Формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрально-импровизационной деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Библиографическое описание:

Дьякова Е. В. Формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрально-импровизационной деятельности [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 207-209. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2207/ (дата обращения: 17.08.2018).

Современные подходы к школьному обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевают, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного развития личности учащихся: познания школьниками своих индивидуальных характеристик; возникновения интереса к своей жизни и стремления выражать себя (самопрезентации); развития потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.

Сложившиеся традиционные системы воспитания и обучения фактически не содержат в себе специальные методы и приемы, направленные на развитие вышеобозначенных личностных характеристик учащихся младшего подросткового возраста, как нормально развивающихся, так и с различными отклонениями в развитии, в т.ч. с задержкой психического развития (ЗПР).

Театрализованная деятельность, по нашему мнению, является одним из активных средств, позволяющих младшему подростку осуществлять поиск своего подлинного Я, способствующих развитию структуры самосознания в наиболее целостном виде, а также приобретению навыков адекватного самовыражения своего Я и опыта конструктивного поведения в обществе. Работа по познанию и презентации себя в творческой атмосфере театрализованной среды позволяет ее участникам глубже раскрыть свои творческие возможности, широко экспериментируя со своей идентичностью, обретая и выражая себя в безопасной для личности обстановке, ощущая необходимую поддержку со стороны сверстников и взрослых.

Интерес к использованию театральных методик в образовательном процессе в последнее время все больше возрастает (А.П. Ершова, Е.Г. Кашина, М.В. Копосова, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов). Основной акцент в данных исследованиях делается на внеучебную деятельность школьников, поскольку она не регламентируется едиными образовательными программами, охватывает значительное по объему время в распорядке дня воспитанников, дает свободу самовыражения для детей и располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями для формирования самосознания и способности к самопрезентации у младших подростков (Г.В. Васенков, Б.М. Мозговой, А.Н. Смирнова, Е.Д. Худенко и др.). При этом тесная взаимосвязь с учебно-воспитательным процессом может сделать работу по формированию данного личностного образования более полноценной.

Нам представляется, что наиболее эффективной связь внеучебной театрализованной деятельности и учебного процесса может быть на основе использования программного литературного материала.

Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Она позволяет подростку понять глубокие нравственные идеи, заложенные в произведениях, развивает умение встать одновременно и на «внешнюю», и на «внутреннюю» (сопереживание герою и даже отождествление с ним) точку зрения по отношению к литературному персонажу, тем самым способствуя развитию интереса и к собственному внутреннему миру школьника, его личностным качествам, самопознанию и самовыражению. Кроме того, изучение художественной литературы может помочь подростку в развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету.

В современном образовании для более эффективного обучения и развития школьников разработаны и используются такие средства, как урок-диалог, урок-спектакль, урок-инсценировка, метод погружения, организационно-деятельностные игры. К сожалению, до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время с целью личностного развития учащихся с ЗПР и удовлетворения их потребности в самореализации.

В связи с этим обозначенная проблема представляется нам актуальной.

В рамках экспериментального исследования нами была составлена модель коррекционно-развивающей работы по формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрализованной деятельности. Данная модель реализовывалась с 2011 по 2012 гг. на базе МОУ №35 г.Орла. В исследовании принимали участие учащиеся 6 класса КРО (возраст 11-12 лет) с заключением «задержка психического развития» различного генеза.

Данная модель включает в себя несколько компонентов: целевой, содержательный и технологический.

Целью данной модели является создание условий для развития самосознания младших подростков с ЗПР и успешной презентации образа Я, которая характеризуется адекватными представлениями о себе, сформированными навыками самоописания и самопредставления в ситуации коммуникативного общения, умением выразить себя через выбранную роль или образ литературного персонажа.

Основными условиями реализации данной модели являются:

  • использование театрально-импровизационной деятельности в развитии и саморазвитии личности учащихся;

  • использование материала литературных произведений как основы для театрально-импровизационной деятельности;

  • интеграция элементов театрализованной деятельности в учебный процесс (уроки литературы);

  • создание и поддержание доброжелательной атмосферы в отношении каждого ребенка в урочной и внеурочной деятельности;

  • добровольный характер театрально-импровизационной деятельности;

  • использование занимательных, интересных и развивающих приемов и упражнений;

В содержание входит создание условий для повышения интереса детей к самопознанию и самопрезентации; знания детей о различных аспектах собственного Я в их творческом воплощении; образы и литературные персонажи как носители ценностей личности, как образцы поведения, проявления своего Я, взаимоотношений людей, моделей их поведения; средства изображения людей и характера их взаимоотношений, специфичных для театрализованной деятельности (жесты, мимика, пластика, реплики и т.п.).

Технология реализации данной модели представлена в форме театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе, методами и средствами ее реализации (диалоги литературных персонажей, импровизационные игры, беседы, этюды, игровые упражнения).

В ходе работы было поставлены следующие задачи:

  • создание условий для приобретения каждым ребенком опыта творческого самовыражения в ходе взаимодействия со сверстниками

  • формирование представлений о физической, психической и социальной составляющей своего Я;

  • формирование навыков адекватной самооценки через сравнительный анализ поведения и продуктов деятельности;

  • развитие навыков самопрезентации с элементами оценки личностных качеств;

  • стимуляция познавательной активности, расширение возможностей продуктивной интеллектуальной деятельности;

  • развитие коммуникативных и литературно-творческих способностей младших подростков;

  • развитие познавательного интереса к литературным произведениям.

В нашем исследовании мы руководствовались теоретическим положением, согласно которому самопрезентация определяется как комплекс способов и стратегий представлений себя окружающим (Ф.Артур, 2003). Самопрезентация способствует демонстрации представлений о себе на основе социально и культурно принятых способов поведения. Помимо коммуникативной направленности, она способствует более полному осознанию ребенка представлений о самом себе, т.к., по определению Л.С. Выготского, именно знаково-символическое опосредование позволяет перевести во внутренний план, т.е. сделать осознаваемым личностью, знаковый опыт.

В связи с этим решение задачи развития способности к самопрезентации у младших подростков с ЗПР с использованием театрализованной деятельности возможно посредством повышения личностной компетентности школьника, а именно, расширения его представлений о себе, их вербального и невербального опосредования как во внеучебном, так и в учебном процессе.

Весь ход коррекционно-развивающей работы проходил в несколько этапов:

1. Подготовительный – накопление первичного опыта внеучебной театрализованной деятельности: беседа о театре и основных его составляющих, формирование первоначальных театральных впечатлений, посещение профессионального театра (просмотр спектакля, знакомство с театральным коллективом); использование методов, приемов, упражнений из практики театральной школы с целью формирования самосознания и навыков самопрезентации у детей с ЗПР 11-12 лет.

2. Основной этап – использование театрализованной деятельности на уроках литературы и внеклассных занятиях.

Работа на уроках включала в себя беседы по литературным произведениям, предусмотренным в программном материале 6 класса, в ходе которых учащиеся стремились выявить разнообразные качества образов литературных персонажей и провести сравнение своего образа Я с ними.

Результаты бесед получали свое продолжение на внеклассных занятиях в виде этюдов и игровых упражнений, где ребята закрепляли знания об эмоциональных, нравственных, интеллектуальных, социальных, физических аспектах собственного Я.

Самопрезентативные навыки учащихся 6 класса с ЗПР развивались на уроках литературы с помощью выразительного чтения, диалогов литературных персонажей, элементов драматизации и элементов импровизационных игр (самовыражение эмоциональных, интеллектуальных, нравственных качеств своего Я). После цикла таких уроков-диалогов по произведениям определенного жанра, на внеклассных занятиях проводилась литературная игра-импровизация с перевоплощением в героя изученного на уроках произведения и использованием характерного ролевого поведения. Это позволяло подростку не только осознать особенности литературного произведения, но и приблизиться к познанию своего внутреннего мира и успешной социализации.

3. Заключительный этап – подведение итогов работы, настрой на необходимость продолжения в дальнейшем индивидуальной работы каждого учащегося по самопознанию и самосовершенствованию

В настоящий момент подводятся итоги проведенного эксперимента, проходит качественно-количественный анализ полученных результатов, но уже первые данные говорят о том, что использование театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и внеклассных занятиях позволило подросткам 11-12 лет с ЗПР реализовать характерную для данного возраста потребность в самопознании и презентации различных параметров своего Я. Кроме того, проведенная работа способствовала закреплению программного литературного материала и повышению познавательного интереса учащихся к предмету.

Основные термины (генерируются автоматически): урок литературы, театрализованная деятельность, учебный процесс, внеучебная театрализованная деятельность, внеклассная работа, литературный персонаж, психическое развитие, театрально-импровизационная деятельность, художественная литература, навык самопрезентации.

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка. Элементы театрализации можно включать в занятия по физическому развитию, для формирования правильной осанки, для умения выполнять движения красиво и быстро.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне.

Театрализованная деятельность как средство формирования...

театрализованная деятельность, ребенок, младший школьник, младший школьный возраст, театр, духовно-нравственное воспитание, игра, литературное произведение, театрализованное представление, театральное искусство. Детская художественная литература как средство...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Все это может дать театрализованная деятельность.

Актуальность: развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из важных проблем педагогики и психологии.

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка

иностранный язык, ребенок, театрализованная деятельность, немецкий язык, урок, театральная деятельность, процесс подготовки, логическое завершение, лексико-грамматический материал, внеклассная работа.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

Это развитие может быть успешным при помощи деятельности воспитателя и одной из лучших и увлекательных направлений работы педагога может стать театрализованная деятельность.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle

Похожие статьи

Театрализованная деятельность как средство... | Молодой ученый

В процессе театрализованной деятельности у детей происходит формирование чувства ритма и грамотной речи, видение цели и содержания композиции и умение работать сообща, проявлять взаимопомощь и наблюдательность.

Элементы театрализации на уроках литературного чтения...

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка. Элементы театрализации можно включать в занятия по физическому развитию, для формирования правильной осанки, для умения выполнять движения красиво и быстро.

Театрализованная деятельность, как средство развития ребенка

Одним из способов развития ребенка является театрализованная деятельность. Несмотря на то, что традиционно принято считать такую деятельность видом творческой деятельности, при помощи театрализации ребенок развивается всесторонне.

Театрализованная деятельность как средство формирования...

театрализованная деятельность, ребенок, младший школьник, младший школьный возраст, театр, духовно-нравственное воспитание, игра, литературное произведение, театрализованное представление, театральное искусство. Детская художественная литература как средство...

Театральная деятельность как средство развития творческих...

Все это может дать театрализованная деятельность.

Актуальность: развитие художественно-творческих способностей личности была и остается одной из важных проблем педагогики и психологии.

Роль театрализованной деятельности в изучении немецкого языка

иностранный язык, ребенок, театрализованная деятельность, немецкий язык, урок, театральная деятельность, процесс подготовки, логическое завершение, лексико-грамматический материал, внеклассная работа.

Роль театрально-игровой деятельности в формировании...

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность

ребенок, эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, художественная литература, развитие, эмоция, художественное...

Развитие речи и социо-игровых навыков детей через...

ребенок, игра, занятие, младшая группа, развитие речи, театрализованная деятельность, театрализованная игра, звуковая культура речи, связная речь, театрально-игровая деятельность.

Театрализованная деятельность и ребенок младшего...

Это развитие может быть успешным при помощи деятельности воспитателя и одной из лучших и увлекательных направлений работы педагога может стать театрализованная деятельность.

Задать вопрос