Система подготовки учащихся к итоговой аттестации
Автор: Лобышева Ирина Сергеевна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2016)
Дата публикации: 17.04.2016
Статья просмотрена: 8215 раз
Библиографическое описание:
Лобышева, И. С. Система подготовки учащихся к итоговой аттестации / И. С. Лобышева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10330/ (дата обращения: 16.12.2024).
В стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным качеством учителя становится умение учиться. Педагогу необходимо уметь быстро и гибко реагировать на новые вызовы в условиях системных изменений в сфере образования, оперативно находить векторы развития своей профессиональной деятельности в соответствии с требованиями Профессионального стандарта «Педагог», федеральными государственными стандартами нового поколения. В частности, учитель несет личную ответственность за качественную подготовку своих учеников к итоговой аттестации.
Цель: оптимизировать систему подготовки учащихся к итоговой аттестации в школе.
Задачи:
- Рассмотреть SWOT-анализ качества преподавания и подготовки учащихся по методическому объединению.
- Рассмотреть новые требования к сдаче итоговых экзаменов.
- Определить главные тезисы профессионального стандарта педагога в свете требований ФГОС к подготовке учащихся к государственной итоговой аттестации.
- Выработать алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации.
- Выявить пути решения проблемного поля при подготовке учащихся к итоговой аттестации.
«Сильные стороны» учителя при подготовке к ОГЭ: профессионализм, эрудиция, культура, мотивированность, системность, профессионализм, оснащенность, умение мотивировать, создать банк данных, использовать современные образовательные технологии, подбор УМК, преемственность, все учителя обучены по ФГОС, преемственность инновационных технологий (ТРКМ, ТРИЗ, диалоговое взаимодействие), стабильность высоких результатов, любовь к детям.
«Слабые стороны» при подготовке к ОГЭ: разный уровень сформированности УУД у детей, преобладание предметных ЗУН (над УУД), тревожность, завышенные ожидания, слабые межпредметные связи.
«Благоприятные возможности»:
– возможность выбора форм самообразования
– анализ передового педагогического опыта
– использование дидактических свойств интернета
– материально-техническое оснащение
– личностный потенциал
– сотрудничество с международными лагерями, изучение зарубежного опыта
– участие в экспериментах и апробациях
«Потенциальные риски»:
– работа с перегрузкой
– формирование библиотечного фонда
– изменение формата экзамена
– позиция родителей
Оптимизация алгоритма работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации:
– Изучение нормативно-правовой базы.
– Составление рабочих программ.
– Выбор УМК.
– Курсовая методическая подготовка учителей.
– Мониторинг, диагностика, анализ.
– Выявление проблемных областей.
– Обучение стратегиям выполнения заданий.
– Реализация индивидуальной образовательной траектории учащегося.
– Систематическая педагогическая рефлексия.
Алгоритмы работы учителя по подготовке учащихся китоговой аттестации
Алгоритм 1.
- Выявление общих и индивидуальных затруднений учащихся.
- Разработка стратегии применения различных образовательных технологий подготовки к ЕГЭ.
- Совершенствование форм и методов обучения.
- Формирование общеучебных навыков, ключевых компетенций.
- Определение учащихся, входящих в группу риска.
- Проведение диагностических работ в формате ЕГЭ.
- Разработка индивидуальных образовательных траекторий обучающихся.
- Психологическая готовность.
Алгоритм 2.
- Знакомство с нормативной базой.
- Анализ прошедшей аттестации.
- Выбор УМК по предмету в соответствии с образовательными стандартами.
- Планирование и составление рабочих программ и их осуществление.
- Реализация индивидуального подхода.
- Обучение алгоритму выполнения экзаменационной работы.
- Проведение системного мониторинга.
Алгоритм 3.
- Знакомство с документами ОГЭ и КИМ.
- Курсовая методическая подготовка.
- Включение материалов ОГЭ в урочную деятельность.
- Проведение диагностических, мониторинговых, контрольных работ.
- Системный анализ результатов.
- Системная педагогическая рефлексия.
- Разработка собственной дидактической системы с учетом индивидуальных особенностей классов.
- Апробация этой системы.
Алгоритм 4.
- Изучение документов: стандарт, программа, документы ОГЭ (порядок проведения, кодификатор, спецификации, демоверсии).
- Составление рабочих программ.
- Подбор УМК.
- Обучение стратегии выполнения заданий и ознакомление с системой критериев.
- Мониторинг: входной, текущий, итоговый.
- Анализ результатов.
- Выделение проблемных областей.
- Анализ причин их возникновения.
- Коррекционная работа.
- Формирование банка заданий.
- Пробное тестирование.
- Анализ результатов.
Раздаточный материал для учителей
Глоссарий
Термины иопределения применительно кпедагогу:
Квалификация педагога — отражает уровень профессиональной подготовки учителя и его готовность к труду в сфере образования. Квалификация учителя складывается из его профессиональных компетенций.
Профессиональная компетенция — способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении профессиональных задач.
Профессиональный стандарт педагога: документ, включающий
перечень профессиональных и личностных требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
Региональное дополнение кпрофессиональному стандарту:
документ, включающий дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.
Внутренний стандарт образовательной организации: документ, определяющий квалификационные требования к педагогу, соответствующий реализуемым в данной организации образовательным программам.
Ключевые области стандарта педагога: разделы стандарта, соответствующие структуре профессиональной деятельности педагога: обучение, воспитание и развитие ребенка.
Профессиональная ИКТ-компетентность: квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области в развитых странах средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где это необходимо.
Аудит: систематический, независимый и документируемый процесс получения свидетельств аудита и их объективного оценивания в целях установления степени выполнения требований.
Внутренний аудит: аудит, осуществляемый самой организацией или другой организацией от ее имени для внутренних целей. Например, внутренний аудит может быть проведен для подтверждения результативности системы менеджмента или оценки квалификации работников, а также оценки соответствия предъявляемым к ним профессиональным требованиям.
Внешний аудит: аудит, проводимый независимой от образовательной организации стороной. Внешний аудит может быть осуществлен надзорными органами или организациями, представляющими интересы потребителей.
Из «Профессионального стандарта педагога»:
- Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт — инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.
Стандарт — инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.
Стандарт — объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт — средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт — основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
- Необходимость наполнения профессионального стандарта учителя новыми компетенциями:
Работа с одаренными учащимися.
Работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
Преподавание русского языка учащимся, для которых он не является родным.
Работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
Работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
- Характеристика стандарта
– Профессиональный стандарт педагога — рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации.
– Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога).
– Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т. п.).
– Профессиональный стандарт педагога является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов в дошкольных учреждениях, начальной, основной и старшей школе.
– Учитывая особое место и роль в общем среднем образовании таких предметов, как математика и русский язык, обязательность их сдачи в форме ЕГЭ для всех без исключения выпускников школ, в приложениях к документу отдельно выделяются профессиональные стандарты педагога по этим специальностям.
– Профессиональный стандарт педагога отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение, воспитание и развитие ребенка. В соответствии со стратегией современного образования в меняющемся мире, он существенно наполняется психолого-педагогическими компетенциями, призванными помочь учителю в решении новых стоящих перед ним проблем.
– Стандарт выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций, таких как: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Профессиональный стандарт педагога выполняет функции, призванные:
– Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
– Обеспечить координированный рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
– Мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации.
- Пути решения проблемного поля ввопросе подготовки учащихся китоговой аттестации ипродолжение работы по устранению рисков. Рекомендовать киспользованию педагогами выработанный алгоритм.
Оптимизируем систему подготовки при помощи:
1. Непрерывное совершенствование педмастерства по стандартам, вопросам подготовки учащихся к итоговой аттестации (курсы повышения квалификации) — организаторы, эксперты ЕГЭ.
2. Планирование деятельности в школе (план-график на учебный год): (утверждение алгоритма работы учителя)
– Изучение нормативно-правовой базы ЕГЭ (МО, информация на сайте, инфозона, индивидуальная работа учителя).
– Знакомство с КИМ.
– Обсуждение на заседаниях МО.
– Рабочие программы педагогов.
– Планирование курсовой подготовки.
3. Методики, технологии.
– Образовательные технологии, применяемые педагогами: развитие исследовательских навыков; проектная деятельность в обучении и воспитании; блочно-модульное обучение; информационно-коммуникационные технологии; игровые технологии; здоровьесберегающие технологии в предметном обучении; обучение в сотрудничестве (командная, групповая); технология оценки «портфолио».
– Методики подготовки китоговому контролю: 1) выявление пробелов у учащихся, составление индивидуальной программы повторения; 2) устранение пробелов, работа над ошибками, закрепление; 3) итоговая диагностика.
4. Аудит, мониторинг.
- Соотнести подготовку учащихся китоговой аттестации сновыми требованиями ФГОС кпедагогу.
– Внимательно изучить профессиональный стандарт. Обратить особое внимание на требования к стандарту учителей математики и русского языка (вынесены отдельно в приложениях к Стандарту «Педагог»).
Литература:
- http://www.ege.edu.ru/ru/main/ — Официальный информационный портал Единого Государственного Экзамена
- http://fipi.ru/ (http://www.fipi.ru/view/sections/92/docs/) — Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный институт педагогических измерений»
- http://www.edu.ru/ — Федеральный портал «Российское образование»
- http://gia.edu.ru/ — Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации
- http://www.ege.spb.ru/ — Официальный информационный портал Государственной Итоговой Аттестации выпускников 9 и 11 классов в Санкт-Петербурге
- http://geo.reshuege.ru/ — Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
- http://geo.sdamgia.ru/ — Сдам ГИА. Образовательный портал для подготовки к экзаменам.
- http://минобрнауки.рф/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/3071 — Профессиональный стандарт Педагога
- http://matematik-sait.ucoz.ru/publ/ob_organizacii_raboty_so_sredneuspevajushhimi_uchashhimisja_pri_podgotovke_k_itogovoj_attestacii_po_matematike/1–1-0–6 — Об организации работы со среднеуспевающими учащимися при подготовке к итоговой аттестации по математике
- http://pedsovet.su/publ/36–1-0–2002 — Особенности организации подготовки учащихся к итоговой аттестации в формате ЕГЭ
- http://cyberleninka.ru/article/n/algoritm-raboty-uchitelya-po-podgotovke-uchaschihsya-k-gosudarstvennoy-itogovoy-attestatsii-po-obschestvoznaniyu — Алгоритм работы учителя по подготовке учащихся к государственной (итоговой) аттестации по обществознанию
- http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2013/11/27/proekt-sistema-raboty-uchitelya-po-podgotovke-uchashchikhsya-k — Система работы учителя по подготовке учащихся к итоговой аттестации
Похожие статьи
О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»
Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...
Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации
Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.
Организация самостоятельной работы студентов в колледже
Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...
Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики
В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...
Эффективный контракт как инструмент развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы
Осуществляемая в стране государственная политика в сфере высшего образования является продолжением намеченного в конце прошлого столетия курса на обновление её содержания и поиска новых подходов к повышению качества образования. Проблема совершенство...
Инновационная практика управления общеобразовательной организацией
Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе ...
Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»
В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...
Инвестиционная привлекательность предприятий сферы торговли
В условиях быстрого и нестабильного изменения современного мира устойчивое развитие экономики приобретает особое значение. Для преодоления финансовых трудностей компаниям необходимо внедрять новые механизмы финансирования, направленные на обеспечение...
Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Похожие статьи
О работе муниципальной инновационной площадки «Организация системы внеурочной деятельности обучающихся»
Важнейшей задачей, которую поставили перед современной российской школой Президентская инициатива «Наша новая школа» и Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС НОО и ФГОС ООО), является создание для обучающихся оптимальных условий п...
Разработка и создание системы менеджмента качества в профессиональной образовательной организации
Сегодня качество образовательных услуг выходит на первый план, что способствует востребованности выпускаемых специалистов. Это требует разработки и создания системы менеджмента качества в каждом учебном заведении.
Организация самостоятельной работы студентов в колледже
Среднее профессиональное образование в современных социально-экономических условиях играет важную роль в подготовке будущих правоохранителей, позволяющей удовлетворить потребности личности в опережающем получении образования, дающего возможность своб...
Развитие метапредметных навыков обучающихся на основе применения активных методов обучения на уроках информатики
В современном мире нельзя преподавать ни один предмет без опоры на метапредмет. И в этой связи информатика занимает центральное место. Применение активных методов на уроках информатики позволяет сформировать у школьников требуемые универсальные умени...
Эффективный контракт как инструмент развития профессиональной культуры преподавателя высшей школы
Осуществляемая в стране государственная политика в сфере высшего образования является продолжением намеченного в конце прошлого столетия курса на обновление её содержания и поиска новых подходов к повышению качества образования. Проблема совершенство...
Инновационная практика управления общеобразовательной организацией
Авторами представлен практический опыт по созданию и внедрению модели системы управления качеством образования, разработанной в соответствии с требованиями и рекомендациями международных стандартов по менеджменту качества. В течение пяти лет в школе ...
Формирование универсальных учебных действий в предметной области «Русский язык»
В Концепции развития образования в Российской Федерации сформулированы современные представления о фундаментальном образовании — это такое образование, благодаря которому человек способен самостоятельно работать, учиться и, при необходимости, переучи...
Инвестиционная привлекательность предприятий сферы торговли
В условиях быстрого и нестабильного изменения современного мира устойчивое развитие экономики приобретает особое значение. Для преодоления финансовых трудностей компаниям необходимо внедрять новые механизмы финансирования, направленные на обеспечение...
Специфика работы с одаренными детьми в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В соответствии с ФГОС нового поколения личностно-ориентированное образование в образовательном учреждении направлено на развитие и саморазвитие ученика, становление его как личности с учетом индивидуальных особенностей, интересов и способностей. Рабо...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...