Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Система образования

Опубликовано в

VII международная научная конференция «Педагогика: традиции и инновации» (Челябинск, январь 2016)

Дата публикации: 25.12.2015

Статья просмотрена: 622 раза

Библиографическое описание:

Рахматов, А. А. Направления совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта на примере учебной дисциплины «Профессиональный спорт» / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогика: традиции и инновации : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, январь 2016 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2016. — С. 10-12. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/186/9393/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Постановка проблемы. Процессы глобализации и евроинтеграции общества, миграция спортсменов, тренеров и других специалистов нашей отрасли, конкурентоспособность на рынке труда предъявляет особые требования к структуре подготовленности специалистов олимпийского и профессионального спорта, а также к совершенствованию системы специального образования. Особое значение для развития спортивного движения в Украине имеет формирование объективной системы знаний в области спорта.

Цель работы: определение путей совершенствования подготовки кадров в сфере физической культуры и спорта с учетом запросов отрасли на материале учебной дисциплины «Профессиональный спорт».

Результаты исследований и их обсуждение. Концептуальные основы развития физкультурного образования неразрывно связанные с определением стратегических целей и оперативных задач, разработкой технологии социально-педагогического проектирования и дидактического моделирования, гуманизацией образовательной практики. В наше время теряют перспективность традиционные модели образования, направленные на реализацию репродуктивных методов обучения. К приоритетным нужно отнести методы, направленные на создание условий для максимальной реализации творческих способностей студентов. Сегодня возникает потребность изменить стратегические цели образования, переместить акцент с процесса приобретения совокупности отдельных знаний на формирование личностных качеств, которые выступают и как цель, и как средство подготовки к будущей профессиональной деятельности. Важнейшими целями системы образования являются: творческая деятельность специалиста, способность к гибкой переориентации в соответствии с изменениями в системе социальных и культурных институтов; формирование личностных качеств, определяющих не только профессиональные характеристики, но и образ мышления, уровень культуры и интеллектуальное развитие специалиста. Как компонент системы специального образования учебная программа дисциплины «Профессиональный спорт» существенно отражается на процессе подготовки будущих специалистов, позволяя существенным образом расширить объем и качество профессиональных знаний, а также возможность их практического применения в непростой для нашей страны период перехода от административно-командной системы к цивилизованным рыночным отношениям.

Предметной областью дисциплины «Профессиональный спорт» является изучение истории возникновения и развития профессионального спорта, его влияние па личность и общество; влияние социально-экономического состояния общества на развитие профессионального спорта; взаимосвязь профессионального спорта с другими сферами общественной деятельности; характеристика видов профессионального спорта; определение оптимальной организационной структуры профессионального спорта, его экономических и правовых основ; обоснование эффективных методов отбора и подготовки спортсменов; анализ состояния и перспектив развития профессионального спорта в мире, в том числе в России и Украине. Цель учебной дисциплины — формирование знаний в сфере профессионального спорта, которые будут содействовать более глубокому пониманию, расширению представления о своей профессии и применению их на практике.

Для преподавания дисциплины разработан и реализован специальный комплекс организационного и научно-методического сопровождения. Кроме того, в 2000 году под общей редакцией С. Гуськова и В. Платонова вышел первый и единый в мире фундаментальный учебник «Профессиональный спорт», а в 2013 г. второе издание.

Введение в учебный план университета специальной дисциплины обусловлено наличием существенных проблем в области физической культуры и спорта, а именно тем, что выпускник вуза должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые позволят ему ориентироваться в тонкостях требований, предъявляемых современными условиями. Для системы физкультурного образования чрезвычайно важным является всестороннее отражение процессов и явлений, происходящих в сфере физической культуры и спорте высших достижений, а также в направлении практического применения знаний, которые получены студентами во время обучения в вузе.

Учебная программа дисциплины разработана в соответствии с Болонскими требованиями (кредитно-модульная система), согласно которой на ее преподавание на четвертом году обучения (4 курс, 7 семестр) на факультетах дневного отделения Университета отведено 90 часов. Соответственно объему информации и сложности материала для овладения знаний по модулям программы предусмотрено выделение разного количества учебных часов. Дисциплина «Профессиональный спорт» в сокращенных вариантах включена в учебные планы факультетов здоровья, физического воспитания, туризма, менеджмента и заочного обучения. Для студентов магистратуры также предусмотренные учебные часы по проблемам профессионального спорта. Таким образом, все студенты, обучающиеся в НУФВСУ, получают комплексные знания о профессиональном спорте.

Процесс воспитания, развития и совершенствование у студентов комплекса индивидуальных способностей реализуется последовательно во время проведения лекций, семинарских и практических занятий, предусмотренных программой дисциплины. Для достижения поставленных целей были разработаны и применяются ситуационные задачи и ролевые игры по каждой теме учебной программы.

Своевременность перестройки системы специального образования подтвердилась появлением многочисленных профессиональных организаций, механизм функционирования которых принципиально отличается от олимпийского спорта. Как показывает передовой опыт (мировой и в странах СНГ), эффективность системы образования играет значительную роль в успешной трудовой деятельности специалистов на рынке услуг. Поэтому перестройка данной системы в НУФВСУ заранее предусматривала реализацию тесной взаимосвязи между достижением цели и приоритетов специального образования с определением конкурентной стратегии физкультурно-спортивной сферы в целом. Разработанный алгоритм, который прошел апробацию в учебном процессе, предусматривает реализацию пяти основных методических положений: разработку и применение модельных характеристик деятельности специалистов; использование ситуационного подхода во время моделирования управленческих задач; организацию обучения по модульному принципу; формирование у студентов образа мышления, содействующего реализации современных достижений в разных областях науки и практики; совершенствование системы контроля профессиональной пригодности будущих специалистов в учебном процессе.

Современные требования, предъявляемые к структуре подготовки специалистов достаточно высоки. Однако, несмотря на системное и последовательное внедрение в процесс подготовки новейших методов обучения, следует отметить наличие отдельных проблем, устранение которых повысит уровень профессиональной подготовленности выпускников. Одну группу проблем составляют особенности постсоветской системы образования и влияние на нее негативных традиций, формировавшихся десятилетиями по принципу: главное диплом, а не знания. Ко второй группе проблем относятся: специфика физкультурных вузов и особенности специальности «олимпийский и профессиональный спорт». Здесь надо четко понимать, что высшие учебные заведения готовят научно-педагогические кадры, а не спортсменов, что обусловливает уровень научно-исследовательской и научно-педагогической направленности процесса обучения.

Выводы. Функционирование профессионального спорта принципиально отличается от олимпийского, что в обязательном порядке должно быть отражено в системе подготовки кадров в высших и средних специальных учебных заведениях отрасли знаний 0102 Физическое воспитание, спорт и здоровье человека, направление подготовки 6.010202 «Спорт», образовательно-квалификационный уровень — бакалавр. Существенным повышением эффективности данной системы является введение дисциплины «Профессиональный спорт» в учебный план НУФВСУ (1994 г.), что позволило сформировать объективную систему знаний, всесторонне отразить процессы и явления, происходящие в физической культуре и спорте высших достижений — сферах практического приложения знаний, получаемых студентами во время обучения в вузе. Традиционная модель образования, направленная на реализацию репродуктивных методов обучения, в наше время теряет перспективность, в результате чего целесообразно изменить стратегические цели образования, переместить акценты со знании специалиста на его личностные качества, одновременно выступающие и как цель, и как средство его подготовки.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный спорт, специальное образование, физическая культура, объективная система знаний, репродуктивный метод обучения, традиционная модель образования, учебная дисциплина, учебный процесс, Физическое воспитание, физкультурное образование.

Похожие статьи

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Оптимизация процессов воспитания и образования в сфере профессионально-прикладной физической подготовки учащихся в высших учебных заведениях

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Воспитательная работа с молодежью в организациях среднего профессионального образования и ее отражение на официальных сайтах учреждений СПО

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров

Похожие статьи

Развитие общих компетенций в ходе освоения дисциплины «Экологические основы природопользования» в учреждениях среднего профессионального образования

Условия профессионально-педагогической самореализации в контексте формирования культуры самостоятельной работы педагога по физической культуре

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Специфика самореализации педагогов по физической культуре в условиях непрерывного профессионального образования

Оптимизация процессов воспитания и образования в сфере профессионально-прикладной физической подготовки учащихся в высших учебных заведениях

Исследовательская деятельность обучающихся в условиях реализации Федеральных государственных образовательных стандартов

Методика преподавания общеобразовательной дисциплины «Математика» с учетом профессиональной направленности в учреждениях СПО

Мотивационное обеспечение учебно-воспитательного процесса с использованием технологии спортивно-ориентированного физического воспитания в вузе

Воспитательная работа с молодежью в организациях среднего профессионального образования и ее отражение на официальных сайтах учреждений СПО

Построение учебного процесса в системе повышения квалификации педагогических кадров