Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2017)

Дата публикации: 30.04.2017

Статья просмотрена: 1156 раз

Библиографическое описание:

Лавриненко, С. А. Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО / С. А. Лавриненко. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 34-37. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/214/12320/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье раскрывается понятие «народная игрушка», ее роль в воспитании подрастающего поколения, формировании нравственных качеств личности ребенка, социализация ребенка.

Ключевые слова: игрушка, дети, «народная игрушка», социализация личности, нравственные качества

В последнее время актуальной становится проблема приобщения ребенка к старине, старинному быту, народным играм и игрушкам. Через игры дети учились познавать социальную действительность.

Социализация (от лат. Sоciаlis — общественный) — это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества. В процессе социализации ребенок приобретает общественный опыт, индивидуализируется, становясь гармоничной личностью.

В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых.

В. В. Бабаева утверждает, что современному педагогу необходимо владеть этнографическими знаниями в области игры и игрушки ребенка. Как показывают исследования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуковской, развитие игры на пpотяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссоздающей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми. Вопpос о приобщении детей к социальной действительности решали такие педагоги, как К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, которые придерживались краеведческого принципа, народности и национальности. Они считали, что «воспитание ребёнка должно быть насыщено содержанием жизни взрослых людей, что очень рано нужно приобщать детей к культуре и быту своего народа, к его традициям, обычаям, языку».

Первоначально игра была не только развлечением на досуге, но и способом организации жизни человека (семейной, хозяйственной, общественной). Игровая деятельность сопровождает нас на протяжении всей жизни, но все равно слово «игра» ассоциируется у нас с периодом детства. Она видоизменялась на протяжении всех временных отрезков, зависела от различных событий, быта людей, православных праздников. С изменением быта людей менялась и взрослая культура человечества, многие вещи навсегда уходили из обихода, но все равно оставались очень интересными и притягательными для детей. Например, лук и стрелы в наши дни интересны для мальчиков, хотя человек уже давно не применяет их в своей деятельности.

Россия до сих пор славится народной игрушкой — матрешкой, которая известна по всему миру, являясь символом нашей страны. Народная игрушка — это собирательный образ, который является педагогическим инструментом. Это не просто игра — это культурный объект, взаимодействия с которой решаются задачи духовного, нравственного воспитания подрастающего поколения. Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. А. П. Усова отмечает, что через народное творчество дети усваивают язык своего народа, его обычаи, нравы. Сопровождая игру прибаутками, частушками, ребенок постигает поэтическое слово, выразительные интонации, которые являются важным средством воспитания любви к Родине и к окружающей природе, так как поэтический текст многих народных игр передаёт красоту русской природы.

Игрушка, созданная народом, опирается на родную и близкую ему природу, наполняется традициями национального образа жизни (быт, костюм), характеризует страну и взгляды определенного народа. Национальный характер игрушки проявляется в том, что в них в обобщённой форме отражаются все обычаи, вкусы и верования народа. Игрушке, как и всему народному творчеству, присуща высокая степень художественного обобщения. Это относится и к форме, и к содержанию художественных произведений. Народные игрушки в своих многовариантных решениях несут в себе идеи мира, добра, а в материальной форме воплощают представления о прекрасном, способность народа идеализировать и украшать свою жизнь. В ней гаpмонично соединились этнические ценности: образы русских народных игрушек всегда отличаются такими национальными чертами как жизнерадостностью, трудолюбием; специфика материала народных игрушек четко определяется теми регионально-географическими особенностями, в которых они создаются; народная игрушка всегда была элементом деятельности, предметом и объектом различных процессов и ритуалов, включая праздничные, воспитательно-образовательные, религиозные, производственно-технологические. Своими игрушками народ с детства учил любить труд дедов и отцов, свой родной край, его историю и современность.

Дети и игрушки представляют собой единой целое. На разных возрастных этапах дети играют в разные игры, которые усложняются с возрастом ребенка. На основе использования игрушки формируется игровая ситуация. В своих играх дети копируют отношения к взрослому миру, обществу. Народная игрушка может выступать для ребенка в качестве игрового партнера, может быть атрибутом в игровой деятельности, для взаимодействия между детьми и взрослыми. Она развивает фантазию, мышление ребенка, помогает усвоить социальные статусы, позволяет передать социальный опыт. Играя, ребенок соединяет свои эмоции и действия, познает окружающий мир. Личность ребенка обогащается и расширяется в тех ролях, которые он проживает во время игры. Поэтому взрослым важно обращать внимание на то, чем играют дети, какую действительность они переносят в игровой сюжет. Вовлекая народную игрушку в игру, дети закрепляют традиционные народные связи.

В России на протяжении веков был самый высокий в Европе уровень рождаемости, который сочетался с высокой игровой культурой. Как повелось с давних времен, главным занятием детей была игра, которая заполняла весь их быт. Через игру дети учились общаться между собой и старшими, развивали физические и психологические качества: наблюдательность, сообразительность, выносливость, ловкость, гибкость, внимание, память знакомились с новыми словами, звуками, музыкой. Играя, малыши накапливали инфоpмацию о мире, в котором жили, о его горестях и радостях. Фабричное производство игрушек на Руси отсутствовало. В крестьянских семьях было много детей, главным развлечением которых были незатейливые игрушки, сделанные руками старшего поколения. Народная игрушка рождалась в живом разговоре матери с дочкой, бабушки с внучкой, на глазах братьев, сестёр, сверстников. Раньше сам акт творения игрушки был педагогическим средством: взрослые, делая игрушку, размышляли вслух по поводу создаваемого образа, поощряли положительные качества, как бы указывая путь к развитию личности. Формировались конкретные, первоначальные представлений ребёнка, в которых широко отражались разнообразные человеческие отношения: семейные отношения и идеалы, любовь детей к родителям, заботливые отношения между братьями и сёстрами, мудрость и жизненный опыт старых людей. Все отношения в деревне, в том числе и семейные, носили общественный характер: свадьба, похороны, праздники и другие обряды. Известно, что зимой играли в игрушки больше, чем летом. Но и в игрушках прослеживались гендерные отличия. Для девочек характерны куклы, каталки, для мальчиков — лошадки, тележки, трещотки. В куклы (любимые игрушки девочек) начинали играть с трехлетнего возраста. Они изготавливались очень просто: тряпочка или поношенный головной платок свертывались в трубочку, и перетягивались ближе к одному концу ниткой. На голову надевался платочек, а туловище без ног прикрывалось рубахой. Девочки постарше, пытались придать куклам человеческий облик, шили их с ручками и ножками, наряжали в рубахи и сарафаны, изготовленные из ярких лоскутков. Мальчикам старались сделать деревянную лошадку на колесах, чтобы можно было ездить на ней по избе или запрягать в тележку. Любимые всеми свистульки (птички, баранчики, лошадки) родители привозили с ярмарок. В них можно было свистеть, создавая самому себе радостное настроение. Свистульки делались ремесленниками и были различны по форме и материалу (дереву, глине, жесте).

Современные куклы «Винкс» и «Барби» уже давно вытеснили из нашей жизни народную игрушку, но народные куклы всегда радовали детей своей простотой и наивностью. Кроме того, что они дарили людям добро, приучали девочек к рукоделию. Игрушка, сделанная своими руками, становится для ребенка лучшим другом. Не бывает двух одинаковых людей, так и не встретите две одинаковые народные игрушки. Каждая игрушка –уникальна, похожа на сказку. Ей можно доверить свои секреты, тайны, она согрета теплотой сердца. Положительные герои народных игрушек тpудолюбивы, крепки физически, наделены силой воли и терпеливы. Игрушки, сделанные своими руками, хранили и передавали по наследству.

В наши дни дети в интересной игровой форме узнают о народных игрушках, о русских традициях и праздниках: вместе с куклами «Мартинички» и «Птица-Радость» закликают весну, с «Покосницей» встречают осень, с «Масленицей» провожают зиму. Через знакомство с народной игрушкой и процессом её изготовления дети усваивают обрядовые традиционные праздники, разучивают потешки, песенки, поговорки. В процессе творчества происходит приобщение ребёнка к традициям русской народной культуры.

Процесс приобретения ребёнком социальных ролей успешно и интенсивно происходит в игре через имитацию (подражание окружающему) и идентификацию (отождествление себя с другим). Чтобы социальная роль стала частью структурного «Я», должен осуществиться процесс её внедрения в «глубины» себя путём различных форм деятельности, включая процесс идентификации с ролью. Чем глубже духовное наполнение социальных ролей, шире их диапазон, тем полнее индивидуальная и социальная жизнь личности, её социальный опыт. Через игрушку с раннего возраста происходит формирование нравственных понятий, отношение к людям и вещам.

Социализация ребёнка обеспечивается благодаря выполнению следующих педагогических условий:

‒ погружение детей, родителей и воспитателей в единую этнокультурную среду;

‒ комплексное использование средств народного воспитания;

‒ создание ситуаций, в которых детям передаётся социальный опыт;

‒ дифференцированный подход к детям, находящимся на разном уровне игрового взаимодействия;

‒ воспитание у детей эмоционально-положительного отношения друг к другу и их отражение в собственной игровой деятельности;

‒ включение народной игрушки во все виды деятельности детей.

Таким образом, ребёнок постепенно погружается в этнохудожественную деятельность, а игрушка становится элементом значимого с педагогической точки зрения культурного наследия народа.

Литература:

  1. Гришина Г. Не забывайте народные игры //Дошкольное воспитание. — 1993. — № 2.
  2. Карпова С. Н., Лысюк Л. Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. — М.: Изд-во МГУ, 1986.
  3. Качанова И. А. Народные игры в содержании образования в дошкольном учреждении //Информационно-методический и научно — педагогический журнал департамента образования администрации Вологодской области и Вологодского института развития образования.- 2002.- № 4.
  4. Козлова С. А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью: Учебное пособие для студ. средн.пед.учебн. заведений. — М.: Академия, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, игровая деятельность, народное творчество, подрастающее поколение, Россия, социальная действительность.

Ключевые слова

дети, дети, нравственные качества, социализация личности, игрушка, «народная игрушка»

Похожие статьи

народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт...

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста... народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, народное творчество, игровая деятельность, Россия, социальная действительность, подрастающее поколение.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста... Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, народное...

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

россия, народный танец, народно-сценический танец, традиция, ребенок, подрастающее поколение, национальная хореографическая культура, Диплом Лауреата, народное творчество, детское творчество.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

В онтогенезе хронологически является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Игра для дошкольников — любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Народные игрушки Подмосковья как средство развития...

Кроме традиционных игрушек: обычных кукол, мягких игрушек, детских столовых приборов, солдатиков, машинок, и народные игрушки не будут препятствовать ребенку в игре. У ребенка должны быть любимые игрушки.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

[4,с.6]. Опыт воспитания детей и молодежи, накопленный

Основные термины (генерируются автоматически): традиционное народное творчество, фольклор, работа, использование фольклора, учреждение, народное искусство, молодое поколение, культурная среда...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность...

Похожие статьи

народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт...

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста... народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, народное творчество, игровая деятельность, Россия, социальная действительность, подрастающее поколение.

Русские народные игры и игрушки и их воспитательное значение

Народная игрушка в социализации детей дошкольного возраста... Через игру с народной игрушкой детей приобщают к народной культуре. народная игрушка, ребенок, игрушка, игра, социальный опыт, народное...

Народная игра как вид игровой деятельности дошкольника

россия, народный танец, народно-сценический танец, традиция, ребенок, подрастающее поколение, национальная хореографическая культура, Диплом Лауреата, народное творчество, детское творчество.

Игровая деятельность дошкольников | Статья в журнале...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя...

Игровая деятельность как средство обучения подрастающего...

Таким образом, игровая деятельность является актуальной проблемой процесса обучения подрастающего поколения.

В онтогенезе хронологически является ролевая игра, служащая главнейшим источником формирования социального сознания ребенка в дошкольном возрасте.

Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников

Игра для дошкольников — любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Народные игрушки Подмосковья как средство развития...

Кроме традиционных игрушек: обычных кукол, мягких игрушек, детских столовых приборов, солдатиков, машинок, и народные игрушки не будут препятствовать ребенку в игре. У ребенка должны быть любимые игрушки.

Особенности использования фольклора в культурно-досуговой...

[4,с.6]. Опыт воспитания детей и молодежи, накопленный

Основные термины (генерируются автоматически): традиционное народное творчество, фольклор, работа, использование фольклора, учреждение, народное искусство, молодое поколение, культурная среда...

Развитие социально-эмоциональной сферы мальчиков и девочек...

ребенок, устное народное творчество, дошкольный возраст, народное творчество, сказка, русский фольклор, речевая активность, ранний

Театрализованно-игровая деятельность как средство развития... театрализованная игра, ребенок, театрализованная деятельность...