Реализация проекта «Поможем детям вместе» волонтерским отрядом студентов Сахалинского промышленно-экономического техникума
Автор: Зубкова Наталья Борисовна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 8894 раза
Библиографическое описание:
Зубкова, Н. Б. Реализация проекта «Поможем детям вместе» волонтерским отрядом студентов Сахалинского промышленно-экономического техникума / Н. Б. Зубкова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 221-224. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2176/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Благотворительность – это, прежде всего, мощный источник духовного и эмоционального обогащения самих благотворителей.
В современных российских условиях она необходима как воздух».
Георгий Полтавченко
Добровольческая активность граждан является важнейшим фактором социального развития общества в таких сферах, как образование, наука, культура, искусство, здравоохранение, охрана окружающей среды и ряд других.
Содействие распространению добровольческой деятельности (волонтерства) в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отнесено к числу приоритетных направлений
В России волонтерство (добровольчество) всегда ассоциировалось с бескорыстным служением. Добровольцы ехали строить БАМ, выходили на субботники, шли на фронт.
Волонтер – новый термин, но не новое явление в общественной жизни нашей страны. В истории педагогики хорошо известны тимуровское движение и общественно-полезная деятельность как основа существования детских и молодежных объединений и организаций. Участие в социально ценной деятельности традиционно рассматривается как действенное воспитательное средство. Волонтерская деятельность как проявление милосердия и человеколюбия существует и будет существовать до тех пор, пока сохраняется потребность людей в помощи и ограничены возможности государства удовлетворять потребности граждан в социальной поддержке [2].
Очень большое внимание каждое образовательное учреждение уделяет воспитанию духовно-нравственных ценностей студентов. Одной из форм воспитания является вовлечение студентов в волонтерское движение.
Включаясь в волонтерскую деятельность, студенты могут почувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в строительстве социальной жизни. И это толкает их к более активной работе над собой, активности во всех сферах жизнедеятельности, становится источником саморазвития. Ведь одним из смыслов волонтерской деятельности является развитие личности самого волонтера. Личный вклад в озарение чужой жизни светом знания, любви или сочувствия делает волонтера соучастником «подлинного бытия», позволяет ему свою жизнь наполнить смыслом. Как пишет С.Л. Франк, «…жизнь осмысленна, когда она есть служение абсолютному благу, которое есть благо и для меня самого…» [6].
Волонтерский отряд в нашем техникуме – это то место, где в совместных делах студенты приобретают позитивный опыт социального взросления и социальной ответственности.. Волонтерский отряд техникума был организован 1 сентября 2010 года под руководством педагога-организатора Зубковой Натальи Борисовны. Основной постоянный состав волонтерского отряда – 10 человек. Но в каждое проводимое мероприятие (акцию) мы вовлекаем как можно больше студентов техникума. И если в первые месяцы вовлечение носило единичный характер, то уже в сентябре 2011 года на уборку территории центра «Преодоление» было привлечено 42 студента.
За неполных два года была налажена работа с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних «Маячок» и Реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление».
В основах волонтерства в техникуме лежит развитие и укрепление у молодежи общечеловеческих ценностей.
Хотя в большинстве случаев степень вовлечения студентов в волонтерство постоянна, все же оно в техникуме осуществляться с различной степенью участия всех студентов – от полного вовлечения до эпизодического в зависимости от задачи, поставленной руководителями на определенный этап.
Цели нашего проекта:
Развитие добровольческой и благотворительной помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями с целью их социальной и психологической адаптации.
Воспитание духовно-нравственных ценностей студентов.
В ходе реализации цели данного проекта были определены следующие задачи:
Обучение добровольцев (волонтеров) моделям работы с детьми-инвалидами, их здоровыми сверстниками и их семьями.
Разработка и внедрение моделей разнообразных форм отдыха детей-инвалидов, здоровых детей и их семей.
Побуждение к формированию у студентов потребности оказания помощи людям, находящимся в трудных жизненных ситуациях.
Привлечение к добровольчеству студентов техникума.
За период работы волонтерского отряда было проведено три акции по сбору игрушек «Поможем детям вместе», одна городская акция «Поделись улыбкою своей», два раза волонтерский отряд помогал Центру «Преодоление» в уборке территории, четыре театральные постановки для детей, одно тематическое развлечение «Полет в космос», постановка детской сказки «Колобок», две акции «Письмо Деду Морозу», «Проводы зимы».
Студенты волонтерского отряда СПЭТ после постановки сказки «Колобок» в Реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление».
Студенты проводят с детьми развивающие игры и беседы, читают и разучивают стихи и сказки.
Впервые в декабре 2012 года волонтеры участвовали в проведении новогоднего утренника в дошкольном учреждении (д/сад «Чебурашка»).
Наибольший отклик среди родителей детей-инвалидов получила акция «Письмо Деду Морозу». Цель акции: помочь ребенку реализовать его мечту.
Акция проходила в канун Нового года (28-29 декабря). Накануне детям с ограниченными возможностями предлагалось написать письмо Деду Морозу. В течение недели дети вместе с родителями оформляли письма и отсылали Деду Морозу. После этого этапа руководители волонтерского отряда (Зубкова Н.Б., Васильев Максим и Бровко Анастасия) формировали бланк заказа, где были указаны игрушки (которые дети попросили в подарок) и стоимость каждого подарка. В 2010 году Деду Морозу написали письма 6 детей-инвалидов. В 2011 году мы получили письма от 12 детей. Стоимость подарков составляла 30 000 руб. Далее была организована работа по поиску спонсоров и покупке подарков для детей. Спонсорскую помощь волонтерам оказали организация «Сахалин без наркотиков» (Феденко Михаил) и индивидуальный предприниматель Коркин Д.Ю. 28-29 декабря Дед Мороз (Никонов Илья) и Снегурочка (Ломаченко Анастасия) вместе с руководителем волонтерского отряда Зубковой Н.Б. посетили 12 семей детей-инвалидов. Они не только вручили подарки детям, но и выслушали приготовленные детьми стихи, песни. Без внимания не остались и дети, встретившиеся на нашем пути. Их ждали сладкие призы от Деда Мороза.
Акция «Письмо Деду Морозу», 29 декабря 2011 г.
В течение всего времени существования волонтерского отряда происходит информирование преподавателей и студентов, а так же общественности о работе волонтеров. Это происходит через тематические встречи (3 раза в год), информацию в студенческом журнале техникума, сайт техникума. В 2011 году руководитель волонтерского отряда педагог-организатор Зубкова Н.Б. была приглашена на передачу Сахалинского телевидения «Утро с АСТВ». В ноябре 2011 года на Официальном Сахалинском информационно-развлекательном портале citysakh.ru был опубликован фотоотчет о проведении волонтерами техникума акции – постановка сказки «Колобок».
В 2011-2012 году впервые за время существования волонтерского отряда в техникуме в нашей работе появились деловые партнеры. Это общественная организация «Сахалин без наркотиков», редакция городской газеты «Хорошая газета», индивидуальный предприниматель Коркин Д.Ю.
За 2010-2011 годы волонтерский отряд был награжден 4 благодарственными письмами за огромный вклад в развитие благотворительности и ощутимую поддержку воспитанников реабилитационных центров.
Данный проект реализуется студентами Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Сахалинский промышленно-экономический техникум» применительно для двух учреждений: Социально-реабилитационного центром для несовершеннолетних «Маячок» и Реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями «Преодоление».
Проблема детей-инвалидов всегда остра и не терпит равнодушного к себе отношения. «Когда общество перестанет жалеть слабых и угнетенных, тогда ему самому станет плохо: оно очерствеет и засохнет, станет развратно и бесплодно…» — писал Федор Михайлович Достоевский. Это высказывание заставляет задуматься. И задуматься есть над чем [4].
Если в развитых западных странах помощь детям с ограниченными возможностями является частью государственных программ здравоохранения, то российские семьи, на долю которых выпало такое тяжелое испытание, как болезнь и инвалидность ребенка, как правило, могут рассчитывать только на самих себя.
Они живут совсем рядом с нами. Но мы стараемся их не замечать. Они живут в особом мире, о существовании которого могут не догадываться даже ближайшие соседи. Они могут быть невероятно талантливыми и душевно богатыми людьми, но общество упорно отвергает тех, кто не вписывается в понятие «полноценный человек» [6].
В ходе работы нашего волонтерского отряда мы отмечаем, что дети становятся более общительными, открытыми и все активнее включаются в мероприятия, проводимые волонтерами. Общаясь со студентами, дети получают любовь и внимание, видят позитивные образцы поведения. Но и сами студенты получают больше, чем их подопечные – включаясь в волонтерскую деятельность, волонтеры начинают чувствовать себя нужными, способными творить, нести добро, переживать свое живое участие в позитивном изменении социальной жизни. Это толкает их к более активной работе над собой, становится источником потребности в самоактуализации. Волонтерская деятельность дает возможность обрести радость, душевный покой, чувство собственного достоинства, смысл своего существования, самореализоваться и самосовершенствоваться.
Деятельность нашего волонтерского отряда направлена на качественную, адресную помощь в социальной и психологической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями.
Мы верим в то, что, объединив усилия многих людей и организаций, мы сможем достичь того, что еще вчера казалось невозможным.
Литература:
Вебер М. Избранное. Образ будущего. Пер. с нем. – М.: Прогресс. 1994
Бондренкова Г.П. "Добровольчество в России: состояние проблемы, перспективы", www.sbornet.ru
Кудринская Л.А. "Добровольческий труд: опыт теоретической реконструкции" Часть 2 Теоретическая реконструкция становления феномена добровольческого труда. Издательство Московкого Университета 2006 г. с. 78
Лапина В.Г. Альтруизм// Социологическая энциклопедия. Под ред. В.Н. Иванова. М. "Мысль". 2003, с. 23
Щекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения.
Электронный ресурс: www.pomogi.org