Формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрально-импровизационной деятельности
Автор: Дьякова Екатерина Владимировна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 1010 раз
Библиографическое описание:
Дьякова, Е. В. Формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрально-импровизационной деятельности / Е. В. Дьякова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2207/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современные подходы к школьному обучению и воспитанию подрастающего поколения подразумевают, что в образовательном учреждении должны быть созданы условия для успешного развития личности учащихся: познания школьниками своих индивидуальных характеристик; возникновения интереса к своей жизни и стремления выражать себя (самопрезентации); развития потребности воплотить в жизнь свой личностный потенциал.
Сложившиеся традиционные системы воспитания и обучения фактически не содержат в себе специальные методы и приемы, направленные на развитие вышеобозначенных личностных характеристик учащихся младшего подросткового возраста, как нормально развивающихся, так и с различными отклонениями в развитии, в т.ч. с задержкой психического развития (ЗПР).
Театрализованная деятельность, по нашему мнению, является одним из активных средств, позволяющих младшему подростку осуществлять поиск своего подлинного Я, способствующих развитию структуры самосознания в наиболее целостном виде, а также приобретению навыков адекватного самовыражения своего Я и опыта конструктивного поведения в обществе. Работа по познанию и презентации себя в творческой атмосфере театрализованной среды позволяет ее участникам глубже раскрыть свои творческие возможности, широко экспериментируя со своей идентичностью, обретая и выражая себя в безопасной для личности обстановке, ощущая необходимую поддержку со стороны сверстников и взрослых.
Интерес к использованию театральных методик в образовательном процессе в последнее время все больше возрастает (А.П. Ершова, Е.Г. Кашина, М.В. Копосова, Ю.И. Рубина, А.И. Савостьянов). Основной акцент в данных исследованиях делается на внеучебную деятельность школьников, поскольку она не регламентируется едиными образовательными программами, охватывает значительное по объему время в распорядке дня воспитанников, дает свободу самовыражения для детей и располагает дополнительными и более существенными по сравнению с учебным процессом возможностями для формирования самосознания и способности к самопрезентации у младших подростков (Г.В. Васенков, Б.М. Мозговой, А.Н. Смирнова, Е.Д. Худенко и др.). При этом тесная взаимосвязь с учебно-воспитательным процессом может сделать работу по формированию данного личностного образования более полноценной.
Нам представляется, что наиболее эффективной связь внеучебной театрализованной деятельности и учебного процесса может быть на основе использования программного литературного материала.
Художественная литература, в качестве источника знаний и нравственно-эстетических норм, в качестве транслятора культуры и традиций общества; во все времена считалась одним из базовых компонентов в воспитании и формировании полноценной личности. Она позволяет подростку понять глубокие нравственные идеи, заложенные в произведениях, развивает умение встать одновременно и на «внешнюю», и на «внутреннюю» (сопереживание герою и даже отождествление с ним) точку зрения по отношению к литературному персонажу, тем самым способствуя развитию интереса и к собственному внутреннему миру школьника, его личностным качествам, самопознанию и самовыражению. Кроме того, изучение художественной литературы может помочь подростку в развитии эмоциональной сферы, творческих способностей, коммуникативных навыков, познавательного интереса к предмету.
В современном образовании для более эффективного обучения и развития школьников разработаны и используются такие средства, как урок-диалог, урок-спектакль, урок-инсценировка, метод погружения, организационно-деятельностные игры. К сожалению, до настоящего времени недостаточно изучены возможности использования театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеурочное время с целью личностного развития учащихся с ЗПР и удовлетворения их потребности в самореализации.
В связи с этим обозначенная проблема представляется нам актуальной.
В рамках экспериментального исследования нами была составлена модель коррекционно-развивающей работы по формированию самосознания и навыков самопрезентации младших подростков с ЗПР на уроках литературы и во внеклассной работе средствами театрализованной деятельности. Данная модель реализовывалась с 2011 по 2012 гг. на базе МОУ №35 г.Орла. В исследовании принимали участие учащиеся 6 класса КРО (возраст 11-12 лет) с заключением «задержка психического развития» различного генеза.
Данная модель включает в себя несколько компонентов: целевой, содержательный и технологический.
Целью данной модели является создание условий для развития самосознания младших подростков с ЗПР и успешной презентации образа Я, которая характеризуется адекватными представлениями о себе, сформированными навыками самоописания и самопредставления в ситуации коммуникативного общения, умением выразить себя через выбранную роль или образ литературного персонажа.
