Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе
Автор: Торшина Анна Вячеславовна
Рубрика: 2. История образования и педагогики
Опубликовано в
Дата публикации: 17.06.2017
Статья просмотрена: 2965 раз
Библиографическое описание:
Торшина, А. В. Эволюция понятия «клубная деятельность» в историко-педагогическом процессе / А. В. Торшина. — Текст : непосредственный // Аспекты и тенденции педагогической науки : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — С. 10-13. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12645/ (дата обращения: 16.01.2025).
Слово «клуб» впервые было использовано во времена королевы Анны (1702–1714). Английское слово «club» происходит от англосаксонского глагола «cleafan», означающее «делиться с кем-либо, разделять что-либо с кем-либо» [6, с. 958]. В конце 18 века Сэмюэль Джонсон определил значение «клуба» как «собрание добрых друзей, объединившихся на известных условиях». Торговые отношения между Лондоном и Москвой возникли во второй половине 16 века. Во времена Петра I в Петербурге жили британцы. Это были люди разных профессий — купцы, моряки, ученые. Письменные свидетельства Петровского времени знакомят с сообществом «Великобританский монастырь» — место для развлечений и веселья. Членами данного сообщества были британские купцы и промышленники. Это сообщество существовало в Петербурге и Москве до 1720 года. В 1769 году слово «клуб» было впервые использовано на русском языке. Граф Владимир Орлов писал из Санкт-Петербурга своим братьям: «…здесь много веселья, балы — маскарады, при дворе ставят комедии, устраивают ассамблеи в дворах дворян каждую неделю». В царской России сначала не допускались никакие клубы. Аристократические клубы разрешались как исключение. Так, Екатерина II разрешила «Санкт-петербургской английское собрание» (1770 год), лозунгом которого были «согласие и веселие».
В 1772 году жившие в России англичане основали Московский Английский клуб. Государственные деятели считали за честь состоять в клубе и общаться с равными себе по положению. В энциклопедии Брокгауза и Эфрона сказано: «Быть членом английского клуба — значит преуспевать» [6, с. 959].
В историческом Английском клубе впервые в России были введены принципы демократического управления общественной организацией: он был учрежден самим обществом и жил по уставу клуба. Ежегодно выбирали руководство клуба — Старшин. Этот принцип сохранен и в настоящее время. В историческом клубе обсуждались важнейшие стороны политической и общественной жизни страны. Специальная комната для политических дискуссий во дворце Английского клуба (на Тверской улице) именовалась «говорильней» или «умной комнатой». Сюда, по выражению Н. М. Карамзина, съезжались, «чтобы узнать общее мнение».
В конце 19 — начале 20 –го века как социальное и педагогическое явление появляются детские внешкольные учреждения, возникновение которых связано с именами И. Беневского, Н. А. Бартошевича, К. Н. Венцеля, А. У. Зеленко, А. Кокошина, П. Ф. Лесгафта, А. Третьякова, С. Т. Шацкого, К. А. Фортунатова и других прогрессивных деятелей, которые, используя уже существующий опыт организации деятельности учреждений внешкольного образования, а также заимствуя положительный опыт подобной деятельности в Северной Америке и ряде европейских стран, обосновывали необходимость организации внешкольной работы с детьми и реально осуществляли попытки создания внешкольных, в том числе и клубных, объединений для детей рабочих и служащих. По мнению первых идеологов и создателей внешкольных учреждений, клубные объединения должны были решать задачи снижения отрицательного влияния среды, в которых находились дети беднейших слоев городского населения и в то же время способствовать их просвещению и разноплановому развитию через привлечение к организованным формам досуга [4, с.7].
Революция 1905 года потрясла основы феодально-буржуазной России. К этому времени относится зарождение рабочего клуба в России. Клубы возникли как последующая ступень митингов, собраний и широких массовых выступлений, ставя перед собой задачей разъяснение и углубление тех лозунгов, которые выдвигались рабочей партией. Подлинно рабочие клубы продержались с трудом не долее, чем до 1914 года в промышленных центрах (Санкт-Петербург, Москва). Начиная с 1912 года рабочие клубы России стали вновь приобретать значение очагов массовой революционной агитации» [5; 492].
1914 год — начало мировой войны (1914–1918) — ликвидирует все организации открытого рабочего движения. Но ценные особенности рабочего клуба (рожденного в эпоху первой русской революции) сохранились как традиция. «Клуб вошел в историю революционного рабочего движения России, как одна из массовых, политико-просветительских организаций, при этом выросшая и резвившаяся на основе самодеятельности самой массы» [5, с. 595].
Февральская революция (1917) возродила рабочие клубы. С еще большей силой в клубах стали вестись политические дискуссии. Организуется художественная самодеятельность рабочей массы, развивается библиотечная работа. В целом клубы явились одним из участков революционного фронта. Октябрьская революция стала поворотным пунктом в истории развития рабочего клуба. Фабрично-заводской клуб становится важнейшим типом клуба, по которому равняются клубы красноармейский и советские (при учреждениях). В связи с развитием рабоче-крестьянской революции и новыми задачами меняется содержание и формы клубной работы. Клуб стал средоточием агитации, разъясняющей широким массам значение гражданской борьбы.
Новая экономическая политика рабоче-крестьянской власти (период нэпа 1921–1931) тяжело отразилась на клубах, существовавших до того на государственном снабжении. В некоторых клубах танцы стали платными, развивались азартные игры. Ослабление самодеятельности клубов, резвившееся в первый период нэпа, вызвало серьезное внимание к советскому клубу со стороны партийных, политико-просветительских и профсоюзных органов. Рядом организационно-методических мероприятий они перевели клуб на правильное направление художественной самодеятельности, индивидуального членства, сближения с профсоюзами, обслуживания интересов рабочей массы, как главной цели клубной работы.
К началу 1930 года в СССР существовали клубы: профессиональные, красноармейский, территориальные. Вся работу в клубах стремились построить на близком подходе к быту рабочего, к условиям его трудовой и семейной жизни. Вместе с тем клуб должен был удовлетворить естественное стремление рабочего к отдыху и развлечению после рабочего дня. Важным было сочетание политико-просветительной работы с культурным отдыхом (индивидуальное и хоровое пение), справочно-консультационная работа, радио, вечера вопросов и ответов, политигры (политлотерея, политрулетка), семейные вечера, организация комнат. Сюда необходимо отнести работу библиотеки-читальни, ведущей не только снабжение книгами читательской массы, но и работу с читателями путем пропаганды книги, рекомендации ее читателю. Кружки в клубах носили временный или длительный характер.
Клубная работа основывалась:
– На сочетании теории с практикой;
– На массовой основе;
– На основе самодеятельности;
– С полным учетом особенностей и интересов различных слоев населения и групп;
– На отражении жизни данного района, союза, завода, предприятия, учреждения;
– На основе непрерывности, плановости, систематичности.
Значимость клуба заключалась в том, что клуб считается растущим центром воспитания, барометра культурной самодеятельности, содействовал ускорению культурной революции.
Главным в клубной работе 30-х годов являлось создание атмосферы идейного единомыслия, устремленности в «светлое будущее», жизнеутверждающей «духоподъемности», пропаганда патриотизма и готовности к самопожертвованию во имя социалистической Родины.
Основное назначение клубной деятельности в период Великой Отечественной войны — разъяснение характера и целей войны, разоблачение сущности фашизма, освещение различными формами и методами хода войны, ознакомление с международным положением. Перестройка клубной работы с мирного на военный лад началось с первых дней войны. Количество клубов сократилось наполовину. Фактически остались в прошлом массовые формы клубной работы: вечера, смотры художественной самодеятельности, праздники. Проводилась групповая и индивидуальная работа с населением: беседы, читки о положении на фронте. В клубах пропагандировались героические подвиги советских людей в тылу и на фронте. Тема патриотизма стала ведущей в их деятельности. [3, с. 46].
Послевоенное десятилетие вошло в историю нашей страны как апогей сталинизма. Важнейшая задача клубов — помощь в восстановлении хозяйства.
1956–1964 годы были отмечены всплеском социальной активности, в том числе активности клубов, начало которому положило разоблачение культа личности Сталина. Происходит массовый рост рядов комсомола. В атмосфере общественного подъема, возрождения веры с «светлые идеалы», провозглашенные партией и правительством, возросла трудовая активность советских людей [5, с. 751].
Таким образом, до 18 века клуб представлял собой общественную организацию, объединяющую людей с общими интересами на добровольной основе с целью общения, отдыха, развлечения (преимущественно для потомственных дворян). В начале 19 века (время развития салонов, кружков, обществ различной направленности) клуб — это общественная организация, объединяющая людей с общими интересами различных сословий для камерного времяпрепровождения (художественные, литературные, музыкальные).
С начала 20 века клуб — это организация, в которой принимало активное участие купечество. Появляется новая форма досуга — совместные обеды в дорогих ресторанах. Кроме этого, в клубах осуществлялось самообразование рабочих. В настоящее время клуб — это образовательное объединение обучающихся — единомышленников, созданное в целях обучения, воспитания, общения, совместной деятельности и досуга детей, их разностороннего развития и самореализации, объединенных научными, художественными, спортивными или другими интересами. Клубу присущи следующие особенности: добровольность членства, наличие элементов самоуправления (общее собрание, Совет), единство цели, камерность, наличие клубной символики и атрибутики (название, девиз, песня, форма, эмблема, значок).
Литература:
- Богуславский, М. В. Методологические основы трактовки истории отечественной педагогики XX века Южно-Уральский педагогический журнал. — 2012. — № 1. — С. 7–14.
- Болодурин, В. С. Образование в Оренбуржье XVIII-XX век. — Оренбург: ОГПУ, 2008. — 464с.
- Болодурин, В. С. История становления и развития образования в Оренбуржье // Вестник Оренбургского гос. ун-та. — 2012. — № 5. — С. 32–38.
- Лебедев, О. Е. Дополнительное образование детей.– М.: ВЛАДОС, 2000. -256с.
- Зуев, М. Н. История России: учебное пособие/ М. Н. Зуев — М.: «Дрофа», 2003. — 928с.
- Прохоров, А. М. Большая советская энциклопедия в 33 т. Т.12. — М: «Советская энциклопедия», 1973. — 624с.