Автор: Кочетков Владислав Витальевич

Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)

Дата публикации: 24.04.2016

Статья просмотрена: 166 раз

Библиографическое описание:

Кочетков В. В. Изучение динамики мотивации учащихся 5-8 классов с учетом возрастных особенностей [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань: Бук, 2016. — С. 55-57.



Учиться — это значит учить себя, где учитель только помогает прокладывать ученику маршрут его траектории. Но в жизни часто приходится встречаться с ситуацией, когда необходимо обучать ребенка, который не имеет потребности в обучении или даже может активно противодействовать обучению.

Успешность обучения зависит не только от методов обучения, но в первую очередь, от мотивации учащихся, т. е. от тех мотивов, ради которых учится человек, но и от того значения, которое имеет для него учение.

Цель исследования — изучение динамики реальной мотивации учащихся 5-8-х классов с учетом возрастных особенностей.

Психологи выделяют две большие группы мотивов:

1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;

2) социальные мотивы, в основе которых лежит взаимодействие- общение и сотрудничество школьника с другими людьми.

Объект изучения. Исследованиемотивации школьников к обучению.

Предмет изучения. Исследованиепроцесса мотивации школьников к обучению.

Методы изучения. Наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, игры, тренинги.

Исследование проводилось на базе общеобразовательной школы. Всего в исследовании приняло участие 149 школьников (52 мальчика, 97 девочек).

Каждый человек развивается в результате того, что он включается в общественные отношения и в различные виды деятельности. Активность человека в процессе взаимодействия с окружающим миром основывается на его потребностях. Потребности являются источником активности человека и лежат в основе мотивов его поведения.

Подростковый возраст осложнен не только проблемами, трудностями и противоречия, но и богат своими преимуществами. Эти достоинства заключаются в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости или как говорят психологи, в сензитивности детей данного возраста к тем или иным сторонам обучения. Но все эти особенности носят неустойчивый характер, находятся в процессе формирования и становления, это требует разных методов обучения и воспитания в подростковом возрасте.

Итак, в подростковом возрасте имеются благоприятные условия для формирования саморегуляции в учебной деятельности, которые не всегда встречают ответных стимулов со стороны педагога, направленных на формирование самостоятельной познавательной деятельности каждого ученика. Это является одной из причин снижения интереса к обучению в школе

Выделяют следующие уровни развития учебной деятельности у подростков:

1-й уровень: характеризуется малочисленностью положительных мотивов. Положительные мотивы учения ситуативны, кратковременны.

2-й уровень: характеризуется появлением интереса, чувства ответственности, долга.

3-й уровень: характерен усилением долга и познавательного интереса.

Кроме этого, в этот период происходит целый ряд кардинальных сдвигов в организме, таких как половое созревание, что явно не способствует устойчивому психоэмоциональному состоянию. Можно с уверенностью сказать, что в период полового созревания подросток не только труден для нас, взрослых, но и подростку трудно разобраться в самом себе, в правилах и нормах окружающего мира. Но в то же время подростковый возраст- это пора достижений, стремительного наращивания знаний, умений, становления собственного «Я», обретение индивидуальной социальной позиции.

В начале 2015 года нами было проведено исследование мотивационной сферы школьников 5-8 классов с использованием методики М В. Матюхиной Исследования проводились в компьютерной обработке.

Оказалось, что самым значимым для всех учеников является мотив самоопределения и самосовершенствования (хочу учиться дальше, знания нужны для будущего). Самыми исключаемыми оказались престижная мотивация и мотивация процесса познания (кроме 7 класса). Из данных исследований можно сделать вывод, что в 5 и 6 классах ведущие места в структуре мотиваций занимают широкие социальные мотивы, мотивы самосовершенствования. В 6 классе мотив содержанием выше, чем в 5 классе. В 7 классе ведущие места занимают мотив самоопределения и самосовершенствования и мотив долга и ответственности, но престижная мотивация является самой низкой. В 8 классе значимы мотивация самоопределения и самосовершенствования, а престижная мотивация и мотивация процессом познания является самой низкой.

Среди многообразных познавательных мотивов учения можно выделить три основные группы — мотив самоопределения и самосовершенствования; мотив долга и ответственности и мотив благополучия.

В дополнение, из анкетных данных — содержательная мотивация по значимости в этих классах представляется следующим образом.

По результатам исследования учебной мотивации при дополнительном анкетировании можно сделать вывод, что у учеников складывается положительное отношение к обучению, и мы предполагаем, что это причина личностного характера связана с возрастными особенностями школьников и особенностями их семейного воспитания.

Нами отмечено, что наиболее активно у учеников идет формирование и развитие познавательных интересов, в кругу других мотивов, взаимодействуя и переплетаясь с ними. Ученик в школе не только учится, он входит в коллектив сверстников, участвует в общественной жизни, у него складываются определенные отношения с товарищами.

Используя данные исследования состояния мотивов учения, можно своевременно подсказать школьнику, над устранением каких именно недостатков следует настойчиво работать. Ведь многие учащиеся вообще не задумываются над тем, что побуждает их учиться и иногда, бывает достаточно обратить их внимание на эту сторону учения, как они с охотой начинают заниматься самовоспитанием хотя бы в самых ее элементарных формах.

Далеко не каждое дело бывает занимательным, увлекательным и от того, как бы автоматически вызывает отрицательную мотивацию учения. Как же тогда развивать мотивы активной деятельности? В таком случае в действие вводится формирование педагогом и родителями волевая мотивация — самоприказ, самоактивизация, самовнушение. В качестве источников такого самостимулирования выступают уже сформированные чувство долга, ответственности и сознательной дисциплины.

Только зная познавательные мотивы ученика, педагог может оценивать его поведение, судить о том, что случаен или закономерен поступок, предотвращать возникновение негативных и поощрять формирование позитивных черт личности.

Как же это происходит на практике?

С учениками, у которых выявилась низкая мотивация нами были проведены дополнительные исследования для более глубокого выявления проблемы.

Нами был проведен тест «Ценностные ориентации». Из десяти: книги, еда, одежда, деньги, человек, природа, спорт, искусство, учеба, развлечения — самыми значимыми оказались.

Во всех классах исключениями оказались развлечения, искусство, спорт, книги. Эти результаты говорят о том, что ученики не имеют сформированных родителями и педагогами интересов к обучению и с ними необходимо проводить коррекционные действия через участие их в социально-психологических тренингах, беседах, встречах с успешными людьми, активных играх на выявление победителя и другое.

В завершение хочется сказать, что формирование мотивов учебной деятельности не должно происходить стихийно. Этим процессом необходимо управлять с самого первого дня пребывания ребенка в школе. От класса к классу меняются дети, меняются и мотивы их учебной деятельности.

В пятых классах, учитывая адаптационный период при переходе из начального звена в среднее, большое внимание необходимо уделять организации учебной деятельности, развитию внимания, памяти, мышления.

В шестых классах, учитывая физиологию, повышенный интерес, любознательность следует уделять внимание: развитию логического мышления именно в этом возрасте выше мотивация содержания, общению при помощи игр, именно в этом возрасте подростки начинают заботиться о свей внешности и интересоваться представителями противоположного пола, порой не понимая и не давая отчета своим действиям и поступкам.

В седьмых классах, существенной чертой этого возраста — обращение внутрь себя. Бурное развитие сознания и самосознания обуславливает интерес к себе, подросток склонен к уходу в себя, самокритичен и чувствителен к критике. В этих классах предлагается программа изучения личностных методик и уроки ведутся по типу «Я — человек, но какой?»

В восьмых классах интроверсия сменяется экстраверсией. У подростков растет интерес к другим людям и их внутреннему миру и появляется склонность сравнивать себя с другими. В этих классах можно применять методики межличностных отношений. Уроки ведутся по типу «Я и другие» и это сверстники, родители, учителя, взрослые и т. д.

Подростки — это удивительная пора человеческой жизни. Раздвигаются горизонты знаний, чувствования человеческих отношений, нарастающие личные возможности, способности, развитие интеллекта, формирование определенных убеждений, помогающих воспринимать жизнь многомерно, в ее сложности. И здесь очень важно помнить, что формирование положительной мотивации обучения — чрезвычайно сложный и важный процесс, который нуждается в терпеливой и мудрой помощи взрослых и на основе которого и формируется личность целеустремленного человека.

Литература:

  1. Выгодский А. С. Основные течения современной психологии. — Москва, 1930.
  2. Грановская Р.М. Элементы практической психологии — Ленинград, Ленинградский университет, 1988, [с.364].
  3. Жарова Л. В. Учить самостоятельности. — Москва, Просвещение, 1993, [с.39].
  4. Кон И. С. Социология личности. — Москва, 1967.
  5. Леонтьев Л. Н. Проблемы развития психики. — Москва, МГУ, 1972, [с.508].
  6. Макаренко Л. С. Книга для родителей, — Москва, Просвещение, 1974.
  7. Маркова Л. К. Психология обучения подростка. — Москва, Знание, 1975, [с.З].
  8. Миронов А. И. Критические периоды детства. — Москва, Знание, 1979, [с. 49].
  9. Народное образование. Журнал 9 — 10. — Москва, Просвещение, 1993, [с.28].
  10. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога в образовании. — Москва, Владос, 1995, [с. 99].
  11. Рабочая книга школьного психолога. — Кемерово, ИРГУ, 1995.
  12. Сухомлинский В. А. Рождение гражданина. — Москва, Молодая гвардия, 1971, [с.134].
  13. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьников. — Ярославль, Академия развития, 1996, [с.З].
  14. Учителям и родителям о психологии подростков. — под ред. Аракелова Г. Г. — Москва, Высшая школа, 1990, [с.91].
  15. Эльконин Д. Б. Изб.пед. труды. — Москва, Просвещение, 1989, [с.28].
Основные термины (генерируются автоматически): учебной деятельности, престижная мотивация, мотив самоопределения, мотивации учащихся, познавательные мотивы, мотив долга, учетом возрастных особенностей, мотивов учения, социальные мотивы, формирование мотивов учебной, книга школьного психолога, значимы мотивация самоопределения, мотивация процессом познания, мотивация процесса познания, познавательных мотивов учения, родителями волевая мотивация, возрасте выше мотивация, Положительные мотивы учения, состояния мотивов учения, большие группы мотивов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос