«Кто в куклы не играл — тот счастья не видал». Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка». Занятие для подготовительной группы | Статья в журнале «Вопросы дошкольной педагогики»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

«Кто в куклы не играл — тот счастья не видал». Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка». Занятие для подготовительной группы / В. В. Кирьянова, А. В. Яковлева, Е. Г. Леоничева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3805/ (дата обращения: 16.11.2024).



0_55c47_cb348395_XXL.png0_55c47_cb348395_XXL.png0_55c47_cb348395_XXL.pngЦели и задачи: Вызвать у детей эмоциональный отклик, весёлое, радостное настроение, в связи с восприятием образов любимых игрушек в стихах, музыке, художественном творчестве, движении.

Познакомить детей с разными видами кукол, историей их создания, изготовления и роли в обществе.

Прививать любовь к народной игрушке, фольклору, музыке, народным традициям и обычаям на Руси, в том числе малой Родине — Кубани.

Развивать творческий потенциал детей через музыку, художественное творчество декоративно-прикладное искусство.

Воспитывать в детях через игру материнские чувства.

Прививать любовь к театру кукол, как одной из форм отображение жизни человека.

Воспитывать у детей бережное отношение к кукле, как атрибуту семейного счастья и благополучия.

Развивать практические навыки при изготовлении кукол: лепки, кройки и шитья, вязания, умения подбирать гармоничные цвета и оттенки для платья кукол, стремиться к поиску материала по истории быта, костюма.

Материал и оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Из истории кукол», выставка рисунков на тему: «Моя любимая игрушка», выставка работ, выполненных детьми, родителями и сотрудниками детского сада «Педагогическая мастерская», фонограммы (-) песен муз. Г.Струве, сл. В. Семернина «Маленькая мама», «Старая кукла», муз.и сл. Л. Марченко, «Там на неведомых дорожках», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.), куклы для театра: Стригушка, Панка, Балбёшка, Талия, Моргалка, Берегиня, характерные игрушки для танца, фотовыставка «Куклы из Атамани».

Предварительная работа:

Беседы о куклах.

Изготовление игрушек, совместно с воспитателями и родителями.

Разучивание танца (по выбору музыкального руководителя).

Разучивание стихотворения «Игрушки» Т.Курбатовой.

Знакомство с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, песенки и т. д. на тему «куклы»).

Разучивание песни Г.Струве «Маленькая мама», «Старая кукла», муз.и сл. Л. Марченко.

Ход занятия.

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня занятие у нас будет необычное, мы отправимся путешествовать, а спутниками нашими будут …

(музыкальный руководитель показывает на выставку кукол) как вы думаете, кто?

Дети: Куклы.

Музыкальный руководитель: Итак, отправляемся в сказку …(Звучит мелодия песни «Там на неведомых дорожках», муз.В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)

«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:

— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова.Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она — и скажет тебе, чем помочь несчастью.Затем мать поцеловала дочку и померла».

Дети, как называется сказка, фрагмент которой вы сейчас услышали?

Дети: «Василиса Прекрасная» А. Н. Афанасьева.

0_55c47_cb348395_XXL.pngМузыкальный руководитель: Эта сказка интересна тем, что персонаж, помогающий Василисе найти своё счастье — кукла.

«Кто в куклы не играл — счастья не видал» — гласит народная пословица. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами традиционных обрядов.

Старый лоскут обретал в кукле новую жизнь. И не в той кукле, которую мама принесла из магазина, а в той, что сделала сама. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Считалось: если девочка в куклы не играет — будет плохой хозяйкой и плохой матерью. Давайте ребятам покажем, как девочки играют в куклы.

Исполнение песни Г.Струве, сл. В. Семернина, «Маленькая мама».

Музыкальный руководитель: В народной традиции кукла играла большую роль, она участвовала в обрядах и праздниках, оберегала людей и жилище от злых сил, избавляла людей от болезней.

Существовало много видов кукол, и каждый имел своё значение. А знаете ли вы, сколько в старину на Руси у детей игрушек было?

Дети: Нет.

Музыкальный руководитель: В одной простой крестьянской избе могли жить-поживать 50–100 одних только кукол, не считая забав и потешек.

(Музыкальный руководитель берёт в руки куклу и продолжает свой рассказ).

Первая кукла — ленивая, вторая — вредная, третья — воображуля — все разные, потому что не с фабричного конвейера, а от мастеров с ярмарки. То матушка совьёт из льняной кудельки куклёныша, а то дедушка выточит ваньку-встаньку из чурбачка. Да и детки тогда были не лыком шиты. Сами себе могли смастерить игрушку, какую хочешь: из шишек, кожи или сучков.

Посмотрите на экран, каких кукол мастерили для себя дети вместе с родителями, да ещё и покупали на ярмарках, особенно понравившихся.

(Демонстрация мультимедийной презентации «Из истории кукол»).

Музыкальный руководитель: А ещё в стародавние времена считали, что придёт в дом беда, если детской игре помешать или какую-нибудь игрушку, особенно куклу, выбросить, пусть даже старую или поломанную. Поэтому берегли игрушки, передавая от матушки к дочкам, от бабушки к внучкам. Что же это за куклы были, как назывались, хотите узнать?

Дети: Да.

Музыкальный руководитель: Тогда давайте отправимся путешествовать в Государственный российский дом народного творчества, где собраны все куклы. И у самих кукол всё спросим.

На сцене кукольное представление. Участвуют дети и взрослые. Над ширмой появляется Стригушка.

Стригушка: Я — Стригушка. А знаете почему? Из соломки я стрижена. Скрутили соломку пучком, косой или жгутиком, а потом уж передничек повязали, да косынку белую. Если на поднос меня поставить и потихоньку потряхивать я кружиться буду да приплясывать, только смотри!

(Звучит р. н.м. по выбору музыкального руководителя. Стригушка «пляшет»). Над ширмой появляется Панка.

Панка: Зато я самая древняя, и зовут меня Панка. Только не путайте меня с панками, не родня я им. Я кукла северная. На Севере «пангом» корень и ствол называют. Буратино, я думаю, тоже панка. Была чурка чуркой. Топориком тесали, ножичком чиркнули, вот я и выскочила. А играть со мной уж так хорошо, я вам не Барби какая-то. И мамкой могу быть, и дочкой, и Ягой, и красавицей писаной. Каким лоскутком украсите, такой и буду. (Над ширмой появляется Балбёшка).

Балбёшка: Нет уж, Буратино — не тебе, а мне родня, потому как я простое поленце. Оттого и зовут меня Балбёшкой. А ещё меня дурой кличут. Да я не обижаюсь, я ведь знаю: я — то умная на самом деле.(Над ширмой появляется Талия).

Талия:А меня зовут по-городскому — Талия. Может, Балбёшка и умнее всех, но уж ни красоты у неё, ни фигуры, ни талии. Если б в наше время бывали кукольные конкурсы красоты, я бы точно на всех победила. И косы у меня длиннее, и манеры красивее, а какая шикарная шляпа на голове.(Над ширмой появляется Моргалка).

Моргалка: И правда, ты у нас раскрасавица, спору нет. А я только и умею, что моргать. Оттого и имя у меня такое — Моргалка. Но всё же лучше, чем Скелетка, так худышку нашу зовут, что из палочек да из лучинок. (Над ширмой появляется кукла-оберег).

Ребёнок: А это что за кукла? (Показывает на куклу-оберег.) Почему на ней лица нет, ни глаз, ни бровей, ни рта?

Музыкальный руководитель: Оттого и молчит, что говорить не может. История её очень древняя, уж и не помнит она, где начало. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла вселиться нечистая сила. А безликая кукла являлась одновременно и оберегом. (Занавес закрывается.)

До наших дней дошли сказки, в которых кукла предстаёт волшебной помощницей: охраняет свою хозяйку, спасает от беды, даёт мудрые советы. Таких куколок любили, берегли, передавали по наследству. Называли их берегинями. В древние времена на Руси, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти, пользовались куклой-оберегом. Брали в руки куклу и трижды поворачивались, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром».

Дорогие ребята, на этом наше путешествие в историческое прошлое заканчивается. Мы многое узнали об игрушках, главное место среди среди которых занимает кукла. А какую же роль она играла в народной традиции? (Ответы детей).

…Кукла участвовала в обрядах и праздниках, оберегала людей и жилище от злых сил, избавляла людей от болезней и была неизменной спутницей жизни человека от рождения до последних дней.

Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание на выставку рисунков «Моя любимая игрушка», из работ которых мы узнали, что среди любимых вами игрушек есть куклы Барби, матрёшки, герои ваших любимых сказок: Буратино и Мальвина, Золотой Петушок, Колобок и многие другие, а также на выставку работ «Педагогическая мастерская», которая была выполнена вашими золотыми ручками совместно с родителями и педагогами. Хочется отметить, что Краснодарский край славится мастерами-умельцами, освоившими искусство изготовления кукол, которые хранили в себе культурные традиции и обычаи Руси. В Атамани собрана целая их коллекция (музыкальный руководитель обращает внимание на фотовыставку «Куклы из Атамани».)

В заключении я предлагаю вам послушать песню «Старая кукла», которую мы для вас исполним, а вам «оживить» наши игрушки и продемонстрировать их умения. (Музыкальный руководитель берет в руки куклу «из своего детства» и передает её ребенку). Дуэтом исполняют песню.

(Дети берут в руки игрушки и читают стихи).

Игрушки

Из чего у нас игрушки –

Куклы, мишки и хлопушки?

Из искусственного меха,

Ткани и резины.

Из пластмассы и металла,

Дерева и глины.

Из таланта и терпенья,

Из народного уменья.

Не пекари, сапожники,

А мастера-художники

Игрушки создавали,

Лепили, рисовали,

Яркие, нарядные –

Игрушкам очень рады мы.

Вот петрушка в колпачке,

В ярко-синем кушачке,

В розовых сапожках,

А в руках гармошка.

Кукла Нина, как Мальвина, -

С голубыми волосами,

Бирюзовыми глазами,

А на ножках новые

Туфельки бордовые.

Вот пушистый белый зайка,

Из чего он? Угадай-ка!

Он из меха и из ваты.

Зайку любят все ребята.

Т. Курбатова.

Дети исполняют «Танец с игрушками» (по выбору музыкального руководителя).

(Звучит тихая спокойная музыка по выбору муз.руководителя).

Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как замечательно вы пели, читали стихи, танцевали, участвовали в театрализованном представлении. Что нового узнали о куклах? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).

Как жаль, что наше путешествие в мир кукол заканчивается. Хотелось, чтобы они стали вашими спутниками жизни, т. к. играя с ними, вы учитесь жить в обществе — развиваетесь и взрослеете. Так что игра в куклы — это не чепуха, как некоторые думают, а подготовка к серьёзной и взрослой жизни. К тому же игрушки — ваши друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом. И стоит только взять их в руки, на душе становится спокойно и тепло. Кажется, они всё понимают и если бы могли говорить, то сказали бы вам тысячу добрых и ласковых слов, потому что, в отличие от людей, всегда помнят ту любовь, которую дарите им вы, дети.

Литература:

  1. Горичева В. С.:Куклы.- Ярославль: Академия развития, 1999г.-188с.
  2. Жакова О. В., Е. В. Данкевич Е. В.: Тряпичные куклы.-СПб: Кристал, 1999.-188с.
  3. Карельская И. Ю.: Вязаная игрушка.-СПб: Кристал Корона принт, 1998г.- 224с.
  4. Шилкова Е. А.: Оригинальные куклы своими руками. — М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», 2012.- 224с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальный руководитель, кукла, ребенок, игрушка, Русь, вид кукол, выставка работ, народная традиция, Ответ детей, художественное творчество.

Похожие статьи

Музыкально-ритмическое занятие в средней группе «Как мы солнышко разбудили». ООД по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», раздел «Музыкальная деятельность», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«По морям, по волнам». Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Физическое развитие».

«Проказы мышек». Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

«Шаги в мир весны». Конспект занятия с включением культурных практик. Образовательная область «Познавательное развитие», подготовительная группа (изготовление лепбука)

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2–4 класса (8–11 лет) «Волшебные бумажные ленты» (художественно-эстетическая направленность)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Похожие статьи

Музыкально-ритмическое занятие в средней группе «Как мы солнышко разбудили». ООД по примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы», раздел «Музыкальная деятельность», образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

«По морям, по волнам». Методическая разработка организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Образовательная область «Физическое развитие».

«Проказы мышек». Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы (образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»)

«Шаги в мир весны». Конспект занятия с включением культурных практик. Образовательная область «Познавательное развитие», подготовительная группа (изготовление лепбука)

«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)

Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6-го года жизни «Путешествие в мир цветов» (область «физическое развитие»)

Парциальная образовательная программа по художественно-эстетическому развитию детей 2-7 лет (по разделу «Музыка») «Мое родное Белогорье»

Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2–4 класса (8–11 лет) «Волшебные бумажные ленты» (художественно-эстетическая направленность)

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Мой город. Моя страна» по освоению образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

Задать вопрос