Изучение художественной особенности сказок писателя Белгородчины Юрия Литвинова в рамках работы школьного научного общества | Статья в сборнике международной научной конференции

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Казань, сентябрь 2017)

Дата публикации: 25.08.2017

Статья просмотрена: 93 раза

Библиографическое описание:

Иванова Г. Б. Изучение художественной особенности сказок писателя Белгородчины Юрия Литвинова в рамках работы школьного научного общества [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, сентябрь 2017 г.). — Казань: Молодой ученый, 2017. — С. 51-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/270/12861/ (дата обращения: 21.08.2018).



Основной формой исследовательской работы учеников может стать работа школьного научного общества. Исследовательские работы этнокультурологического характера дают возможность приобщения к духовной культуре человечества, формируют положительные нравственные эмоции учащихся, способствуют выработке у детей высоких моральных качеств.

В рамках работы школьного научного общества мы решили обратиться к творчеству Юрия Михайловича Литвинова, писателя-сказочника и поэта Белгородчины. Предметом исследования стало изучение основных художественных особенностей сказок писателя.

Проанализировав такие сказки Ю. Литвинова, как «Камень и цветок», «Пленительная роль, или капитуляция действительности», «Песок и замок»,ученики отметили, что для завязок данных произведений характерно довольно будничное начало.Автор изображает ограниченность реального мира и безграничность вымышленного. Герои находятся на грани потери веры в правду вымысла, то есть в мечту.

Так, порой кажется, что это вовсе не сказка, а самый обычный рассказ о скучной и однообразной жизни. Нет ни сказочного зачина, ни привычных всем сказочных образов. Вот перед нами огромный самосвал, который возит по улице никому ненужный песок. Вот некрасиво наряженная щупленькая елочка в небольшом зале беднеющей фабрики деревянных игрушек, а вокруг неё кучка непразднично одетых ребятишек. А вот огромный камень, о котором никто не знает и которому уже много-много лет.

Постепенно читатель начинает понимать, что все не так, как кажется на первый взгляд. Границы между реальностью и вымыслом незаметно стираются.

Анализируя произведения писателя, дети отмечают, что герои поначалу не верят в в сказку. Затем каждый из героев понимает, что изменить свою жизнь он сможет лишь тогда, когда поверит в чудо.

В начале сказок Ю. Литвинов делит героев на тех, кто верит в правду вымысла, и тех, кто верит в правду жизни. Одни — чуткие и внимательные, другие — безразличные и равнодушные. Одни помогают осуществлению мечты, другие — мешают. Такие герои есть в обоих мирах.

Так песчинки из сказки «Песок и замок» не нужны своему хозяину. Он видит только правду жизни. Дети, обнаружившие песок, тоже сначала посмотрели на него по-разному. Так, мальчики видят перед собой простую кучу песка, которым «замечательно будет бросаться друг в друга». И это правда жизни. А девочка видит в нем большой замок феи Песочного печенья, просто фее надо помочь его достроить. И посмотрите, как быстро мальчики начинают верить в правду вымысла! Ведь так интереснее жить, так мир становится краше.

Так происходит столкновение реальности и вымысла. Все поменялось местами и не поймешь, где правда жизни, а где — вымысла.

Герои сказок Литвинова должны совершить подвиг, чтобы достичь своей мечты. Этот подвиг начинается с веры в вымысел.

Поверить в существование двух правд непросто. И актриса из сказки «Пленительная роль» доверится этим правдам. Тогда происходят чудеса: дед Мороз становится настоящим, елка красивой и пышной, слякоть за окном исчезает, и валит снег, а из бездонных карманов Деда Мороза вынимаются гостинцы. Автор как бы хочет нам сказать: правда жизни и правда вымысла, когда им доверяешь, способны творить чудеса.

Ученики отмечают, что жизнь героев сказок состоит из случайных событий. Но благодаря этому начинают происходить волшебные события. В одной из сказок есть слова: «Невероятное соединение маловероятных событий». Говоря так, автор лукавит с нами, ведь для тех, кто идет к своей мечте, кто не отказался от нее, — это вероятные события. Каждый герой получил свою награду, как и положено в сказках.

Чтобы понять мир, нужно посмотреть на него с точки зрения правды вымысла, считает автор. Ключ к пониманию мира именно у неё. Но без правды жизни это также невозможно. Маленькая девочка в сказке «Песок и замок» прекрасно уживается с правдой жизни и правдой вымысла, потому что одну правду она видит через другую. И эти две правды ей за это благодарны. Для неё это и огромная большая куча, и настоящий замок, просто еще недоделанный.

В названии сказок не просто представлены основные образы произведений. Они и противопоставлены друг другу, и имеют тесную связь и зависимость. А еще это взгляд на один и тот же предмет с двух сторон. Что перед нами? Песок или замок? Правда жизни ответит серо и буднично: «Это песок». А правда вымысла задумчиво скажет: «Нет, это замок!». Нетрудно догадаться, чья правда нам нравится больше!

Песку обрести себя помог маленький наивный и добрый ребенок, когда назвал его замком. А камню помог маленький цветочек, когда сказал ему свои простые и добрые слова. Получается, что своими сказками Ю. Литвинов как бы говорит нам: «Умейте видеть чудеса и делать их. Это так прекрасно!» Он заставляет читателей по-новому взглянуть на жизнь, заглянуть в мир, который открывается только людям с чистым, искренним сердцем, светлой и наивной душой. Эти две правды, считает Литвинов, всегда должны идти вместе. Они дополняют друг друга. Нельзя жить только в мире вымысла и фантазии, тогда правда жизни на тебя обидится и накажет своей суровостью. Так же как и нельзя видеть вокруг только лишь правду жизни, иначе мир вокруг станет серым, скучным и однообразным. Стоит только потерять одну из них, и человек не увидит красоты жизни.

Автор показывает нам взгляд на предметы и явления с точки зрения двух правд. Провозглашает реальность каждой правды, но при этом считает, что правда вымысла человеку доступна не до конца. Автор предоставляет своему читателю право самому решать, в чью правду верить.

В конце своей работы ученики отмечают, что для всех героев сказок Ю. Литвинова характерно ожидание счастья. Окруженные непреодолимыми препятствиями, герои сказок Ю. Литвинова держатся и справляются со всеми бедами, так как у каждого из них есть своя мечта. И пока она существует, до тех пор герои сказок будут бороться за неё. И если эта мечта сбудется, это и будет счастьем.

Таким образом, исследовательская работа дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, активизирует познавательную деятельность. Позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Литература:

  1. http://kidskazka.ru/authors/category/Litvinov_YUrij/show.html
Основные термины (генерируются автоматически): правда, правда жизни, герой сказок, правда вымысла, сказка, замок, песок, автор, вымысел, школьное научное общество.

Похожие статьи

Проблема корреляции научного и художественного отражения...

Следует признать, что проблема соотношения исторической правды и художественного вымысла, которая в критических отзывах

Она формируется активным накоплением негативных переживаний героев, из жизни которых, как вода в песок, уходит радость.

Сказкотерапия как средство развития толерантности

«Сказка—складка (вымысел)», говоря о цели создания и «необычной» характерной примете содержания.

Знакомство со сказкой помогает представить формы социальной жизни. Ученик переживает события вместе со сказочными героями, осмысливает их поведение и совместно...

Эзотерика в русских народных сказках | Научный руководитель

Сказка необходимый элемент духовной жизни человека.

Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари.

М.: «Правда», 1982г. Энциклопедия для школьников М.: «Лабиринт», 1998г.

Сказка как культурно-познавательное путешествие

Однако со временем эти рассказы обрастают новыми конкретно-историческими фактами, и все больше походят на вымысел.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, литературная сказка, автор, конец концов, жанр, герой, добро, время, зло, волшебный мир.

Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли

Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других.

В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. А поэтому нет ничего удивительного, что они, живя в мире мифов, имеют вместе с тем возможность существовать и...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Традиционное использование русской народной сказки... - описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей...

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Но ведь литературная сказка — это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и

Фэнтези — разновидность нереалистической литературы, в коей вымысел смешивается с реальностью

Книги фэнтези помогают отвлечься от обыденной жизни и побывать в мире грез и фантазий.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Сказка — не забава и не пустой вымысел. Сказка — «приглашение к психологической и даже духовной работе» [3, с. 74].

Среди психотерапевтических сказок автор предлагает сказки для тех родителей, которые чрезмерно

Хотя в сказках жизнь человека обратима, социально...

Домовой — сказка, миф или реальность | Научный руководитель

Но откуда пришел к нам этот образ, и кто он — миф, сказка или реальность?

Так домовой — это вымысел или сгусток положительной энергии?

Автор.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Проблема корреляции научного и художественного отражения...

Следует признать, что проблема соотношения исторической правды и художественного вымысла, которая в критических отзывах

Она формируется активным накоплением негативных переживаний героев, из жизни которых, как вода в песок, уходит радость.

Сказкотерапия как средство развития толерантности

«Сказка—складка (вымысел)», говоря о цели создания и «необычной» характерной примете содержания.

Знакомство со сказкой помогает представить формы социальной жизни. Ученик переживает события вместе со сказочными героями, осмысливает их поведение и совместно...

Эзотерика в русских народных сказках | Научный руководитель

Сказка необходимый элемент духовной жизни человека.

Как и в жизни, герои сказок пахали землю, ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари.

М.: «Правда», 1982г. Энциклопедия для школьников М.: «Лабиринт», 1998г.

Сказка как культурно-познавательное путешествие

Однако со временем эти рассказы обрастают новыми конкретно-историческими фактами, и все больше походят на вымысел.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, литературная сказка, автор, конец концов, жанр, герой, добро, время, зло, волшебный мир.

Мифы в современной культуре: негативная и позитивная роли

Значит, миф есть правда для одних людей и вымысел — для других.

В мифах так или иначе выражается имеющийся у людей опыт жизни и деятельности. А поэтому нет ничего удивительного, что они, живя в мире мифов, имеют вместе с тем возможность существовать и...

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей...

Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения.

Традиционное использование русской народной сказки... - описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей...

Жанр фэнтези в младших классах (психологическая достоверность)

Но ведь литературная сказка — это другой жанр. И у учащихся понятия фэнтези и

Фэнтези — разновидность нереалистической литературы, в коей вымысел смешивается с реальностью

Книги фэнтези помогают отвлечься от обыденной жизни и побывать в мире грез и фантазий.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Сказка — не забава и не пустой вымысел. Сказка — «приглашение к психологической и даже духовной работе» [3, с. 74].

Среди психотерапевтических сказок автор предлагает сказки для тех родителей, которые чрезмерно

Хотя в сказках жизнь человека обратима, социально...

Домовой — сказка, миф или реальность | Научный руководитель

Но откуда пришел к нам этот образ, и кто он — миф, сказка или реальность?

Так домовой — это вымысел или сгусток положительной энергии?

Автор.

Задать вопрос