«Испокон века книга растит человека». Книга в развитии личности современного дошкольника | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрина, Н. В. «Испокон века книга растит человека». Книга в развитии личности современного дошкольника / Н. В. Петрина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2016. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10810/ (дата обращения: 17.12.2024).



Хорошая детская книга должна отличаться тем свойством, что её с удовольствием читают и взрослые.

Пётр Капица, академик

Все родители хотят, чтобы их ребёнок вырос добрым, разносторонне развитым, успешным. Давайте попробуем разобраться, как приблизиться к этой цели уже в дошкольном возрасте. Чтение в дошкольном возрасте открывает волшебный мир. Юный читатель легко вживается в роли главных героев произведений, вместе с ними сталкивается с трудностями и находит решение. Это развивает социальные навыки, прививает основы нравственности — понятия добра и зла, хорошего и плохого. Чтение книг дошкольникам развивает гибкость ума, делает речь ребёнка богатой и правильной, и конечно же, готовит к успешному обучению в школе.

На что обращают внимание взрослые, покупая литературную новинку своему малышу? Конечно же, книга должна соответствовать возрасту ребёнка, чтобы заинтересовать его. Хотя, если взрослый не заставляет слушать весь текст книжки, а просто показывает понятные малышу картинки, то можно воспользоваться книжками для детей более старшего возраста, и даже взрослыми журналами. Если же книгу читают ребёнку полностью, то желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью событий. Часто дети сами хотят «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая книжки для малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли страницы и обложка. Книжки с объёмными, выдвигающимися частями картинки не подходят для маленьких детей и вряд ли прослужат долго, так как движения малыша ещё не скоординированы, а материал, из которого изготовлены подобные вкладыши, должен быть достаточно тонким, предназначенным для более деликатного обращения. По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы ребёнок сам мог справиться с переворачиванием страниц, и был в состоянии переносить книгу с места на место.

Многие родители интересуются, с какими иллюстрациями следует покупать детям книжки: с высокохудожественными, выполненные известными художниками, или с примитивными, доступными маленькому ребёнку. Наверное, каждый взрослый решает эту проблему по-своему, ориентируясь на вкус и опыт, и в зависимости от тех задач, которые он хочет решить, читая книги с ребёнком. Некоторые родители стремятся с раннего возраста привить ребёнку интерес к искусству и выбирают книги с иллюстрациями известных художников. Другие, читая книги, главным образом стремятся расширить познания малыша и развить его речь. В этом случае книги выбираются по содержанию, а иллюстрациям уделяют не такое пристальное внимание. На наш взгляд, есть только одно пожелание родителям: иллюстрации должны быть понятны ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы. Об иллюстрировании детской книги как сложном процессе не раз говорил известный художник В. Конашевич. Исходя из знания законов развития ребёнка, он определяет требования к иллюстрациям в произведениях для малышей: «Ясность, простота и выразительность». Но тут же художник замечает: «Однако под простотой не следует разуметь какое-то нарочитое изображение предмета, а упрощение приёмов его графического воспроизведения…Ребёнок требует, чтобы предмет был изображён точно и со всеми признаками, но изображён просто и ясно».

Несколько слов о сказках и их воздействии на детские умы и сердца. При всей прелести и значимости этот жанр литературного произведения требуют пристального внимания к нему. Отбирая сказки для детского чтения, взрослые должны подумать над тем, как волшебный сюжет может повлиять на ребёнка, какие чувства вызвать.

Далее хочется привести результаты анкетирование, которое проводилось в детском саду, чтобы подтвердить все вышесказанное. Анкетирование проводилось в дошкольных группах (возраст детей от 3 до 6 лет) и носило анонимный характер, чтобы ответы были более искренними.

1. Любит ли ваш ребёнок читать вместе с вами книжки?

А) да-66 %Б) не всегда-26 % В) редко-6 %Г) нет-2 %

Хотя большинство ответило положительно, прискорбно осознавать, что есть семьи, где не привита культура совместного чтения.

2. Какой литературный жанр он предпочитает?

А) сказки-67 % Б) стихи-68 % В) рассказы-23 % Г) всё вместе - 27 %Д) другое 10 % -детские романы, энциклопедии, песни, познавательные книги

Данные анкеты подтверждают, что детское ухо лучше воспринимает ритмический текст. А отдавая предпочтение сказкам, хочется еще раз напомнить о тщательном выборе, какие персонажи есть в этой сказке (сказки с бабой-ягой могут повлиять на некоторых детей негативно), а так же время их прочтения (вряд ли некоторые нужно читать на ночь), и конечно подчеркивать, что в сказках добро всегда побеждает зло.

3. Укажите самое любимое произведение вашего ребёнка (если таковое имеется)?

А) «Колобок»20 %Б) другое-70 % («Волшебник изумрудного города», «Бременские музыканты», все о технике, про животных, книги Томпсона.

В) «Репка»3,5 %Г) нет любимых книжек 6,5 %

4. Покупая литературную новинку своему малышу, вы отдаёте предпочтение:

А) книге из прочного материала-8 %

Б) книге с обилием иллюстраций-40 %

В) книге небольшого формата и объёма-3 %

Г) книге, чьё содержание соответствует возрасту вашего ребёнка-35 %

Д) книге известного автора-26 %

Е) другое -5 %(понравилось ребенку)

Иллюстрации играют огромную роль, поэтому хочется привести еще одно существенное замечание художника В. Конашевич: «Картинки в книге для маленьких по необходимости должны быть цветными. Ребёнку легче разобраться в цветном рисунке: цвет помогает узнать предмет и найти его на белом поле листа».

5. Считаете ли вы совместное чтение книг одним из способов развития и воспитания ребёнка?

А) да-87 %Б) нет-3 % В) затрудняюсь ответить-7 % Г) другое -3 %-иногда читаем.

Большинство считает книги одним из способов развития маленького человека.

6. Как вы думаете, какие детские проблемы, задачи можно решить с помощью книги? (выберите 1–2 варианта).

А) интеллектуальное развитие-87 %

Б) развитие речи-74 %

В) воспитание культурно- гигиенических навыков -40 %

Г) поведенческие проблемы (агрессивность, необщительность…)-3 %

Д) нежелание идти в детский сад,

Е) книги никакие проблемы решить не помогут,

Ж) другое (напишите)-4 %-развитие души, фантазия, кругозор, культура речи.

Зачастую родители недооценивают возможности литературных произведений в решении многих проблем в поведении детей. По данным анкетирования, небольшой процент взрослых посчитал книги способными справиться с детской агрессивностью, замкнутостью, нежеланием идти в детский сад и т. д.

7. На ваш взгляд, будет ли вам полезна консультация воспитателей, психолога о выборе книг для детей, о возможностях их использования в развитии и воспитании ребёнка?

А) да19 % Б) скорее да, чем нет23 %В) скорее нет, чем да12 % Д) нет-4 %

Делаем вывод, что родители не только читают книги детям, но и хотят получать информацию от педагогов о выборе книг.

И в завершение приведем десять «почему» детям необходимо читать книжки:

  1. Благодаря чтению развивается речь ребенка и увеличивается его словарный запас, книга учит маленького человека выражать свои мысли и понимать сказанное другими людьми.
  2. Чтение развивает мышление. Из книг ребенок учится абстрактным понятиям и расширяет горизонты своего мира. Книга объясняет ему жизнь и помогает увидеть связь одного явления с другим.
  3. Работа с книгой стимулирует творческое воображение, позволяет работать фантазии и учит детей мыслить образами.
  4. Чтение развивает познавательные интересы и расширяет кругозор. Из книг и периодики ребенок узнает о других странах и другом образе жизни, о природе, технике, истории и обо всем, что его интересует.
  5. Книги помогают ребенку познать самого себя. Для чувства собственного достоинства очень важно знать, что другие люди думают, чувствуют и реагируют так же, как он.
  6. Книги помогают детям понять других. Читая книги, написанные писателями других культур других эпох, и, видя, что их мысли и чувства похожи на наши, дети лучше понимают их и избавляются от предрассудков.
  7. Хорошую детскую книжку можно читать ребенку вслух. Процесс совместного чтения способствует духовному общению родителей и детей, установлению взаимопонимания, близости, доверительности. Книга объединяет поколения.
  8. Книги — помощники родителей в решении воспитательных задач. Они учат детей этике, заставляют размышлять о добре и зле, развивают способность к сопереживанию, помогают научиться входить в положение других людей.
  9. Книги придают силы и вдохновение. Они увлекают и развлекают. Они заставляют детей и взрослых смеяться и плакать. Они приносят утешение и указывают выход из трудного положения.
  10. Чтение — самое доступное и полезное для интеллектуального и эмоционально-психического развития ребенка занятие.

Литература:

  1. Гриценко З. А. Первые шаги ребёнка. Практические советы педагога. — М., 2005 г.
  2. Гриценко З. А. Положи твоё сердце у чтения. — М., 2004 г.
  3. Лютова Е. К., Монина Г. Б.Тренинг общения с ребёнком (период раннего детства). — СПб., 2001 г.
  4. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребёнка. СПб., 2007 г.
  5. Николаева Е. И. 111 баек для детских психологов. — СПб., 2009 г.
  6. Особенности восприятия книги ребёнком раннего возраста// Дошкольная педагогика, май, 2007 г.
Основные термины (генерируются автоматически): книга, ребенок, взрослый, детский сад, выбор книг, дошкольный возраст, литературная новинка, маленький человек, пристальное внимание, совместное чтение.

Похожие статьи

«Герои живут рядом». Гражданско-патриотическое воспитание в школе (из опыта работы)

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня духовности школьников через интеграцию уроков изобразительного искусства и литературы

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника

Макетирование как средство нравственно-патриотического воспитания. Познавательный игровой макет «Русская изба»

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!»

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного дошкольника

Проект для детей 5–6 лет «Проблема мусора. Вторая жизнь вещей»

Роль игры в социальном становлении личности ребенка дошкольного возраста. Игры понарошку

Похожие статьи

«Герои живут рядом». Гражданско-патриотическое воспитание в школе (из опыта работы)

«Отклик сердца на жестокий зов войны». Повышение уровня духовности школьников через интеграцию уроков изобразительного искусства и литературы

«Старые сказки на новый лад». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе

Нетрадиционная техника рисования в детском саду и ее роль в развитии детей дошкольного возраста. Шерстяная акварель. Мастер – класс «Ромашковое поле»

«Волшебная сила пальчиков»: взаимосвязь развития руки ребенка и становления речи дошкольника

Макетирование как средство нравственно-патриотического воспитания. Познавательный игровой макет «Русская изба»

Формирование духовно-нравственного воспитания у детей дошкольного возраста». Проект «Казаком быть — Родину любить!»

Мир культуры игры и культуры коммуникации современного дошкольника

Проект для детей 5–6 лет «Проблема мусора. Вторая жизнь вещей»

Роль игры в социальном становлении личности ребенка дошкольного возраста. Игры понарошку