Нетрадиционные праздники в детском саду (из опыта работы)
Автор: Баранова Вера Михайловна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
Дата публикации: 29.07.2015
Статья просмотрена: 13532 раза
Библиографическое описание:
Баранова, В. М. Нетрадиционные праздники в детском саду (из опыта работы) / В. М. Баранова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара : ООО "Издательство АСГАРД", 2015. — С. 19-23. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8366/ (дата обращения: 16.12.2024).
«Если праздников не хватает, их следует выдумывать» так писалось в одном из журналов «Музыкальный руководитель», о нетрадиционных праздниках в детском саду. Обсудив эту статью, наши педагоги с воодушевлением решили придумать веселые праздники, не проводившие раньше.
Праздник — это событие, которое всегда с нетерпением ждут дети. Праздник делают жизнь детского сада яркой и богатой, помогают сделать ее незабываемой, оставляют яркий след в душе ребенка.
В нашем детском саду накоплен богатый опыт проведения праздников и развлечений. Хочется остановиться на нетрадиционных развлечениях, проведенных в детском саду «Солнышко».
Каждый год, в начале осени мы проводим, ставший традиционным для нас праздник цветов. Кратко охарактеризовать это мероприятие можно так: «Красота! Цветы! Музыка!».
Стоит ли говорить, что в этот день наш музыкальный зал становится особенно, прекрасен от множества красивых цветов, поделок, панно. Родители и дети принимают самое активное участие, придумывая названия для своих произведений, с радостью участвуют в конкурсах, а мы в свою очередь год от года стараемся сделать их все более интересными.
Например, конкурс «Дирижеры» для мам. Выбирается по одному дирижеру от каждой команды. Одна команда исполняет песню «Желтые тюльпаны», а другая «Миллион алых роз». Дирижеры соответственных руководят своим хором, затем на какое-то время звук магнитофона убирается на нет, а команды продолжают петь только при помощи дирижера, затем звук прибавляется, а жюри определяет чье пение лучше совместилось с фонограммой.
Или конкурс для детей: «Рассмеши Несмеяну» (кто состроит самую смешную рожицу и рассмешит Царевну-Несмеяну, которая не рада цветам).
Обязательными стали у нас отчетные концерты, проводимые в начале ноября и в апреле. Родители посещают их с особым удовольствием. Зачастую в концертах участвуют взрослые.
Хочется выделить постановку силами наших воспитателей «На птичьем дворе», «Сотворение дошкольного мира», показ моделей одежды, изготовленной из бросового материала. Зрители воспринимают такие выступление на «Ура».
Особой любовью у детей пользуются кукольные спектакли. Сколько неподдельной радости и эмоций можно прочитать на лицах детей. Хочется отметить постановку «Про Красную Шапочку», а также «Снегурочка и весна» с использованием классической музыки. Очень весело прошли у нас конкурс мальчиков «Добры молодцы». Все мальчики представляли свои костюмы: казак, гусар, солдат и т. п., а девочки участвовали в конкурсе национального костюма. Родители оказали нам неоценимую помощь. Дети и их родители показали себя знатоками родного края, своих обычаев и традиций. Ну, а самыми необычными и запоминающими были праздники бантика, бабушкиных и маминых пирогов, парад шляп, праздник чая, русского валенка и праздник молока. Эти развлечения не требовали от детей особой подготовки, зато взрослым пришлось потрудиться, ведь готового сценария нет, материал собирали буквально по крупицам. Так, на «День бантика» написали подробное красочное объявления о предстоящем празднике и предложили родителям в нем поучаствовать. В день праздника в нашем зале «выросло» чудо-дерево на котором вместо листьев — бантики. Под деревом сидели лесные зверюшки, украшенные бантиками. Весь зал просто состоял из бантиков, (мы использовали атласные и капроновые ленты, шарфы, блестящие подарочные бантики). А мамы превзошли самих себя в украшении детей. Банты были связанны крючком, в виде аппликации, а также атласные или бумажные.
Предлагаем коллегам веселый запоминающийся сценарий праздника «День бантика». Это развлечение не требует долгих подготовок и репетиций.
Пусть нашим детям будет радостно и весело!
Праздник бантика! (Сценарий нетрадиционного развлечения).
Ведущий. Сегодня у нас необычный веселый праздник. Везде столько разноцветных бантов и бантиков, в честь этого события в нашем детском саду распустилось чудо-дерево (показать). Итак, у нас праздник — бантика, и начнем мы его веселыми частушками.
Частушки.
1. Повяжу я красный бантик
И по улице пойду.
Ну кому какое дело,
Что я Витеньку люблю?
2. У меня все платье в бантах,
Буду я красавица.
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся.
3. Бантики мы все наденем,
Съездим на Багамы.
Только жаль, что на гастроли
нас не пустят мамы.
4. С лентами, да с бантами,
Да под руку с франтами
Мы гуляем парами,
Проплываем павами.
5. Мода, мода, мода, мода,
До чего же ты дошла,
Даже бабушка Матрена
В церковь в бантике пошла.
(После пения частушек ведущий предлагает выбрать жюри из числа присутствующих мам).
Ведущий. А сейчас мы устроим шествие бантиков (Дети встают в круг и показывают свои наряды под веселую музыку. Затем в кругу дети исполняют любой коммуникативный танец-игру, например «Если весело живется, делай так».) Наш праздник в самом разгаре, сейчас мы поиграем.
Игры.
1. «Кто скорей завяжет бантики на скакалке».
2. «Укрась елку бантиком» (плоскостные елочки с завязанными глазами украсить бантиками).
3. «Наряди мальчика» (повязать мальчикам бантик).
Ведущий. А теперь я приглашаю кукол с большими бантами потанцевать.
Танец кукол. Музыка А. Зацепина, слова А. Рождественской.
Мы заведены ключами
И теперь шагаем сами,
Башмачками мы стучим,
Праздник мы встречать спешим (Идут «кукольным» шагом, ноги не сгибаются).
Гляньте-ка, петрушки — франты,
Как на нас красивы банты!
Кукол где найти таких
В пышных платьях голубых (Сидя на полу, делают наклоны вперед и назад, держась руками за бант).
Мы заведены ключами
И теперь шагаем сами,
Башмачки стучат… но вот,
Кончился у нас завод (Идут по кругу, на последние слова замирают).
Мы стоим на повороте,
Если вы нас заведете,
Тотчас снова оживем
И опять шагать пойдем (Ведущий «заводит» каждую куклу бутафорским ключом).
Ведущий. А сейчас мы почитаем стихи о бантиках.
1. У меня есть кукла Барби — золотых волос волна.
Повяжу я кукле бантик — улыбнется мне она.
Я в ответ ей улыбнусь и, как Барби, причешусь.
2. Синенькая юбочка,
Ленточка в косе
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг,
Как танцует Любочка –
Лучше всех подруг!
Кружатся и юбочка
И ленточка в косе,
Все глядят на Любочку –
Радуются все.
3. Ветер осенью летал,
Ветер листики считал:
Кранный лист, зеленый лист,
Липы лист, клена лист,
Ветер в садик залетал,
Ветер бантики считал:
Желтый бантик у Танюши,
А зеленый — у Валюши,
А у Кати бантик красный,
Из новой ленточки атласной.
Бантики хорошие, а девочки пригожие.
Неожиданно под музыку в зал заходит старуха Шапокляк с крысой Лариской.
Шапокляк. Здорово, ребята-клопята! А чего это вы так нарядились, все в бантиках. (Дети отвечают). А меня-то вы узнали? Я — веселая старушка-молодушка по кличке Шапокляк. Ну, раз у вас праздник я буду самой доброй в мире старушкой и делать всем…гадости. Ой, тьфу! Подарки…
Ведущий. Подождите, уважаемая. На нашем празднике нельзя находиться без бантика. Наденьте, пожалуйста, это. (Дает Шапокляк бантик).
Шапокляк. Ой, спасибо. (Надевает бант). Я сразу помолодела и из старушки в девушку превратилась. А кто хочет тысячу рублей? Идите сюда! (Вызывает несколько человек). Ой, какие умненькие мальчики и хорошие девочки. Все денежек хотят. Я сейчас положу вот сюда мой кошелек (Кладет кошелек, к нему привязана леска), а в нем тысяча рублей. Когда я скажу «Гоп» нужно схватить кошелек, в котором лежит 1000 рублей. (Ш. дает ложные команды: го…о…о..луби прилетели, го…о…о..сти приехали, го…о…о..лову повыше, а затем дает возможность схватить кошелек).
Шапокляк. Молодец, вот кто у нас самый ловкий, только я забыла 1000 рублей, за то у меня есть вот что (достает из кошелька бантик).
(Смотря на часы). Ой, заболталась я тут с вами. Сейчас Гена с Чебурашкой гулять пойдут, а мне еще надо кирпич в коробку из-под торта положить! Чао
Ведущий. Шапокляк, ты же сказала, что не будешь гадости делать.
Шапокляк. Ой, забыла. Ладно, я коробку бантик положу. Пока! (Уходит).
Ведущий. Дети, покажите мне свои язычки. Прекрасно! А теперь проверьте, есть ли язык у соседа. Отлично! А теперь давайте громко скажем: «Бантики». (Повторить несколько раз).
Настало время выбрать принцессу и принца бантика. Слово зрителям. А закончим наш праздник веселой песней.
Песня «Новый бант». Музыка О. Хромушина, слова М.Садовского.
Ведущий. А теперь настало время выбрать принца и принцессу бантиков. (Слово жюри. Мамы определяют победителей, надевают корону — бантик. Поощрительные призы для всех детей).
«Праздник маминых и бабушкиных пирогов»
Хлеб ржаной, батон и булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.
П. Качанов.
Приготовить:
1. Картины о хлебе.
2. Печенье, вафли, пряник, хлеб, булочки, макаронные изд.
3. Соль, горох, мука, манка.
4. Пирожки (из соленого теста).
5. Мука, конфеты.
6. Костюм Карлсона.
Вед. Сегодня в нашем зале так много красивых и вкусных стряпанных изделий. Очень постарались мамы и бабушки, поэтому наш праздник называется «Праздник маминых и бабушкиных пирогов». Из чего приготовлены все эти изделия? Правильно из муки. А какая бывает мука? (Пшеничная и ржаная, светлая и темная). А давайте погорим о том, как хлеб на стол пришел.
— Дети, где растет хлеб? (На поле). Что самое первое делают, чтобы хлеб вырос?
— Пашут землю тракторами.
— Землю вспахали, а потом что делают в поле?
— Сеют зерна (Раньше это делали в ручную). Теперь это делает машина.
— Что нужно, чтобы зерна проросли? (Солнце, воздух, вода, удобрения).
— Солнышко согрело, дождик полил, и наши зерна превратились во что? (Колосья).
— И что делают с колосками? (Молотят). Достают из них зерна. А затем зерна достают из зерен, делают муку.
— А из муки? (Тесто).
— А теперь мы послушаем детей.
Психогимнастика.
Представьте, что мы в поле. Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю (присядьте). Теплое солнышко пригревало землю, дождик поливал. Зернышки росли, росли и стали колосками (медленно поднимайте руки). Колоски тянутся к солнышку (почувствуйте напряжение в своих руках). Сильно припекло солнышко, завяли наши колосочки (расслабтесь, уроните голову, опустите руки, плечи, туловище, опуститесь на пол). Но вот полил дождик, ожил колоски, снова тянутся к солнышку. В поле выросли замечательные колоски (улыбнитесь друг другу). А теперь превратитесь в колоски-толстячки, превратитесь в колоски-худышки.
1. Игра
Вед. А теперь расскажите мне, что можно выпечь из муки? (Хлеб, булочки, торты, пироги, бублики и т. п.)
Как можно назвать двумя словами все эти изделия? (Хлебобулочные изделия).
В каком магазине можно купить хлебобулочные изделия.
(В булочной).
Как можно назвать хлеб ласково? (Хлебушек, хлебушко).
Крошки хлеба, какие? (Хлебные).
Квас из хлеба как называется? (Хлебница).
Кто выращивать хлеб? (Хлебороб).
Кто печет хлеб? (Хлебопек).
— Назовите завод, где выпекают хлеб (Хлебозавод).
— Молодцы, хорошо отвечали.
Вед. И так, хлеб собран и отправлен на пекарню. Послушайте, что происходит на пекарне.
Стихотворения детей.
Вед. Ну, а сейчас — веселые частушки про тесто.
Вед. А вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?
Хлеб — всему голова.
Земелька черная, а хлебец белый родит.
Не тот хлеб, что в поле, а тот, что в сусеке.
А теперь загадки. Отгадайте легко и быстро.
Мягкий, пышный и душистый
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет.(Хлеб).
Сидит бедняжка,
Пыхтит в квашне:
— Ах, как мне тяжко,
Как тесно мне!...
Спасите
От злобной одышки
Пустите
На сдобные пышки. (Тесто).
Маленькое, сдобное
Колесо несъедобное. (Бублик).
Что на сковороду наливают
Да вчетверо сгибают. (Блин).
Комовато, ноздревато
И губам и горбато.
И кисло, и пресно,
И красно, и кругло,
И легко, и мягко,
И твердо, и ломко,
И черно, и бело,
И всем людям мило. (Каравай),
Хоровод «Каравай».
Игры: «Узнай на вкус», «Определи на ощупь» (Соль, горох, мука, манка), «Кто быстрее возьмет пирожок», «Достань из муки».
Вед. Дети, а кто самый лучший в мире поедатель ватрушек? Правильно Карлсон.
Карлсон. Здравствуйте, дети!
Вед. Да, а что случилось?
Карлсон: Ой! Это все мне!? Я очень люблю булочки с вареньем!
Вед. Карлсон, как тебе не стыдно? Ты только пришел, а уже за стол лезешь. Детей ведь тоже надо угостить, видишь, как постарались мамы и бабушки. Иди, сходи за скатертью, стол накроем для детей.
Карлсон: Не могу я, ноги болят.
Вед. Ну, тогда помой чашки для чая.
Карлсон: Боюсь, руки замочу!
Вед. Нарежь пирог к чаю.
Карлсон: Не могу вдруг палец пораню
Вед. Ну, хоть детей-то пригласи.
Карлсон: Нет, мне не достанется, вот их сколько много!
Вед. Карлсон, пойдем чай с пирогами пить.
Нельзя, Карлсон, быть таким ленивым. Чтобы испечь пирог нужно много потрудиться и в поле, и у плиты. Но сегодня праздник, и мы тебя прощаем, и будем пить чай все вместе!
Карлсон: Я рад и согласен!
Вед. Скоро праздник Великой Пасхи, и мы испекли такой пирог-кулич. (Раздача булочки в группах).
Праздник молока
Ведущий: Здравствуйте дорогие дети!
Отгадайте загадку:
Белая водица
Всем нам пригодится
Из водицы белой
Все, что хочешь, делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в кашу нашу
Творожок на пирожок
Кушай Ванечка — дружок!
Ешь да пей,
И гостям налей
И коту не пожалей!
(Дети отвечают)
Ведущий: Сегодня у нас очень вкусный праздник — «Праздник молока». Молоко не только вкусное, но и очень полезное. В нем есть белки, жиры, витамины, все, что полезно для детей. Из молока делают разные продукты, которые мы прекрасно знаем, назовите их.
(Дети называют)
Ведущий: Ну, а теперь мы поиграем!
(Игра «Успей передать» (кегли — молоко)
Ведущий: Витамины, витамины
А и Б, и С, и Д
В жизни нам необходимы.
(Выходят витамины — дети)
Витамин А: Чтобы были вы красивы
Чтобы не были плаксивы.
Витамин В: Чтоб в руках любое дело
Дружно спорилось, кипело
Витамин С: Чтобы громче пелись песни
Жить чтоб было интересней
Витамин Д: Пейте, пейте молоко,
Будет на душе легко.
(Игра «Перенеси витамины»)
Ведущий: Названия молочных продуктов мы уже знаем. Теперь мы будем определять на вкус.
(Игра «Определи на вкус»)
Ведущий: Дети, а кто нам дает такое вкусное и полезное молоко?
(Дети называют: корова.)
Ребенок: Ходит-бродит по лужку
Рыжая корова,
Дает она нам к вечерку
Молока парного,
Саше и Танюшке –
Молока по кружке
Всем попить достанется
И коту останется.
(Выходит корова — мычит)
Ведущий: Что ты корова, мычишь? Есть, наверное, хочешь? Дети, а чем мы будем кормить корову?
(Дети отвечают — сено)
Ведущий: Ну что, вы пока коровушке спойте песню, а я ей сена приготовлю.
(Песня «Ой вставала, я ранешенько»)
Ведущий: (Кормит корову сеном)
Ребенок: На лугу пасется стадо
Есть траву коровкам надо.
Потому, сто вместо кашки,
Вместо хлеба, киселька
Ест коровушка ромашки
Чтобы дать нам молока!
Корова: Му-у-у
Ведущий: Что ты коровушка опять мычишь?
Ой, я знаю, ее надо покормить.
(Игра «Подои корову», кто быстрее)
Ведущий: Ой, сколько мы молока надоили! Спасибо тебе коровушка — матушка. Хочешь еще послушать, как наши дети поют?
(Корова кивает)
(Песня «Кто пасется на лугу»)
Ведущий: Ну, вот и нашей коровушке пора уходить в свой хлев. Отдохнуть, молока скопить. До свидания, спасибо, что пришла к нам.
Ну, а мы поиграем!
1. «Назови молочные продукты»
2. «Кто быстрее выпьет молоко» (через соломинку)
Ребенок: Я спросила как-то Вовку:
«Почему не ешь морковку?»
Он ответил откровенно:
Буду красный я наверно!
Лучше я поем сметану
И тогда белее стану
Мне вчера сказала врач
Что я черный, будто грач
Ох, и хитрый этот Вовка
Все придумал очень ловко!
Ведущий: Это стихотворение о сметане, а скажите, что варят на молоке?
(Песня «Манная каша»)
Ведущий: А теперь отдохнем и поиграем.
(Игра «Стадо и волк», «Жмурки»)
Ведущий: Вот видите, дети, какой волшебный продукт молоко. Сколько вкусного и полезного можно сделать из него.
(Корова и девочка приносят в ведерке йогурт. Дарит детям).
Праздники, несущие детям радость и веселье, служат важным средством их гармонического воспитания. Каждый ребенок является яркой индивидуальностью, и наша задача как педагогов дошкольного учреждения — организовать оптимальную для его возраста, состояния здоровья и эмоционального комфорта форму досуговой деятельности. А так же старайтесь, чтобы каждый ребенок, и их родители, несли ответственность за какую — либо часть праздника, для пробуждения в родителях желания сотрудничать, сопереживать, любить вместе с детьми.
Литература:
1. «Организация детских праздников» — Н. Н. Шуть;
2. «Развитие ребенка в театрализованной деятельности» — М.Б Зацепина;
3. Издание «Чем развлечь гостей»;
4. «Театральная деятельность в детском саду» — А. В. Щеткин