Автор: Йотка Галина Борисовна

Рубрика: 4. Дошкольная педагогика

Опубликовано в

международная научная конференция «Педагогика сегодня: проблемы и решения» (Чита, апрель 2017)

Дата публикации: 31.03.2017

Статья просмотрена: 192 раза

Библиографическое описание:

Йотка Г. Б. Становление ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблема формирования культурно-гигиенических навыков [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 30-33. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12164/ (дата обращения: 12.12.2017).



В данной статье автор раскрывает особенности становления ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста как проблемы формирования культурно-гигиенических навыков. Определены признаки и понятия здорового образа жизни детей дошкольного возраста, основы валеологического образования в условиях ДОУ.

Ключевые слова: ребенок дошкольного возраста, культурно-гигиенические навыки, здоровый образ жизни, ДОУ

Постановка проблемы. Современные модернизационные процессы системы образования России ставят новые требования перед педагогической наукой и практикой, решения задачи разработки инновационных моделей воспитательной и оздоровительной среды дошкольных образовательных учреждений на принципах и закономерностях воспитательного процесса, направленного на формирование гармоничной, конкурентоспособной здоровой личности, способной осознать собственное достоинство, полноценность, неповторимость и общественную ответственность [1, 2].

Проблема формирования здорового образа жизни достаточно тщательно освещается во многих социально-философских, педагогических, социологических, медицинских трудах. Особую актуализацию эта проблематика приобрела во второй половине XX в. как в мире в целом, так и в России в частности. Выполнен ряд экспериментальных исследований по проблеме формирования ценностей здорового образа жизни у детей дошкольного возраста (Н. Денисенко, В. Иванашко, С. Юрочкина). Определены условия профессиональной подготовки будущих специалистов дошкольного образования по воспитанию у детей навыков здорового образа жизни (В. Нестеренко). Именно в этот период накоплен немалый опыт ее решения. Однако, целостного анализа проблема формирования ценностей здорового образа жизни у детей среднего дошкольного возраста в период второй половины ХХ века в современных научных исследованиях не получила [5, 7].

Проблема формирования здорового образа жизни у детей актуальна в современном обществе, о чем свидетельствуют психолого-педагогические исследования Н. М. Амосова, Я. А. Коменского, Г. С. Шаталовой и др. По мнению Г. М. Коджаспировой, здоровье — это «естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений; состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, наличие у человека достаточного количества энергии, энтузиазма и настроения для выполнения или завершения дела» [3, с.90].

Здоровье характеризуется биологическим потенциалом (наследственными возможностями), физиологическими резервами жизнедеятельности, нормальным психическим состоянием и социальными возможностями реализации человеком всех задатков (генетически детерминируемых).

Цель статьи — раскрыть и определить особенности формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста посредством становления ценностей здорового образа жизни.

Установка на здоровье и здоровый образа жизни, как известно, не появляется у человека сама собой, а формируется в результате определенного педагогического воздействия, поэтому в структуре валеологического обеспечения жизнедеятельности особое значение приобретает педагогический компонент, сущность которого, состоит в обучении здоровью с самого раннего возраста [7, c.34–36].

Специалисты выделяют шесть признаков здоровья:

  1. Отсутствие болезни, то есть состояние целостности и свободы от физических и психических заболеваний или болезней.
  2. Нормальная функция организма на всех уровнях его организации нормальное течение типичных физиологических и биологических процессов, способствующих индивидуальному выживанию и воспроизводству, причем функции относятся к биологической категории, а нормальность — к статистической.
  3. Способность к выполнению основных социальных функций.
  4. Полное физическое, душевное, умственное и социальное благополучие, гармоничное развитие физических и духовных сил организма, принцип его единства, саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов.
  5. Динамическое равновесие организма, его функций и факторов окружающей среды, что может означать иммунологическое сопротивление инфекциям, физическую форму, эмоциональную стабильность, адекватные знания о здоровье, стили жизни, эффективный способ справляться со стрессом.
  6. Способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования окружающей среды [5, с. 43].

Понятие «здоровый образ жизни» однозначно не определено: представители философско-социологического направления (П. А. Виноградов, В. А. Пономарчук, В. И. Столяров и др.) рассматривают здоровый образ жизни как глобальную социальную проблему, составную часть жизни общества в целом.

В психолого-педагогическом направлении (Г. П. Аксенов, В. К. Бальсевич, М. Я. Виленский, Р.Дитлс, И. О. Матынюк, Л. С. Кобелянская и др.) здоровый образ жизни рассматривают с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Имеются и другие точки зрения: например, медико-биологическая; однако, резкой грани между ними нет, т. к. они нацелены на решение одной проблемы — укрепление здоровья индивидуума.

Понятие здоровый образ жизни (ЗОЖ) является концентрированным выражением взаимосвязи образа жизни и здоровья. ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях. ЗОЖ выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) здоровья [3, c.171].

В ЗОЖ отчетливо должны проступать:

‒ стремление к физическому совершенствованию,

‒ достижение душевной, психической гармонии в жизни,

‒ обеспечение полноценного питания,

‒ соблюдение правил личной гигиены,

‒ закаливание организма и его очищение и т. д.

Здоровый образ жизни рассматривается в нашем исследовании как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, основными составляющими которого являются: питание (требования к качеству питьевой воды, сбалансированного объема витаминов, микроэлементов, протеинов, жиров, углеводов), быт (гигиенически-санитарные условия помещения для труда и отдыха), двигательная активность.

Так, например, нарушение принципов рационального питания неизбежно приводит к развитию заболеваний, которые укорачивают человеческую жизнь, делают ее неполноценной, а порой и мучительной. Таким образом, питание — важнейший фактор, определяющий здоровье человека. Каждый образованный человек должен обладать необходимыми сведениями о рациональном питании, веществах, составляющих пищу, об их роли в жизнедеятельности здорового и больного организма. Все это формирует культуру питания и является неотъемлемой частью культуры общества [2, c.31].

Рациональный режим жизни также является одним из важных факторов сохранения здоровья. Нормирование и рациональное чередование различных видов деятельности и отдыха сохраняет высокую работоспособность и здоровье, вырабатывает стереотип деятельности человека. Неправильный распорядок дня или частая его ломка вызывают нарушения здоровья, проявляющиеся в утомлении, нарушении сна, повышенной раздражительности, различных заболеваниях. В задачу построения рационального режима дня входит правильная организация сна, режима питания, смены видов деятельности, чередование труда и отдыха. Рациональный режим дня — это целесообразно организованный, соответствующий возрастным особенностям и индивидуальным биологическим ритмам распорядок суточной деятельности. При этом все элементы режима приводятся последовательно в одно и тоже время, что способствует выработке стереотипов поведения, повышающих приспособляемость к окружающей среде [2, c.39].

Для осознания здорового образа жизни важны проинформированность и возможность доступа к специальным профилактическим процедурам, которые замедляют естественные процессы старения, наличие надлежащих экологических условий, других составляющих здорового образа жизни, касающиеся преимущественно не только физического и психического, но и социального и духовного здоровья.

Формирование здорового образа жизни — это побуждение к включению в повседневную жизнь индивида различных новых для него форм поведения; полезных для здоровья; изменение, а то и вовсе отказ от многих вредных для здоровья привычек; овладение знаниями, на основе которых можно грамотно безопасно и с пользой для здоровья начать вести здоровый образ жизни, постепенно добиваясь, чтобы эти повседневные формы укрепления здоровья стали привычными [8, с.95].

Управление педагогическим процессом осуществляет педагог, он должен спроектировать учебно-воспитательную работу, организовать сотрудничество семьи и учебного заведения, оперативно контролировать ход процесса и вносить соответствующие коррективы, анализировать достижения, результаты и выявлять недостатки, оперируя определениями, методами, средствами и формами педагогического процесса [3, c.72].

Актуальность проблемы валеологизации образования требует от педагогов комплексного подхода к оздоровительно-воспитательному процессу в ДОУ, который предполагает не только нормативный подход к физическому совершенствованию детей и укреплению их здоровья, но и создание условий для становления физкультурной, валеологической, гигиенической образованности дошкольников, обусловленной формированием у них мотивации здоровья валеологического воспитания — осознанное отношение к здоровью и жизни, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, а также самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни, безопасным поведением, оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи [4, c.53].

Одним из основных компонентов валеологического образования в ДОУ является комфортность в общении ребенка и педагога, творческое содружество детей и педагогов в нахождении путей решения проблемы, познание через игру, решение проблемно-творческих задач разного уровня сложности, подготовка детей к верному самоопределению в любой жизненной ситуации, опирающемуся на опыт самопознания и культурно-исторический опыт.

Цель валеологического образования: введение в работу учреждений ДОУ системы формирования общей валеологической культуры на основе психолого-педагогической, медицинской диагностики, адекватной коррекции, реабилитации психофизического здоровья детей, повышения резервных возможностей организма [4, c.16].

Большую роль в решении этой задачи играют дошкольные образовательные учреждения, которые, являясь первой ступенью общей системы образования, обязаны обеспечить охрану жизни и укрепление здоровья детей, их всестороннее развитие, сделать счастливым детство каждого ребенка [1]. В последние годы одной из ведущих стала идея валеологизации образования, согласно которой здоровье детей рассматривается как приоритетная ценность, цель, необходимое условие и результат успешного педагогического процесса.

Выводы. Здоровье детей в процессе их развития способно не только сохранятся или наращиваться, но определенным образом строиться и перестраиваться. Поэтому в рамках валеологии детства наиболее актуальной является задача развития у детей осознанной потребности в здоровье и становлении практических навыков ведения здорового образа жизни. В связи с этим актуальной становиться проблема формирования валеологической культуры дошкольников. Учитывая реальность настоящей и объективной закономерности педагогики, валеологическое воспитание должно быть глубоко национальным, т. е. базироваться на культурном опыте народа, его традициях, обычаях, обрядах и формах социальной практики.

Организация воспитательной и образовательной работы в дошкольном учреждении должна быть направлена на то, чтобы дети овладели глубокими знаниями, общеучебными умениями и привычками, сохранили и укрепили здоровье. Достижение этой цели возможное при условии учета возрастных особенностей дошкольников, соблюдение гигиенических требований.

Многолетний опыт оздоровительной работы показал, что кроме создания благоприятных условий для развития здорового ребенка, необходимо сформировать у дошкольников новый пласт знаний по валеологии.

Литература:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 года № 1155, зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) режим доступа://www/firo.ru/? page_id=11678
  2. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА$СИНТЕЗ, 2014. —334с.
  3. Аверина И. Е. Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ. М., 2007. — 144с.
  4. Алямовская, В. Г. Как воспитать здорового ребенка/ В. Г. Алямовская. — М.: 1993. — 122с.
  5. Воробьева, М. Воспитание здорового образа жизни у дошкольников / М.Воробьева // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 7. — С. 5–9.
  6. Шукшина С. Е. Я и мое тело: Пособие для занятий с детьми с практическими заданиями и играми. — М.: Школьная пресса, 2004. — 148с.
  7. Шукшина С. Е. Я и мое тело: Программа занятий, упражнения, дидактические игры. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, родителей. — М.: Школьная пресса, 2009. — 296с.
Основные термины (генерируются автоматически): здорового образа жизни, ценностей здорового образа, здоровый образ жизни, дошкольного возраста, детей дошкольного возраста, формирования здорового образа, формирования культурно-гигиенических навыков, формирования ценностей здорового, Проблема формирования здорового, становления ценностей здорового, образа жизни детей, навыков здорового образа, проблема формирования, дошкольного образования, здоровый образа жизни, осознания здорового образа, Формирование здорового образа, Воспитание здорового образа, ведения здорового образа, взаимосвязи образа жизни.

Ключевые слова

здоровый образ жизни, ребенок дошкольного возраста, ДОУ, культурно-гигиенические навыки

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос