«Кто в куклы не играл — тот счастья не видал». Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка». Занятие для подготовительной группы
Авторы: Кирьянова Валентина Владимировна, Яковлева Алла Вячеславовна, Леоничева Евгения Георгиевна, Бобрышова Светлана Владимировна, Свиридова Адэля Загидуллаевна, Шустова Елена Сергеевна, Сыпченко Валентина Николаевна, Сутягина Оксана Анатольевна
Рубрика: Методическая копилка (конспекты, сценарии)
Опубликовано в Вопросы дошкольной педагогики №1 (18) январь 2019 г.
Дата публикации: 10.12.2018
Статья просмотрена: 392 раза
Библиографическое описание:
«Кто в куклы не играл — тот счастья не видал». Художественно-эстетическое развитие. Образовательная область «Музыка». Занятие для подготовительной группы / В. В. Кирьянова, А. В. Яковлева, Е. Г. Леоничева [и др.]. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2019. — № 1 (18). — С. 28-34. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/112/3805/ (дата обращения: 16.11.2024).
Цели и задачи: Вызвать у детей эмоциональный отклик, весёлое, радостное настроение, в связи с восприятием образов любимых игрушек в стихах, музыке, художественном творчестве, движении.
Познакомить детей с разными видами кукол, историей их создания, изготовления и роли в обществе.
Прививать любовь к народной игрушке, фольклору, музыке, народным традициям и обычаям на Руси, в том числе малой Родине — Кубани.
Развивать творческий потенциал детей через музыку, художественное творчество декоративно-прикладное искусство.
Воспитывать в детях через игру материнские чувства.
Прививать любовь к театру кукол, как одной из форм отображение жизни человека.
Воспитывать у детей бережное отношение к кукле, как атрибуту семейного счастья и благополучия.
Развивать практические навыки при изготовлении кукол: лепки, кройки и шитья, вязания, умения подбирать гармоничные цвета и оттенки для платья кукол, стремиться к поиску материала по истории быта, костюма.
Материал и оборудование: Компьютер, мультимедийное оборудование, презентация «Из истории кукол», выставка рисунков на тему: «Моя любимая игрушка», выставка работ, выполненных детьми, родителями и сотрудниками детского сада «Педагогическая мастерская», фонограммы (-) песен муз. Г.Струве, сл. В. Семернина «Маленькая мама», «Старая кукла», муз.и сл. Л. Марченко, «Там на неведомых дорожках», муз. В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.), куклы для театра: Стригушка, Панка, Балбёшка, Талия, Моргалка, Берегиня, характерные игрушки для танца, фотовыставка «Куклы из Атамани».
Предварительная работа:
Беседы о куклах.
Изготовление игрушек, совместно с воспитателями и родителями.
Разучивание танца (по выбору музыкального руководителя).
Разучивание стихотворения «Игрушки» Т.Курбатовой.
Знакомство с народным фольклором (пословицы, поговорки, потешки, песенки и т. д. на тему «куклы»).
Разучивание песни Г.Струве «Маленькая мама», «Старая кукла», муз.и сл. Л. Марченко.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня занятие у нас будет необычное, мы отправимся путешествовать, а спутниками нашими будут …
(музыкальный руководитель показывает на выставку кукол) как вы думаете, кто?
Дети: Куклы.
Музыкальный руководитель: Итак, отправляемся в сказку …(Звучит мелодия песни «Там на неведомых дорожках», муз.В. Дашкевич, сл. Ю. Ким.)
«В некотором царстве жил-был купец. Двенадцать лет жил в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочь, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала:
— Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние мои слова.Я умираю и вместе с родительским благословением оставляю тебе вот эту куклу. Береги её всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у неё совета. Покушает она — и скажет тебе, чем помочь несчастью.Затем мать поцеловала дочку и померла».
Дети, как называется сказка, фрагмент которой вы сейчас услышали?
Дети: «Василиса Прекрасная» А. Н. Афанасьева.
Музыкальный руководитель: Эта сказка интересна тем, что персонаж, помогающий Василисе найти своё счастье — кукла.
«Кто в куклы не играл — счастья не видал» — гласит народная пословица. Кукла известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, кукла — неизменный его спутник. Она проста, но в этой простоте таится загадка. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, являлись непременными атрибутами традиционных обрядов.
Старый лоскут обретал в кукле новую жизнь. И не в той кукле, которую мама принесла из магазина, а в той, что сделала сама. Есть такая примета: когда дети много и усердно играют в куклы, в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками — быть в доме беде. Верили, что кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка, поэтому она всегда рядом с ним — и в играх, и во сне. Считалось: если девочка в куклы не играет — будет плохой хозяйкой и плохой матерью. Давайте ребятам покажем, как девочки играют в куклы.
Исполнение песни Г.Струве, сл. В. Семернина, «Маленькая мама».
Музыкальный руководитель: В народной традиции кукла играла большую роль, она участвовала в обрядах и праздниках, оберегала людей и жилище от злых сил, избавляла людей от болезней.
Существовало много видов кукол, и каждый имел своё значение. А знаете ли вы, сколько в старину на Руси у детей игрушек было?
Дети: Нет.
Музыкальный руководитель: В одной простой крестьянской избе могли жить-поживать 50–100 одних только кукол, не считая забав и потешек.
(Музыкальный руководитель берёт в руки куклу и продолжает свой рассказ).
Первая кукла — ленивая, вторая — вредная, третья — воображуля — все разные, потому что не с фабричного конвейера, а от мастеров с ярмарки. То матушка совьёт из льняной кудельки куклёныша, а то дедушка выточит ваньку-встаньку из чурбачка. Да и детки тогда были не лыком шиты. Сами себе могли смастерить игрушку, какую хочешь: из шишек, кожи или сучков.
Посмотрите на экран, каких кукол мастерили для себя дети вместе с родителями, да ещё и покупали на ярмарках, особенно понравившихся.
(Демонстрация мультимедийной презентации «Из истории кукол»).
Музыкальный руководитель: А ещё в стародавние времена считали, что придёт в дом беда, если детской игре помешать или какую-нибудь игрушку, особенно куклу, выбросить, пусть даже старую или поломанную. Поэтому берегли игрушки, передавая от матушки к дочкам, от бабушки к внучкам. Что же это за куклы были, как назывались, хотите узнать?
Дети: Да.
Музыкальный руководитель: Тогда давайте отправимся путешествовать в Государственный российский дом народного творчества, где собраны все куклы. И у самих кукол всё спросим.
На сцене кукольное представление. Участвуют дети и взрослые. Над ширмой появляется Стригушка.
Стригушка: Я — Стригушка. А знаете почему? Из соломки я стрижена. Скрутили соломку пучком, косой или жгутиком, а потом уж передничек повязали, да косынку белую. Если на поднос меня поставить и потихоньку потряхивать я кружиться буду да приплясывать, только смотри!
(Звучит р. н.м. по выбору музыкального руководителя. Стригушка «пляшет»). Над ширмой появляется Панка.
Панка: Зато я самая древняя, и зовут меня Панка. Только не путайте меня с панками, не родня я им. Я кукла северная. На Севере «пангом» корень и ствол называют. Буратино, я думаю, тоже панка. Была чурка чуркой. Топориком тесали, ножичком чиркнули, вот я и выскочила. А играть со мной уж так хорошо, я вам не Барби какая-то. И мамкой могу быть, и дочкой, и Ягой, и красавицей писаной. Каким лоскутком украсите, такой и буду. (Над ширмой появляется Балбёшка).
Балбёшка: Нет уж, Буратино — не тебе, а мне родня, потому как я простое поленце. Оттого и зовут меня Балбёшкой. А ещё меня дурой кличут. Да я не обижаюсь, я ведь знаю: я — то умная на самом деле.(Над ширмой появляется Талия).
Талия:А меня зовут по-городскому — Талия. Может, Балбёшка и умнее всех, но уж ни красоты у неё, ни фигуры, ни талии. Если б в наше время бывали кукольные конкурсы красоты, я бы точно на всех победила. И косы у меня длиннее, и манеры красивее, а какая шикарная шляпа на голове.(Над ширмой появляется Моргалка).
Моргалка: И правда, ты у нас раскрасавица, спору нет. А я только и умею, что моргать. Оттого и имя у меня такое — Моргалка. Но всё же лучше, чем Скелетка, так худышку нашу зовут, что из палочек да из лучинок. (Над ширмой появляется кукла-оберег).
Ребёнок: А это что за кукла? (Показывает на куклу-оберег.) Почему на ней лица нет, ни глаз, ни бровей, ни рта?
Музыкальный руководитель: Оттого и молчит, что говорить не может. История её очень древняя, уж и не помнит она, где начало. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям, кукла с лицом как бы приобретала душу и могла вселиться нечистая сила. А безликая кукла являлась одновременно и оберегом. (Занавес закрывается.)
До наших дней дошли сказки, в которых кукла предстаёт волшебной помощницей: охраняет свою хозяйку, спасает от беды, даёт мудрые советы. Таких куколок любили, берегли, передавали по наследству. Называли их берегинями. В древние времена на Руси, когда хотели избавиться от какой-нибудь напасти, пользовались куклой-оберегом. Брали в руки куклу и трижды поворачивались, приговаривая: «Отвернись злом, повернись добром».
Дорогие ребята, на этом наше путешествие в историческое прошлое заканчивается. Мы многое узнали об игрушках, главное место среди среди которых занимает кукла. А какую же роль она играла в народной традиции? (Ответы детей).
…Кукла участвовала в обрядах и праздниках, оберегала людей и жилище от злых сил, избавляла людей от болезней и была неизменной спутницей жизни человека от рождения до последних дней.
Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание на выставку рисунков «Моя любимая игрушка», из работ которых мы узнали, что среди любимых вами игрушек есть куклы Барби, матрёшки, герои ваших любимых сказок: Буратино и Мальвина, Золотой Петушок, Колобок и многие другие, а также на выставку работ «Педагогическая мастерская», которая была выполнена вашими золотыми ручками совместно с родителями и педагогами. Хочется отметить, что Краснодарский край славится мастерами-умельцами, освоившими искусство изготовления кукол, которые хранили в себе культурные традиции и обычаи Руси. В Атамани собрана целая их коллекция (музыкальный руководитель обращает внимание на фотовыставку «Куклы из Атамани».)
В заключении я предлагаю вам послушать песню «Старая кукла», которую мы для вас исполним, а вам «оживить» наши игрушки и продемонстрировать их умения. (Музыкальный руководитель берет в руки куклу «из своего детства» и передает её ребенку). Дуэтом исполняют песню.
(Дети берут в руки игрушки и читают стихи).
Игрушки
Из чего у нас игрушки –
Куклы, мишки и хлопушки?
Из искусственного меха,
Ткани и резины.
Из пластмассы и металла,
Дерева и глины.
Из таланта и терпенья,
Из народного уменья.
Не пекари, сапожники,
А мастера-художники
Игрушки создавали,
Лепили, рисовали,
Яркие, нарядные –
Игрушкам очень рады мы.
Вот петрушка в колпачке,
В ярко-синем кушачке,
В розовых сапожках,
А в руках гармошка.
Кукла Нина, как Мальвина, -
С голубыми волосами,
Бирюзовыми глазами,
А на ножках новые
Туфельки бордовые.
Вот пушистый белый зайка,
Из чего он? Угадай-ка!
Он из меха и из ваты.
Зайку любят все ребята.
Т. Курбатова.
Дети исполняют «Танец с игрушками» (по выбору музыкального руководителя).
(Звучит тихая спокойная музыка по выбору муз.руководителя).
Музыкальный руководитель: Молодцы, ребята! Как замечательно вы пели, читали стихи, танцевали, участвовали в театрализованном представлении. Что нового узнали о куклах? Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Как жаль, что наше путешествие в мир кукол заканчивается. Хотелось, чтобы они стали вашими спутниками жизни, т. к. играя с ними, вы учитесь жить в обществе — развиваетесь и взрослеете. Так что игра в куклы — это не чепуха, как некоторые думают, а подготовка к серьёзной и взрослой жизни. К тому же игрушки — ваши друзья, которые никогда не обманывают. Они всегда рядом. И стоит только взять их в руки, на душе становится спокойно и тепло. Кажется, они всё понимают и если бы могли говорить, то сказали бы вам тысячу добрых и ласковых слов, потому что, в отличие от людей, всегда помнят ту любовь, которую дарите им вы, дети.
Литература:
- Горичева В. С.:Куклы.- Ярославль: Академия развития, 1999г.-188с.
- Жакова О. В., Е. В. Данкевич Е. В.: Тряпичные куклы.-СПб: Кристал, 1999.-188с.
- Карельская И. Ю.: Вязаная игрушка.-СПб: Кристал Корона принт, 1998г.- 224с.
- Шилкова Е. А.: Оригинальные куклы своими руками. — М.: ООО группа компаний «РИПОЛ классик», 2012.- 224с.
Похожие статьи
«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.
Похожие статьи
«Юный модельер» (конспект НОД для детей 5–6 лет с задержкой психического развития по образовательной области «Познание», раздел «Формирование целостной картины мира. Развитие средств общения и культуры речи»)
Этот материал предназначен для закрепления у детей 5–6 лет знаний по теме «Одежда», «Профессии» для детей с задержкой психического здоровья. Адресовано педагогам коррекционных детских садов.