Автор: Авсиевич Виталий Николаевич

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (124) октябрь-2 2016 г.

Дата публикации: 12.10.2016

Статья просмотрена: 68 раз

Библиографическое описание:

Авсиевич В. Н. Определение биологического возраста в системе организации тренировочного процесса у юных спортсменов в пауэрлифтинге // Молодой ученый. — 2016. — №20. — С. 759-761.



Управление тренировочным процессом является достаточно эффективным, если средства, составляющие его, обладают полноценным тренирующим эффектом и приводят к значимым адаптационным изменениям [1].

Как показывает анализ мнений авторов на систему организации тренировочного процесса в пауэрлифтинге, количество подходов и число повторений отдельных упражнений в пауэрлифтинге могут принимать различные значения в зависимости от:

– возраста спортсменов;

– квалификации спортсменов;

– этапов и направленности спортивной подготовки[2–4].

В основном авторы рекомендуют регулировать силовую нагрузку в соответствии с возрастом, спортивной квалификацией и цикличностью соревновательной деятельности спортсменов. При этом они не берут в расчет то, что при одинаковом возрасте спортсмены могут иметь разные темпы биологического созревания, соответственно различный уровень функциональной готовности организма к нагрузкам, что требует внесения корректировок в нагрузочную стоимость силовых тренировок для адекватной адаптации, повышения функциональной готовности.

Как одним из основных факторов всестороннего и гармоничного формирования личности выделяют учет возрастных особенностей физического развития. В педагогике эти проблемы активно исследовались на протяжении последнего полувека. Изучение закономерностей физического развития юношей были в центре внимания многих физиологов, врачей, гигиенистов, тренеров [5–7].

Каждому человеку присущ собственный темп индивидуального развития. Юноши, имеющие одинаковый календарный возраст, могут реально находиться на разных этапах возрастного развития. Несоответствие календарного и биологического возраста позволяет оценить темп индивидуального развития [8].

Ранее проведенными исследованиями нами было определено, что:

– — юные спортсмены — пауэрлифтеры акселераты превосходят спортсменов медиантов по величине антропометрических данных (в росте на 2,6 %, в весе на 15,1 %, ОКГ на 11,3 %) и в значительной степени превосходят в указанных данных ретардантов (в росте на 8,8 %, в весе на 27,6 %, ОКГ на 22,6 %);

– спортсмены — пауэрлифтеры акселераты значительно превосходят ретардантов в физиологических показателях кардио-респираторной системы (в ЖЕЛ на 41,9 %, МВЛ 10,5 %, СОК 30,1 %, МОК 20,7 %) в, различия в данных показателях между акселератами и медиантами менее выражены (в ЖЕЛ на 23,3 %, МВЛ 3,3 %, СОК 22,9 %, МОК 17,24 %), ЧСС в покое у акселератов ниже чем у медиантов на 5,6 %, и ниже чем у ретардантов на 12,7 %;

– характеристики собственно-силовых способностей достоверно выше у спортсменов медиантов по сравнению с юношами акселератами (в подтягивании на перекладине на 21,4 %, в отжиманиях на 12,5 %) и ретардантами (в подтягивании на перекладине на 42,8 %, в отжиманиях на 31,3 %);

– ретарданты опережают акселератов по уровню скоростных способностей в упражнениях ОФП на 9,8 % в челночном беге 4× 9 м, на 3,7 % в беге на 60 м. Различия между медиантами и ратардантами менее выражены [9].

Нами был проведен педагогический эксперимент с участием двух групп контрольной (КГ) и экспериментальной (ЭГ). В КГ применялась общепринятая методика тренировок без разделения испытуемых в зависимости от темпов биологического созревания организма, в ЭГ напротив данное разделение было применено соответственно биологическому созреванию и распределялась тренировочная нагрузка. Методика распределения тренировочной нагрузки подробно представлена в учебно-методическом пособии [10].

При определении корреляционной зависимости (взаимосвязи силовых показателей в трех соревновательных упражнениях и морфофункциональных показателей юношей было выявлено следующее (таблица 1):

  1. Силовые показатели в сумме тех упражнений имеют тесную положительную взаимосвязь с показателями экскурсии грудной клетки, систолического объема крови, специальной физической работоспособности (по адаптированному тесту Кармана В. Л.) и показателями специальной силовой выносливости, как в КГ так и в ЭГ. В ЭГ отмечается тесная положительная взаимосвязь силовых показателей и жизненной емкости легких. В КГ отмечается тесная положительная взаимосвязь силовых показателей и окружности грудной клетки, а также максимальной вентиляции легких.
  2. Силовые показатели в сумме трех упражнений в КГ и ЭГ имеют среднюю взаимосвязь с показателями массы тела, максимального потребления кислорода, минутного объема крови, показателями тензометрии (по силе разгибателей плеча, разгибателей и сгибателей бедра). Средняя взаимосвязь в КГ отмечается по таким показателям как ЖЕЛ, в экспериментальной группе ОКГ и МВЛ.
  3. Слабая взаимосвязь в КГ и ЭГ отмечается между силовыми показатели и показателями общей физической работоспособности (по тесту PWC170).
  4. Не выявлено положительной взаимосвязи между ростом, индексом массы тела, частотой сердечных сокращений и силовыми показателями по сумме трех упражнений.

Таблица 1

Определение корреляции между силовыми показателями юношей по сумме трех упражнений иосновными морфофункциональными показателями КГ иЭГ

Показатели

КГ(r)

ЭГ(r)

Р

Рост (см)

-0,2

-0,25

< 0,05

Масса тела (кг)

0,39

0,3

< 0,05

Индекс массы тела

-0,12

-0,10

< 0,05

Жизненная емкость легких (л)

0,69

0,70

< 0,05

Окружность грудной клетки (см)

0,71

0,67

< 0,05

Экскурсия грудной клетки (см)

0,72

0,70

< 0,05

Максимальная вентиляция легких, (л/мин)

0,70

0,66

< 0,05

Частота сердечных сокращений, (уд/мин)

-0,20

-0,27

< 0,05

Систолический объем крови, (мл)

0,73

0,71

< 0,05

Минутный объем крови, (л)

0,60

0,51

< 0,05

Максимальное потребление кислорода, (мл/мин/кг)

0,52

0,59

< 0,05

Показатели общей ФРа (тест PWC170)

0,23

0,28

< 0,05

Показатели специальной ФРа

0, 85

0,88

< 0,05

Опробовав и протестировав разработанную методику, на основании статистических данных проведенного педагогического эксперимента можем сделать вывод о том, что спортсмены ЭГ, использовавшие ее, показали результат значительно выше КГ. Результат по сумме троеборья в экспериментальной группе превысил результат в контрольной группе на 56,3 кг (15,4 %), при достоверном уровне значимости (Р < 0,05).

Учет биологического возраста позволяет регулировать адекватность воздействия тренировочной нагрузки на метаболизм юных спортсменов. При чрезмерной нагрузки в организме преобладают катаболические процессы, идет усиленный распад белка, значительно повышается нагрузка на гормональную и выделительную систему, что в результате приводит не только к снижению спортивных результатов, но и опасно для здоровья юных спортсменов. Соответственно при адекватной нагрузке метаболические процессы сдвигаются исключительно в анаболическую сторону, что позволяет получать не только положительный тренировочный эффект и высокие спортивные результаты, но и что очень немаловажно сохранять и повышать уровень здоровья.

Вывод. Различия в биологическом созревании должны учитываться при определении уровня содержания общефизической подготовки и специальной физической подготовки в общем объеме тренировочной нагрузки в пауэрлифтинге, что позволит подготовить юных спортсменов не только к занятиям силовыми видами спорта, но к общей спортивной деятельности, если атлеты через некоторое время занятий примут решение поменять спортивную специализацию.

Литература:

  1. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособ. для вузов. — М.: Академия, 2000. — 480с.
  2. Шейко Б. И. Методика планирования для начинающих пауэрлифтеров // Мир силы. — 2008. — № 4. — С.28–29.
  3. Остапенко Л. А. Силовое троеборье: особенности тренировочного процесса на этапе отбора и начальной подготовки: учебное пособие. — М.: Физкультура и спорт, 2002. — 150 с.
  4. Коршунова А. В. Пауэрлифтинг: учеб.-метод. рекомендации. — Хабаровск, 1998. — 22 с.
  5. Вавилов Ю. Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. — 1995. — № 4. — С.54–60.
  6. Кофман Л. Б., Кабачков В. А., Тяпин А. Н., Пузырь Ю. П., Захаров Л. А. Тест-программа физической подготовленности учащейся молодежи»: Руководство по проведению тестирования физической подготовленности учащихся. Стандартные тесты для оценки развития двигательных качеств учащихся 6–17 лет. — М., 1998. — 18 с.
  7. Вирабова А. Р. Гигиенические принципы личностно-ориентированного обучения детей и подростков: концепция, структура, здоровьесберегающие педагогические технологии, ресурсы: автореф.... док. мед. наук. — М., 2006. — 47 с.
  8. Марютина Т. М., Ермолаев О. Ю. Введение в психофизиологию.- М., 1997.- 240 с.
  9. Avsiyevich V. Morpho-functional measures and athletic performance dynamics in male adolescents engaged in powerlifting taking into account biological developmental rate // Middle east journal of scientific research. — 2013. — V. 16- Iss. 9.- Р. 1264–1268.
  10. Авсиевич, В. Н. Управление тренировочным процессом юношей, занимающихся пауэрлифтингом, на основе учета биологического возраста: учебно-методическое пособие / В. Н. Авсиевич. — Казань: Изд-во «Бук», 2016. — 100 с.
Основные термины (генерируются автоматически): юных спортсменов, биологического возраста, взаимосвязь силовых показателей, сумме трех упражнений, положительная взаимосвязь силовых, тренировочного процесса, тесная положительная взаимосвязь, тренировочной нагрузки, организации тренировочного процесса, Управление тренировочным процессом, темп индивидуального развития, спортсменов медиантов, биологического созревания, физической работоспособности, метаболизм юных спортсменов, специальной физической, показателями общей физической, здоровья юных спортсменов, возраста спортсменов, показателями специальной силовой.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос