Представление опытно-экспериментального исследования по проблеме социального самоопределения учащихся профильных юридических классов
Автор: Кукушкина Любовь Анатольевна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
Статья просмотрена: 838 раз
Библиографическое описание:
Кукушкина, Л. А. Представление опытно-экспериментального исследования по проблеме социального самоопределения учащихся профильных юридических классов / Л. А. Кукушкина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — Т. 1. — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 192-195. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1899/ (дата обращения: 19.12.2024).
Выпускники школ нередко имеют низкий уровень информированности о ситуации на рынке труда, об условиях дальнейшего профессионального обучения, о проблемах занятости и трудоустройства.
В этой связи актуальным является проведение диагностики уровня готовности старшеклассников к трудовой деятельности, к выбору будущего профессионального учебного заведения.
- Из общей и профессиональной педагогики известно, что педагогические исследования складываются из нескольких этапов, одним из которых является «проверка выводов и рекомендаций». При этом опытно-экспериментальной работе, присущи следующие черты: преднамеренное, строго продуманное внесение в изучаемое явление чего-то принципиально нового в соответствии с задачами исследования и в целях проверки гипотезы; организация опытно-экспериментальной деятельности, позволяющей видеть связи между явлениями и их взаимовлияние; проверка и контроль эксперимента, его сравнение с другими экспериментами, решающими аналогичную задачу с других позиций; систематическая проверка количественных и качественных изменений, проведение контрольных срезов и, если требуется, внесение корректив, использование при необходимости вариационной статистики; объективный количественный и качественный анализ полученных результатов, теоретические обобщения, научные выводы и рекомендации.
Нами использовались методики, направленные на исследование изменений показателей по выдвинутым критериям социального самоопределения учащихся профильных юридических классов. К ним относятся анкетирование старшеклассников и педагогов, ранжирование качеств личности, включенное наблюдение, система экспертных оценок и др.
Опытно-экспериментальная работа в настоящем исследовании включала в себя организацию и проведение подготовительного (констатирующего), формирующего и итогового экспериментов.
Экспериментальное исследование проводилось в течение четырех лет, методика предусматривала комплектование контрольных и экспериментальных групп старшеклассников и включала в себя:
– осуществление контрольных замеров и срезов в контрольных и экспериментальных группах;
– обобщение, анализ и оценку полученных результатов и формирование рекомендательной базы по итогам эксперимента.
Приемами накопления эмпирического материала были избраны:
– анкетирование, опросы и интервью;
– включенное (фиксированное) наблюдение за организацией и ходом эксперимента, за уровнем и степенью овладения рекомендованными для экспериментальных групп формами и методами процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов;
– анализ взаимодействия содержания и форм деятельности педагогов и старшеклассников экспериментальных групп в аспекте реализации педагогической поддержки к процессу социального самоопределения учащихся профильных юридических классов;
– сквозное социально-педагогическое сопровождение процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов на всем протяжении опытно-экспериментальной работы.
Объектом опытно-экспериментальной работы определены учащиеся общеобразовательных школ г. Костромы №№ 5, 24, старшеклассники профильного юридического класса на базе юридического факультета, старшеклассники физико-математической школы на базе физико-математического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, а так же студенты 1 курса очной формы обучения (29 человек) юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова. В качестве экспериментальной группы было выбрано 290 учащихся 10,11 классов МОУ СОШ № 24 г. Костромы и учащихся профильного юридического класса на базе юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, контрольную группу составили 175 старшеклассников 10,11 классов МОУ СОШ № 5 г. Костромы и учащиеся физико-математической школы на базе физико-математического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова.
Профильные юридические классы осуществляют образовательный процесс в соответствии с целями и задачами, определяющими деятельность образовательных учреждений, реализуют идею общего интеллектуального, нравственного развития личности, направлены на формирование гражданской, социальной компетентности, информационной культуры, социальной мобильности и гибкости. Профильная направленность классов ориентирована на обучение старшеклассников, желающих продолжить образование в средних специальных и высших учебных заведениях по специальности «Юриспруденция».
Набор в профильный юридический класс сформированный на базе юридического факультета КГУ им.Н.А. осуществляется на основании желания старшеклассников заниматься по данному профилю.
Нами в ходе эксперимента было проведено анкетирование педагогов, по итогам опроса, мы сделали следующие выводы: педагоги большое значение придают допрофессиональной подготовке, воспитанию ответственности, формированию социально-значимых качеств личности; уровень социального и профессионального самоопределения зависит от направления аудиторной и внеаудиторной деятельности; эффективными средствами и методами формирования социального самоопределения педагоги считают личный пример, групповую и индивидуальную работу, лекции проблемного характера, демонстрацию слайдов, видеофильмов, работа в научно-исследовательской, подготовка докладов на студенческие научно - практические конференции, анализ конкретных юридических ситуаций, сюжетно-ролевые игры, деловые игры, интеллектуальные игры; знакомство старшеклассников с будущей профессиональной деятельностью посредством экскурсий и лекций – презентаций специалистов в различных областях юридической деятельности.
Опытно-экспериментальная работа проводилась нами последовательно.
Цель эксперимента реализация условий при которых социальное самоопределение учащихся профильных юридических классов будет эффективно.
На подготовительном этапе эксперимента проводились первоначальные замеры в экспериментальной и контрольной группах, разработана и внедрение программа по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов. Методами исследования на этом этапе были: опрос, анкетирование, тестирование.
Задача данного этапа состояла в том, чтобы определить:
особенности отношения старшеклассников к жизненным ценностям;
степень сформированности у старшеклассников социально значимых качеств личности;
уровень личностной и профессиональной компетентностью;
уровень коммуникативных и организаторских способностей старшеклассников;
уровень положительных и отрицательных эмоциональных оценок старшеклассниками общественных процессов.
В соответствие с задачами эксперимента подбирались и комбинировались разнообразные методики. Для изучения жизненных ценностей старшеклассникам экспериментальной и контрольной группы было предложено выбрать наиболее значимые для них ценности. В качестве основных, значимых жизненных ценностей на данном этапе исследования для старшеклассников экспериментальной и контрольной групп стали саморазвитие (25%) и наличие цели и смысла в жизни (25 %), следующей по значимости для них является (учебная деятельность).
Для определения социально значимые качества личности старшеклассникам предложено ответить на ряд вопросов (выберите и про ранжируйте следующие качества личности: интеллектуальные, деловые, эмоциональные, моральные, психометрические). Анализ ответов старшеклассников показывает, что на данном этапе эксперимента нет значительной разницы между экспериментальной и контрольными группами по основным измеряемым показателям
Проведенное анкетирование старшеклассников показало, что проблема профессионального самоопределения очень актуальна, большинство (52 %) из опрошенных учащихся 10 классов не четко представляют многие сферы деятельность в области юриспруденции, а (5%) учащихся вообще не разграничивает ряд направлений в этой деятельность, т.е. вообще не владеет информацией по данному аспекту профессиональной деятельности.
При определении личной и профессиональной компетенции старшеклассники работали с текстом по анализу желаемого социального статуса, где были подобраны в определенной последовательности утверждения. Им предлагалось выставить баллы по более значимым им высказываниям в шкале от 1 до 5. По результатам анализа работ старшеклассников можно определить приоритетные группы. На данном этапе предпочтения отдаются самореализации, следующая группа предпочтений – общение, а остальные группы находятся в примерно равных предпочтениях.
Правовая компетентность учащихся профильных юридических классов, нами рассматривается как осознание личностью юридических норм, восприятие социально-правового опыта, способность выбирать средства и способы правомерного поведения.
Определяя коммуникативные и организаторские способности мы использовали методики КОС. Данная методика позволяет оценить два параметра:
Коммуникативность, которая развивается как черта характера на основе общительности и закрепляется в поведении, являясь предпосылкой для формирования таких качеств личности, как направленность на общение, интерес к людям;
Организаторские склонности, которые проявляются в способности самостоятельному принятию решений, особенно в сложных ситуациях, в инициативности в деятельности и общении, в планировании деятельности.
Реализация названных качеств, способствует социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов.
Проанализировав ответы старшеклассников, мы получили следующие данные: в экспериментальной группе: (28,5%) имеют средние коммуникативные и (31 %) организаторские способности; низкий уровень (14,3%) коммуникативные и (26 %) организаторские способности, (57,2 %) обладают высоким уровнем коммуникативными и (43 %) организаторским способностями; в контрольной группе организаторские способности распределены в той же пропорции, а коммуникативные способности отличаются на сотые доли проценты.
Для определения гражданской позиции и представлений старшеклассников о долге, достоинстве, чести, о правовых нормах поведения старшеклассникам была предложена анкета выявления отношения старшеклассников к общественно – политическим процессам. Результаты обработки анкеты показали, что старшеклассники имеют достаточно прочное, хотя и не полностью сформированное понятие о долге, чести, сострадании, помощи, нормах поведения.
Таким образом, результаты первого этапа позволили нам сделать выводы о недостаточной информированности старшеклассников о выбранной профессиональной направленности, не четко сформированным представления о жизненных ценностях, не полностью закреплены социально значимые качества личности, не высокий уровень личностной и профессиональной компетентностью, не раскрыты коммуникативные и организаторские способности, возникают сложности при определении своих эмоциональных оценок общественных процессов. По завершению первого этапа эксперимента произошли организационные изменения и юридический класс в общеобразовательной школе № 5 г. Костромы был реорганизован, что стало основанием для корректировки формирующего и контрольного этапов эксперимента
На формирующем этапе эксперимента апробировалась программа по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов, проводился промежуточный замер выбранных критериев, при помощи которого можно было отметить следующее изменения в экспериментальной группе:
Расширилось представление о правах и обязанностях человека в обществе, основных требованиях предъявляемых к специалистам в области юриспруденции, о социальных потребностях и интересах, о социальной защищенности.
Изменились приоритеты в выборе жизненных ценностей;
Получили закрепления социально значимые качества;
Определены значимые личностные и профессиональные компетентности;
Повысился уровень организаторских и коммуникативных способностей;
Динамично развивается гражданская позиция.
Анализ данных этого этапа эксперимента показал, что реализация программы социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, дает возможность старшеклассникам более легче и быстрее самоопределиться, самореализоваться, выставить приоритетные направления.
Разработанная система социально-педагогической поддержки социального самоопределения старшеклассников с ориентирована на актуализацию уже имеющихся у учащихся профильного юридического класса знаний, умений и навыков и представлений о будущей профессии. Система составлена с учетом типичных трудностей, с которыми сталкиваются старшеклассники, их родители, классные руководителем на этапе социально-профессионального самоопределения. В ходе реализации программы старшеклассники, изучают собственные интересы, потребности и склонности, а также способности к общению и саморегуляции, достижения в учебной и неучебной деятельности.
Старшеклассникам помогают осознать собственные жизненные цели, ценности труда, информирует учащихся профильного юридического класса и их родителей о высших и средне профессиональных учебных заведениях данного профиля, способствует самостоятельному и осознанному принятию ими решения.
На контрольном этапе эксперимента – определялась результативность процесса социального самоопределения учащихся профильных классов, проводился контрольный замер, анализировались динамика изменений.
Для полноты и достоверности исследования мы, также, проверили диагностику у студентов очной формы обучения 1 курса юридического факультета КГУ им. Н.А. Некрасова. Им предлагался тот же диагностический материал. Сравнение результатов, позволило утверждать, что критерии социального и профессионального самоопределения изменились в 1,8 раза и составили 69,3 %, это делает исследуемый процесс успешным. У студентов прошедших обучение в профильных юридических классах процесс адаптации к обучению в ВУЗе проходит более успешно. Уже на 1 курсе у данных студентов видна нацеленность на профессионально-юридическую деятельность.
Контрольные замеры зафиксировали в экспериментальных группах значительный прирост результативности профессиональных знаний и умений; сформированность социально значимых качеств личности, жизненных ценностей, повышение уровня личной и профессиональной компетентности, увеличение организаторских и коммуникативных способностей, закрепление гражданской позиции, как следствие, увеличение доли респондентов, соответствующих оптимальному уровню социального самоопределения (58 %). В контрольных группах этот показатель составил 42 %. За время обучения у учащихся экспериментальных классов в отличии от их сверстников в контрольных класса возросла социальная информированность (с 19% до 62%), изменилась динамика социальных ценностей (от 12% в начале работы к 80% по завершению эксперимента), отношения к правам и обязанностям у старшеклассников значительно изменилось в экспериментальной группе он возросло на 75 %, в контрольной группе на 42 %.
В целом, сравнение результатов, полученных в экспериментальной и контрольной группах, позволяет утверждать, что предложенная модель процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, а также реализация программы социального самоопределения учащихся профильных юридических классов, комплекс организационных форм значительно повышают процесс социального самоопределения учащихся профильных юридических классов.
Проведенная нами опытно-экспериментальная работа в период 2008 года по 2012 год и реализация программы по социальному самоопределению учащихся профильных юридических классов, показала: более 40 % выпускников профильных юридических классов поступили на юридические специальности ВУЗов страны. Из них 14 % продолжают обучение на юридическом факультета КГУ им. Н.А. Некрасова, 43 % выпускников обучаются в иных ВУЗах, а 10 % продолжают обучение по специальности «Правоведение» в средних профессиональных учебных заведениях, остальные выбрали учреждения системы МВД или службу в рядах Вооруженных сил РФ с последующей ориентацией на работу в полиции и заочной формы обучения по направлению «Юриспруденции».
Таким образом, результаты опытно-экспериментальной работы по проблеме нашего исследования подтвердили его гипотезу. Процесс социального самоопределения учащихся профильных юридических классов будет успешным и эффективным, если он реализуется при следующих педагогических условиях: субъектная позиция учащегося в процессе социально-профессионального выбора; реализация программы социально-педагогического сопровождения процесса социального самоопределения учащихся профильных юридических в рамках учебной и вне учебной деятельности, ориентированной на погружение школьников в мир будущей профессиональной деятельности и актуализацию ее социальной значимости; организация педагогической поддержки в процессе освоения учащимися будущей профессиональной роли.