Библиографическое описание:

Ногина Е. В. Содержание экспериментальной программы по формированию коммуникативной компетентности на примере студенческого регби [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. (г. Самара, март 2017 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2017. — С. 11-14.



Анализ материалов исследования показал, что для повышения эффективности педагогического руководства в спортивной команде необходима ориентация как следующие принципы:

− приобщение регбисток к деятельности по формированию коммуникативной компетентности должно служить одним из способов повышения качества спортивной подготовки;

− приобретение практических коммуникативных навыков регбисток следует базировать на усвоении ими теоретических основ деятельности по формированию коммуникативных навыков;

− обучение коммуникативным навыкам предполагает формирование у спортсменок умений использовать свой опыт коммуникативной деятельности и теоретические знания во взаимодействии друг с другом;

− обеспечение осознания коммуникативной компетентности как фактора успешности спортивной деятельности — необходимая составная часть подготовки регбисток;

− при разработке содержания коммуникативной компетентности регбисток важно учитывать особенности коммуникаций спортсменов-игровиков;

− следует обеспечить опыт применения разнообразных форм коммуникативной компетентности (от индивидуального до коллективного),обуславливающих более эффективное развитие компетентности спортсменок женских регбийных команд;

− коммуникативную деятельность регбисток и их теоретические знания по ее формированию необходимо стимулировать, включая последние в содержание СПТ (социально-психологических тренинговых) — занятий.

Эти принципы, как выявлено в нашем исследовании, наиболее полно реализуются при организации специального курса «Формирование коммуникативной компетентности регбисток»: разъяснение спортсменкам роли компетентности в их тренировочно-соревновательной деятельности; усвоение спортсменками основных теоретических положений и понятий по формированию коммуникативной компетентности, формирование практических навыков по применению средств и методов КК (осмысление регбистками сущности их компетентности в спортивной деятельности), выявление различий и понятий средств, методов и приемов компетентности; формирование умений осознать особенности своего поведения как проявление личностных качеств и свойств, формирование умений определять пути и средства коммуникативных навыков.

К основным методам и приемам обучения, использованным в специальном курсе следует отнести: лекции, беседы, иллюстрации, СПТ, учебные дискуссии, создание ситуаций эмоционально-нравственных переживаний, создание эффекта познавательной новизны. Разработанная методика по формированию коммуникативной компетентности регбисток оказалась достаточно эффективной, о чем свидетельствуют результаты эксперимента.

Коммуникативная компетентность как предпосылка эффективности спортивно-педагогической деятельности.

Под коммуникативной компетентностью понимается сложная личностная характеристика, включающая коммуникативные способности и умения, психологические знания, свойства личности (характера и темперамента), психические состояния субъекта в процессе общения (рис. 1).

Психологические знания включают в себя тот необходимый уровень и комплекс знаний о проявлениях психики человека, позволяющий наиболее эффективно строить процесс общения.

Полнота психологических знаний позволяет спортсмену, развивать у себя необходимые коммуникативные способности и умения, оказывает влияние на характер психического состояния (своего и партнера) и на воспитание отдельных свойств личности, способствующих протеканию оптимальных психических состояний. Быть коммуникативно компетентным — это еще не значит иметь «что сказать», т. е. одних психологических знаний еще недостаточно для эффективного общения. Зачастую, находясь в неблагоприятном психическом состоянии (подавленном или чрезмерно возбужденном), человек знает, как себя вести в той или иной ситуации, а на самом деле поступает иным образом. В таком состоянии происходит «захлестывание» знаний эмоциями, управление своими мыслями, чувствами, действиями затруднено, и как крайний вариант — проявляется неспособность управлять собой.

Коммуникативные способности включают в себя свойства личности, обуславливающие формирование коммуникативных умений и успешное протекание коммуникативной деятельности, а также проявление того или иного психического состояния. В свою очередь на развитии коммуникативных способностей сказываются свойства характера, темперамента и психологические знания.

Коммуникативные умения — это проявление в общении психологических знаний и коммуникативных способностей.

Основными коммуникативными умениями являются: установление психологического контакта с людьми различного возраста и пола, предвидение назревающего конфликта и предотвращение его, использование устной речи в общении, понимание психического состояния собеседника, управление своим поведением при общении с людьми, умение убеждать других людей и др.

Формирование коммуникативных умений и уровень их проявления в общении зависит от свойств личности (характера и темперамента) и психического состояния, в котором находятся общающиеся. Как и психическое состояние, коммуникативные умения — это самая динамическая составляющая коммуникативной компетентности. Так, излишне возбужденное состояние, обусловленное свойствами темперамента, сказывается отрицательно на проявлении коммуникативных умений в общении. Аналогичным образом на проявление коммуникативных умений сказывается и угнетенное, безразличное отношение к собеседнику. В результате процесс общения осложняется. Цель общения может быть не достигнута.

Свойства личности (характер и темперамент) является одним из важных и консервативных компонентов коммуникативной компетентности: одни свойства способствуют проявлению высокого уровня КК, другие — снижают этот уровень. Такое влияние осуществляется опосредованно — через психическое состояние. Между психическими состояниями и психологическими свойствами личности существует определенная взаимосвязь: доминирующие связи ведущих свойств личности обусловливают специфику психических состояний — их модальность, качество, устойчивость (А. О. Прохоров, 1992 г.)

Первую группу таких свойств составляют: доброжелательность, отзывчивость, общительность, внимательность к собеседнику, эмоциональная устойчивость, экстравертированность и т. п. При проявлении этих свойств процесс общения протекает в спокойной деловой обстановке, состояние обоих собеседников способствует реализации функций общения.

Вторая группа свойств личности (агрессивность, тревожность, недоверчивость, напряженность, импульсивность, ригидность и т. п.) способствует возникновению неблагоприятных психических состояний у собеседников и влияет отрицательно на процесс общения, на использование психологических знаний в общении. Ярко выраженные подобные свойства личности делают невозможным продуктивное общение.

Возникновение неблагоприятного психического состояния (как у себя, так и у собеседника) можно предотвратить, зная выраженность своих свойств характера и темперамента и причин, способствующих их усилению в общении.

Психическое состояние, проявляющееся в общении (называют его коммуникативным состоянием) — это реакция человека на коммуникативный стимул собеседника. Подобную реакцию принято называть «трансакцией» по Э. Берну. При проявлении, например, грубости с одной стороны, вторая сторона также начинает проявлять грубость. В данном случае «трансакция» состоялась, у обоих собеседников повышается эмоциональное возбуждение, снижающее качество проявления коммуникативных умений. В таком состоянии происходит пренебрежение субъектов психологическими знаниями. В результате уровень КК снижается.

Проявление того или иного психического состояния в общении обусловлено наличием у субъекта определенных психологических знаний о закономерностях проявления психики, наличия отдельных свойств личности (перечисленных выше) и коммуникативных способностей. Лишь нормальное, адекватное ситуативное психическое состояние позволяет в полной мере реализовать в общении коммуникативное умение и знание. (См. рис. 1).

Управление коммуникацией в команде.

В общем виде организацию желаемых взаимных влияний в команде можно представить как процесс управления характером, направленность и интенсивность межличностного общения с учетом специфики требований и условий совместной деятельности.

Наставнику спортивного коллектива необходимо предупреждать и снимать агрессивные реакции, возникающие во время учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, и помочь взаимодействующим игрокам установить коммуникационные связи.

Следовательно, необходимо исключать нежелательные формы общения и поведения, не директивно подавляя активность спортсмена, а направляя ее в другом, более желательном направлении.

В любом отношении к другому человеку можно выделить три основных компонента:

1) познавательный (оценка компетентности и деловых качеств партнера);

2) эмоциональный (симпатия — антипатия);

3) поведенческий (конкретная программа действия и поведения по отношению к конкретному человеку в определенной ситуации).

Самым управляемым и наиболее подвижным является поведенческий компонент. Чтобы изменить поведение человека надо предложить ему определенную программу действий. В соответствии с этим мы использовали разработанную нами методику.

Рис. 1. Формирование коммуникативной компетентности регбисток

Классификация психологических тренингов.

Каждое занятие, проведенное методом социально-психологического тренинга, включает четыре этапа:

  1. Организацию единого психологического пространства, а также обратной связи «отдельный участник — вся группа», и наоборот;
  2. Проведение дискуссии, игры или интервьюирования для создания педагогической рефлексии;
  3. Решение конкретных задач, овладение знаниями, навыками, умениями, а также достижение иных развивающих или корректировочных целей;
  4. Релаксационно-восстановительные упражнения для снятия психологической напряженности и подведение итогов занятия.

Основными видами игровых средств для тренера, работающего с женской командой, являются:

− Психотехнические игры, цель которых — снятие психической напряженности, развитие внутренних психических сил конкретного человека;

− Игровые методы разрешения конфликтов.

Регулярное выполнение каждым членом команды психотехнических упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать и эффективно управлять собой. Среди основных типов психотехнических игр можно выделить игры-релаксации, адаптационные игры.

Игровые методы разрешения конфликтов основываются на всемерном развитии способностей обучаемых рефлексии, т. е. воспроизведению в сознании мыслей и чувств партнера по общению (хотя бы конфликтному), а так же эмпатии, представляющей из себя технику проникновения во внутренние переживания другого человека. Цели социально-психологических тренингов:

1) индивидуальная психокоррекция (для каждой спортсменки в отдельности);

2) улучшение социально-психологического климата в коллективе (спортивной команде).

Литература:

  1. Родионов В., Родионов А. Психология детско-юношеского спорта. М.: «Физическая культура», 2013.
  2. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни. М., 2013.
  3. Валуев В. А., Ногина Е. В. Организация и методика обучения студентов в процессе занятий физической культурой. Учебно-методическое пособие. М.: Российская таможенная академия, 2014.
  4. Ногина Е. В., Резенова М. В. Средства формирования социально-психологического климата у студентов Российской таможенной академии на занятиях по физической культуре. М.: Российская таможенная академия, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативной компетентности, формированию коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности регбисток, коммуникативных умений, свойств личности, психического состояния, психологических знаний, процесс общения, коммуникативной деятельности, коммуникативных навыков, коммуникативных способностей, осознания коммуникативной компетентности, коммуникативной компетентности регбисток», содержания коммуникативной компетентности, форм коммуникативной компетентности, составляющая коммуникативной компетентности, компонентов коммуникативной компетентности, Формирование коммуникативной компетентности, отдельных свойств личности, свойства личности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос