Автор: Каленов Андрей Алексеевич

Рубрика: 1. Общая педагогика

Опубликовано в

X международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2017)

Дата публикации: 16.05.2017

Статья просмотрена: 29 раз

Библиографическое описание:

Каленов А. А. Педагогическое обеспечение создания ситуации успеха в старших классах школы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2017 г.). — М.: Буки-Веди, 2017. — С. 13-17. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12446/ (дата обращения: 12.12.2017).



В статье рассматриваются аспекты проблемы педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы с целью общего развития личности как субъекта собственной жизни и деятельности. Согласно позиции автора, ситуация успеха — это организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта и получения ими поддержки от всех субъектов образовательного пространства. На основании обобщения различных взглядов и подходов к педагогическому обеспечению создания ситуации успеха в образовательной среде школы, автор выводит общие принципы процесса учет зоны ближайшего развития учащегося, предполагающая постепенное усложнение деятельности в соответствии с динамикой развития личности; необходимость педагогической поддержки; необходимость преодоления учащимся трудностей на пути к успеху; необходимость взаимодействия всех субъектов образовательного пространства школы и учета индивидуальности каждого ребенка. Автор акцентирует внимание на том, что основу процесса педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы должен составлять мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе, т. к. в этом случае успех будет переживаться как личностно значимый и ценный опыт активности в сфере наибольшей заинтересованности.

Ключевые слова: ситуация успеха, педагогическое обеспечение создания ситуации успеха, старшеклассник, создание ситуации успеха в образовательной среде школы

In the article aspects of a problem of pedagogical support for creation of a situation of success for senior pupils in the educational environment of school with the purpose of the general development of the person as the subject of own life and activity are considered. According to the author's position, the success situation is the organized and purposeful activity of the pedagogical collective in creating conditions for the students to experience positive personally significant social experience and to receive support from all subjects of the educational space. On the basis of generalization of different views and approaches to pedagogical support for creating a situation of success in the educational environment of the school, the author deduces general principles of the process of taking into account the zone of the student's immediate development, assuming gradual complication of activities in accordance with the dynamics of personality development; the need for pedagogical support; the need for students to overcome difficulties on their way to success; the need for interaction between all subjects of the school's educational space and taking into account the individuality of each child. The author draws attention to the fact that the basis of the process of pedagogical support for creating a situation of success for senior pupils in the educational environment of the school should be to monitor the interests and potential of students in order to determine the actual areas of interest in success, in this case, success will be experienced as a personally significant and valuable experience of activity in the sphere of greatest interest.

Keywords: the situation of success, pedagogical support for creating a situation of success, senior pupils, creating a situation of success in the educational environment of the school

В соответствии с новыми тенденциями и стандартами среднего (полного) общего образования, заложенными в ФГОС СОО РФ, выпускник школы должен обладать не столько рядом знаний, умений и навыков, сколько определенными качества личности, которые интегрируются такими понятиями как социальная зрелость и субъектность. Переход к новым стандартам — длительный процесс, предполагающий преобразование образовательной среды школы в направлении успех-центрированной модели, определяющий возможность переживания каждым учащимся благополучия в учебной деятельности, общении, видах деятельности, личностно значимых и ценных для самого учащегося (по внеурочным и внеклассным направлениям). Однако на сегодняшний день в реальной ситуации школьного обучения гораздо больше внимания в работе со старшеклассниками уделяется усилению знаниевого компонента модели выпускника: непосредственно учебным занятиям и подготовке к сдаче ЕГЭ, в то время как личностная составляющая развития остается на втором плане.

Степень сформированности основных личностных характеристик старшеклассника, выпускника во многом определяется характером накопленного социально ценного опыта деятельности и взаимодействия на основании собственного выбора, ответственности, который, в свою очередь, опосредуется определенными эмоциональными переживаниями. Логично предположить, что позитивно переживаемый в эмоциональном плане опыт деятельности и взаимодействия связан с переживаниями ситуаций успеха, удовлетворенности. Следовательно, проблема педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы для современной педагогической науки и практики имеет особое значение.

Ю. В. Андреева в своем диссертационном исследовании понимает ситуацию успеха как целенаправленно создаваемые педагогом условия, в которых учащийся, воспитанник достигает запланированных учебных результатов и оценивает их как успех, переживает как личностное и социально значимое достижение [1]. Сходные определения даются и в работах Е. Г. Белюк, Н. С. Кругловой, Е. В. Коротаевой и др. [3; 5; 10]. На наш взгляд, подобное понимание является достаточно узким, ориентирующим на достижение прежде всего учебного успеха, а не успеха личностного развития.

М. С. Мантрова пишет, что педагогическая ситуация успеха является инструментом для реализации ряда возможностей: в достижении значительных учебных результатов и самореализации, социальной оценки достижений и признания самоценности личности, в проявлении компетентности и личностной эффективности, переживании чувства радости и гордости [7, с. 155]. По мнению автора, основным результатом и индикатором переживания личностью ситуации успеха является чувство радости.

М. А. Скворцова рассматривает ситуацию успеха как деятельность педагогов по управлению совокупностью ресурсов, которая предполагает активизацию и использование личностных и институциональных ресурсов, обоснование конкретных способов взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимоактуализации имеющихся ресурсов через структурирование определенным образом времени, пространства, количественного и качественного состава участников и особенностей их взаимодействия, необходимых для эффективного развития / саморазвития ребенка в образовательной среде школы [9].

И. И. Олейникова, Т. Г. Буржинская, Н. Г. Габрук отмечают, что ситуация успеха — это ситуация, формируемая педагогом при помощи специальных методических средств и обеспечивающая поэтапное фиксирование положительных результатов, достигнутых учащимся. Положительное подкрепление достигнутых успехов придает уверенности для решения более трудных задач и перехода на следующий уровень развития [8].

А. С. Белкин также пишет, что переживание радости определяет ситуацию успеха. При этом ситуация рассматривается как сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех — есть результат подобной ситуации. В собственной авторской классификации исследователь приводит описание видов успеха по типу ожидаемой и прогнозируемой радости: предвосхищаемый успех, констатируемый успех; обобщающий успех. Предвосхищаемый успех понимается как прогнозирование будущего переживания радости, которое должно возникнуть в результате определенных действий личности. Констатируемый успех — успех переживаемый непосредственно в момент достижения цели, сопровождающийся эмоциями радости, гордости, удовлетворенности. Обобщающий успех — интеграция ряда успехов в значимых сферах деятельности и взаимодействия, приводящих к устойчивому переживанию радости (что в философских концепциях может обозначаться категорией счастье) [2]. Положения, приводимые А. С. Белкиным, являются ценными для нашего исследования, т. к. автор не ограничивает понимание ситуации успеха до одномоментных актов и состояний, обозначая протяженность успеха во времени.

Так, анализируя различные подходы и взгляды на понимание ситуации успеха как педагогической категории, мы пришли к следующем трактовке: ситуация успеха — это организованная и целенаправленная деятельность педагогического коллектива по созданию условий для переживания учащимися позитивного личностно значимого социального опыта и получения ими поддержки от всех субъектов образовательного пространства. Так, мы понимаем ситуацию успеха как широкую категорию, не связанную с достижением исключительно учебных результатов: Такое понимание, на наш взгляд, отражает развернутость ситуации успеха во времени и интеграцию образовательных, воспитательных и развивающих задач школьного обучения. Переживание учащимися позитивного личностно значимого социального опыта может рассматриваться как процесс и результат создаваемой ситуации успеха. Сам личностно значимый социальный опыт рассматривается нами как возможность реализации собственного потенциала личности в самостоятельно выбранном направлении, т. е. при реализации потребности в самоопределении, ответственности и самостоятельности.

Проблема педагогического обеспечения создания ситуаций успеха в образовательной среде школы рассматривается в диссертационном исследовании М. А. Скворцовой. Содержание процесса педагогического обеспечение создания ситуаций успеха, согласно модели М. А. Скворцовой, предполагает реализацию направлений, к которым относятся: организация конструктивного взаимодействия всех субъектов учебно-воспитательного процесса, способствующая саморазвитию образовательной среды, достижению успеха личности в ней; создание индивидуальных траекторий развития ребенка с учетом его индивидуально-психологических, типологических особенностей; определение системы приемов создания ситуаций успеха для каждого школьника, формирующей у него мотивацию достижения успеха [9]. В модели М. А. Скворцовой можно обнаружить сочетание основных представлений о ситуации успеха, сформировавшихся в науке на сегодняшний день. Это и акцент на взаимодействии всех субъектов образовательного пространства, и учет индивидуальности каждого ребенка, и внимание к организации школьной среды. Однако не ясным остается вопрос о том, как самим учащимся должна переживаться ситуация успеха, а также в каких сферах для каждого конкретного учащегося этот успех будет наиболее ценным.

И. И. Олейникова, Т. Г. Буржинская, Н. Г. Габрук, рассматривая вопросы педагогического обеспечения создания ситуации успеха для формирования мотивации учения у школьников, выделяют ключевые принципы:

1) реальность ближайшей цели: только в случае посильности решаемых задач и соответствия уровня владения средствами их решения, возможно положительное подкрепление в виде удовольствия от результата;

2) оценка абсолютного прироста знаний и умений учащегося, которые он приобрел за тот или иной период времени;

3) «перспектива роста», предполагающая поощрение со стороны педагогов тех учащихся, которые стремятся к решению задач более высокого уровня [8].

Если отойти от необходимости формирования только лишь мотивации учения, то данные принципы оказываются применимыми и к развитию личности старшеклассника в целом. Так, реальность ближайшей цели, на наш взгляд, определяет доступность достижения для конкретного школьника, соответствие поставленной задачи имеющимся ресурсам (пространственно-временным, интеллектуальным, деятельностным, эмоциональным, личностным и пр.). Возможно, здесь стоит упомянуть о такой психологической категории как «зона ближайшего развития», в соответствии с которой успех может пониматься как достижение цели через некоторые усилия, где результатом станет переход на новый уровень развития. То есть, цель при создании ситуации успеха должна лежать в области выше актуального развития школьника. Оценка абсолютного прироста и «перспективы роста» также укладываются в понимание зоны ближайшего развития как оценка актуального развития свойства, качества и пр. и возможностей выхода за пределы такого актуального развития.

И. А. Ларионова в качестве обязательных условий педагогического обеспечения реализации ситуации успеха в деятельности учащихся выделяет ряд положения:

− школьник должен приложить усилия, проявить волю для достижения успеха;

− задания, предлагаемые для выполнения, должно быть доступным актуальному развитию ученика, с постепенным нарастанием трудностей в соответствии с динамикой развития (здесь также можно упомянуть о необходимости учета зоны ближайшего развития);

− педагог должен обеспечить уверенность ученика в том, что в него верят, у него все получится и существует оптимистическая перспектива его развития;

− любая деятельность в пространстве школы должна приносить переживание удовлетворения, следовательно, необходимыми являются элементы творчества как созидательного усилия;

− приложенные учащимся усилия обязательно должны поддерживаться и оцениваться педагогом, чтобы ученик был уверен в своих возможностях и способностях [6].

Так же И. А. Ларионова акцентирует внимание на необходимости снятия, преодоления эмоции страха перед деятельностью, т. е. необходимости освобождения учащегося от имеющихся у него психологических барьеров. Такая необходимость может быть осуществлена с применением подбадривающих, вселяющих уверенность в себе, поддерживающих фраз и реплик педагога [6]. В работе И. А. Ларионовой для нас представляется особо важным акцент на педагогической поддержке учащихся в процессе достижениями ими переживания успеха, а также внимание к эмоциональным состояниям и такому аспекту ситуации успеха, как необходимость преодоления трудностей учеником. На наш взгляд, необходимость проявления волевых усилий в процессе достижения успеха определяет большую личностную значимость переживания успеха, гордость за достигнутый результат, из чего следует, что такого рода успех будет наиболее значимым для развития личности старшеклассника.

Так, рассмотрев ряд взглядов и подходов к педагогическому обеспечению создания ситуации успеха в образовательной среде школы, мы можем вывести следующие общие принципы:

− необходимость учета зоны ближайшего развития учащегося, предполагающая постепенное усложнение деятельности в соответствии с динамикой развития личности;

− педагогическая поддержка учащегося в процессе достижения учебных и личностных успехов является ключевым и необходимым фактором, обеспечивающим веру старшеклассника в свои силы и возможности;

− успех как результат не должен достигаться легко: преодоление трудностей на пути к успеху определяет большую личностную значимость переживания успеха, гордость за достигнутый результат, из чего следует, что такого рода успех будет наиболее значимым для развития личности старшеклассника;

− необходимость взаимодействия всех субъектов образовательного пространства школы и учета индивидуальности каждого ребенка при создании ситуации успеха.

Данные принципы отражают основные аспекты педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников. Однако, обобщение различных представлений о ситуации успеха практически не дает нам информации о роли самого ученика, старшеклассника в достижении успеха и развитии собственной личности. На наш взгляд, собственная активность и ответственность учащегося должны являться основой достигаемого им успеха, т. к. в этом случае успех будет переживаться как личностно значимый и ценный опыт активности в сфере наибольшей заинтересованности. На основании такого представления, в предлагаемой нами технологии педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников акцентируется внимание именно на самостоятельном выборе и активности учащихся.

Основу педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы составляет мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе. Данный шаг предполагает внимание педагогического коллектива к индивидуальности каждого старшеклассника: от наблюдения за явно проявляемыми интересами и склонностями до специальной Планирование вариантов, приемов и средств создания ситуаций успеха в сферах, актуальных для старшеклассников, производится на основании проведенного мониторинга. Для этого производится объединение старшеклассников в группы со сходными интересами, после чего подбираются соответствующие средства. В качестве средств могут выступать различные творческие задания, самостоятельная организация школьниками мероприятий, участие в творческих и иных объединениях по созданию какого-либо продукта и т. д. Конечным этапом педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы является мониторинг результатов создания ситуаций успеха: анализ переживаний учащихся, рефлексия субъектного опыта. Данный шаг может быть реализован с применением анкет, проективных сочинений (например, на тему «Что значит успех для меня» или «Мой успех»), бесед со старшеклассниками на тему достигнутых успехов и перспектив дальнейшей субъектной активности.

Таким образом, проблема педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы рассматривается исследователями в аспекте повышения показателей учебной деятельности, при этом собственная активность учащегося и его заинтересованность в успехе чаще всего находятся вне интересов ученых. В предлагаемой нами концепции педагогического обеспечения создания ситуации успеха для старшеклассников в образовательной среде школы учитываются общие принципы (учета зоны ближайшего развития, необходимости преодоления трудностей, педагогической поддержки и взаимодействия всех субъектов образовательного пространства школы), а также акцентируется внимание на том, что основу процесса должен составлять мониторинг интересов и потенциала учащихся для определения актуальных сфер заинтересованности в успехе, т. к. в этом случае успех будет переживаться как личностно значимый и ценный опыт активности в сфере наибольшей заинтересованности.

Литература:

  1. Андреева Ю. В. Создание ситуации успеха в учебной деятельности подростков: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / Ю. В. Андреева. — Екатеринбург: РГППУ, 2003. — 26 с.
  2. Белкин A. C. Ситуация успеха: Кн. для учителя / A. C. Белкин. — Екатеринбург, 1997. — 185 с.
  3. Белюк Е. Г. Создание ситуации успеха для каждого ученика [Электронный ресурс] / Е. Г. Белюк, Н. С. Круглова // Международный журнал экспериментального образования. — 2014. — № 7–2. — С. 67–68. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-situatsii-uspeha-dlya-kazhdogo-uchenika.
  4. Каленов А. А. Содержание технологии создания ситуаций успеха для формирования субъектности у старшеклассников в образовательной среде школы [Электронный ресурс] / А. А. Каленов // Гуманитарный трактат. — 2017.  № 7. — С. 10–13. — URL: http://gumtraktat.ru/wp-content/uploads/v7.pdf.
  5. Коротаева Е. В. Ситуация успеха: психолого-педагогические механизмы и этапы организации / Е. В. Коротаева // Директор школы. ‒ 2002. ‒ № 2. — С. 38–44.
  6. Ларионова И. А. Ситуация успеха в процессе развития отношений сотрудничества между учителем и учащимися / И. А. Ларионова // Педагогическое образование в России. — 2014. ‒ № 9. — С. 198–206.
  7. Мантрова М. С. Ситуация успеха как фактор развития позитивного образа Я современного подростка [Электронный ресурс] / М. С. Мантрова // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2013. ‒ № 2(151). — С. 151–158. — URL: http://cyberleninka.ru/article/n/situatsiya-uspeha-kak-faktor-razvitiya-pozitivnogo-obraza-ya-sovremennogo-podrostka.
  8. Основные принципы повышения мотивации к учению через создание «ситуаций успеха» / И. И. Олейникова, Т. Г. Буржинская, Н. Г. Габрук // Фундаментальные исследования. — 2009.  № 5. — С. 7–8.
  9. Скворцова М. А. Педагогическое обеспечение создания ситуаций успеха ребенка в образовательной среде начальной школы: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / М. А. Скворцова. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. — 26 с.
  10. Ястребов В. В. Ситуация успеха как средство формирования мотивации достижения у подростков: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 / В. В. Ястребов. — Волгоград: ВГПУ, 2004. — 25 с.
Основные термины (генерируются автоматически): ситуации успеха, создания ситуации успеха, образовательной среде школы, педагогического обеспечения создания, обеспечения создания ситуации, создания ситуаций успеха, ситуация успеха, ситуацию успеха, situation of success, Ситуация успеха, субъектов образовательного пространства, понимание ситуации успеха, достижения успеха, зоны ближайшего развития, переживания успеха, создании ситуации успеха, educational environment of, Создание ситуации успеха, значимость переживания успеха, создание ситуации успеха.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос