Автор: Авсиевич Виталий Николаевич

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 01.04.2016

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 21-23.



Модель системы управления учебно-тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста спортсменов

Авсиевич Виталий Николаевич, докторант PhD, преподаватель

Казахская академия спорта и туризма

Статья затрагивает одну из составляющих системы управления учебно-тренировочным процессом спортсменов в пауэрлифтинге, а именно необходимость учета физиологического развития опорно-двигательного аппарата и биологического возраста юношей при занятиях пауэрлифтингом.

Ключевые слова: управление, тренировочный процесс, пауэрлифтинг, юноши, биологический возраст.

Для организации системы управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге и дальнейшего ее совершенствования нужно обеспечить системный подход, при котором в первую очередь должны быть определены конкретные тренировочно-соревновательные цели и соответствующие их достижению задачи тренировочной деятельности.

Управление тренировочным процессом юношей осуществляется тренерским составом и специалистами сопровождения (физиологами, врачами, диетологами и т.д) при активном участии юных спортсменов и предусматривает две важнейших составляющих:

 сбор данных о состоянии организма юных спортсменов и уровне их биологического развития, реакции физиологических функциональных систем на тренировочные нагрузки, степень нагрузки на соревнованиях и т. д.;

 анализ полученных данных на основе сопоставления фактических спортивных результатов, разработка, планирование и распределение тренировочной нагрузки обеспечивающей достижение заданного тренировочного эффекта при полном сохранении уровня здоровья.

Для управления тренировочным процессом основным моментом служат данные о функциональных возможностях организма юных спортсменов, изменениях их физиологического состояния, информация о которых поступает от специалистов, наблюдающих за состоянием организма спортсменов к тренеру.

Рис. 1. Основные составляющие методики управления тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом

Как видно из рисунка 1, разработанная методика управления тренировочным процессом включает в себя 5 основных составляющих.

Центральное место в методике управления тренировочным процессом занимает метод разделения юношей по биологическому возрасту. Оптимальность тренировочной нагрузки, а также ее интенсивность определяются темпами биологического развития и уровнем функционального состояния организма спортсмена. Учет биологического возраста необходим для индивидуализации тренировочных нагрузок и является важнейшим условием эффективности управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге.

Уже на этапе отбора спортсменов необходимо учитывать темп биологического развития каждого спортсмена. Формировать группы исключительно из акселератов, как показали исследования не целесообразно. Группы должны включать спортсменов всех типов биологического развития, с дальнейшем распределением тренировочной нагрузки, как в соревновательных, так и во вспомогательных упражнениях пауэрлифтинга.

Постоянный контроль за функциональным состоянием организма юных спортсменов является основной составной частью системы управления тренировочным процессом в пауэрлифтинге и обеспечивает эффективность воздействия тренировочной методики, направленной на достижение не только высоких спортивных результатов, но и на сохранение уровня здоровья.

Функциональная подготовка включает в себя развитие таких систем организма, как ОДА, ССС и дыхательная система за счет соотношения средств ОФП и СФП, а также включения комплекса упражнений на развитие общей и специальной силовой выносливости, общих скоростных и скоростно-силовых способностей, а также упражнений на развитие гибкости.

Наиболее информативными и приемлемыми средствами и методами функционального контроля являются следующие показатели: рост и масса тела, ЧСС, СОК, МОК, ЖЕЛ, ИМТ, ОКГ.

Врачебно-педагогический контроль включает в себя комплекс диагностических наблюдений на основе ИФСС и профилактические меры, направленные на минимизацию спортивного травматизма.

Техническая подготовка основывается на учете анатомо-физиологического строения организма юношей при различных темпах биологического созревания, с дальнейшей коррекцией выполнения соревновательных упражнений пауэрлифтинга в зависимости от развития функциональных систем.

Психологическая подготовка используется, прежде всего как основа системы воспитания юношей, а затем уже как способ повышения готовности к тренировочной и соревновательной деятельности.

