Автор: Бозванова Екатерина Ивановна

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 1861 раз

Библиографическое описание:

Бозванова Е. И. Компетентностный подход в подготовке современного специалиста [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 174-176. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1349/ (дата обращения: 12.12.2017).

В целом за последние 10-15 лет рынок труда претерпел значительные изменения. Пройдя периоды кризиса и глобальной реструктуризации, сейчас он представляет собой достаточно свободный экономический механизм, диктующий образованию зачастую свои условия. Давайте подробнее рассмотрим основные изменения, которые произошли за это время и попытаемся взглянуть на ситуацию, которая сейчас господствует на рынке труда, выделив основные события и факторы, их спровоцировавшие: капитализация, приход западных компаний и смена приоритетов у населения развитие информационных технологий и появление новых профессий и специализаций. Перекос в востребованных и невостребованных специальностях [1].

В необходимости адаптировать образование к существующим запросам рынка труда можно выделить еще одну важную тенденцию: все более важным в современных условиях труда становятся не столько знания человека (которые устаревают все быстрее и быстрее), сколько его потенциал и способность обучаться. Именно за потенциалом и «охотится» большинство нынешних работодателей, устремивших свое внимание на современных студентов.

Компетентность – это синтез двух компонентов: обладание обучающимся определённым набором компетенций; сложившееся личностное качество человека, завершившего образование определённой ступени, в котором ярко выражена «способность результативно действовать, достигать результата – эффективно решать проблему [7] и мобильность специалиста на рынке труда.

Важным становится компетентностный подход к обучению и оценке молодых специалистов. Данный подход позволяет определить потенциал человека, направленность данного потенциала, наиболее выраженные компетенции и сферу их наиболее эффективного трудового приложения. Компетентностный подход дает ответы на запросы производственной сферы. Применительно к образованию его можно рассматривать лишь как один из возможных подходов. Д.Б. Эльконин (доктор психологических наук, профессор, вице-президент Международной ассоциации развивающего обучения, г. Москва) представляет компетентность как радикальное средство изменения формы образования [7]. Оптимальность данного подхода оправдывается также тем, что студентов и выпускников трудно оценивать по профессиональному опыту работы (так как не у всех он есть), поэтому единственное, в чем может быть их реальная ценность – это сформированные компетенцию.

И, судя по выше обозначенным тенденциям, именно потенциал и является наиболее интересным для современных работодателей[1] .

Компетентностный подход рассматривается как своего рода инструмент усиления социального диалога системы СПО с миром труда, средством углубления их сотрудничества и взаимодействия. В такой системе подготовки специалистов выражена четкая ориентированность на потребности рынка труда. Выпускники образовательных учреждений должны владеть компетенциями, которые позволят им быть успешными в соответствующих профессиональных сферах деятельности.

Компетентностный подход акцентирован на операциональную, навыковую сторону результата и определяется сущностью формируемых компетентностей.

Основной ценностью становится не усвоение суммы сведений, а освоение обучающимися таких умений, которые позволяли бы им определять свои цели, принимать решения и действовать в типичных и нестандартных ситуациях.

Важнейшим признаком компетентностного подхода является способность обучающегося к самообучению в дальнейшем, а это невозможно без получения глубоких знаний [6].

В настоящее время Европейским сообществом в профессиональном образовании особое внимание уделяется пяти ключевым компетенциям: социальная, коммуникативная, информационная, специальная, когнитивная:

  • искать: опрашивать окружение; консультироваться у учителя (наставника); получать информацию;

  • думать: устанавливать взаимосвязи между прошлыми и настоящими событиями; критически относиться к тому или иному высказыванию, предложению; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и вырабатывать свое собственное мнение; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, а так же с окружающей средой;

  • сотрудничать: уметь работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; договариваться; разрабатывать и выполнять взятые на себя обязанности;

  • приниматься за дело: включаться в работу; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; организовывать свою работу;

  • адаптироваться: использовать новые технологии информации и коммуникации; стойко противостоять трудностям; находить новые решения.


Компетентностный подход формирует исследовательскую компетентность в сфере будущей профессиональной деятельности, которая является одной из важнейших целей всех современных программ образования [8].

Осознанием важности решения данной цели является реализация на федеральном уровне целостной программы по реализации положений Концепции развития исследовательской деятельности обучающихся.

Исследовательская компетентность в классификации А.В. Хуторского рассматривается как составная часть познавательной компетентности, которая включает «элементы методологической, надпредметной, логической деятельности, способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии» [9]. Она также служит компонентом компетентности личного самосовершенствования, направленной на освоение способов интеллектуального и духовного саморазвития [3].

В ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж» ведется целенаправленная работа по организации исследовательской деятельности обучающихся, в рамках мега проекта «Поддержка талантливых и одаренных детей».

Система мероприятий по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся охватывает всех участников образовательного процесса: педагогов, обучающихся и их родителей.

Первым направлением работы стала подготовка педагогических кадров колледжа к работе по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся. Преподаватели нашего учебного заведения разрабатывают и внедряют в процесс изучения общеобразовательных дисциплин уроки с использованием исследовательских методов в обучении. На основе анализа исследований обучающихся можно дифференцировать по следующим уровням способности к исследовательской деятельности [2].

Высокий уровень – обучающиеся, самостоятельно выдвигающие и обосновывающие гипотезы, умеющие планировать деятельность, формулировать цель, осознающие и анализирующие информацию, умеющие выполнять эксперимент, представлять результаты эксперимента, осуществлять рефлексию, имеют знания о структуре проектной и исследовательской. (2% ).

К среднему уровню можно отнести обучающихся, способных анализировать, планировать, излагать и оформлять результаты исследования, однако, методологией исследования владеющих недостаточно (12%).

Низкий уровень – в эту группу вошли обучающиеся, которые имеют поверхностные знания по дисциплинам. Опыт исследовательской деятельности у них отсутствует, не воспринимают исследовательскую деятельность как личностно значимую. На научных конференциях исполняют роль слушателей. (86%).

Основной проблемой является то, что в большинстве случаев деятельность обучающихся как научно-исследовательская не вполне самостоятельна, так как обучающиеся не подготовлены к этой деятельности.

Исследовательская деятельность обучающихся осуществляется через различные формы организации образовательного процесса в ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж»:урок, а именно его практическую часть при делении группы на подгруппы, внеклассные мероприятия, факультативные курсы, индивидуально-групповые занятия.

Научно-исследовательской деятельностью в том или ином ее проявлении охвачено 100 % обучающихся ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж».

Научно-исследовательская деятельность обучающихся строится на основе субъект - субъектных отношений, предполагающих сотрудничество, соавторство, сотворчество преподавателя и обучающегося.

Психологическое сопровождение исследовательской деятельности обучающихся – обязательное условие успешности данной работы.

За шесть последних лет существования ОГОУ СПО «Братский политехнический колледж» реализуемая нами система работы по организации научно-исследовательской деятельности обучающихся позволила им достичь Всероссийского уровня в различных конкурсах и конференциях, полноценно участвовать в научной жизни колледжа, города, региона и страны, повышать уровень ключевых, профессиональных и учебных, социальных компетенций.

Если рассматривать результаты у обучающихся - выпускников 2010 г. в сравнении с результатами выпускников 2006 г., мы также обнаружим положительную динамику: наблюдается постепенный «плановый» прирост заявленного количества, что свидетельствует о надежности, достоверности и убедительности полученных данных.

В личностном преломлении это означает, что молодые люди, выходя из среднего образовательного учреждения, обладают следующими качествами: высокая степень самостоятельности, стремление к лидерству, мотивированность на самостоятельное достижение трудных познавательных и социальных целей, умение осуществлять личностный выбор, развитые навыки интерактивной коммуникации, гуманизм, способность к нравственному поступку, требовательность к себе, развитость гражданских чувств и другие.

Компетентностный подход в подготовке современного специалиста не дань моде придумывать новые слова и понятия, а объективное явление в образовании, вызванное к жизни социально-экономическими, политико-образовательными и педагогическими предпосылками. Прежде всего, это реакция профессионального образования на изменившиеся социально-экономические условия, на процессы, появившиеся вместе с рыночной экономикой. [4],[5].


Литература:

  1. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода // Труды методологического семинара «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - с. 25-30.

  2. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004. - с. 17-22.

  3. Борзенко В.И. Насильно мил не будешь. Подходы к проблеме мотивации в школе и учебно-исследовательской деятельности: / В.И. Борзенко, А.С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся. М., 2008. - С. 80-88.

  4. Гетманская А.А. Формирование ключевых компетентностей у учащихся. Сайт ИД «Первое сентября». Сайт фестиваля 2003-2004.

  5. Зимняя И.А. «Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании». Авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. – 40 с.

  6. Зимняя И.А., Боденко Б.Н., Кривченко Т.А., Морозова Н.А. Общая культура человека в системе требований государственного образовательного стандарта.-М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006, - с. 67.

  7. Леонтович А.В. «К проблеме развития исследований в науке и образовании» http://www.researcher.ru/methodics/development/ist_0003.html.
Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции «Педагогика развития: ключевые компетентности и их становление» .с 5.
  1. Хуторской А.В. «Ключевые компетенции как компонент личностно–ориентированной парадигмы». Народное образование. — 2009. — № 2. — с. 58–64.

Основные термины (генерируются автоматически): Компетентностный подход, исследовательской деятельности, СПО «Братский политехнический, ОГОУ СПО «Братский, «Братский политехнический колледж», организации научно-исследовательской деятельности, подготовке современного специалиста, подготовке компетентных специалистов, Компетентностный подход акцентирован, компетентности специалиста, подготовки специалистов, качества подготовки специалистов, Исследовательский центр проблем, рынке труда, проблем качества подготовки, центр проблем качества, организации исследовательской деятельности, рынка труда, Опыт исследовательской деятельности, развития исследовательской деятельности.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос