Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза
Автор: Елькова Любовь Степановна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 1393 раза
Библиографическое описание:
Елькова, Л. С. Гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни студентов вуза / Л. С. Елькова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 207-209. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1394/ (дата обращения: 17.12.2024).
Студенчество как самостоятельная социальная группа населения всегда являлось объектом особого внимания. Проблемы здоровья молодежи занимают ключевые позиции в связи с целым рядом факторов. Во-первых, молодежь – основной резерв и значительная часть трудовых ресурсов. Во-вторых, состояние здоровья молодых групп населения сегодня – это здоровье нации через 10-30 лет. От состояния здоровья студенческой молодежи зависит становление и развитие социально-экономической сферы государства. В научных исследованиях Н.П. Абаскаловой, Р.Д. Бабенковой и других ученых отмечается нарушение здоровья разной степени у 80-85 % студентов вузов. Безусловно, в процессе учебы в вузе состояние здоровья студентов ухудшается, а число хронически больных из года в год возрастает. Эти негативные тенденции, характерные для всех вузовских центров России, в значительной степени определяются региональными особенностями.
Систематичное отслеживание ценностных ориентаций и ценностного отношения к здоровью современных студентов, выявление места здоровья в иерархической системе ценностей позволяет установить уровень информированности студентов в области ведения здорового образа жизни, обосновать новые подходы и механизмы формирования здорового образа жизни студенческой молодежи.
Материалы исследования, проведенного в 2007-2010 гг. на базе филиала РГСУ в г. Анапе, позволили выявить субъективное мнение молодежи об оценке состояния собственного здоровья. В ходе исследования были опрошены студенты 1 курса – 178 юношей и 160 девушек. На вопрос: «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья» 3,3% респондентов оценили как плохое, 34,0% – удовлетворительное, 56,5% –хорошее и затруднились дать ответ 5,3%, не ответили 0,9%.
Нами была установлена разница в оценке состояния собственного здоровья, которая отличалась в зависимости от специальности и пола/гендера студента. На факультетах, где контингент обучающихся – юноши (автоматизированных систем и информационных технологий и юридический) состояние здоровья оценили как хорошее 59,9 % респондентов. На факультетах, где обучаются девушки и юноши (реклама, социальная работа) свое здоровье оценили как хорошее только 38 % респондентов, из них 55,3% девушек и 44,7 % юношей.
Отмечается противоречивость во взглядах респондентов на необходимость заботиться о собственном здоровье, овладевать знаниями о методах и приемах оздоровления, и в это же время нежелание что-либо предпринять для его укрепления и сохранения. Это говорит не только о пассивном, потребительском отношении молодежи к проблеме сохранения собственного здоровья, а, прежде всего, в отсутствии операционально-деятельностных навыков ведения здорового образа жизни.
Контрольные срезы, проводимые с 2007 года среди студентов-первокурсников, показали, что основной акцент в представлениях о здоровье делается на соматических и психических аспектах, в то время как социальный и духовный аспекты здоровья практически не берутся во внимание. Значительная часть первокурсников понимают здоровье лишь как отсутствие явных болезней или «когда ничего не болит» (38%); это хорошее питание и занятия спортом (22%). Под здоровьем понимают здоровый образ жизни 40% респондентов. К сожалею, здоровье не воспринимается молодежью как результат постоянного воздействия на защитные силы собственного организма. Недостаточно осознаются внутренние ресурсы организма и психики, отмечаются крайне пессимистические прогнозы на будущее как относительно своего здоровья, так и относительно здоровья населения в целом.
Исследование позволило нам определить состояние здоровья студенческой молодежи и констатировать увеличение количества первокурсников, освобожденных от занятий физкультурой. Если в 2007 году к этой группе относилось 23,9% студентов-первокурсников, то в 2010 году – 37,3%. Из них 65% – это девушки.
Что касается посещений занятий физической культуры и систематическим занятием спортом, то по результатам опроса получены следующие данные: регулярно занимаются физической культурой и спортом 67% юношей и лишь 32% девушек. Причинами регулярного посещения спортивных и тренажерных залов, секций и фитнесцентров девушками были обозначены следующие причины: «поддержание спортивной формы» (60%), «возможность стать стройнее» (31%), «возможность получить новые знания, умения, навыки» (9%). У 64 % опрошенных студентов интерес к спорту ограничивается просмотром по TВ спортивных соревнований и только 24% «регулярно занимаются физической культурой и спортом». Самая распространенная причина недовольства занятиями физкультурой – «высокие нормативы, большие нагрузки». На это «пожаловались» 22% респондентов.
Низкий уровень культуры здоровья объясняется тем, что в большинстве случаев девушки и юноши не знают основных методов самооздоровления. Здоровый образ жизни воспринимают как систему искусственно принятых мер, призванных искоренить устоявшиеся вредные привычки и избавить человека от уже приобретенных недугов, а не как естественный способ существования.
Студенты 2-4 курсов филиала РГСУ в г. Анапе по материалам тестирования и анкетирования показали, что имеют представления о здоровом образе жизни, и воспринимают здоровье как важнейшее условие успешности человека. Наивысшей ценностью здоровый образ жизни считают 29% опрашиваемых, причем для юношей данная ценность более значима, чем для девушек.
Среди негативных факторов, влияющих на здоровье, студентами были указаны: вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), наследственность, окружающая среда (экология), гиподинамия, стресс, «неправильное» питание. Среди положительных факторов отмечены: занятия спортом, диета (рациональное питание), закаливание, отдых, соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил.
Определение психического состояния здоровья студентов проводилось с помощью психологических тестов Дж. Кеттела, УСК, Ч.Д.Спилберга и Ю.Л.Ханина. В исследовании мы исходили из того, что тревожность – это психическое свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных состояниях (переключение на новый вид работы, когда требуется быстрый ответ на вопрос, сдача зачета/экзамена). В результате анализа тестовых материалов выяснилось, что на первом курсе после сдачи зимней сессии и зимних каникул студенты уже адаптировались к новым условиям, поскольку отмечен низкий уровень тревожности у 45% юношей и ниже среднего – у 32% девушек, причем девушки более тревожны, чем юноши. На втором курсе наблюдается смещение уровня тревожности в сторону высокого, но у 45% юношей и 41% девушек все же низкий уровень. На третьем курсе студенты в большинстве спокойны (50% юношей и 56% девушек), хотя контрольные срезы показали, что 25% юношей очень тревожны. Четвертый курс самый адаптированный, поэтому 67% юношей и 64% девушек практически постоянно живут в гармонии с собой. У лиц эмоционального склада характера с высоким уровнем тревожности процесс сдачи экзаменов вызывают депрессию, стойкого или временного характера, ситуационные неврозы, хронические болезни. Молодые люди с синдромом тревожной мнительности или тревожного ожидания на экзаменах дают обычно невротические реакции в виде затруднения речи, сухости во рту, сердцебиений, неспособности сконцентрировать свои мысли, состояния словесного ступора и пр.
Что касается уровня депрессивных состояний, то 100% юношей и девушек первокурсников таковым недугом не страдают. На втором курсе у 12% девушек и у 4,5% девушек четвертого курса отмечается легкая степень депрессии. Третий курс более подвержен депрессиям: у 12,5% юношей у 11% девушек выявлена легкая степень. Исследование позволило вовремя выявить признаки надвигающейся депрессии и вовремя принять упреждающие меры.
Определение уровня эмоционального состояния – эмоциональная стабильность/нестабильность, показало, что самыми спокойными в этом отношении оказались студенты первого курса, причем юноши (64%) более спокойны, чем девушки (42%). На втором курсе не обладают гармоничным постоянством своего характера 54.4% юношей и 73% девушек, на третьем – 75% юношей и 78% девушек. Юноши четвертого курса подвержены наиболее частым переменам в настроении – 100% опрошенных эмоционально нестабильны, в то время как 59 девушек показали обратный результат.
Проанализировав полученные данные, можно сказать, что ценностные ориентации, связанные со здоровьем и ведением здорового образа жизни, пока еще не заняли подобающего места в системе ценностей студента. Это вызывает озабоченность, так как отсутствие соответствующей ориентации в поведении усугубляет разрыв, образующийся между реальным статусом и образом жизни молодого человека, с одной стороны, и требованиями жизни – с другой. Для ликвидации такого расхождения необходимо проводить комплексную работу по формированию здорового образа жизни в семье с привлечением различных общественных институтов. Следует также учитывать гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни, физической культуре, укрепления и сохранения здоровья. Как показывает статистика, более внимательно к собственному здоровью относятся девушки, чем юноши. Между тем оценивают себя как здоровыми больше юноши, чем девушки.
Будущий специалист должен владеть принципами здорового образа жизни, иметь твердую убежденность в практической их реализации. Действительность ставит студентов в жесткие рамки и, чтобы «выжить», им приходится изменять общепринятые ценностные ориентации, нормы поведения на более удобные. Что касается девиантных проявлений поведения, характерных для молодежи современности, то наркомания, алкоголизм как асоциальные формы проведения свободного времени для студенческой молодежи характерны в меньшей степени, чем для других категорий молодежи. Это связано в первую очередь с тем, что систематическое употребление алкоголя и тем более наркотиков несовместимо с обучением в вузе.
Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства студентов не сформировано репродуктивное поведение, в обществе произошла девальвация таких ценностей как любовь, семья, добрачное целомудрие. Поэтому необходим контроль за средствами массовой информации по пропаганде и навязыванию порнографии, стимуляции преждевременной сексуальной активности, что приводит к бездуховности и деградации личности.
Задача педагогов, помочь сформировать репродуктивное поведение (особенно его духовный компонент) у девушек и юношей, помочь им определиться со своей социальной ролью, научить, как можно сохранить собственное здоровье и здоровье будущих поколений. Мы считаем, что непременным условием сохранения и укрепления здоровья молодежи является высокий уровень его культуры, которая должна стать неотъемлемым компонентом общей культуры человека. В связи с этим возникла необходимость реализации различными сферами деятельности новой для нашей страны социокультурной функции, заключающейся в формировании у населения ценности здоровья и культуры здоровья. Важная роль в формировании культуры здоровья отводится институту семьи, работникам образовательных учреждений и культуры. Ведущую роль в этом направлении призвана сыграть система образования, которая должна объединить усилия молодежи, семьи, педагогов, всех жителей муниципального образования в организации полноценной жизнедеятельности на основе образования, воспитания и здоровья.