству предлагаемых детям блюд, соответствие пищи требованиям растущего организма, разнообразию меню и непосредственно процедуре приема пищи.
Гостевой этикет предполагает, что воспитатель знакомит дошкольников с правилами в различных этикетных ситуациях, связанных с общением. Проводятся специальные дидактические занятия по темам: «Друзья у меня в гостях», «Я в гостях у друга», «Как дарить подарки» и др.
Профессиональная обязанность воспитателя детского сада — обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи.
Завтракая и обедая вместе с детьми, воспитатель демонстрирует им красоту этикета, разумность и необходимость его соблюдения.
Воспитатель руководствуется задачами, сформулированными в программах, но чтобы проследить последовательность и постепенность задач по формированию культурно- гигиенических навыков, мы предлагаем их с учетом возрастных особенностей ребенка.
Для формирования культуры гигиены и правильного питания мы используем стишки-прибаутки:
Ешь внимательно, опрятно,
Не спеша и аккуратно!
В рот еду не забивай,
И кусочки не роняй!
Мыс тобою за столом
Себя правильно ведём,
Потому что мы с тобой
Не болтаем за едой.
За столом щенок Антошка
Рыбу ел столовой ложкой,
Вилкой суп пытался кушать -
Не хотел советов слушать.
И хотя вовсю старался,
Так голодным и остался.
Ну куда это годится!
Всем пора бы научиться
Кушать вилкой, кушать ложкой,
А не делать, как Антошка.
За столом сидела Белка,
Перед ней была тарелка,
В ней из хлеба, масла, сала
Белка дом сооружала.
Так, друзья, не поступают
И с едою не играют.
За столом едят, друзья,
Баловаться здесь нельзя!
А поели — вы свободны,
И играйте как угодно.
Водица, водица,
Умой наши лица
Умой наши щечки,
Умой наши губки,
Умой наши зубки,
Умой наши ручки!
Мышка плохо лапки мыла:
Лишь водичкою смочила,
Мылом мылить не старалась -
И на лапках грязь осталась.
Полотенце — в черных пятнах!
Как же это неприятно!
Попадут микробы в рот -
Может заболеть живот.
Так что, дети, постарайтесь,
Чаще с мылом умывайтесь!
Надо теплою водой
Руки мыть перед едой!
Основные направления деятельности
Наименование темы |
Задачи: |
Содержание: |
Первая неделя |
||
«Микробы — наши друзья» |
Объяснить детям понятие «микробы», убеждать детей соблюдать правила гигиены: мыть руки перед едой, не кушать чужой ложкой и из чужой тарелки, не брать откусанные продукты. |
|
Вторая неделя |
||
«Витамины — наши друзья» |
Познакомить с основными принципами правильного питания: максимально разнообразный повседневный пищевой рацион, познакомить с понятием «правильное питание», что такое витамины. |
|
Третья неделя |
||
«Полезные и не полезные продукты» |
Формировать у детей представления о полезных и неполезных продуктах. Объяснить, что неполезные продукты плохо влияют на организм человека, а в некоторых случаях и убивают его. А также познакомить с правильной сервировкой стола. |
|
Четвёртая неделя |
||
«Этикет» |
Познакомить детей с понятием «гигиена питания», учить соблюдать основные принципы питания: не пить из чужой чашки, не брать чужой хлеб и прочее, воспитывать интерес у детей к охране своего здоровья, культуре питания. Познакомить с основными правилами этикета: правильно сидеть за столом, выпрямить спину, есть с закрытым ртом, пользоваться столовыми приборами, пользоваться салфеткой по необходимости. |
|
Литература:
- Алямовская В. Г. и др. Ребёнок за столом: Методическое пособие по формированию культурно-гигиенических навыков. — М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Картушина М. Ю. Быть здоровыми хотим: Оздоровительные и познавательные занятия для детей подготовительной группы детского сада.– М.: ТЦ Сфера, 2004.
- Кравцова Е. Е. Психологические новообразования дошкольного возраста// Вопр. психол.–1996,№ 6.