Анализ тенденций инновационного развития и предпосылки формирования культуры коммерциализации у магистров техники и технологии
Автор: Мустафина Оксана Альбертовна
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Опубликовано в
международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 534 раза
Библиографическое описание:
Мустафина, О. А. Анализ тенденций инновационного развития и предпосылки формирования культуры коммерциализации у магистров техники и технологии / О. А. Мустафина. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 2. — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1011/ (дата обращения: 16.11.2024).
Коммерциализация научных разработок в современных социально-экономических условиях является неотъемлемой составляющей процесса научно-исследовательской работы. Внедрение научной идеи в конкретное производство – квинтэссенция инновационной деятельности. В свою очередь, сама инновационная деятельность имеет ряд определений.
В перечне Основных направлений политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года (утв. письмом Правительства РФ от 05.08.2005 № 2473п-П7) инновационная деятельность определена как выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии [2].
Под инновационной продукцией в указанном документе понимается результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенные для реализации [2].
Более сжатое и обобщенное определение инновационной деятельности представлено на портале информационной поддержки инноваций и бизнеса «Инновации и предпринимательство».
Инновационная деятельность – совокупность участников и действий участников инновационного процесса, имеющих определенную цель, средства достижения цели, осуществляющих свои функции соответственно своей роли в инновационном процессе и достигающих определенных результатов [6].
Наряду с инновационной деятельностью используется термин инновационный процесс. Тот же источник дает следующее определение.
Инновационный процесс - совокупность состояний инновации, сменяющих друг друга в процессе преобразования начального состояния (например, предложенной маркетинговой, конструкторской или технологической идеи новшества) в конечное состояние (поступившие в потребление, используемые и дающие эффект новые материалы, изделия, методы, технологии). Инновационный процесс охватывает создание новой техники, ее рыночное продвижение, использование и поддержку у потребителя [6].
На всех этапах развития цивилизаций в различных сферах и областях знания человечество неустанно создает и реализовывает инновации. Из спонтанного развития инновации становятся целенаправленной силой, обеспечивающей конкурентоспособность, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и целых государств в мировой экономической системе. Как говорит американский инженер и предприниматель, сооснователь компании Apple Стив Джобс: «Инновация отличает лидера от догоняющего» [5].
Сегодня роль инноваций значительно возросла, первостепенность и важность их внедрения не для кого ни секрет. Наступили десятилетия всеобщей инновационной глобализации стран.
Для России инновационный курс развития страны определен на государственном уровне. В "Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу", утвержденных в 2002 г., переход к инновационному развитию страны был определен как основная цель государственной политики в области развития науки и технологий. Ее приоритетными направлениями были объявлены:
"1) развитие фундаментальной науки, важнейших прикладных исследований и разработок;
2) совершенствование государственного регулирования в области науки и технологий;
3) формирование национальной инновационной системы;
4) повышение эффективности использования результатов научной и научно-технической деятельности;
5) сохранение и развитие кадрового потенциала научно-технического комплекса;
6) интеграция науки и образования;
7) развитие международного научно-технического сотрудничества" [8].
Инвестиции в интеллектуальный капитал в передовых странах являются наиболее эффективным способом размещения ресурсов. Из этого следует, что развитие и структура российского сектора исследований и разработок должны отвечать растущему спросу со стороны ряда сегментов предпринимательского сектора на передовые технологии. Предлагаемые российским сектором исследований и разработок научные результаты мирового уровня должны находить применение в российской экономике, условием чего является восприимчивость российского предпринимательского сектора к инновациям [3].
Принятие подобных документов на федеральном уровне отражает признание того факта, что высшее руководство нашей страны рассматривает интеграционные процессы как одно из приоритетных направлений.
По словам Президента РФ Д.А. Медведева: «… динамичный сектор научных разработок и эффективная коммерциализация технологий – это основа конкурентоспособного промышленного производства в развитых странах. Развитая же инновационная система включает в себя не только инновационные проекты и реализующий их последствия инновационный бизнес, но и исследовательский сектор, сферу образования, то есть все в одном таком большом кластере. Инновационная система – это приводной механизм научно-промышленного развития современных государств. Ее главная задача – обеспечить эффективное прохождение всего инновационного цикла, именно на это работает целая совокупность правовых, экономических, организационных и финансовых инструментов. И к такой модели мы и должны стремиться» [11].
Но с внедрением инноваций связаны и конкретные экономические риски. Инновационный сектор – один из самых опасных и рискованных. Велика вероятность, что деньги будут потрачены впустую, а новый продукт на выходе окажется просто бесполезным – слишком дорогим или даже просто невостребованным покупателями.
На создание новинки могут уйти годы. Вначале надо разработать идею, потом внедрить созданный товар в производство и, наконец, продвинуть на рынок. Нужны значительные ресурсные затраты, внедрение дорогостоящих, иногда узкоспециализированных технологических процессов, использование новейших достижений науки. Ошибка возможна на любой стадии.
Например, маркетинг может оказаться столь дорогим, что сделает невыгодной даже самую удачную инновацию, да и сроки окупаемости бывают достаточно длинными, но в то же время отказаться от расходов нельзя, ведь иначе можно отстать от конкурентов.
В России, где налоговых послаблений для компаний практически нет, инвестиции в инновации опаснее в несколько раз. Неудивительно, что по мировым стандартам отечественный бизнес характеризуется относительно низкой активностью.
По результатам исследования, проведенного Ассоциацией менеджеров, доля инновационно-активных предприятий не превышает 10 – 12%. Средства тратятся в основном на постепенное усовершенствование существующего продукта. В этом признались 43% респондентов. Лишь 16% компаний сообщили, что внедряют нововведения, серьезно изменяющие и улучшающие качество. Совершенствованием производственного процесса, т.е. разработкой новых технологий занимается еще меньшая доля респондентов – всего 9%.
По сравнению с США, порядка 70% ежегодного экономического роста обеспечивается именно за счет разработок новых товаров. Американские компании тратят в год от 10 до 20% чистой выручки на создание или улучшение своих товаров или производственных возможностей [4].
Главное, что усложняет создание новых продуктов – неопределенность результата. Риски инноваций считаются едва ли не самыми серьезными из всех, которые несут предприятия. Впрочем, инновации бывают разными. Каждый может попробовать разработать новинку в соответствии со своими возможностями. Как показывает статистика, 98% всех инноваций – это усовершенствования, улучшения уже существующих товаров и услуг. Риски при внедрении таких разработок гораздо ниже, чем у 2% гениальных инновационных идей.
В целом риск, возникающий в инновационном секторе, включает в себя следующие основные виды рисков:
1. риски ошибочного выбора инновационного проекта;
2. риски финансового обеспечения инновационного проекта;
3. маркетинговые риски текущего снабжения ресурсами;
4. маркетинговые риски сбыта результатов инновационного проекта;
5. риски неисполнения хозяйственных договоров (контрактов);
6. риски возникновения непредвиденных затрат и снижения доходов;
7. риски усиления конкуренции;
8. риски, связанные с недостаточным уровнем кадрового обеспечения;
9. риски, связанные с обеспечением прав собственности на инновационный проект и др. [4].
С возникновением необходимости изучать эти риски и бороться с ними, сформировалась новая область научной мысли, занимающаяся вопросами инновационного развития.
Инноватика как наука и область научно-технической деятельности сегодня получает развитие как методологическая и методическая основа реализации инноваций и коммерциализации научных достижений. Инновационный подход является важной мотивационной компонентой сферы науки и высшего образования, поскольку позволяет коммерциализовать научные достижения.
Основной проблемой для реализации стратегии инновационного развития России в настоящее время остается дефицит кадров для инновационной сферы, способных эффективно объединить интеллектуальные и технологические ресурсы страны и обеспечить коммерциализацию создаваемых новшеств на внутреннем и мировых рынках [9].
Помимо инноватики вопросами подготовки кадров в сфере коммерциализации научных проектов занимаются преподаватели таких учебных программ, как: «Инновационный менеджмент», «Предпринимательство в инновационной деятельности», «Менеджмент в научно-образовательной сфере», «Инновационный малый бизнес», «Управление проектами», «Маркетинг инноваций».
Примеры США и стран Западной Европы показывают, что развитая инновационная система является центром инвестиционного притяжения талантливых ученых и успешных предпринимателей. Ярким подтверждением успешного альянса науки и производства и, как следствие, развития трансфера технологий в США служит закон Бэя-Доула, принятый в США в 1980 г., который совершил революцию в американской индустрии высоких технологий. Он заставил университеты патентовать результаты исследований, проведенных за счет бюджетного финансирования и внебюджетных фондов, а также заниматься их коммерциализацией [10].
После принятия Акта Бэя-Доула в США действительно наблюдался резкий всплеск инновационной деятельности. Застой 1960-1970-х гг. сменился быстрым ростом числа ежегодно выдаваемых патентов: за 20 лет их количество увеличилось более чем в два раза. Акт Бэя-Доула не только позволил передавать созданную на федеральные деньги интеллектуальную собственность университетам, но и разрешил эксклюзивное лицензирование изобретений, что является ключевым условием их коммерциализации. Такой комплексный подход дал положительные результаты.
В результате к трем традиционным пунктам в миссии каждого американского университета: обучение, исследование и работа на благо общества - добавился четвертый - инновации. Стали бурно расти совместные предприятия, созданные учеными и венчурными бизнесменами. Сформировался новый сектор — в США около 150 000 центров «трансфера технологий», занимающихся привлечением инвесторов и внедрением разработок в промышленность [1, с. 98-99].
Успех инновационных компаний способствует существенному подъему социального статуса научной деятельности, привлечению в науку активной молодёжи, повышению внутренней мотивации молодых исследователей. Активная мотивация молодежи заниматься научной деятельностью во многом зависит от примеров успеха предпринимателей, лично показавших возможность сочетания научной и коммерческой деятельности. Это способно увеличить приток молодежи в сферу науки.
Для России характерна проблема низкой популярности научно-исследовательской деятельности. С 1990 г. и вплоть до 2007 года в России наблюдается резкое падение престижа профессии ученого. По данным Института социологии Российской академии наук, в 2007 г. профессия ученого является престижной в оценках только 8% жителей страны [7].
В то же время в США по результатам исследований, направленных на ранжирование профессий исключительно по степени престижности, профессия ученого является самой престижной для 51% населения, весьма престижной - для 25% и престижной для 20% [12].
Таким образом, перед Россией стоят две важные задачи: перейти на инновационный путь развития, интегрируя взаимодействие 3 ключевых субъектов инновационного рынка: бизнеса, образования и науки, и подготовить профессиональные кадры для инновационной сферы, готовые и способные осуществлять трансфер технологий.
Кадровый вопрос последовательно решает система высшего профессионального образования. С 2010 года система российского высшего профессионального образования практически полностью идентична европейской системе. Преобладающее большинство специальностей высшего профессионального образования переведены на двухуровневую модель обучения «бакалавр-магистр» в соответствии с правилами вхождения в Болонский процесс.
Львиную долю деятельности высшего учебного заведения в России по праву занимает научно-исследовательская деятельность. Исследователи, независимо от статуса - студенты или профессора, активно вовлеченные в процесс генерации научных идей, в процессе работы формируют в себе культуру теоретического исследования и экспериментальной деятельности.
Наряду с общей подготовкой и образованностью специалиста и указанными выше видами культуры, исследователю необходимо формировать в себе культуру коммерциализации, как основной рычаг для внедрения инноваций в реальное производство. Культура коммерциализации создает платформу для осуществления научно-исследовательской деятельности ученых. Исходя из этого, можно предположить, что носителями культуры коммерциализации являются исследователи, занимающиеся научной работой.
Именно на этапе научной деятельности необходимо формировать и развивать в будущих ученых культуру коммерциализации идей. Бакалавр, получая только общепрофессиональные знания и не имея узкого профиля научных интересов, не так заинтересован и не осознанно подходит к процессу формирования культуры коммерциализации научной деятельности.
В свою очередь магистр техники и технологии, определившись с направлением научной деятельности, осознанно ищет возможность реализовать свою идею, донести ее до инвестора, таким образом, становится потенциальным носителем культуры коммерциализации.
Рассматривая вопросы формирования культуры коммерциализации, необходимо обратиться к сущности данной дефиниции, ее структурной характеристике и особенностям развития.
Процессу научного познания присуще состояние, характеризующее стремление исследователя сделать свою научную идею инвестиционно привлекательной, довести свое ноу-хау до конкретного покупателя, другими словами, коммерциализовать проект.
Это желание и является проявлением «культуры коммерциализации». Исследователю она помогает, во-первых, выработать стратегию для привлечения дополнительного финансирования к результатам научно-исследовательской деятельности. Во-вторых, определиться с тактическими действиями необходимыми для грамотного позиционирования своих разработок. В-третьих, осуществить комплекс маркетинговых мероприятий, способствующих выходу на рынок и достижению той самой коммерциализации, при которой научная идея становится инвестиционно привлекательной и превращается в объект рыночных отношений.
Из выше сказанного, мы определили, что «культура коммерциализации» должна формироваться у исследователя в процессе развития его научно-исследовательской работы. Иначе говоря, будущий магистр техники и технологий, ведущий активную научно-исследовательскую работу также нуждается в знаниях основ и методов коммерциализации научных идей, способствующих достижению стадии передачи своей научной мысли реальному производству, как и именитый профессор, притворивший в жизнь свыше десятка инновационных разработок.
Анализируя основные образовательные программы, рассматривающие вопросы подготовки специалистов к деятельности, связанной с коммерциализацией научных идей и трансферу технологий, которые представлены в ведущих технических университетах России, мы обнаружим подробное рассмотрение экономической составляющей процесса коммерциализации, детальное изучение механизмов государственного регулирования трансфера технологий, но фактически полное отсутствие конкретных инструментов и тактик реализации подобных проектов.
Литература: Гуриев С.М. Мифы экономики: Заблуждения и стереотипы, которые распространяют СМИ и политики. - М.: «Альпина Бизнес Букс», 2006. - С. 98-99. Нормативный документ «Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года»: утв. письмом Правительства РФ от 05.08.2005 N 2473п-П7
Шудегов В. Е. Интеграция науки и образования как необходимое условие инновационного развития экономики России. Высшее профессиональное образование и кадровая политика в современной России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2006. N 25(313)
Архипова Т.Ю., Селиванова А.О. Риски в инновациях // Университетские исследования: электрон. многопредм. науч. журн. Пермского государственного университета. 2010. URL: http://www.uresearch.psu.ru/main/index.php (дата обращения: 29.07.2011).
Бизнес-цитатник [Электронный ресурс]: тема инновации. URL: http://www.business-citation.ru
Инновации и предпринимательство [Электронный ресурс]: инновации для предпринимателей. URL: http://www.innovbusiness.ru/content/document_r_71BE271C-66C2-4292-B611-988686BB5C15.html
Официальный сайт Института социологии РАН [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru
Официальный интернет-сайт Президента Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru
Официальный сайт Санкт-Петербургского Государственного Политехнического Университета [Электронный ресурс]: факультет инноватики. URL: http://www.ii.spb.ru/material/baza/3_13.doc
Свободная энциклопедия Википедия [Электронный ресурс]: акт Бэя-Доула. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/Bayh%E2%80%93Dole_Act
Федосеев Р. Медведев ставит на инновации // Взгляд деловая газета: сетевое издание. 2008. URL: http://www.vz.ru/economy/2008/4/18/161050.html (дата обращения: 01.06.2011).
Jones D. Are you proud of your job? Prestige affects employee satisfaction // USA Today. 24.05.2005. URL: http://www.usatoday.com