Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бирюкова, О. И. Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии / О. И. Бирюкова, Ю. П. Абашкина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2016 г.). — Казань : Бук, 2016. — С. 185-188. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/190/10213/ (дата обращения: 22.12.2024).



Одной из актуальных проблем является сегодня развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. «Детство — золотой век эмоционального в нас» — отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольника — научить детей понимать свои эмоциональные состояния и окружающих их людей. Дать представление о способах выражения собственных эмоций (слова, мимика, жесты), а также совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

Особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребёнком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я»; эмоциональной сферы, нравственных ценностей и установок.

Из практики работы с дошкольниками видно, что год от года дети приходят в детский сад с угнетённой эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребёнок замыкается в себе со своими проблемами, страхами.

Преобразования, происходящие в последние годы в России, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования. В качестве приоритетного направления сегодня выступает забота об эмоциональном благополучии ребёнка.

Данное интегрированное занятие необходимо для взаимодействия педагогов и специалистов в условиях реализации требований ФГОС ДО и используется в развивающей и обучающей работе.

План-конспект интегрированного занятия на тему:

«От улыбки станет всем светлей»

Цель:развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста по средствам изобразительной деятельности и песочной терапии.

Задачи:

 формировать позитивное отношение к жизни, жизнелюбие, стремление дарить радость окружающим.

 совершенствование умений и навыков практического общения.

 сформировать у детей разные способы выражения эмоций и умение ими управлять.

 учить рисовать портрет мамы в анфас, передать особенности внешнего вида, радостное настроение. Продолжать знакомство с жанрами изобразительного искусства (портрет).

 развивать эстетические чувства.

 способствование проявлению эмпатии.

 снижение психоэмоционального напряжения.

Оборудование: презентация, альбомные листы, художественные материалы для творчества, выставка картин художников, картинки со смайликами, загадки, мольберты, специальные световые столы, шкатулки.

В кругу сидят мамы с детьми. Звучит приятная музыка, включена презентация.

Педагоги: Здравствуйте гости дорогие!

  1. Приветствие-игра сдетьми иродителями «Подари улыбку»

Мамам и детям раздаются смайлики из шкатулок.

Педагоги: У каждого из вас сейчас шкатулки с сюрпризом, посмотрите, что в них? Правильно, это смайлики. Ребята, посмотрите, они разные (перечисляем эмоции).

  1. Упражнение вкругу «Разные эмоции»

Педагог-психолог: Какой у вас смайлик? Грустный? (каждый участник называет эмоцию: грустный, веселый, злой, испуганный) А как вы узнали, что он грустный? (опущены глаза, опущен рот)

Педагог-психолог: Ребята, вспомните и расскажите, в каких ситуациях вы чувствовали грусть или радость (каждый участник рассказывает об эмоции смайлика, который ему попался)

Педагог-психолог: Вы наверно замечали ребята, что музыка тоже бывает грустной и веселой? Музыка тоже может выражать эмоции и имеет свой характер, давайте послушаем (звучит веселая и грустная музыка). В соответствии с музыкой дети показывают смайлики.

Педагог-психолог: А как вы определили, что музыка веселая или грустная? Да, веселая музыка — быстрая, зажигательная, а грустная — медленная, плавная.

  1. Игра «Угадай характер музыки» (дети и мамы под музыку изображают ее настроение с помощью движений и мимики)

Педагог: Дети, как вы думаете, когда нам грустно, можно послушать веселую музыку, и у нас поднимется настроение! Правда?

Звучит веселая мелодия и педагог приглашает детей в круг исполнить веселый танец.

Педагог предлагает детям сложить все смайлики обратно в шкатулки.

Педагог-психолог: Ребята, а сейчас я приглашаю всех к песочным столам.

  1. Рисование песком на специальных световых столах

Звучит приятная музыка, звуки природы

  1. Приветствие с песком, релакс, пересыпание и насыпание в ладошки.
  2. Сказка «Туча и солнышко», создание песочной «картины», передача настроения.
  3. Упражнение «Рисуем вместе» (дети и мамы рисуют вместе песочную картину).

Педагог-психолог: я надеюсь теперь у всех радостное настроение? Посмотрите, как улыбаются ваши мамы! Я предлагаю передать свою улыбку друг другу!

  1. Игра вкругу «Поделись улыбкою своей, иона не раз еще ктебе вернется»
  2. Изобразительна деятельность на тему «Загадки иотгадки»

Дети делятся на две команды, педагог раздает листы ватмана, краски.Дети вместе с мамами рисуют отгадки.

Педагог по изобразительной деятельности: Сейчас нам с вами нужно будет отгадать загадки и нарисовать то, что вы отгадали.

Загадки для первой команды:

Н. Шемякина

В небе серое одеяло,

Грозовое покрывало,

Опустилось низко-низко

И над городом повисло.

Вот уже грохочет гром,

Молнии сверкают в нем.

Облака собрались в кучу,

Стали грозовою... (тучей).

Если плачу — не беда,

Вместо слёз течёт вода.

Я такой плакучий

Из-за серой тучи.

(Дождь)

В ней купаться невозможно,

Перепрыгнуть очень сложно.

Нет для белых туфель хуже

Оказаться в грязной…(Луже)

Загадки для второй команды:

Ночью спрячется оно –

Станет во дворе темно.

Утром снова к нам в оконце

Бьётся радостное …(солнце)!

Весной появляется,

А зимой скрывается.

Что это? (трава)

На верхушке стебелька солнышко и облака.

(Ромашка)

Обсуждение «Опишите свою картину»

Педагог по изобразительной деятельности: Что на картине изображено? Какие эмоции они у вас вызывают? Какие цвета вы использовали для рисования отгадок? Ребята, а как вы думаете, цвет может влиять на наши эмоции и настроение? Да, я с вами согласна, холодные цвета (синий, серый зеленый, фиолетовый) – вызывает печаль и грусть, а теплые (желтый, красный, оранжевый) – радость.

http://2.bp.blogspot.com/-1jR5bHPILso/T5hXXNvrtdI/AAAAAAAABx0/cVmQeHkq5-4/s1600/1.jpg

Педагог-психолог: Я предлагаю всем немножко отдохнуть и расслабиться.

Дети и мамы садятся на коврики или подушки.

Релаксация на ковре «Цветотерапия» (презентация смузыкальным сопровождением)

Педагог по изобразительной деятельности: Ребята, к какому жанру изобразительной деятельности можно отнести картины, которые вы нарисовали? Правильно, это пейзаж. А теперь давайте все вместе рассмотрим репродукции картин знаменитых художников.

Выставка картин художников: Морис де Вламинг «Деревня зимой», Клод Моне «Поле маков».

Педагог по изобразительной деятельности: Какие эмоции у вас вызывают эти картины? Какие цвета использует художник для того, чтобы передать настроение картины зрителям?

Педагог по изобразительной деятельности: Да, ребята, обратите внимание, обе картины очень разные, и каждый художник по-своему передает настроение своего пейзажа. Картина «Деревня зимой», художник Морис де Вламинг, написал в холодных, мрачных тонах, передавая атмосферу зимнего ненастья. А художник-пейзажист Клод Моне, наоборот — использовал теплые цвета, для того, чтобы передать радостное настроение и красоту природы. Маленькие крапинки чистого красного цвета, беспорядочно разбросанных по полотну, прекрасно воспроизводят хрупкую красоту и движения колышущихся на ветру маков. Небо на картине написано очень ярким и светлым тоном, что подчеркивает воздушность пейзажа.

Художники управляют нашими эмоциями искусно применяя теплые и холодные тона. Цвет удивительным образом влияет на нашу повседневную жизнь и на нашу речь. Я думаю вам знакомы такие выражения как: «позеленел от злости» или «покраснел от стыда». С помощью цвета можно так же передать характеры героев сказок, например, для отрицательных мы какие выберем цвета? Конечно мрачные и холодные, темные. А для положительных героев? Молодцы, радостные, теплые и яркие цвета, которые приятны нашему глазу.

Педагог по изобразительной деятельности: Теперь я вам предлагаю самим стать настоящими художниками и нарисовать портрет вашей мамы «Мама улыбается» (рисование с натуры).

Дети садятся к мольбертам и приступают к рисованию.

Педагог по изобразительной деятельности: Ребята, скажите, а какие мы с вами будем использовать цвета для передачи радостного настроения мамы? А что вы можете делать для того, чтобы мама чаще улыбалась, и у нее было хорошее настроение? Дети, а как называется картина, на которой изображен человек? Правильно, портрет. Вы можете подарить свои работы мамам.Посмотрите, какие красивые получились портреты мамы!

Рефлексия.

Педагог по изобразительной деятельности: Ребята, какие бывают эмоции? Влияет ли на наши эмоции цвет? я предлагаю нам всем выбрать и показать эмоцию с помощью смайликов, которую вы чувствуете в конце занятия.

Детям и родителям снова выдаются шкатулки.

Педагог-психолог: Я рада, что у всех радостное настроение, и теперь вы знаете, даже если иногда становится грустно, то что вы можете сделать? Да, вы правы, нужно стараться быть жизнерадостными, помогать друг другу, радовать близких, дарить друг другу улыбки, т. е. стараться управлять своими эмоциями, это очень важно.

Пусть радость и уют

Придут в Ваш дом,

А слёзки детские

Исчезнут, как роса!

Тепло, улыбки, доброта

Пусть будут в нём,

И в жизни будут чаще чудеса! (Ю. П. Абашкина)

Литература:

  1. Федосеева М. А. «Развитие эмоциональной и познавательной сферы средствами песочной терапии».\ «Учитель», Волгоград 2015г.
  2. «Практический курс искусства рисования и живописи»\ Еженедельное издание ООО «Деагостини», Москва
  3. Орлова Д. «Школа рисования. Основа рисунка, графика и постель»/ Петербургский центр графики и дизайна «STArt», «Академия» 2011г.
Основные термины (генерируются автоматически): изобразительная деятельность, ребенок, педагог, эмоция, радостное настроение, картина, мама, Ребята, цвет, веселая музыка.

Похожие статьи

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Похожие статьи

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста посредством изобразительного искусства

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Развитие одарённости детей дошкольного возраста посредством творческой игры

Развитие интеллекта у младших школьников с использованием методов арт-педагогики

Знакомство детей раннего возраста с цветом посредством дидактических игр

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством использования ИКТ технологий

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

Развитие количественных представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством информационных технологий

Развитие творческого мышления детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства