Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №3 (62) март 2014 г.

Дата публикации: 04.03.2014

Статья просмотрена: 3548 раз

Библиографическое описание:

Мачнева, Л. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Л. А. Мачнева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 963-964. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9596/ (дата обращения: 16.04.2024).

Любое общество заинтересовано в сохранении и передаче накопленного опыта, иначе невозможно не только его развитие, но и само существование. Сохранение этого опыта во многом зависит от системы воспитания и образования, которая, в свою очередь, формируется с учетом особенностей мировоззрения и социально-культурного развития данного общества. Духовно-нравственное становление нового поколения, подготовка детей и молодежи к самостоятельной жизни — важнейшее условие развития России. Разрешение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей или переосмысления уже известных. На мой взгляд, действенным средством в воспитании моральных качеств личности младших школьников является народная сказка.

Сказки русского народа К. Д. Ушинский назвал первыми блестящими попытками народной педагогики. Восторгаясь сказками, он писал, что никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа. То же самое следует сказать о сказках и других народов.

Сказки, являясь художественно-литературными произведениями, одновременно были для трудящихся и областью теоретических обобщений по многим отраслям знаний. Они — сокровищница народной педагогики, более того, многие сказки суть сочинения педагогические, т. е. в них содержатся педагогические идеи.

Передовые русские педагоги всегда были высокого мнения о воспитательном и образовательном значении народных сказок и указывали на необходимость широкого их использования в педагогической работе. Так, В. Г. Белинский ценил в сказках их народность, их национальный характер. Он полагал, что в сказке за фантазией и вымыслом стоит реальная жизнь, действительные социальные отношения. В. Г. Белинский, глубоко понимавший природу ребенка, считал, что у детей сильно развито стремление ко всему фантастическому, что им нужны не абстрактные идеи, а конкретные образы, краски, звуки.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский был о сказках настолько высокого мнения, что включил их в свою педагогическую систему. Причину успеха сказок у детей Ушинский видел в том, что простота и непосредственность народного творчества соответствуют таким же свойствам детской психологии. «В народной сказке, — писал он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ рассказывает детям свои детские грезы и, по крайней мере, наполовину сам верит в эти грезы». По мнению Ушинского, природные русские педагоги — бабушка, мать, дед, не слезающий с печи, понимали инстинктивно и знали по опыту, какую огромную воспитательную и образовательную силу таит в себе народная сказка.

Велика образовательная роль сказок. Встречается утверждение, что педагогическое значение сказок лежит в плоскости эмоциональной и эстетической, но не познавательной. С этим нельзя согласиться. Уже само противопоставление познавательной деятельности эмоции в корне неверно: эмоциональная сфера и познавательная деятельность неотделимы, без эмоции, как известно, познание истины невозможно.

Сказки в зависимости от темы и содержания заставляют слушателей задуматься, наводят на размышления. Нередко ребенок заключает: «Так в жизни не бывает». Невольно возникает вопрос: «А как бывает в жизни?» Уже беседа рассказчика с ребенком, содержащая ответ на этот вопрос, имеет познавательное значение. Но сказки содержат познавательный материал и непосредственно. Следует отметить, что познавательное значение сказок распространяется, в частности, на отдельные детали народных обычаев и традиций и даже на бытовые мелочи.

Например, в чувашской сказке «Не почитающий старого и сам добра не увидит» рассказывается о том, что сноха, не послушавши свекрови своей, решила сварить кашу не из пшена, а из проса и не на воде, а только на масле. Что же из этого вышло? Как только она открыла крышку, просяные зерна, не варившиеся, а жарившиеся, выскочив, попали ей в глаза и навеки ослепили. Главное в сказке, конечно, моральный вывод: нужно прислушиваться к голосу старых, учитывать их житейский опыт, иначе будешь наказан. Но для детей она содержит также и познавательный материал: на масле жарят, а не варят, следовательно, нелепо кашу варить без воды, на одном масле. Детям обычно об этом не говорят, потому что в жизни никто и не делает так, но в сказке дается конкретный житейский рецепт.

Не имея возможности обстоятельно разобрать все черты сказок, остановимся лишь на таких наиболее характерных их особенностях, как народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, — и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное — следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

В сказках, особенно в исторических, прослеживаются межнациональные связи народов, совместная борьба трудящихся против иноземных врагов и эксплуататоров. В ряде сказок имеются одобрительные высказывания о соседних народах. Во многих сказках описываются путешествия героев в чужие страны, и в этих странах они, как правило, находят себе помощников и доброжелателей, трудящиеся всех племен и стран могут договориться между собой, у них общие интересы. Если сказочному герою приходится вести в чужих странах ожесточенную борьбу со всевозможными чудовищами и злыми волшебниками, то обычно победа над ними влечет за собой освобождение людей, томящихся в подземном царстве или в темницах чудовищ. Причем освобожденные так же ненавидели чудовище, как и сказочный герой, но освободиться самим сил не хватало. Да и интересы и желания освободителей и освобожденных оказывались почти одинаковыми.

Положительным сказочным героям, как правило, в их трудной борьбе помогают не только люди, но и сама природа: густолистое дерево, скрывающее беглецов от врага, река и озеро, направляющие погоню по ложному пути, птицы, извещающие об опасности, рыбы, ищущие и находящие кольцо, уроненное в реку, и передающие его другим помощникам человека — кошке и собаке; орел, поднимающий героя на недоступную человеку высоту; не говоря уже о преданном быстроходном коне и др. Во всем этом отразилась вековая оптимистическая мечта народа о том, чтобы подчинить силы природы и заставить их служить себе.

Образность — важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т. п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т. п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т. п.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А. С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»: «Сказка — ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

Намеки в сказках применяются как раз с целью усиления их дидактизма. Особенность дидактизма сказок в том, что в них дается «добрым молодцам урок» не общими рассуждениями и поучениями, а яркими образами и убедительными действиями. Поэтому дидактизм ничуть не снижает художественности сказок. Тот или иной поучительный опыт как бы совершенно самостоятельно складывается в сознании слушателя. В этом — источник педагогической эффективности сказок. Почти все сказки содержат те или иные элементы дидактизма, но в то же время есть сказки, которые целиком посвящены той или иной моральной проблеме, например, чувашские сказки «Умный мальчик», «Что выучено в молодости — на камне, что выучено в старости — на снегу», «На лжи далеко не уедешь», «Старый человек — четыре человека» и др. Подобных сказок много у всех народов.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. О воспитательной ценности сказок писал А. С. Пушкин: «...вечером слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания». Сказки — сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Народная сказка способствует формированию определенных нравственных ценностей, идеала. Для девочек — это красна девица (умница, рукодельница...), а для мальчиков — добрый молодец (смелый, сильный, честный, добрый, трудолюбивый, любящий Родину). Идеал для ребенка — далекая перспектива, к которой он будет стремиться, сверяя с ним свои дела и поступки. Идеал, приобретенный в детстве, во многом определит его как личность. Воспитателю в то же время необходимо выяснить, каков идеал малыша, и устранить негативные моменты.

Работа со сказкой имеет различные формы: чтение сказок, их пересказ, обсуждение поведения сказочных героев и причин их успехов или неудач, театрализованное исполнение сказок, проведение конкурса знатока сказок, выставки рисунков детей по мотивам сказок и многое другое.

Придерживайтесь определенной структуры занятий, используя сказки для детей:

Первый этап. Прослушивание сказки под музыкальное сопровождение, соответствующее «настроению» ключевых моментов.

Второй этап. Обсуждение сказки с детьми с помощью демонстрации картинок и иллюстраций, нахождение основного ключа и идеи. Возможна инсценировка понравившихся или главных эпизодов сказки.

Третий этап. Проведение практических занятий — лепка, рисование, аппликация.

Благодаря сказкам, ребенок не только учится мыслить, творить, отличать главное от второстепенного, но и растет духовно, совершенствуется, становится мудрее и опытнее. Научите ребенка любить сказки. Пусть волшебство и чудеса он переносит в реальную жизнь, творя добро и радуя вас хорошими поступками.

Основные термины (генерируются автоматически): сказка, народная сказка, ребенок, высокое мнение, жизнь народа, народная педагогика, познавательный материал, Пушкин, реальная жизнь, сказочный герой.


Похожие статьи

Традиционное использование русской народной сказки...

- описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Октябрь. Чтение туркменской народной сказки «Падчерица», сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка». Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, воспитывать сочувствие...

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукла, народная педагогика, народное искусство, глаз детей, народ, народная культура, творческий потенциал.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового...

Сказки воспевают жизнь ради “высокой цели”, ради труда, их герои ищут правду, стремятся к ней. В основе этих сказок, образов этих героев всегда лежат надежды и мечты всего народа о мире, счастье, благополучии, справедливости и радости.

Особенности сказок А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на английский, французский и итальянский языки.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина).

Современный опыт психологической интерпретации некоторых...

Русские народные сказки существуют, пожалуй, столько, сколько существует и сам русский народ.

По мнению психологов, причины побега детей из дома могут быть самыми разными, но, очевидно, все они своими корнями уходят в сложности и проблемы семейных отношений.

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатель перечисляет персонажи сказкидети отгадывают и называют сказку.

Это сказка «Теремок». Он не низок, не высок. И жильцов своих всех ждет, Кто за кем сюда придет?

Верно, наша дружба и знания русских народных сказок.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Хотя в сказках жизнь человека обратима, социально значимые смыслы человеком достигаются еще при его земной жизни: женитьба/замужество, рождение

Позитивным опытом можно назвать российский мультсериал «Маша и медведь», в основе которого — народная сказка.

Похожие статьи

Традиционное использование русской народной сказки...

- описывается жизнь героя в сказочной стране так, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью

Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок.

Воспитание толерантности у детей старшего дошкольного...

Октябрь. Чтение туркменской народной сказки «Падчерица», сопоставление с русской народной сказкой «Хаврошечка». Учить детей замечать сходство и различие в построении сюжета, идее, характерах героев обеих сказок, воспитывать сочувствие...

Народная педагогика как неисчерпаемый ресурс воспитания

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, кукла, народная педагогика, народное искусство, глаз детей, народ, народная культура, творческий потенциал.

Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста.

Духовно-воспитательное значение сказок в воспитании здорового...

Сказки воспевают жизнь ради “высокой цели”, ради труда, их герои ищут правду, стремятся к ней. В основе этих сказок, образов этих героев всегда лежат надежды и мечты всего народа о мире, счастье, благополучии, справедливости и радости.

Особенности сказок А. С. Пушкина | Статья в журнале...

Особенности передачи мифонимов из русских народных сказок на английский, французский и итальянский языки.

Интертекстуальные особенности русской лирики (на материале поэзии Ф. Тютчева и А. Пушкина).

Современный опыт психологической интерпретации некоторых...

Русские народные сказки существуют, пожалуй, столько, сколько существует и сам русский народ.

По мнению психологов, причины побега детей из дома могут быть самыми разными, но, очевидно, все они своими корнями уходят в сложности и проблемы семейных отношений.

Из опыта работы «Путешествие по русским народным сказкам»

Воспитатель перечисляет персонажи сказкидети отгадывают и называют сказку.

Это сказка «Теремок». Он не низок, не высок. И жильцов своих всех ждет, Кто за кем сюда придет?

Верно, наша дружба и знания русских народных сказок.

Использование мировоззренческих наставлений сказки...

Хотя в сказках жизнь человека обратима, социально значимые смыслы человеком достигаются еще при его земной жизни: женитьба/замужество, рождение

Позитивным опытом можно назвать российский мультсериал «Маша и медведь», в основе которого — народная сказка.

Задать вопрос