При различных темпах биологического развития, юноши специализирующиеся в пауэрлифтинге определяются различными антропометрическими данными и медико-биологическими показателями физиологических систем организма (ОДА, ССС, ЦНС), собственно силовыми и скоростно-силовыми показателями, различным уровнем общей и специальной силовой выносливости, а также гибкости и координационных способностей, что следует учитывать в тренировочном процессе и выборе отдельных видов силовых упражнений, определении объема и интенсивности физических нагрузок как в общефизической, так и в специальной подготовке. Управление тренировочным процессом и практическую реализацию тренировочных планов рекомендуется осуществлять с учетом установленных фактов взаимосвязи динамики морфофункциональных (физиологических) показателей юных спортсменов, занимающихся пауэрлифтингом с темпами биологического развития. Указанный фактор следует также учитывать на этапе отбора спортсменов. Темп развития возрастных физиологических перестроек в организме, связан с воздействием тренировочных нагрузок в пауэрлифтинге и находится под определенным влиянием темпов биологического развития юношей. Характеристики, обусловленные темпами биологического развития организма в данный момент, тесно переплетаются с признаками психологического развития юношей, возникающими в результате эффекта тренированности и адаптации организма к силовым нагрузкам [1].

Развитие силовых способностей должно проходить в особом, щадящем режиме, когда к обычным требованиям к тренировочному процессу добавляется ещё одно — соблюдение максимальной осторожности при выполнении силовых упражнений, приводящим к микротравмам опорно-двигательного аппарата — которые, накапливаясь в формирующемся организме юношей, могут через несколько лет стать причиной серьёзного ухудшения состояния их здоровья.

Основные методические разработки представлены нами ранее [2–4].

Разработанная методика управления тренировочным процессом юношей в основе, которой лежит учет темпов их биологического созревания позволяет оптимизировать процесс развития собственно-силовых и скоростно-силовых способностей в тренировочном периоде, без ущерба для физиологических данных характеризующих уровень возрастного развития и физического состояния организма, занимающихся пауэрлифтингом.

Высокая эффективность разработанной методической системы развития силовых способностей у юношей подтверждает гипотезу нашего исследования. Ее значение подтверждается существенным повышением уровня развития силовых способностей юношей и результатом в соревновательных упражнениях. Полученные результаты настоящего исследования могут быть использованы в силовой подготовке юношей, различных вариантов биологического развития в пауэрлифтинге, тяжелой атлетике и других силовых видах спорта, как основа для подготовки спортсменов высокого класса.

Разработанная методика, включающая в себя определенные тренировочные параметры во всех трех соревновательных упражнениях пауэрлифтинга для каждого темпа биологического возраста, является более эффективной, по сравнению с традиционной методикой подготовки юных спортсменов и существенно снижает вероятность риска травмирования межпозвоночных дисков и связочно-суставной системы, так как снижается величина давления на опорно-двигательный аппарат.

Литература:

  1. Авсиевич В. Н. Метод распределения тренировочной нагрузки в соревновательных упражнениях у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, с учетом биологического возраста // Молодой ученый_. — 2016. — № 3. — С. 1018–1021.
  2. Авсиевич В. Н. Методика тренировки становой тяги у юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста // Молодой ученый_. — 2016. — № 4. — С. 318–321.
  3. Авсиевич В. Н. Методика развития силовых способностей в приседании со штангой в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юношей // Молодой ученый_. — 2016. — № 5. — С. 761–765.
  4. Авсиевич В. Н. Методика развития силовых способностей в жиме лежа в пауэрлифтинге с учетом биологического возраста юных спортсменов // Молодой ученый_. — 2016. — № 5. — С. 765–768.
Основные термины (генерируются автоматически): биологического возраста, управления тренировочным процессом, биологического развития, процессом юношей, тренировочным процессом юношей, юных спортсменов, учетом биологического возраста, биологического возраста юношей, учета биологического возраста, темпами биологического развития, организма юных спортсменов, основе учета биологического, развития силовых способностей, тренировочной нагрузки, развития юношей, биологического развития юношей, учебно-тренировочным процессом юношей, системы управления, биологического возраста спортсменов, различных темпах биологического.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос