Игра как способ развития эмоционального интеллекта (из опыта работы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (158) июнь 2017 г.

Дата публикации: 16.06.2017

Статья просмотрена: 3159 раз

Библиографическое описание:

Валиева, А. Ф. Игра как способ развития эмоционального интеллекта (из опыта работы) / А. Ф. Валиева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 24 (158). — С. 391-396. — URL: https://moluch.ru/archive/158/44643/ (дата обращения: 16.12.2024).



Пояснительная записка.

Дошкольный возраст — особый период в жизни человека. Именно в этом возрасте формируется тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание называть ребенка личностью. Понимание своих эмоций и чувств также является важным моментом в становлении личности растущего человека. Эмоциональная сфера является важной составляющей в развитии дошкольников, так как никакое общение, воздействие не будет эффективным, если его участники не способны, во первых, «читать» эмоциональное состояние другого, а во вторых, управлять своими эмоциями. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Чаще всего гармоничному развитию ребенка препятствует эмоциональная нестабильность, расстройства эмоциональной сферы, нарушений в общении — уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого, жалобы педагогу. Это происходит не потому, что дети не знают правил поведения, а потому, что современные дети стали менее отзывчивы к чувствам другим. Причиной этого стало то, что дошкольники стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в саду, так и в семье.

Все педагоги, психологи на сегодняшний день убеждены в том, что, не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем к обучению в школе и к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.

Данное пособие посвящено проблеме малой эмоциональности детей, анемичности лиц — попытка в игровой форме помочь родителям, педагогам, детям в решении этого вопроса. Маленькому ребенку характерно находиться в “плену эмоций”, потому что он не может управлять ими. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. Положительный эмоциональный настрой, устойчивая эмоциональная сфера способствуют общему интеллектуальному развитию, позволяют повысить уровень внимания ребенка и увеличить его устойчивость к стрессам. Наиболее эффективным способом решения поставленных задач является — игра.

Вашему вниманию предлагаются некоторые упражнения, игры, которые могут использовать воспитатели для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ ПАНТОМИМИКИ.

(Дети выбирают карточки с изображением сказочных персонажей.)

Цель: Развивать пантомимические навыки, воображение; воспитывать коммуникативность; Учить отождествлять себя с заданным персонажем, побуждать к самостоятельному выбору роли; формировать навыки импровизации.

  1. Показать, как Коза (Баба Яга, Красная Шапочка и др.)

— смотрится в зеркало;

— пробует любимое блюдо;

— пробует нелюбимое блюдо;

— выслушивает комплимент;

— выслушивает замечание;

— садится на стул

  1. Диалоги — пантомимы:

— разговор двух «иностранцев», не знающих языка друг друга, с помощью жестов в различных ситуациях, например: в магазине, на вокзале, в аптеке и т. д.;

— разыграть ситуацию, в которой один сказочный персонаж наступает на ногу другому (например, в трамвае), показать, как они выясняют отношения с помощью жестов.

  1. Загадки — пантомимы:

— в магазине (игрушек, овощном, гастрономе, мебельном и пр.) — отгадать, какой товар нужен покупателю или какой товар стоит на полке;

— в зоопарке (отгадать, кто сидит в клетке);

— отгадать профессию (по характерным движениям и позе);

— отгадать, каким образом происходило путешествие (на лодке, самолётом, поездом и пр.);

— отгадать настроение (по позе, выражению лица, походке и т. д.);

— отгадать, какая на улице погода;

— определить по походке прохожего (балерина, солдат, «задавака», очень старый человек, манекенщица, человек, которому жмут ботинки, и т. д.).

Примечание: в предлагаемых упражнениях играющие делятся на две команды: одни загадывают загадки, изображают, а другие отгадывают. В ходе игры команды меняются заданиями.

  1. Показать. (руками или пальцами):

— Стой на месте!

— Идём со мной!

— До свидания.

— Давай, помиримся.

— Я тебя люблю!

— Я боюсь!

  1. Показать частями тела:

— как твои плечи говорят: «Я горжусь»;

— как твоя спина говорит: «Я старый, больной человек»;

— как твой палец говорит: «Иди сюда!»;

— как твои глаза говорят: «Нет!»;

— как твой рот говорит: «М-м-м, я люблю это печенье…»;

— как твоё ухо говорит: «Я слышу птичку»;

— как твой нос говорит; «Мне это нравится…».

ЭТЮДЫ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ.

Цель: развивать мышление, развивать творческое воображение детей.

  1. Перевёрнутый ящик — телевизор.

Дети сидят на стульях и смотрят «передачу». Кто какую передачу смотрит? Пусть каждый расскажет о том, что он видит.

  1. Подойти к столу и рассмотреть его, будто это:

— королевский трон,

— аквариум с экзотическими рыбками,

— костёр,

— куст цветущих роз.

  1. передать книгу друг другу так, как будто это:

— кирпич,

— кусок торта,

— бомба,

— фарфоровая статуэтка.

  1. Взять со стола карандаш так, как будто это:

— червяк,

— горячая печёная картошка,

— маленькая бусинка.

  1. Пройти по линии, нарисованной мелом, как по канату.
  2. Выполнять различные действия:

— чистить картошку,

— нанизывать бусы на нитку,

— есть пирожное и т.

ПСИХОГИМНАСТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ (ЭТЮДЫ).

Цели: опора на естественные механизмы в развитии ребенка; преодоление барьеров в общении, понимании себя и других; снятие психического напряжения и сохранение эмоционального благополучия ребенка; создание возможности для самовыражения; развитие словесного языка чувств (называние эмоций ведет к эмоциональному осознанию ребенком себя).

Содержание этюдов не читается детям, ситуация эмоционально пересказывается. Не надо стремиться к одному, «правильному» изображению того или иного настроения. Надо дать возможность детям проявить себя, свою индивидуальность в выражении эмоции. Пусть каждый создаст свою «версию», затем обсудить с ними, у кого более ярко передано настроение, почему, какими средствами. Надо самовыражаться вместе с детьми!

  1. НОВАЯ КУКЛА. (Радость.)

Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

  1. БАБА ЯГА. (Гнев.)

Баба Яга поймала Алёнушку, велела ей затопить печку, чтоб потом съесть её, а сама уснула. Проснулась, а Алёнушки нет — сбежала. Рассердилась Баба Яга, что без ужина осталась, бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.

  1. ФОКУС. (Удивление.)

Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было…Из чемодана выпрыгнула собака.

  1. ЗОЛУШКА. (Печаль.)

Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…

  1. ОДИН ДОМА. (Страх.)

Мама-енотиха ушла добывать еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке — еноту страшно: а вдруг на него кто-нибудь нападёт, а мама не успеет прийти на помощь?

  1. ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ. (Интерес.)

Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чём они говорят.

  1. КОТ ВАСЬКА. (Стыд.)

Хозяйка испекла сметанный пирог к празднику и пошла наряжаться. Кот Васька прокрался на кухню и съел пирог. Хозяйка прибежала на шум и стала ругать Ваську. Ваське стало стыдно.

  1. СОЛЁНЫЙ ЧАЙ. (Отвращение.)

Мальчик вовремя еды смотрел телевизор. Он налил себе чай и, не глядя, по ошибке вместо сахара насыпал себе в чашку две ложки соли. Помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту

  1. НОВАЯ ДЕВОЧКА. (Презрение.)

В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках она держала красивую куклу, на голове у неё был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными её внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы…

ИГРЫ НА НАЗВИТИЕ ЭМОЦИЙ

  1. МАМА И ДЕТЕНЫШ

Цель: Развитие эмпатии, самоконтроля, выразительности движений и речи.

Описание игры.

Дети разбиваются на пары. Один в паре выполняет роль мамы, другой — детеныша. Затем меняются ролями. Воспитатель говорит, что мамы могут ласкать, отчитывать, наказывать, желать, спасать детенышей, а детеныши — реагировать на эти действия. Животных называет воспитатель. Это может быть семья кошек, обезьян, лошадей, ворон, собак, кур и т. п.

  1. Я ЖИВОТНОЕ

Цель: Развитие воображения, выразительности движений и речи.

Описание игры:

Дети представляют, что рядом с ними названное воспитателем животное, эмоционально реагируют на него. Это могут быть кошка, собака, змея, медведь, еж, крыса, хомяк и т. п.

  1. ШКОЛА ЗВЕРЕЙ.

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, выразительности движений, чувства единения.

Описание игры:

На уроке учитель (выбранный ребенок) отгадывает животных, которых изображали дети на перемене. Учитель должен отгадать всех животных. В случае затруднения учитель может попросить ученика продемонстрировать, как его животное ест, пьет, ходит, бегает, т. е. одно из названных или подобных им действий.

  1. ОЖИВИ КАМЕШКИ.

Цель: Развитие наблюдательности, выразительности движений.

Описание игры.

На берегу воображаемой реки лежат ''камешки''(силуэт животных). Их можно оживить, если дети точно покажут выразительными движениями, кого символизирует выбранный ими ''камешек'', а остальные отгадывают это животное.

  1. ДЖУНГЛИ.

Цель: Развитие наблюдательности, выразительности, выразительности движений, сплоченности.

Описание игры:

1-й вариант: Дети изображают стадо животных, которые живут в джунглях, выполняя различные действия. Животные гуляют по джунглям, едят, отдыхают, ухаживают за детенышами, ходят на водопой и т. п.

2-й вариант: Дети выбирают любое животное, которое живет в джунглях, изображают его, гуляя по воображаемым джунглям. Затем дети рассказывают, какие животные им встретились и как они догадались, что это именно те животные, которых они назвали.

  1. ХОРОВОД.

Цель: Развитие чувства общности, выразительности движений, снятие напряжения.

Описание игры:

Дети встают в круг по команде воспитателя показывают, двигаясь друг за другом, печального зайчика, злого волка, сердитого медведя, задумчивую сову, виноватую лису, счастливую ласточку.

  1. ОБЛАКА.

Цель: Развитие воображения, выразительности движения.

Описание игры:

Воспитатель читает стихотворение, а дети изображают облака в соответствии с текстом.

По небу плыли облака,

А я на них смотрел.

И два похожих облачка

Найти я захотел.

Я долго всматривался ввысь,

И даже щурил глаз,

А что увидел я, то вам

Все расскажу сейчас.

Вот облачко веселое

Смеется надо мной:

— Зачем ты щуришь глазки так?

Какой же ты смешной!

Я тоже посмеялся с ним:

— Мне весело с тобой!

И долго — долго облачку

Махал я вслед рукой.

А вот другое облачко

Расстроилось всерьез:

Его от мамы ветерок

Вдруг далеко унес.

И каплями — дождинками

Расплакалось оно…

И стало грустно-грустно так,

А вовсе не смешно.

И вдруг по небу грозное

Страшилище летит

И кулаком громадным

Сердито мне грозит.

Ох, испугался я, друзья,

Но ветер мне помог:

Так дунул, что страшилище

Пустилось наутек.

А маленькое облачко

Над озером плывет,

И удивленно облачко

Приоткрывает рот:

— Ой, кто там в глади озера

Пушистенький такой,

Такой мохнатый, мякенький?

Летим, летим со мной!

Так очень долго он играл

И вам хочу сказать,

Что два похожих облачка

Не смог я отыскать

  1. НАСЕДКА И ЦЫПЛЯТА.

Цель: развитие выразительности движений и речи, раскованности, воображения произвольности, групповой сплочённости.

Описание игры. Дети присаживаются на корточки лицом в круг, наклонив голову и прижав руки, согнутые в локтях, к телу. В центре сидит воспитатель, изображая наседку.

Воспитатель говорит:

Долго сидела наседка на яйцах. И вот пришла пора появиться цыплятам на свет.

Первый цыплёнок (к нему прикасается воспитатель) появился на свет и удивился: «Как просторно вокруг, а в скорлупке было так тесно!».

(Ребёнок поднимается и изображает этого цыплёнка.)

Второй цыплёнок рассердился, нахмурив свои жёлтенькие брови: он так хотел родиться первым, но его опередили.

(Ребёнок, на которого указывает воспитатель, передаёт состояние этого цыплёнка.)

Третий цыплёнок появился на свет и сразу расплакался: ему так хорошо и уютно было в яичной скорлупе, а тут так много места и всюду опасности.

(Этот ребёнок и следующие, выбранные дети изображают то настроение цыплят, которое описывает воспитатель.)

Четвёртый цыплёнок очень обрадовался своему появлению на свет и воскликнул: «Какой чудесный, какой яркий мир вокруг!»

Пятому цыплёнку, как только он родился, всё было интересно, и он сразу же стал рассматривать своих братьев и сестёр, заглядывать им в глаза, дотрагиваться до них.

Шестой цыплёнок открыл глаза и увидел, что все уже вылупились и ждут его. Ему стало стыдно, что он всех задерживал.

Далее воспитатель-«наседка» предлагает деткам поискать червячка.

  1. МАСКИ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, сообразительности, выразительности движений.

Описание игры. На одного ребёнка, который стоит перед остальными детьми, надевают маску животного, но он не знает какого. Чтобы догадаться, чья это маска, ребёнок предлагает кому — либо из детей изобразить это животное. Если животное будет угадано, водящим становится тот ребёнок, который его изображал.

  1. ЗООПАРК

Цель: развитие воображения, выразительности движений, сообразительности.

Описание игры. Дети делятся на две группы:

Первая группа — дети, изображающие животных в зоопарке;

Вторая группа — дети, гуляющие по зоопарку и отгадывающие, какое животное перед ними.

После того, как все животные будут угаданы, дети меняются ролями.

САДОВНИК

Цель: развитие воображения, выразительности движений.

Описание игры. Воспитатель или ребёнок играет роль садовника, который сажает, поливает, рыхлит цветы. Дети изображают цветы, которые растут от хорошего ухода садовника и тянутся к солнышку.

Дети могут изображать цветы, которые они выберут.

  1. ДОКТОР АЙБОЛИТ

Цель: развитие воображения, выразительности движений и речи, групповой сплочённости, эмпатии, снятие напряжения.

Описание игры. Воспитатель или ребёнок выполняет роль доктора Айболита. Остальные изображают больных обезьян.

Доктор подходит к каждой обезьянке лечит её, жалеет. После того, как доктор Айболит обойдёт всех, обезьянки выздоравливают и радуются, что у них больше ничего не болит.

  1. БАБОЧКИ И СЛОНЫ

Цель: Развитие воображения, выразительности, коммуникативных навыков.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям превратиться в слонов. Дети ходят по комнате, изображая слонов, при встрече общаются друг с другом.

Затем воспитатель предлагает детям стать бабочками. Дети, изображая бабочек, легко порхают по комнате и общаются.

  1. ДОЖДИ

Цель: развитие выразительности движений, пластики, воображения.

Описание игры. Дети встают в круг и, двигаясь друг за другом, по заданию воспитателя, изображают дождь. Он может быть весёлым, с солнышком, страшным ливнем с грозой, грустным, бесконечно моросящим и т. п.

  1. БЕРЁЗКИ

Цель: развитие выразительности движений, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети изображают деревья в разное время года, следуя словам воспитателя:

«Лето. Берёзки разговаривают друг с другом, шелестя листочками, помахивая веточками.

Осень. Облетают листья на берёзах. Всё чаще дует сильный, порывистый ветер, который качает деревья из стороны в сторону.

Зима. Веточки на берёзах дрожат от холода. Снег пригибает их к земле.

Весна. Снег тает. Ветки поднимаются вверх. Набухшие почки лопаются, и из них появляются нежные листочки».

  1. ХОРОВОД СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ

Цель: развитие выразительности движений, раскованности, групповой сплочённости.

Описание игры. Дети, двигаясь по кругу, подражают ребёнку, который находится в центре и изображает какого — либо сказочного героя, выбранного им по собственному желанию или по подсказке педагога (например, Буратино).

  1. СКАЗОЧНЫЕ ЗАЙЦЫ

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности движений, и речи.

Описание игры. Воспитатель предлагает детям вспомнить сказки, в которых есть зайцы. Желающие рассказывают какие это зайцы, или изображают, как они себя ведут, не называя сказки. Остальные дети отгадывают, из какой сказки заяц.

Дети должны быть знакомы со сказками: «Лиса, заяц и петух», «Заяц — Хваста», «Сказка про храброго зайца», «Колобок», «Теремок», «Заяц и ёж».

  1. ВЫБЕРИ ДЕВОЧКУ

Цель: развитие произвольности, наблюдательности, воображения.

Описание игры. Дети выбирают из предложенных карточек с изображением весёлой, грустной, испугавшейся злой девочки наиболее подходящую к тексту каждого из предложенных стихотворений А. Барто.

1 Зайку бросила хозяйка,

Под дождём остался зайка.

Со скамейки слезть не мог,

Весь до ниточки промок.

—Какая девочка бросила зайку? — задаёт вопрос воспитатель.

2. Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

—Ох, доска кончается,

Сейчас я упаду!

—Какая девочка испугалась за бычка?

3.Уронили мишку на пол,

Оторвали мишке лапу.

Всё равно его не брошу –

Потому что он хороший.

—Какая девочка пожалела мишку?

4.Я люблю свою лошадку,

причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

—Какая девочка любит свою лошадку?

Этюды, вкоторых эмоции сменяют друг друга. Проигрывание этюдов, вкоторых несколько участников взаимодействуют, переживая различные эмоции.

Цель: развивать навыки сотрудничества, умение договариваться.

  1. ПРО ТАНЮ. (Горе — радость.)

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик. (Горе.)

«Тише, Танечка, не плачь –

Не утонет в речке мяч!» (Радость.)

(А.Барто.)

  1. В ЛЕСУ. (Внимание — страх — радость.)

Друзья пошли прогуляться в лес. Один мальчик отстал, оглянулся — нет никого. Он стал прислушиваться: не слышно ли голосов (Внимание.) Вроде бы слышит он какой — то шорох, потрескивание веток — а вдруг это волк или медведь? (Страх.) Но тут ветки раздвинулись, и он увидел своих друзей — они тоже искали его. Мальчик обрадовался: теперь можно возвращаться домой! (Радость.)

  1. ГАДКИЙ УТЁНОК. (Презрение и печаль.)

На птичьем дворе появилась утка с утятами. Все утята были обычными, а один какой — то неуклюжий, с длинной шеей. Все птицы невзлюбили гадкого утёнка, они надменно говорили: «Какой он гадкий!» (Презрение.) Даже его мать — утка часто повторяла: «Глаза бы на тебя не глядели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала его ногою. А утёнок очень переживал такое несправедливое отношение к себе, ему было очень грустно, что у него не было друзей. (Печаль.)

  1. ДУРЕМАР И ТОРТИЛА (Презрение и гнев.)

Пришёл Дуремар к пруду и встретил там черепаху Тортилу. Захотел он её поймать, а черепаха просит: «Отпусти меня!» Дуремар и отвечает: «Ах ты, плавучий чемодан, глупая тётка Тортила, чем ты можешь от меня откупиться? Разве своей костяной крышкой, куда прячешь лапы и голову. Я бы продал её на гребешки». (Презрение.) Рассердилась черепаха на такие грубые слова и говорит: «Клянусь — ни ты, ни кто другой не получит волшебного ключика! Его получит только тот, кто заставит всё население пруда просит меня об этом». (Гнев.)

  1. ДЮЙМОВОЧКА И МАЙСКИЙ ЖУК. (Отвращение и гнев)

Майский жук перенёс Дюймовочку с листка кувшинки на ветку дерева. Она ему очень понравилась, и он решил жениться на ней. Но Дюймовочке совсем не понравился жук: он был таким толстым, блестящим и очень неприятным (Неприязнь, отвращение.) Она совсем не хотела быть его женой! Жук рассердился на неё за это, затопал всеми шестью лапами и, слетев с ней с дерева, опустил на ромашку (Гнев.)

  1. КТО СЪЕЛ ВАРЕНЬЕ? (Удивление.)

Мама ушла на работу, а мальчик с кошкой остались дома. Мальчику очень захотелось попробовать вишнёвое варенье. Он не заметил, как съел всю банку. Когда мама вернулась, она спросила: «Кто съел варенье?», на что мальчик ответил: «Кошка». Мама очень удивилась: «Разве кошки едят варенье:» (Удивление) Мальчику стало стыдно за свой обман. (Стыд.)

Основные термины (генерируются автоматически): описание игры, ребенок, выразительность движений, развитие воображения, воспитатель, животное, друг, Какая девочка, развитие выразительности движений, групповая сплоченность.


Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Самостоятельная работа как средство развития личности

Игра как средство развития иноязычных умений

Развитие воображения с помощью развития моторных навыков

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Похожие статьи

Дидактическая игра как средство развития экологического воспитания (из опыта работы)

Игра как средство развития личности ребенка младшего дошкольного возраста (из опыта работы)

Мир фитнеса — мир здоровья (из опыта работы)

Дидактическая игра как средство развития логического мышления (из опыта работы)

Самостоятельная работа как средство развития личности

Игра как средство развития иноязычных умений

Развитие воображения с помощью развития моторных навыков

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Технология самооценки и самоконтроля собственной деятельности как способ активизации обучения на уроках математики

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Задать вопрос