Автор: Митрофанова Анна Евгеньевна

Рубрика: 7. Дефектология

Опубликовано в

IX международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, ноябрь 2016)

Дата публикации: 03.11.2016

Статья просмотрена: 57 раз

Библиографическое описание:

Митрофанова А. Е. Использование игр на соблюдение очередности в работе дефектолога [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 34-36.



В настоящее время многие родители сталкиваются с тем, что речь у ребенка появляется поздно, при этом она непонятна окружающим, бедна. Чем позже появляется речь, тем больше возникает проблем в интеллектуальном, социальном и эмоциональном развитии. Также задержка речевого развития влияет на развитие и становление межличностных отношений ребенка. [2] [4] [6]

Необходима ранняя профилактика речевых нарушений, особенно в случаях отягощенного анамнеза, наличия родовых травм, сопутствующих заболеваний. На консультациях дефектолога подробно исследуются факторы риска нарушений развития, ведется просветительская работа с родителями, предлагаются рекомендации, которые родители легко могут применять в домашних условиях. В дальнейшем при необходимости проводятся индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, направленные на преодоление нарушений речевого и общего развития ребенка и формирование всех этапов развития речи.

До появления речи ребенку нужно:

  1. Научиться просить (выражать свое желание).
  2. Научиться отказываться.
  3. Научиться действовать по очереди.
  4. Научиться комментировать действия с помощью звуков или междометий.

[2] [3]

В данной статье остановимся подробно на п. 3 — «Научиться действовать по очереди».

При нормальном речевом развитии до появления словесной речи ребенок уже может «разговаривать» со взрослым с помощью различных жестов, звуков, криков, взглядов, прикосновений. Таким образом происходит усвоение структуры диалога — основы любого общения, в том числе и речевого. Если этот этап не пройден, дальнейшее речевое развитие нарушается. [2] [3]

Диалог — это обмен репликами между двумя и более людьми. Поэтому необходимо освоить принцип очередности. У всех народом есть игры с младенцами типа «Ку-ку», которые учат очередности. [1] [2] [5] [6]

Особенно важно учить соблюдать очередность детей с ОВЗ, в том числе с задержкой речевого и психоречевого развития. Таким детям требуется больше времени для прохождения всех этапов развития речи. Также часто дети с задержкой речевого и психоречевого развития испытывают различные коммуникативные трудности.

Для такого обучения выбираются игры, которые особенно нравятся ребенку. С детьми до года очень эффективно и весело можно играть так: посадить ребенка к себе на колени. Если он станет произносить какие-либо звуки или «строить рожицы», нужно скопировать их в преувеличенной, экспрессивной манере и подождать ответа. [5] [6]

С детьми старше года можно, например, по очереди бросать мяч, ставить кубики друг на друга, насыпать песок в ведерко, топать ногой по определенному месту на полу, катать друг другу машинку, бросать в воду камешки, кормить настоящих (домашних или в контактном зоопарке) или игрушечных животных. [2] В дальнейшем игры усложняются, для них используется разнообразный дидактический и игровой материал. Также подбираются интересные подвижные игры, в которых есть четкие правила и предполагается строгая очередность выполнения этих правил. Постепенно происходит освоение вербального диалога и применяются классические логопедические приемы развития речи.

В практике автора наиболее успешно применяются следующие игры для активизации формирования диалога:

«Солнце».Нарисовать на бумаге большой желтый круг. Затем поочередно (один штрих делает ребенок, следующий — мама или папа и т. д.) нарисовать как можно больше солнечных лучей. Можно усложнить задачу — ребенок рисует желтые лучи, а мама оранжевые или наоборот, при этом можно поручить ребенку следить за правильным выбором цветного карандаша всеми участниками игры.

«Полянка»: поочередно рисовать цветы на листе бумаги. Можно усложнить задачу: лист бумаги заранее покрасить красками в зеленый цвет («трава»).

«Торт»: нарисовать торт и по очереди рисовать на нем украшения, свечки и т. п. Для усложнения задачи некоторые свечки можно вылепить из пластилина и прикрепить на нарисованный торт.

«Поезд»: нарисовать поезд. Потом по очереди рисовать пассажира каждого вагончика. Можно использовать разные изобразительные средства.

«Лабиринты»: на листе бумаги с изображением лабиринта по очереди выкладывать путь героя с помощью мелких предметов (мозаики, фасоли, пуговиц).

«Сад-огород»: по очереди «сажать» игрушечные овощи и цветы на «грядку» (в комнатной песочнице), пришнуровывать картонные или деревянные фрукты к основе-дереву.

«Кегли»: по очереди сбивать мячом кегли. Для усложнения задания кегли предварительно изготавливаются ребенком (например, в пластиковые бутылки насыпается фасоль, мелкие камешки, бусинки и т. д.).

«Горки»: сделать горку из подручного материала (наклонно поставить большую книгу, разделочную доску и т. п.), по очереди катать с нее мячики или грецкие орехи.

«Крестики-нолики на новый лад»: играть в «Крестики-нолики» не на бумаге, а на подносе с манкой, мукой, сахарным песком, молотым кофе или в комнатной песочнице.

«Чудесный ластик»: по очереди стирать ластиком нарисованные заранее изображения (линии, геометрические фигуры, картинки).

Во всех предложенных играх в зависимости от уровня речевого развития используется вербальный компонент (ребенок проговаривает слоги, слова или короткие фразы при выполнении игрового задания).

Применение таких игр на занятиях и дома позволяет не только создать хорошие условия для развития вербального и невербального диалога и умения соблюдать очередность в игре и другой деятельности, но и активизировать развитие коммуникативных навыков и расширить игровой опыт ребенка, что положительно сказывается на его общем развитии.

Литература:

  1. Делани Т. Развитие основных навыков у детей с аутизмом: эффективная методика игровых занятий с особыми детьми. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014. — 272 с.
  2. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. Педагогика, изменяющая мозг. Диалоги невролога и логопеда о развитии детей. — «Издательство «Диля», 2013. — 288 с.
  3. Ефимов О. И., Ефимова В. Л. 15 мифов о детской речи. Диалоги невролога и логопеда о детской речи. — «Издательство «Диля», 2013. — 224 с.
  4. Лынская М. И. Формирование речевой деятельности у неговорящих детей с использованием инновационных технологий. — М.: Парадигма, 2015. — 128 с.
  5. Ньюмен С. Игры и занятия с особым ребенком. Руководство для родителей. — М.: Теревинф, 2016. — 236 с.
  6. Янушко Е. А. Помогите малышу заговорить! Развитие речи детей 1,5–3 лет. — М.: Теревинф, 2007. — 232 с.
Основные термины (генерируются автоматически): развития речи, этапов развития речи, речевого развития, детской речи, комнатной песочнице, психоречевого развития, задержкой речевого, Диалоги невролога, появления речи ребенку, очереди «сажать» игрушечные, словесной речи ребенок, приемы развития речи, листе бумаги, задержка речевого развития, общего развития ребенка, риска нарушений развития, Развитие речи детей, строгая очередность выполнения, преодоление нарушений речевого, уровня речевого развития.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос