Новые информационные технологии в методике обучения русской научной речи студентов-казахов
Автор: Калымбетова Нурсауле Парымбековна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, апрель 2012)
Статья просмотрена: 1898 раз
Библиографическое описание:
Калымбетова, Н. П. Новые информационные технологии в методике обучения русской научной речи студентов-казахов / Н. П. Калымбетова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 334-337. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2113/ (дата обращения: 22.12.2024).
В качестве развиваемых и внедряемых инновационных приёмов в процессе обучения следует признать использование информационных средств и мультимедийных технологий, позволяющих рационально организовать учебный процесс, как во время аудиторных занятий, так и в условиях самостоятельной работы обучающихся. Основными же дидактическими целями использования электронных средств в обучении являются сообщение сведений, формирование и закрепление знаний, формирование и совершенствование умений и навыков, повышение мотивации к учению, контроль усвоения и обобщение.
Сегодня различные компьютерные технологии открывают перед преподавателем новые возможности в области образования. Совершенно очевидно, что использование интерактивных технологий в образовании имеет ряд преимуществ, которые делают их использование максимально востребованным. Интерактивные технологии предлагают приёмы и методы, которые позволяют сделать занятие необычным, более насыщенным и интересным, качественно осваивать учебный материал и включать мотивационную сферу ученика.
Интерактивная доска – новый тип информационных технологий в обучении в любой образовательной области. Использование в учебном процессе интерактивных досок, выводит процесс обучения на качественно новый уровень, позволяют сделать преподавание любого предмета увлекательным и динамичным, упрощая процесс взаимодействия с аудиторией, классом.
ИД вдохновляет преподавателя на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост; удобна при работе с большим количеством обучающихся; дает возможность сохранять, распечатывать копировать, все записи, и изображения; позволяет импровизировать, создавая рисунки и записи поверх любых приложений, использовать все возможные виды наглядного материала.
Вузовский курс русского языка является активным средством получения научной информации на русском языке. Изучение особенностей русской научной речи – это возможность овладеть языком будущей профессии. Каждый специалист должен уметь извлекать информацию из учебной и справочной литературы, монографий, статей, воспроизвести содержание прочитанного материала, вести беседу на профессиональные темы, а также владеть навыками оформления разнообразной деловой документации.
Все эти умения являются важной частью подготовки современного специалиста. И человек, получивший высшее образование, должен освоить минимум навыков по научному стилю и языку своей специальности
На наш взгляд, использование возможностей интерактивной доски с программным обеспечением Activstudio при обучении русской научной речи студентов-казахов неязыковых специальностей, существенно повышает мотивацию к изучаемому предмету и способствует более быстрому формированию у обучающихся речевых навыков и умений, лучшему усвоению языковых явлений. В качестве примера предлагаем сценарий занятия «Реферат как жанр научной речи», построенного в виде единого флипчарта.
Этап 1. Знакомство с историей реферирования, с понятием реферат: Демонстрация видеоролика «История реферирования» (ролик создан автором с помощью программыWindows Move Maker), вопросно-ответная беседа. Данный этап порождает мотивацию к изучению нового материала.
Этап 2. Арт-кластер по теме «История реферирования». Обратный кластер «Реферат». На данном этапе происходит закрепление понятия «реферат» и истории происхождения этого жанра. Кластеры сопровождаются скрытой подсказкой на странице флипчарта
Этап 3.Знакомство со структурой и особенностями написания реферата. Студенты слушают краткую аудиозапись лекции о структуре, особенностях и видах реферата. Аудиозапись сопровождается рисунками, схемами. При необходимости они могут прослушать ее несколько раз. В данном случае идет развитие навыков работы с устными формами научной речи.
Этап 4. Закрепление нового материала в виде устного опроса и выполнения практических заданий. Студенты выходят к доске, выбирают понравившегося профессора и отвечают на вопрос, скрытый под рисунком. Затем с помощью инструмента произвольного выбора составляют из разрозненных фрагментов текст реферата-резюме. Продолжая закреплять навыки по составлению реферата-резюме, предлагаем студентам в готовый текст вместо точек вставить необходимые слова и словосочетания, которые являются характерными для данного жанра научной речи. Цель – обучение языку реферирования.
Этап 5. Контроль знаний. Студентам предлагается написать реферат-резюме по небольшому фрагменту А. Матвеева «История человечества и социально-экономические причины первых организованных путешествий». Тема доклада была выбрана неслучайно, занятие проводилось в группе студентов специальностей «Менеджмент» и «Туризм». Студентам на интерактивной доске была представлена схема составления реферата, пользуясь которой они должны составить свой текст.
Таким образом, мы подвели их к главной цели занятия: формированию навыков продуцирования вторичного научного текста. Работа проводилась в группах. Каждая группа в составе 5 человек составляла свой вариант и затем защищала его. После анализа составленных текстов, был продемонстрирован правильный, требуемый вариант реферата-резюме. Он был представлен в виде презентации, созданной с помощью компьютерной программы Power Point.
В процессе обучения научному стилю русского языка нами созданы флипчарты по темам: «Аннотация как жанр научного стиля речи», «Научный стиль речи: особенности, языковые средства». Все этапы по изучению той или иной темы реализуются с помощью интерактивной доски: составление кластеров, просмотр слайдов, видеосюжетов, прослушивание аудиозаписей, работа с пазлами, письменная работа у доски, реализация речевых ситуаций, задачи ролевой игры, контроль усвоенных знаний. Владея программным обеспечением ИД, преподаватель может моделировать занятие сообразно своим целям и задачам.
Для активизации самостоятельной работы студентов очного и дистанционного обучения нами создано электронное учебное пособие «Русский язык» (научный стиль). ЭУП обеспечивает мгновенную обратную связь, помогает быстро найти необходимую информацию, экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям, наряду с кратким текстом – показывает, рассказывает, моделирует, позволяет в удобном для пользователя темпе проверить знания по определенному разделу.
ЭУП, созданное нами, имеет в своей основе программу Flash MX, которая является мощной системой создания анимационных файлов. В работе над ЭУП мы также использовали элементы программу трехмерного моделирования 3D Studio MAX. Она позволяет смоделировать различные объекты анимации. Благодаря использованию трехмерного моделирования 3D MAX и удобному интерфейсу Flash MX наше пособие стало более наглядным, красочным и интересным для студентов.
Наш учитель на экране рассказывает о целях и задачах пособия, рекомендует обратить внимание на определенные разделы, комментирует ответы в разделе «Тесты», переходя со страницы на страницу.
ЭУП «Русский язык 2» построено в виде модулей, включающих лекционный и практический материал: «Текст и его структура»; «Стили речи»; «Научный стиль речи»; «Жанры научного стиля речи». Кроме того нами включен раздел «Словарь» (словарь терминов и словарь делового человека) и как обязательный элемент контроль знаний студентов посредством тестирования. ЭУП «Русский язык» облегчает студентам – казахам понимание изучаемого материала за счет иных способов подачи материала, воздействующих на слуховую и эмоциональную память, предоставляет возможность самопроверки на всех этапах работы изучения материала. Преподавателю же ЭУП позволяет проводить занятие в форме самостоятельной работы за компьютерами,
быстро и эффективно контролировать знания студентов, индивидуализировать работу со студентами в группах с разным уровнем подготовки.
Таким образом, использование информационных технологий позволяет значительно интенсифицировать учебный процесс. Применение разнообразных видов наглядности способствует более успешному формированию у студентов казахских групп речевых навыков и умений, прочному усвоению языковых явлений, так как прочность запоминания информации зависит от степени эмоционального воздействия вызванного зрительным и слуховым восприятием.
- Литература:
1.Бидайбеков Е.Ы., Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Создание и использование
образовательных электронных изданий и ресурсов.// Учебно-методическое пособие.
Алматы, 2006, -136 с.
2. Буторина Т.С., ШиршовЕ.В. Дидактические основы использования информационно-педагогических технологий в подготовке электронного учебника//Открытое образование.2001, №4 , стр.14 -16 с.
3.Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии. Волгоград, 2007, - 91 с.
4. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога. Волгоград, 2007,- 93 с.
5.Павлова Т.В., Туманова А.Б. О применении новых технологий в обучении русскому языку студентов неязыковых вузов. //Учебник третьего тысячелетия: создание, издание, распространение. Алматы, 2003, стр. 340-345.
6.Устемиров К.У., ШаметовН.Р., Бакиров Р.Т. Современные образовательные технологии и технические системы обучения.// Методическое пособие. Алматы, 2006, -100 с.