Библиографическое описание:

Губарева Е. Г., Хаустова В. Н., Мальцева Н. Н. Формирование нравственно зрелой личности учащихся средствами изобразительного искусства [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 83-85.



В педагогической практике редко употребляется термин «духовный мир» ребенка. Еще реже — «формирование духовного мира» обучающегося. Как правило, мы говорим об обучении учащихся и их воспитании. Самособой получилось, что практически стали разделяться эти процессы. Теоретически мызнаем, что всё, что воспитывает — обучает, а то, что обучает, — воспитывает. Но это теория. А на практике мы планируем отдельные мероприятия, которые, по нашему мнению, должны воспитывать и проводим занятия, которые, как мы считаем — обучают.

Развитие личности происходит, прежде всего, в познавательной деятельности (урочной и внеурочной), в организации разнообразной и интересной жизни коллектива, в работе объединений по интересам, в свободном общении, в личной жизни растущего человека. Для педагога всегда принципиальную важность имела формулировка целей воспитания. Из глубины веков дошла до нас мечта человечества о свободной, всесторонне развитой, гармоничнойличности. Нет оснований и сегодня отказываться от нее как от сверхцели.

Воспитание — это лишь одна из трех ипостасей, в которых развивается личность: социализация, воспитание, саморазвитие. Одно из типичных заблуждений педагогов, особенно долго проработавших — это отношение к ребенку, как к «величине постоянной». Педагог уверен, что подросток — всегда подросток, что основные возрастные особенности детей повторяются из года в год. Так, можно было рассуждать, когда мы ориентировались на «среднестатистического» подростка. Сегодня, когда в каждом нужно видеть «неповторимую индивидуальность», прежние подходы непродуктивны. Нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания, нет дажестоль привычного контроля над воспитательной работой. Но самое страшное — неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может.

В этих условияхистория мировой и отечественной педагогики подсказывают единственный выход — обратиться к разумному, доброму, вечному, к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций. Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них — уровень житейского сознания, на котором бытуют морально — нравственные установки, регулирующие отношения между людьми. В их основе — «золотое правило нравственности»: относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Из него вытекают многие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолюбие, скромность, милосердие.

В реальной жизни нередки ситуации, когда зло очень привлекательно,адоброта оборачивается жестокостью, смелость — дерзостью, щедрость — расточительством. Сегодня большую популярность приобретают различные патриотические движения, клубы, объединения. Идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников,изучается национальный фольклор, возрождаются народные ремесла и промыслы, восстанавливаются храмы. К сожалению, происходит и разрушение памятников воинам — освободителям, осквернение наград и знамен, оскорбляется историческая память старших поколений.

В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном — глубокое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом — вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя. Между ними несчетное множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится большая часть подростков. А значит, величайшая ответственность ложится на педагога.

Изобразительная деятельность, как дополнительное образование, направлена на закрепление и сохранение социальных мотивов, специфических для изодеятельности. К ним относятся стремления учащихся отразить волнующее событие; выразить своё отношение к нему; необходимость быть понятым и принятым в своей деятельности взрослыми и другими детьми; вкус к художественному творчеству, преобразованию своих впечатлений и выражению их в продуктивной форме.

Такие мотивы, выражая и развивая духовные потребности ребёнка, в то же время стимулируют его образное видение, воображение, направленность его деятельности на результат. Восприимчивость к красоте делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. Есть ребята, которые видят много интересного там, где другие дети ничего не замечают. Они способны восхищаться славными делами и благородными поступками людей, их волнует красота природы. Такие дети постепенно осознают, что красоту природы, человека, создания труда людей надо ценить, оберегать, защищать.

Воспитывая эстетическую восприимчивость, мы оберегаем ребенка от такой опасной черты характера, как равнодушие, которое впоследствии может сделать его жизнь бесцельной, скучной, бесполезной и для самого человека, и для нашего общества.

Эстетическую восприимчивость детей можно развивать везде — на прогулках по городу и в загородных поездах семьей, дома у радиоприемника, магнитофона, компьютера и телевизора, на концерте и в музее.

Во всех случаях внимание родителей к красивому является главным условием воспитания ребенка. Взрослому часто не хочется вслух высказывать свое восхищение красотой. А ребенок хочет знать, почему папа долго смотрит на эту картину, что взволновало маму в этой музыке, почему родители выбрали именно эту поляну для отдыха в выходной день. Взрослые не должны забывать в таких случаях, что рядом с ними дети, и они ждут их пояснений.

Дети любят песни и веселую развлекательную музыку. Но этого мало. Серьезные музыкальные произведения М. И. Глинки, П. И. Чайковского, С. С. Прокофьева между делом, без внимания и сосредоточенности слушать нельзя. Усадите ребенка рядом с собой, сделайте так, чтобы в квартире стало тихо, слушайте музыку. А потом поговорите с сыном или дочерью о том, что они поняли, что им понравилось, какие музыкальные произведения они слушали раньше.

Не стоит перегружать ребенка обязательными и частыми беседами об искусстве. Родители обычно воспитывают через тот вид искусства, который они знают и любят.

Не каждый ребенок станет художником, музыкантом, поэтом, но в любом деле человеку помогает творческая активность, воображение, наблюдательность, способность понимать людей, отзываться на их радости и печали.

Если ваш ребенок любит рисовать или лепить, помогите ему. Дайте бумагу, кисти, карандаши, пластилин. Отведите место для работы. Похвалите за его рисунки. Не ругайтесь, если пролита на пол вода, на руках и одежде грязные пятна, со временем ребенок приучиться быть аккуратным. Почаще напоминайте себе о том, что все эти неудобства и все ваши заботы о художественных занятиях детей обязательно окупятся, помогут вам воспитать яркие способности и высокие качества вашего сына или вашей дочери.

Таким образом, формирование нравственно зрелой личности в процессе изобразительной деятельности представляет собой организуемый и управляемый педагогом процесс индивидуально значимой деятельности каждого школьника, в которой одновременно используется его прежний опыт и формируется новый опыт благодаря включённости в контекст жизнедеятельности.

Основные термины (генерируются автоматически): зрелой личности, черты характера, зрелой личности учащихся, «духовный мир» ребенка, музыкальные произведения, условием воспитания ребенка, жизнь ребенка богаче, формулировка целей воспитания, «формирование духовного мира», Издательство Молодой ученый, Эстетическую восприимчивость детей, «золотое правило нравственности», прежние подходы непродуктивны, образ хорошего человека, веселую развлекательную музыку, типичных заблуждений педагогов, единой программы воспитания, дажестоль привычного контроля, разрушение памятников воинам, благородными поступками людей.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос