Автор: Прокофьева Мария Борисовна

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

I международная научная конференция «Аспекты и тенденции педагогической науки» (Санкт-Петербург, декабрь 2016)

Дата публикации: 30.11.2016

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Прокофьева М. Б. Развитие рефлексивных способностей у младших школьников [Текст] // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 144-146.



Последние десятилетия в педагогике основополагающим является личностно-ориентированный подход к обучению, когда в центре стоит ребенок — такой, каким он включается в образовательный процесс. Поэтому тенденции современной школы связаны с идеей создания необходимых условий для его развития и самореализации как части социума. Общество хочет видеть в выпускнике школы личность компетентную, со сформированными коммуникативными навыками, умеющую работать в команде, брать на себя ответственность за решение тех или иных проблем, готовую к постоянному самообразованию и смене видов деятельности. А это в свою очередь подразумевает развитие креативного мышления, устойчивого навыка самоанализа, рефлексии, критической самооценки.

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования (ФГОС НОО) определены приоритетные задачи начальной школы. Это:

− охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

− сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;

− формирование желания и умения учиться;

− развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.

Современный личностно-ориентированный подход дает возможность для воспитания рефлексии в процессе обучения. В настоящее время существует достаточно большое количество теоретически и практически проработанных учебных программ, развивающих учащихся, формирующих соответствующий требованиям комплекс знаний, умений и навыков, воспитывающих детей в процессе обучения, но развитие рефлексивных способностей учеников не реализуется в них в полной мере, так как недостаточно индивидуального обучения и организации работы в группах над одним заданием (пректом).Поэтому, чтобы полноценно развивать рефлексивные способности у младших школьников необходимо разобраться,что же такое рефлексия.

Важно определить основные толкования рефлексии как области знания, выделенной не только в качестве психического процесса, но в качестве отдельного явления психолого-педагогической практики.

В философском энциклопедическом словаре рефлексия определяется как:

1) размышление, самонаблюдение, самопознание;

2) форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление своих собственных действий и их законов.

В философском понимании рефлексия (Дж. Локк, И. Кант, Г. Гегель) рассматривается как самосознание личности. Так, по мнению Гегеля, рефлексия выражается в том, что «субъект познания сам для себя становится объектом познания».

Особым поворотом в изучении рефлексии стали исследования природы совместной учебной деятельности взрослого и детей, в которых рефлексия рассматривается в сфере коммуникации и сотрудничества как способность понимать позицию партнеров в совместной работе (Н. И. Поливанова, Г. А. Цукерман). Было установлено, что специфическая организация детского сотрудничества при совместном решении учебных задач является источником развития рефлексивного развития детей. В работах этих авторов описаны способы взаимодействия учителя и учащихся при решении учебно-познавательных задач, способствующих развитию рефлексивных способностей детей.

Развитие рефлексивных способностей в процессе обучения понимается нами как осознание учащимися осуществляемой деятельности, критическое осмысление условий, средств, учебных действий и операций при решении задач, а также как осознание своего эмоционального состояния, трудностей, сомнений, волнений, потребностей в преодолении привычного способа действий и способность к самостоятельному, инициативному взаимодействию с учителем и одноклассниками в учебной деятельности. Поэтому рефлексия, безусловно, включается во все компоненты учебной деятельности.

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов. Рефлексия направлена на осознание пройденного пути, на сбор в общую копилку замеченного, обдуманного, понятого каждым. Её цель не просто уйти с урока с зафиксированным результатом, а выстроить смысловую цепочку, сравнить способы и методы, применяемые другими учащимися со своими способами и методами действия. Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Достижения планируемых результатов (в частности, развитие рефлексивных умений) не происходит автоматически. Необходима специальная организация учебного процесса, совместной учебной деятельности, учебного материала и учебной среды.

Для создания условий рефлексивного развития школьников учителю необходимо помнить:

− рефлексия индивидуальна, диологична, деятельностна и разномасштабна.

В начальной школе формируются следующие рефлексивные умения:

− адекватно воспринимать себя;

− ставить цель деятельности;

− определять результаты деятельности;

− соотносить результаты с целью деятельности;

− определять наличие ошибок в собственном поведении;

− описывать прожитую ситуацию.

Для формирования рефлексивных умений важно организовывать парную или групповую работу. В процессе учебного диалога у учащихся появляется возможность встать на место другого, адекватно воспринимать себя и принять ответственность. Диалог становится условием развития рефлексивных умений.

Иногда во время парной работы или работы в группе могут возникнуть конфликтные ситуации или наоборот, сильные положительные эмоции, что может помешать учебному процессу. Наличие принятых социальных норм позволяет педагогу не выступать на уроке в роли «держателя границ и порицателя поведения». Полезно использовать этот приём, который так и называется «Нормы социальной жизни».

Нормы создаются всеми участниками учебной группы и принимаются индивидуально каждым. Они могут быть оформлены и вывешены на стенде в классе. Например:

  1. Говори, не мешая другим (в паре шёпотом, в группе – вполголоса).
  2. Общайся по делу.
  3. Слушай, не перебивая другого человека.
  4. Принимай и уважай мнение других членов группы.
  5. Корректно исправляй ошибки.

На первых этапах организации рефлексивной деятельности учащихся можно предлагать ответить на вопросы, продолжить незаконченные предложения, проанализировать пословицы, афоризмы и т. д. Например:

  1. Восстанови и перечисли, что ты сделал за урок.
  2. Подумай, что тебе нужно изменить, чтобы работать лучше.
  3. Определи свою деятельность по шкале успеха.

Шкала успеха:

  1. Я мог бы работать лучше.
  2. Сегодня я понял чего мне не хватает для успешной работы.
  3. Сегодня я работал в полную силу. У меня всё получилось.
  4. Я сегодня плохо работал.

Данная методика помогает учащимся фиксировать свой результат и сравнивать его с предыдущим.

Можно использовать для самоанализа приём «Незаконченные предложения»:

  1. Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось) потому, что…
  2. Наиболее трудным мне показалось…
  3. Самым интересным было…
  4. Я бы хотел попросить своего учителя…

Такие задания позволяют фиксировать свои знания и незнания, способы их преодоления, анализировать себя на пути достижения результата.

Таким образом, формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы может задаваться с помощью различных методических и дидактических средств, через последовательность выполняемых действий. Это очень необходимый и важный этап в структуре деятельности.

Литература:

  1. Мухина В. С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. [Текст]/ В. С. Мухина — М.: Институт практической психологии, 1998.
  2. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. [Текст] / Р. С. Немов. — 5-е изд. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — Кн. 1. Общие основы психологии.
  3. Овчарова Р. В. Практическая психология в начальной школе. [Текст] / Р. В. Овчарова — М.: ТЦ «Сфера», 1999.
  4. Поливанова Н. И. Рефлексия и ее роль в процессе организации и построения коллективно-распределенного действия у детей [Текст] / Н. И. Поливанова, В. В. Рубцов, М. А. Семенова // Проблемы рефлексии. — Новосибирск, 1987.
  5. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. [Текст] / С. Л. Рубенштейн С-Пб, 1999.
  6. Цукерман Г. А. Оценка и самооценка в обучении, построенном на теории учебной деятельности. [Текст]/ Г. А. Цукерман // Нач. школа: плюс, минус. — 2001. — № 1.
Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, рефлексивных умений, рефлексивных способностей, совместной учебной деятельности, Развитие рефлексивных способностей, процессе обучения, рефлексивных умений учащихся, развитие рефлексивных умений, младших школьников, учебной деятельности взрослого, рефлексивных умений важно, рефлексивного развития, развития рефлексивных умений, компоненты учебной деятельности, личностно-ориентированный подход, начальной школы, развитие рефлексивных способностей, рефлексивных способностей детей, начальной школе, теории учебной деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос