Исследовательская деятельность: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тапдыгова, С. В. Исследовательская деятельность: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности» / С. В. Тапдыгова, Е. А. Манцурова, Л. П. Кочнева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, сентябрь 2015 г.). — Краснодар : Новация, 2015. — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/203/8685/ (дата обращения: 26.04.2024).

СанПиН 2.4.1.2791–10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1. 2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, а именно слово «занятие» заменяется словами «непосредственно образовательная деятельность».

В связи с этим встаёт вопрос:«Как правильно организовать обучающий процесс с детьми в условиях перехода от занятий к непосредственно образовательной деятельности?»

С целью выявления основных отличий занятий от ООД и правильной организации процесса обучения и осуществления перехода от традиционных форм обучения (занятий) к новым формам, нами было проведено исследование: «От логопедического занятия — к непосредственно образовательной деятельности»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который внёс ряд существенных изменений в систему образования Российской Федерации и, в частности, в дошкольное образование.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012 г.) дошкольное образование является уровнем общего образования и неотъемлемой частью системы непрерывного образования.

Основная образовательная программа дошкольного образования разрабатывается на основе ФГОС и с учетом вариативных примерных основных образовательных программ. Примерные программы должны пройти экспертизу в Министерстве образования и науки РФ и войти в единый реестр образовательных программ.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение само ценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности становятся: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. На смену занятиям приходит непосредственно организованная образовательная деятельность (НООД) детей в результате которой дети должны усвоить учебную программу.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации. Это:

-          совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

-          образовательная деятельность в режимных моментах;

-          организованная образовательная деятельность;

-          самостоятельная деятельность детей.

Однако, необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Главная особенность организации образовательной деятельности в ДОУ на современном этапе — это уход от учебной деятельности (занятий), повышение статуса игры, как основного вида деятельности детей дошкольного возраста; включение в процесс эффективных форм работы с детьми: ИКТ, проектной деятельности, игровых, проблемно — обучающих ситуаций в рамках интеграции образовательных областей.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная педагогом специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Если раньше организованная образовательная деятельность осуществлялась в виде учебной деятельности, то современные стандарты предполагают проводить обучение детей через организацию детских видов деятельности:

Двигательная деятельность:

*Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания

Игровая деятельность:

*Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры

Продуктивная деятельность:

*Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи

Чтение художественной литературы:

*Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг

Познавательно-исследовательская деятельность:

*Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения

Музыкально-художественная деятельность:

*Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры

Речевое развитие:

*Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика

Трудовая деятельность:

*Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта

При проектировании корригирующих занятий, логопед должен учитывать следующие важные особенности современного дошкольного образования, отличающиеся от традиционного обучения:

-          Ребенок и взрослый — оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, старше и опытнее.

-          Активность ребенка, по крайней мере, не меньше, чем активность взрослого.

-          Основная деятельность — это так называемые детские виды деятельности. Цель — подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков — побочный эффект этой активности.

-          Основная модель организации образовательного процесса — совместная деятельность взрослого и ребенка.

-          Основные формы работы с детьми — рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, и т. д.

-          Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых).

-          Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности.

-          Главная цель педагога на занятии сформировать и поддержать детскую инициативу по восприятию новой информации, по поиску и обработке информации, по обобщению способов действия, по постановке учебной задачи и т. д.

-          Допускается, так называемое, свободное посещение занятий. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора — участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

-          Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях), отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Чем же «занятие» отличается от «непосредственно организованной образовательной деятельности»? Прежде всего, в обновлении структуры и форм организации всего образовательного процесса, в его индивидуализации, изменении позиции взрослого по отношению к детям.

Прежде наиболее распространённой моделью организации образовательного процесса была модель, включающая три составляющие:

1.                  Проведение занятий (в соответствии с расписанием, на которых решались образовательные задачи, сформированные в комплексных программах по разделам — методикам);

2.                  Решение образовательных задачи формирование у детей навыков и умений в ходе режимных моментов в рамках совместной деятельности взрослого и детей (утренний приём, прогулка, подготовка ко сну, питание и др.);

3.                  Закрепление полученных детьми знаний и умений в индивидуальной работе и самостоятельной деятельности.

В настоящее время, с учётом ФГОС модель образовательного процесса должна предусматривать две составляющие:

1.                  Совместная деятельность взрослого и детей (НООД и режимные моменты);

2.                  Самостоятельная деятельность дошкольников

Когда речь идёт о совместной деятельности взрослого и детей в процессе НООД и режимных моментов, необходимо помнить основные тезисы организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:

-          включать педагога в деятельность наравне с детьми;

-          добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения):

-          свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-          открытый временной конец деятельности (каждый работает в своём темпе);

-          основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра.

Следовательно, образовательный процесс в современном ДОУ не должен сводиться только к НООД, он растянут в режиме всего дня.

Непосредственно организованная образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно — исследовательской, продуктивной, музыкально — художественной, чтения) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

 

Литература:

 

1.         СанПиН 2.4.1.2791–10 «Изменение № 1 к СанПиН 2.4.1. 2660–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 № 164, вносит изменение в СанПиН 2.4.1.2660–10, утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91

2.         Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. № 26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

3.         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 01.09.2014г, Приказом за № 1014 от 30.08.2014г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования».

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, игра, образовательная деятельность, организованная образовательная деятельность, дошкольное образование, дошкольный возраст, совместная деятельность взрослого, Российская Федерация, учебная деятельность.

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной...

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Возраст детей. Виды деятельности.

Организованная образовательная деятельность (занятия).

Совместная деятельность взрослого идетей (формы иих количество взависимости от возраста детей).

образовательная деятельность, образовательный процесс...

образовательная деятельность, образовательный процесс, официальный сайт, образовательная организация

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Игра как ведущая деятельность дошкольников, так же является важной составляющей, без которой не обходится непосредственно образовательная...

Нестандартные формы организации образовательной...

Организованная образовательная деятельность (занятия).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми... Игра как ведущая деятельность дошкольников, так же является важной составляющей, без которой не обходится...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями. Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

ребенок, интегрированная деятельность, непосредственная образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, интегрированная непосредственная образовательная деятельность, развитие... Интегрированное обучения дошкольников: философский...

Похожие статьи

Организация образовательного процесса в дошкольной...

В настоящее время в системе дошкольного образования происходят очень серьезные преобразования. Согласно Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»...

Планирование воспитательно-образовательной деятельности...

Возраст детей. Виды деятельности.

Организованная образовательная деятельность (занятия).

Совместная деятельность взрослого идетей (формы иих количество взависимости от возраста детей).

образовательная деятельность, образовательный процесс...

образовательная деятельность, образовательный процесс, официальный сайт, образовательная организация

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, ребенок, дошкольное образование, Российская Федерация...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшего и старшего дошкольного возраста.

Игра как ведущая деятельность дошкольников, так же является важной составляющей, без которой не обходится непосредственно образовательная...

Нестандартные формы организации образовательной...

Организованная образовательная деятельность (занятия).

Непосредственно образовательная деятельность с детьми... Игра как ведущая деятельность дошкольников, так же является важной составляющей, без которой не обходится...

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство. Сюжетно-ролевая игра как средство социального развития детей...

Развитие мотивации в образовательной деятельности...

Педагогическая деятельность должна способствовать развитию детей через детскую деятельность присущую данному возрасту: игра; труд; рисование; образовательная; продуктивная деятельность.

Организация игровой деятельности детей раннего возраста...

Педагогический процесс в раннем возрасте опирается на идею развития ребенка с учетом сенситивных периодов, с которыми связано овладение речевыми, сенсорными и двигательными умениями. Умственное развитие ребенка формируется в процессе его деятельности.

Интеграция образовательных областей в образовательной...

ребенок, интегрированная деятельность, непосредственная образовательная деятельность, старший дошкольный возраст, интегрированная непосредственная образовательная деятельность, развитие... Интегрированное обучения дошкольников: философский...