Основными условиями реализации данной модели являются:
использование театрально-импровизационной деятельности в развитии и саморазвитии личности учащихся;
использование материала литературных произведений как основы для театрально-импровизационной деятельности;
интеграция элементов театрализованной деятельности в учебный процесс (уроки литературы);
создание и поддержание доброжелательной атмосферы в отношении каждого ребенка в урочной и внеурочной деятельности;
добровольный характер театрально-импровизационной деятельности;
использование занимательных, интересных и развивающих приемов и упражнений;
В содержание входит создание условий для повышения интереса детей к самопознанию и самопрезентации; знания детей о различных аспектах собственного Я в их творческом воплощении; образы и литературные персонажи как носители ценностей личности, как образцы поведения, проявления своего Я, взаимоотношений людей, моделей их поведения; средства изображения людей и характера их взаимоотношений, специфичных для театрализованной деятельности (жесты, мимика, пластика, реплики и т.п.).
Технология реализации данной модели представлена в форме театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе, методами и средствами ее реализации (диалоги литературных персонажей, импровизационные игры, беседы, этюды, игровые упражнения).
В ходе работы было поставлены следующие задачи:
создание условий для приобретения каждым ребенком опыта творческого самовыражения в ходе взаимодействия со сверстниками
формирование представлений о физической, психической и социальной составляющей своего Я;
формирование навыков адекватной самооценки через сравнительный анализ поведения и продуктов деятельности;
развитие навыков самопрезентации с элементами оценки личностных качеств;
стимуляция познавательной активности, расширение возможностей продуктивной интеллектуальной деятельности;
развитие коммуникативных и литературно-творческих способностей младших подростков;
развитие познавательного интереса к литературным произведениям.
В нашем исследовании мы руководствовались теоретическим положением, согласно которому самопрезентация определяется как комплекс способов и стратегий представлений себя окружающим (Ф.Артур, 2003). Самопрезентация способствует демонстрации представлений о себе на основе социально и культурно принятых способов поведения. Помимо коммуникативной направленности, она способствует более полному осознанию ребенка представлений о самом себе, т.к., по определению Л.С. Выготского, именно знаково-символическое опосредование позволяет перевести во внутренний план, т.е. сделать осознаваемым личностью, знаковый опыт.
В связи с этим решение задачи развития способности к самопрезентации у младших подростков с ЗПР с использованием театрализованной деятельности возможно посредством повышения личностной компетентности школьника, а именно, расширения его представлений о себе, их вербального и невербального опосредования как во внеучебном, так и в учебном процессе.
Весь ход коррекционно-развивающей работы проходил в несколько этапов:
1. Подготовительный – накопление первичного опыта внеучебной театрализованной деятельности: беседа о театре и основных его составляющих, формирование первоначальных театральных впечатлений, посещение профессионального театра (просмотр спектакля, знакомство с театральным коллективом); использование методов, приемов, упражнений из практики театральной школы с целью формирования самосознания и навыков самопрезентации у детей с ЗПР 11-12 лет.
2. Основной этап – использование театрализованной деятельности на уроках литературы и внеклассных занятиях.
Работа на уроках включала в себя беседы по литературным произведениям, предусмотренным в программном материале 6 класса, в ходе которых учащиеся стремились выявить разнообразные качества образов литературных персонажей и провести сравнение своего образа Я с ними.
Результаты бесед получали свое продолжение на внеклассных занятиях в виде этюдов и игровых упражнений, где ребята закрепляли знания об эмоциональных, нравственных, интеллектуальных, социальных, физических аспектах собственного Я.
Самопрезентативные навыки учащихся 6 класса с ЗПР развивались на уроках литературы с помощью выразительного чтения, диалогов литературных персонажей, элементов драматизации и элементов импровизационных игр (самовыражение эмоциональных, интеллектуальных, нравственных качеств своего Я). После цикла таких уроков-диалогов по произведениям определенного жанра, на внеклассных занятиях проводилась литературная игра-импровизация с перевоплощением в героя изученного на уроках произведения и использованием характерного ролевого поведения. Это позволяло подростку не только осознать особенности литературного произведения, но и приблизиться к познанию своего внутреннего мира и успешной социализации.
3. Заключительный этап – подведение итогов работы, настрой на необходимость продолжения в дальнейшем индивидуальной работы каждого учащегося по самопознанию и самосовершенствованию
В настоящий момент подводятся итоги проведенного эксперимента, проходит качественно-количественный анализ полученных результатов, но уже первые данные говорят о том, что использование театрально-импровизационной деятельности на уроках литературы и внеклассных занятиях позволило подросткам 11-12 лет с ЗПР реализовать характерную для данного возраста потребность в самопознании и презентации различных параметров своего Я. Кроме того, проведенная работа способствовала закреплению программного литературного материала и повышению познавательного интереса учащихся к предмету.