Методы формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих специалистов | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, декабрь 2011)

Статья просмотрена: 126 раз

Библиографическое описание:

Нурметов, М. Р. Методы формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих специалистов / М. Р. Нурметов. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2011. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1215/ (дата обращения: 26.04.2024).

Процесс формирования личности будущего педагога следует рассматривать как сложный и длительный, который начинается в вузе и завершается за его пределами. Для того, чтобы увидеть эту проблему более цельно, в комплексе, увидеть те источники, которые лежат в основе формирования художественно-конструкторских умений будущих учителей в процессе их профессиональной подготовки и на этой основе разработать наиболее эффективные приемы и методы формирования художественно-конструкторских умений, мы провели исследования (анкетирование, наблюдение, тестирование, анализ и оценивание работ) студентов первого курса, которое показало низкий уровень сформированности художественно-конструкторских умений у студентов на начальной стадии обучения в ВУЗе.

Исследование проблем, с которыми встречаются будущие учителя изобразительного искусства на начальной стадии их обучения в ВУЗе, помогло выявить причину их возникновения, это, прежде всего, неразработанность методики, целенаправленно сориентированной на формирование когнитивно-изобразительных умений. Результаты констатирующего этапа эксперимента показывают, что формирование когнитивно-изобразительных умений вне специально разработанных педагогических условий малоэффективно, требуется специальное, целенаправленное формирование когнитивно-изобразительных умений, введение педагогических условий. Надо отметить, что в психолого-педагогической литературе недостаточно разработана проблема формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей.

Вопросам общепедагогических умений посвящены труды отечественных ученых, оказавших значительное влияние на данное исследование: О.А. Абдуллиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, A.И. Щербакова, Н.М. Яковлевой, Н.А. Томина и др. Проблема формирования личности учителя разрабатывалась А.А. Деркач, Г.Н. Засобиной, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластениным, А.И. Щербаковым и др. Проблема творчества в деятельности учителя рассматривается в работах психологов и педагогов Б.Г. Ананьева, Ф.Н. Гоноболина, В.А. Кан-Калика, Н.В. Кузьминой, Н.Д. Никандрова, Н.М. Яковлевой и др. Существенный интерес представляют работы и исследования, посвященные проблемам педагогического мастерства (Ю.П. Азаров, А.В. Мудрик, B.М. Коротов, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков).

Значительная часть исследований связана с профессиональной подготовкой художников или учителей изобразительного искусства, основанной на овладении изобразительной грамотой, однако, рекомендации, сформулированные в данных работах, не совсем приемлемы для подготовки будущих учителей.

Анализ современных педагогических исследований свидетельствует о зарождающемся интересе к изобразительности в подготовке будущих учителей [2,4,9] , но специальные исследования по проблеме формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей отсутствуют. Под когнитивно-изобразительными умениями будущих учителей мы понимаем способ деятельности по организации, отбору и планированию информации, а также ее передачи с помощью оформления и изобразительно-графического преобразования. [7]

Изобразительная деятельность позволяет частично преодолеть недостаток реализации культуротворческих потребностей студентов, усилить эмоциональную сторону обучения. Умение передать информацию с помощью изобразительных средств представляется немаловажным фактором в подготовке будущих учителей в условиях совершенствования технических средств передачи информации, с которыми сталкиваются учащиеся в повседневной жизни. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что в изобразительном творчестве происходит самовыражение и самоутверждение личности.

Только творчески раскрепощенный учитель способен создать и предоставить условия для проявления задатков растущего человека. Педагоги и психологи (JI.С. Выготский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.М. Неменский) убеждены в том, что каждому человеку с детства свойственно занятие изобразительным творчеством, можно утверждать, что в детстве рисуют почти все. В детском возрасте потребность в рисовании есть у каждого. Однако под влиянием стереотипов, начиная примерно со старшего школьного возраста, интерес к изобразительной деятельности пропадает, если не становится сферой профессиональной подготовки. Недостаток условий в средней школе для дальнейшей самореализации учащегося в области изобразительного творчества, а также устойчивые стереотипы в характеристиках изобразительной деятельности способствуют отчуждению личности учащегося от изобразительного творчества, которое сохраняется в более поздние возрастные периоды человека.

Неверие в свои изобразительные способности очень трудно преодолеть в дальнейшем. Тем не менее, как показали результаты исследования, потребность в личной самореализации в области изобразительной деятельности у будущих учителей есть. В ходе исследования выяснилось, что 64,3% указали на недостаток условий для этого, 58,5% отводят изобразительной деятельности роль эмоционального фактора в учебно-воспитательном процессе.

Формирование когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей будет наиболее эффективным, если:

1. Будут раскрыты сущность и содержание, определена структура когнитивно-изобразительных умений будущих учителей;

2. Будет разработана модель формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей;

3. Определены и экспериментально проверены педагогические условия эффективного формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей:

Формирующий этап эксперимента показал, что реально процесс формирования когнитивно-изобразительных умений будет протекать наиболее успешно при следующих педагогических условиях: а) использование приемов интеллектуально-эмоционального стимулирования познавательной активности студентов в освоении когнитивно-изобразительных умений; б) метода проектов; в) спецкурса «Дополнительные знания и умения по формированию когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей».

На основании изучения опыта работы высшей и средней школы, анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы; а также собственного опыта работы в средней и высшей школе была сформулирована проблема настоящего вопроса, которая определяется противоречием:

- между потребностью общества в разносторонне развитой личности учителя, обладающего общекультурными знаниями и умениями, и стереотипностью в представлениях о необходимости приобщения к изобразительной деятельности лишь педагогов-художников;

- между признанием необходимости реализовать в учебно-воспитательном процессе будущими учителями всех имеющихся задатков и способностей, культуротворческих потребностей и отсутствием учебников и учебных пособий по психолого-педагогической подготовке, учитывающих потребность будущих учителей реализовать себя в изобразительной деятельности;

- между обилием поступающей информации с постоянно совершенствуемой техникой изображений, доступной учащемуся вне школы, и относительной традиционностью средств передачи информации в арсенале учителя;

- между необходимостью формирования когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической науке.

Структура когнитивно-изобразительных умений будущих учителей включает четыре группы умений: конструктивные когнитивно-изобразительные умения, информационные когнитивно-изобразительные умения, организационные когнитивно-изобразительные умения и прикладные когнитивно-изобразительные умения будущих учителей.

Модель формирования когнитивно-изобразительных умений представляет собой гармонизацию структурных и функциональных компонентов. К структурным компонентам относятся диагностический, деятельностный и содержательный. Диагностический компонент представлен критериями и уровнями сформированности когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей, а также динамикой развития умений у будущих учителей в течение всего срока обучения. Критериями сформированности исследуемых умений являются информативность, содержательность, эстетическая выдержанность. Выявлены следующие уровни сформированности когнитивно-изобразительных умений у будущих учителей: творчески-прогнозирующий, активно-познавательный, операционно-исполнительский.

Проведенное исследование показало, что формирование когнитивно-изобразительных умений является важным фактором в подготовке будущих учителей в педагогическом вузе, в случае, если процесс обучения организован с соблюдением выявленных педагогических условий. Процесс формирования когнитивно-изобразительных умений будет протекать наиболее успешно в комплексе выделенных педагогических условий.


Литература:

  1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. — М.: Изд-во Московского ун-та, 1982. — с.
  2. Гладышев Г.М. Педагогические условия развития духовно-творческого потенциала будущего художника-педагога: Автореф. дис. . канд. пед. наук, Оренбург, 2000.
  3. Грибов Ю.Л. Психолого-педагогические условия развития творческого самовыражения учащихся и учителей //Вопросы психологии. — 1989. — № 2. — С. 58 — 62.

  4. Жданова Н.С. Формирование познавательной активности студентов в процессе решения графических задач с элементами конструирования: — М.: Просвещение, 1990.
  5. Зенкин А.А. Когнитивная компьютерная графика. — М.: Наука, 1991.
  6. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество. — М.: Политиздат, 1971.
  7. Когнитивная психология: (Материалы фин.-сов. симпозиума)/ Отв. ред. Б.Ф.Ломов и др. — М.: Наука, 1986.
  8. Мудрик А.В. Мастерство и вдохновение. — М.: Просвещение, 1986.
  9. Саламатова Т.А. Актуализация творческого потенциала личности в процессе изучения педагогических дисциплин: Дис.канд. пед. наук. — Екатеринбург, 1999.

Основные термины (генерируются автоматически): умение, изобразительная деятельность, учитель, будущее, изобразительное творчество, когнитивно-изобразительное умение будущих учителей, подготовка будущих учителей, изобразительное искусство, профессиональная подготовка, психолого-педагогическая литература.

Похожие статьи

Исследование профессиональной художественно-творческой...

Успех подготовки будущих педагогов изобразительного искусства и решения профессиональных задач зависит от того, как выполняют свои функции педагогический коллектив и как творчески поставлены занятия по рисунку, живописи, композиции.

Формирование у будущих учителей изобразительного...

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют прежние (приобретенные в школе) художественно-конструкторские знания и умения — в процессе изучения учебных предметов...

Научные основы специальной подготовки учителей...

Изобразительное искусство, профессионально-педагогическая направленность, учитель, художественное образование, педагогическая направленность, знание, работа, умение, высокий уровень...

Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов...

Нурметов М. Р., Хайитбаев Д. Д., Сейитниязова А. А. Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов и способов формирования у будущих учителей изобразительного искусства...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

При подготовке учителей изобразительного искусства вопрос об овладении учебным академическим рисунком является не менее актуальным.

«Для будущего преподавателя изобразительного искусства необходимо знание… методики выполнения рисунка...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

Изобразительное искусство, студент, умение, рисунок...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный...

Рекомендации по формированию у будущих учителей...

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства...

творческая деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, подготовка студентов, процесс обучения, молодое поколение, творческое воображение, художественное...

Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения...

Ключевые слова: изобразительные умения и навыки, дизайн, наброски, изобразительные способности, зарисовки

Значит, будущий художник-педагог или художник модельер по костюму должен иметь высокий уровень подготовки в рисунке, живописи, композиции.

Похожие статьи

Исследование профессиональной художественно-творческой...

Успех подготовки будущих педагогов изобразительного искусства и решения профессиональных задач зависит от того, как выполняют свои функции педагогический коллектив и как творчески поставлены занятия по рисунку, живописи, композиции.

Формирование у будущих учителей изобразительного...

В педагогических вузах студенты — будущие учителя изобразительного искусства приобретают новые и совершенствуют прежние (приобретенные в школе) художественно-конструкторские знания и умения — в процессе изучения учебных предметов...

Научные основы специальной подготовки учителей...

Изобразительное искусство, профессионально-педагогическая направленность, учитель, художественное образование, педагогическая направленность, знание, работа, умение, высокий уровень...

Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов...

Нурметов М. Р., Хайитбаев Д. Д., Сейитниязова А. А. Психолого-педагогический анализ некоторых методов, приемов и способов формирования у будущих учителей изобразительного искусства...

Специфика дисциплины «Академический рисунок» в системе...

При подготовке учителей изобразительного искусства вопрос об овладении учебным академическим рисунком является не менее актуальным.

«Для будущего преподавателя изобразительного искусства необходимо знание… методики выполнения рисунка...

О проблемах обучения изобразительному искусству...

Ключевые слова: изобразительное искусство, образное мышление, художественное творчество, культура, общеобразовательная школа.

Изобразительное искусство, студент, умение, рисунок...

ребенок, изобразительная деятельность, изобразительное искусство, творческая деятельность, творческий поиск, детское творчество, педагогическая инновация, дошкольный возраст, творческий процесс, учебный...

Рекомендации по формированию у будущих учителей...

Формирование у будущих учителей изобразительного искусства...

творческая деятельность, изобразительное искусство, художественный образ, подготовка студентов, процесс обучения, молодое поколение, творческое воображение, художественное...

Изобразительные умения и навыки в процессе выполнения...

Ключевые слова: изобразительные умения и навыки, дизайн, наброски, изобразительные способности, зарисовки

Значит, будущий художник-педагог или художник модельер по костюму должен иметь высокий уровень подготовки в рисунке, живописи, композиции.