Автор: Иванова Галина Борисовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

II международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Самара, сентябрь 2017)

Дата публикации: 25.08.2017

Статья просмотрена: 6 раз

Библиографическое описание:

Иванова Г. Б. Изучение художественной особенности сказок писателя Белгородчины Юрия Литвинова в рамках работы школьного научного общества [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Самара, сентябрь 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 51-52.



Основной формой исследовательской работы учеников может стать работа школьного научного общества. Исследовательские работы этнокультурологического характера дают возможность приобщения к духовной культуре человечества, формируют положительные нравственные эмоции учащихся, способствуют выработке у детей высоких моральных качеств.

В рамках работы школьного научного общества мы решили обратиться к творчеству Юрия Михайловича Литвинова, писателя-сказочника и поэта Белгородчины. Предметом исследования стало изучение основных художественных особенностей сказок писателя.

Проанализировав такие сказки Ю. Литвинова, как «Камень и цветок», «Пленительная роль, или капитуляция действительности», «Песок и замок»,ученики отметили, что для завязок данных произведений характерно довольно будничное начало.Автор изображает ограниченность реального мира и безграничность вымышленного. Герои находятся на грани потери веры в правду вымысла, то есть в мечту.

Так, порой кажется, что это вовсе не сказка, а самый обычный рассказ о скучной и однообразной жизни. Нет ни сказочного зачина, ни привычных всем сказочных образов. Вот перед нами огромный самосвал, который возит по улице никому ненужный песок. Вот некрасиво наряженная щупленькая елочка в небольшом зале беднеющей фабрики деревянных игрушек, а вокруг неё кучка непразднично одетых ребятишек. А вот огромный камень, о котором никто не знает и которому уже много-много лет.

Постепенно читатель начинает понимать, что все не так, как кажется на первый взгляд. Границы между реальностью и вымыслом незаметно стираются.

Анализируя произведения писателя, дети отмечают, что герои поначалу не верят в в сказку. Затем каждый из героев понимает, что изменить свою жизнь он сможет лишь тогда, когда поверит в чудо.

В начале сказок Ю. Литвинов делит героев на тех, кто верит в правду вымысла, и тех, кто верит в правду жизни. Одни — чуткие и внимательные, другие — безразличные и равнодушные. Одни помогают осуществлению мечты, другие — мешают. Такие герои есть в обоих мирах.

Так песчинки из сказки «Песок и замок» не нужны своему хозяину. Он видит только правду жизни. Дети, обнаружившие песок, тоже сначала посмотрели на него по-разному. Так, мальчики видят перед собой простую кучу песка, которым «замечательно будет бросаться друг в друга». И это правда жизни. А девочка видит в нем большой замок феи Песочного печенья, просто фее надо помочь его достроить. И посмотрите, как быстро мальчики начинают верить в правду вымысла! Ведь так интереснее жить, так мир становится краше.

Так происходит столкновение реальности и вымысла. Все поменялось местами и не поймешь, где правда жизни, а где — вымысла.

Герои сказок Литвинова должны совершить подвиг, чтобы достичь своей мечты. Этот подвиг начинается с веры в вымысел.

Поверить в существование двух правд непросто. И актриса из сказки «Пленительная роль» доверится этим правдам. Тогда происходят чудеса: дед Мороз становится настоящим, елка красивой и пышной, слякоть за окном исчезает, и валит снег, а из бездонных карманов Деда Мороза вынимаются гостинцы. Автор как бы хочет нам сказать: правда жизни и правда вымысла, когда им доверяешь, способны творить чудеса.

Ученики отмечают, что жизнь героев сказок состоит из случайных событий. Но благодаря этому начинают происходить волшебные события. В одной из сказок есть слова: «Невероятное соединение маловероятных событий». Говоря так, автор лукавит с нами, ведь для тех, кто идет к своей мечте, кто не отказался от нее, — это вероятные события. Каждый герой получил свою награду, как и положено в сказках.

Чтобы понять мир, нужно посмотреть на него с точки зрения правды вымысла, считает автор. Ключ к пониманию мира именно у неё. Но без правды жизни это также невозможно. Маленькая девочка в сказке «Песок и замок» прекрасно уживается с правдой жизни и правдой вымысла, потому что одну правду она видит через другую. И эти две правды ей за это благодарны. Для неё это и огромная большая куча, и настоящий замок, просто еще недоделанный.

В названии сказок не просто представлены основные образы произведений. Они и противопоставлены друг другу, и имеют тесную связь и зависимость. А еще это взгляд на один и тот же предмет с двух сторон. Что перед нами? Песок или замок? Правда жизни ответит серо и буднично: «Это песок». А правда вымысла задумчиво скажет: «Нет, это замок!». Нетрудно догадаться, чья правда нам нравится больше!

Песку обрести себя помог маленький наивный и добрый ребенок, когда назвал его замком. А камню помог маленький цветочек, когда сказал ему свои простые и добрые слова. Получается, что своими сказками Ю. Литвинов как бы говорит нам: «Умейте видеть чудеса и делать их. Это так прекрасно!» Он заставляет читателей по-новому взглянуть на жизнь, заглянуть в мир, который открывается только людям с чистым, искренним сердцем, светлой и наивной душой. Эти две правды, считает Литвинов, всегда должны идти вместе. Они дополняют друг друга. Нельзя жить только в мире вымысла и фантазии, тогда правда жизни на тебя обидится и накажет своей суровостью. Так же как и нельзя видеть вокруг только лишь правду жизни, иначе мир вокруг станет серым, скучным и однообразным. Стоит только потерять одну из них, и человек не увидит красоты жизни.

Автор показывает нам взгляд на предметы и явления с точки зрения двух правд. Провозглашает реальность каждой правды, но при этом считает, что правда вымысла человеку доступна не до конца. Автор предоставляет своему читателю право самому решать, в чью правду верить.

В конце своей работы ученики отмечают, что для всех героев сказок Ю. Литвинова характерно ожидание счастья. Окруженные непреодолимыми препятствиями, герои сказок Ю. Литвинова держатся и справляются со всеми бедами, так как у каждого из них есть своя мечта. И пока она существует, до тех пор герои сказок будут бороться за неё. И если эта мечта сбудется, это и будет счастьем.

Таким образом, исследовательская работа дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика, активизирует познавательную деятельность. Позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат.

Литература:

  1. http://kidskazka.ru/authors/category/Litvinov_YUrij/show.html
Основные термины (генерируются автоматически): правду вымысла, правда жизни, правда вымысла, школьного научного общества, правду жизни, сказок Ю, работы школьного научного, сказок писателя, правда вымысла задумчиво, героев сказок, рамках работы школьного, правда вымысла человеку, герои сказок, зрения правды вымысла, герои сказок Ю, сказок писателя Белгородчины, начале сказок Ю, героев сказок Ю, правдой вымысла, Герои сказок Литвинова.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос