Новые информационные технологии в методике обучения русской научной речи студентов-казахов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калымбетова, Н. П. Новые информационные технологии в методике обучения русской научной речи студентов-казахов / Н. П. Калымбетова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2113/ (дата обращения: 21.11.2024).

В качестве развиваемых и внедряемых инновационных приёмов в процессе обучения следует признать использование информационных средств и мультимедийных технологий, позволяющих рационально организовать учебный процесс, как во время аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы обучающихся. Основными же дидактическими целями использования электронных средств в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения и обобщение.

Сегодня различные компьютерные технологии открывают перед преподавателем новые возможности в области образования. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным. Интерактивные технологии предлагают приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу ученика.

Интерактивная доска – новый тип информационных технологий в обучении в любой образовательной области. Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяют сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом.

ИД вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост; удобна при работе с большим количеством обучающихся; дает возможность сохранять, распечатывать копировать, все записи, и изображения; позволяет импровизировать, создавая рисунки и записи поверх любых приложений, использовать все возможные виды наглядного материала.

Вузовский курс русского языка является активным средством получения научной информации на русском языке. Изучение особенностей русской научной речи – это возможность овладеть языком будущей профессии. Каждый специалист должен уметь извлекать информацию из учебной и справочной литературы, монографий, статей, воспроизвести содержание прочитанного материала, вести беседу на профессиональные темы, а также владеть навыками оформления разнообразной деловой документации.

Все эти умения являются важной частью подготовки современного специалиста. И человек, получивший высшее образование, должен освоить минимум навыков по научному стилю и языку своей специальности

На наш взгляд, использование возможностей интерактивной доски с программным обеспечением Activstudio при обучении русской научной речи студентов-казахов неязыковых специальностей, существенно повышает мотивацию к изучаемому предмету и способствует более быстрому формированию у обучающихся речевых навыков и умений, лучшему усвоению языковых явлений. В качестве примера предлагаем сценарий занятия «Реферат как жанр научной речи», построенного в виде единого флипчарта.

Этап 1. Знакомство с историей реферирования, с понятием реферат: Демонстрация видеоролика «История реферирования» (ролик создан автором с помощью программыWindows Move Maker), вопросно-ответная беседа. Данный этап порождает мотивацию к изучению нового материала.

Этап 2. Арт-кластер по теме «История реферирования». Обратный кластер «Реферат». На данном этапе происходит закрепление понятия «реферат» и истории происхождения этого жанра. Кластеры сопровождаются скрытой подсказкой на странице флипчарта

Этап 3.Знакомство со структурой и особенностями написания реферата. Студенты слушают краткую аудиозапись лекции о структуре, особенностях и видах реферата. Аудиозапись сопровождается рисунками, схемами. При необходимости они могут прослушать ее несколько раз. В данном случае идет развитие навыков работы с устными формами научной речи.

Этап 4. Закрепление нового материала в виде устного опроса и выполнения практических заданий. Студенты выходят к доске, выбирают понравившегося профессора и отвечают на вопрос, скрытый под рисунком. Затем с помощью инструмента произвольного выбора составляют из разрозненных фрагментов текст реферата-резюме. Продолжая закреплять навыки по составлению реферата-резюме, предлагаем студентам в готовый текст вместо точек вставить необходимые слова и словосочетания, которые являются характерными для данного жанра научной речи. Цель – обучение языку реферирования.

Этап 5. Контроль знаний. Студентам предлагается написать реферат-резюме по небольшому фрагменту А. Матвеева «История человечества и социально-экономические причины первых организованных путешествий». Тема доклада была выбрана неслучайно, занятие проводилось в группе студентов специальностей «Менеджмент» и «Туризм». Студентам на интерактивной доске была представлена схема составления реферата, пользуясь которой они должны составить свой текст.

Таким образом, мы подвели их к главной цели занятия: формированию навыков продуцирования вторичного научного текста. Работа проводилась в группах. Каждая группа в составе 5 человек составляла свой вариант и затем защищала его. После анализа составленных текстов, был продемонстрирован правильный, требуемый вариант реферата-резюме. Он был представлен в виде презентации, созданной с помощью компьютерной программы Power Point.

В процессе обучения научному стилю русского языка нами созданы флипчарты по темам: «Аннотация как жанр научного стиля речи», «Научный стиль речи: особенности, языковые средства». Все этапы по изучению той или иной темы реализуются с помощью интерактивной доски: составление кластеров, просмотр слайдов, видеосюжетов, прослушивание аудиозаписей, работа с пазлами, письменная работа у доски, реализация речевых ситуаций, задачи ролевой игры, контроль усвоенных знаний. Владея программным обеспечением ИД, преподаватель может моделировать занятие сообразно своим целям и задачам.

Для активизации самостоятельной работы студентов очного и дистанционного обучения нами создано электронное учебное пособие «Русский язык» (научный стиль). ЭУП обеспечивает мгновенную обратную связь, помогает быстро найти необходимую информацию, экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует, позволяет в удобном для пользователя темпе проверить знания по определенному разделу.

ЭУП, созданное нами, имеет в своей основе программу Flash MX, которая является мощной системой создания анимационных файлов. В работе над ЭУП мы также использовали элементы программу трехмерного моделирования 3D Studio MAX. Она позволяет смоделировать различные объекты анимации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3D MAX и удобному интерфейсу Flash MX наше пособие стало более наглядным, красочным и интересным для студентов.

Наш учитель на экране рассказывает о целях и задачах пособия, рекомендует обратить внимание на определенные разделы, комментирует ответы в разделе «Тесты», переходя со страницы на страницу.

ЭУП «Русский язык 2» построено в виде модулей, включающих лекционный и практический материал: «Текст и его структура»; «Стили речи»; «Научный стиль речи»; «Жанры научного стиля речи». Кроме того нами включен раздел «Словарь» (словарь терминов и словарь делового человека) и как обязательный элемент контроль знаний студентов посредством тестирования. ЭУП «Русский язык» облегчает студентам – казахам понимание изучаемого материала за счет иных способов подачи материала, воздействующих на слуховую и эмоциональную память, предоставляет возможность самопроверки на всех этапах работы изучения материала. Преподавателю же ЭУП позволяет проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами,

быстро и эффективно контролировать знания студентов, индивидуализировать работу со студентами в группах с разным уровнем подготовки.

Таким образом, использование информационных технологий позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Применение разнообразных видов наглядности способствует более успешному формированию у студентов казахских групп речевых навыков и умений, прочному усвоению языковых явлений, так как прочность запоминания информации зависит от степени эмоционального воздействия вызванного зрительным и слуховым восприятием.


Литература:

1.Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Создание и использование

образовательных электронных изданий и ресурсов.// Учебно-методическое пособие.

Алматы, 2006, -136 с.

2. Буторина Т.С., ШиршовЕ.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника//Открытое образование.2001, №4 , стр.14 -16 с.

3.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. Волгоград, 2007, - 91 с.

4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград, 2007,- 93 с.

5.Павлова Т.В., Туманова А.Б. О применении новых технологий в обучении русскому языку студентов неязыковых вузов. //Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение. Алматы, 2003, стр. 340-345.

6.Устемиров К.У., ШаметовН.Р., Бакиров Р.Т. Современные образовательные технологии и технические системы обучения.// Методическое пособие. Алматы, 2006, -100 с.

Основные термины (генерируются автоматически): Русский язык, MAX, интерактивная доска, научный стиль речи, История реферирования, научная речь, научный стиль, процесс обучения, студент, учебный процесс.

Похожие статьи

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Вопросы анализа художественного произведения при инновационной технологии обучения

Применение проблемно-модельного тренинга в теоретико-практическом занятии по теории и методике преподавания иностранного языка

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Исследование математической модели динамики знаний обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по математике

Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку в иранских университетах: на материале условных предложений

Похожие статьи

Проблемы типологии упражнений для развития иноязычной речи учащихся

Технология критического мышления в практике преподавания бурятского языка и литературы

Вопросы анализа художественного произведения при инновационной технологии обучения

Применение проблемно-модельного тренинга в теоретико-практическом занятии по теории и методике преподавания иностранного языка

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) как педагогическая технология на уроках химии

Информационно-коммуникационные технологии в процессе обучения английскому языку в неязыковых вузах

Педагогические аспекты проблемы по улучшению методики преподавания математики в работе с одаренными детьми

Исследование математической модели динамики знаний обучающихся в процессе подготовки к ЕГЭ по математике

Инновационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов-филологов

Анализ содержания учебников по обучению русскому языку в иранских университетах: на материале условных предложений